Характеристика основных и вспомогательных методов изучения семьи, требования к их применению.
учебно-методический материал на тему

Ершова Евгения Викторовна

Семья – микросоциум, в котором ребенок не только живет, в нем формируется его личностные и нравственные качества, отношение к миру людей и представления о характере межличностных отношений.

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

В данной презентации дается характеристика основных методов изучения семьи, и как их использовать в своей практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_izucheniya_semi.pptx538.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика основных и вспомогательных методов изучения семьи, требования к их применению Выполнила: Ершова Евгения Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад №6 Комбинированного вида

Слайд 2

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Семья – микросоциум , в котором ребенок не только живет, в нем формируется его личностные и нравственные качества, отношение к миру людей и представления о характере межличностных отношений.

Слайд 3

Характеристика основных методов изучения семьи (наблюдение, эксперимент), требования к их применению НАБЛЮДЕНИЕ Основные принципы этого метода заключается в следующем: - максимально фиксируются объективные внешние проявления; - реализуется наблюдение непрерывного процесса, а также отдельные его компонентов; - запись проводится избирательно.

Слайд 4

Характеристика основных методов изучения семьи (наблюдение, эксперимент), требования к их применению ЭКСПЕРИМЕНТ Это комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Эксперимент позволяет обнаружить повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи между явлениями, т.е. изучать закономерности, характерные для педагогического процесса (Ю.К. Бабанский ).

Слайд 5

Характеристика второстепенных методов изучения семьи (тест, опрос, беседа), требования к их применению ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ Это методики, которые характеризуются кардинальные черты личности – психические свойства индивида. Их выявление позволяет определить направленность личности, в рамках которой раскрываются особенности ее потребностей, мотивов и целей. Для реализации целей исследования – изучение личностных характеристик родителей.

Слайд 6

СМОЛ (СМИЛ) – модифицированный вариант стандартизированного личностного опросника MMPI . 16-факторный личностный опросник Р,Б.Кеттелла . методика аутоидентификации акцентуаций характера по характерологическим портретом Э.Г.Эйдемиллера . методика PARI , позволяющая охарактеризовать как внутрисемейные, так и родительско-детские отношения. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин ) Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова)

Слайд 7

ТЕСТ Цветовой тест М.Люшера предназначен для изучения эмоциональных характеристик отношений человека к значимым для него людям и определяет как сознательный, так и частично неосознанный уровень этих отношений. Тест - это проба, испытание, один из способов психологической диагностики уровня развития психических процессов и свойств человека.

Слайд 8

Характеристика второстепенных методов изучения семьи (тест, опрос, беседа), требования к их применению БЕСЕДА Беседа - это целенаправленная разговор с целью выяснения представления или понимания ним явлений природы и общества, научных вопросов, взаимозависимости, причин и следствий, убеждений, идеалов, идейной направленности.

Слайд 9

Особенности беседы, её подготовка и проведение: более свободный характер организации, содержания, отношений между собеседниками в отличие от интервью; составление плана беседы с выделением ключевых вопросов; умение педагога слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины; умение педагога обращать внимание не только на слова родителей, но и на интонации, мимику, пантомимику, жесты, эмоциональные реакции; проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей; умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитания ребёнка; фиксирование хода и содержания беседы с помощью записей, магнитофона, диктофона и др.; непременное сопоставление результатов беседы с результатами других методов.

Слайд 10

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.

Слайд 11

Заключение Все эти методы позволяют определить возможности последующей работы воспитателя с родителями данной группы. Мы увидим семью как целостный организм, со своими скрытыми качествами, которые прячутся под внешней оболочкой. От достоверности полученных в результате диагностики данных зависит вся последующая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы изучения семьи

Методы изучения семьи...

Консультация для воспитателей на тему:"Характеристика основных методов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему:"Характеристика основных методов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста"...

Семинар для воспитателей ДОУ "Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания"

Методическая разработа по изучению семьи и опыта семейного воспитания...

Консультация на тему : « Характеристика основных методов, средств, приемов по формированию экологического воспитания»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества....

Консультация для педагогов «Методы изучения семьи воспитанников»

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольного образования, необходимо детальное изучение семьи....