Характеристика основных и вспомогательных методов изучения семьи, требования к их применению.
учебно-методический материал на тему

Ершова Евгения Викторовна

Семья – микросоциум, в котором ребенок не только живет, в нем формируется его личностные и нравственные качества, отношение к миру людей и представления о характере межличностных отношений.

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

В данной презентации дается характеристика основных методов изучения семьи, и как их использовать в своей практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_izucheniya_semi.pptx538.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика основных и вспомогательных методов изучения семьи, требования к их применению Выполнила: Ершова Евгения Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад №6 Комбинированного вида

Слайд 2

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Семья – микросоциум , в котором ребенок не только живет, в нем формируется его личностные и нравственные качества, отношение к миру людей и представления о характере межличностных отношений.

Слайд 3

Характеристика основных методов изучения семьи (наблюдение, эксперимент), требования к их применению НАБЛЮДЕНИЕ Основные принципы этого метода заключается в следующем: - максимально фиксируются объективные внешние проявления; - реализуется наблюдение непрерывного процесса, а также отдельные его компонентов; - запись проводится избирательно.

Слайд 4

Характеристика основных методов изучения семьи (наблюдение, эксперимент), требования к их применению ЭКСПЕРИМЕНТ Это комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Эксперимент позволяет обнаружить повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи между явлениями, т.е. изучать закономерности, характерные для педагогического процесса (Ю.К. Бабанский ).

Слайд 5

Характеристика второстепенных методов изучения семьи (тест, опрос, беседа), требования к их применению ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ Это методики, которые характеризуются кардинальные черты личности – психические свойства индивида. Их выявление позволяет определить направленность личности, в рамках которой раскрываются особенности ее потребностей, мотивов и целей. Для реализации целей исследования – изучение личностных характеристик родителей.

Слайд 6

СМОЛ (СМИЛ) – модифицированный вариант стандартизированного личностного опросника MMPI . 16-факторный личностный опросник Р,Б.Кеттелла . методика аутоидентификации акцентуаций характера по характерологическим портретом Э.Г.Эйдемиллера . методика PARI , позволяющая охарактеризовать как внутрисемейные, так и родительско-детские отношения. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин ) Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова)

Слайд 7

ТЕСТ Цветовой тест М.Люшера предназначен для изучения эмоциональных характеристик отношений человека к значимым для него людям и определяет как сознательный, так и частично неосознанный уровень этих отношений. Тест - это проба, испытание, один из способов психологической диагностики уровня развития психических процессов и свойств человека.

Слайд 8

Характеристика второстепенных методов изучения семьи (тест, опрос, беседа), требования к их применению БЕСЕДА Беседа - это целенаправленная разговор с целью выяснения представления или понимания ним явлений природы и общества, научных вопросов, взаимозависимости, причин и следствий, убеждений, идеалов, идейной направленности.

Слайд 9

Особенности беседы, её подготовка и проведение: более свободный характер организации, содержания, отношений между собеседниками в отличие от интервью; составление плана беседы с выделением ключевых вопросов; умение педагога слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины; умение педагога обращать внимание не только на слова родителей, но и на интонации, мимику, пантомимику, жесты, эмоциональные реакции; проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей; умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитания ребёнка; фиксирование хода и содержания беседы с помощью записей, магнитофона, диктофона и др.; непременное сопоставление результатов беседы с результатами других методов.

Слайд 10

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.

Слайд 11

Заключение Все эти методы позволяют определить возможности последующей работы воспитателя с родителями данной группы. Мы увидим семью как целостный организм, со своими скрытыми качествами, которые прячутся под внешней оболочкой. От достоверности полученных в результате диагностики данных зависит вся последующая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы изучения семьи

Методы изучения семьи...

Семинар для воспитателей ДОУ "Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания"

Методическая разработа по изучению семьи и опыта семейного воспитания...

Консультация для педагогов «Методы изучения семьи воспитанников»

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольного образования, необходимо детальное изучение семьи....

Методы изучения семьи и особенностей семейного воспитания

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в св...

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

Изучение семьи – сложный процесс. Он требует учета уникальности каждой семьи. Важно понимать образовательный уровень членов семьи. Нужно учитывать их нравственные установки. Жизненный опыт также...