Семинар-практикум "Методы изучения семьи" Выступление Гусевой М.А. на семинаре ( 30.11.2020)
консультация

Выступление на семинаре Гусевой М. А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В рамках творческой группы "Взаимодействие с семьями воспитанников с целью успешного развития ребёнка"

Семинар - практикум "Методы изучения семьи".

Выступление Гусевой М. А.:  

 Как и для чего можно использовать данные, полученные в ходе изучения семьи   (рекомендации).

Семинар предоставлен педагогам в электронном варианте 30.11.2020 г.                                                                      

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт. Но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги, очень часто испытывают  трудности в общении с родителями по этой причине. Одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, вместе творить. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство музыкального развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса!

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка, необходимо детальное изучение семьи.

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические методы:

- социологические опросы,

- интервьюирование и анкетирование,

- методы беседы и наблюдения.

- метод эмпатического слушания (К. Роджерс, Т. Гордон), суть которого - создание атмосферы заинтересованного разговора, совместного поиска истины (а не утверждение своей правоты).

Педагог должен использовать не только наблюдение со стороны, но и включённое наблюдение, т.е. создавать специальные ситуации взаимодействия детей, педагогов и родителей:

-совместный труд;

-досуги;

- организация экскурсий.

- участие в музыкально - театрализованной деятельности.

В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.

Обычно в таких ситуациях все взрослые чувствуют себя ответственными за детей (а не только за своего ребёнка), их деятельность, безопасность, стараются активно проявить себя, поэтому педагог видит многие воспитательные приёмы своих помощников, что даёт основание судить о стиле, методах домашнего воспитания.

Анализ результатов наблюдения, подкреплённый данными, полученными с помощью других методов, прольёт свет на причину многих «плюсов» и «минусов» в развитии ребёнка, даст возможность определить линии взаимодействия с семьёй, усилить свою воспитательно - образовательную работу по этому направлению.

Таким образом, данные, полученные в ходе изучения семьи (опыта семейного воспитания) преследуют, прежде всего, интересы ребёнка. На основе полученных материалов можно решать задачи взаимодополнения семейного и дошкольного воспитания, повышения результативности и того и другого.

Успех художественного воспитания и, в частности, музыкального, осуществляемого в дошкольных учреждениях, во многом зависит от постановки воспитания в семье. Именно в семье, в ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка. Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребёнка подтверждают биографии многих музыкантов.

Свои первые впечатления связывают с семьей М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, Д. Д. Шостакович. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству вызывали в них заинтересованность музыкойвоспитывали преданность ей.

Педагог и родители, как партнеры должны дополнять друг друга. А для этого мы должны вооружать семью знаниями по музыкально-эстетическому развитию детей.

С целью изучения отношения семьи к музыке, к вопросам музыкального развития ребенка, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, музыкальный руководитель может предложить  родителям заполнить анкету: 

«Музыкальное развитие ребенка в семье».

Эта информация позволит проанализировать специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, имеющиеся условия для развития его музыкальных способностей дома. 

Приложение 3 (к семинару - практикуму"Методы изучения семьи")
Примерная анкета для родителей

Выявление рейтинга успешности работы музыкального руководителя.

Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в анкетировании. Нам интересно узнать, как Ваш ребенок чувствует себя в детском саду. Ваши ответы и пожелания будут использованы для совершенствования педагогической работы. Надеемся, ваши ответы будут искренни и обдуманны. Спасибо за сотрудничество!

Что- же из анализа анкеты музыкальный руководитель узнает для совершенствования своей педагогической работы?

1. Рассказывает ли ваш ребенок о музыкальной деятельности в детском саду?

Да.

Нет.

2. С каким настроением ребенок посещает музыкальный зал?

С большим желанием.

С удовольствием.

Музыкальную деятельность не любит.

Зависит от настроения ребенка.

3. Применяет ли Ваш ребенок умения и навыки, полученные в музыкальной деятельности в повседневной жизни?

Да.

Нет.

Не знаю.

4. Поет ли ребенок дома песни, разученные в детском саду?

Да.

Нет.

Не замечал (а).

5. Посещаете ли Вы праздники и утренники, проводимые в детском саду?

Да.

Нет.

Не имею возможности.

6. Какие эмоции Вы испытываете после посещения музыкальных праздников?.

7. Как Вы оцениваете работу музыкального руководителя по пятибалльной шкале?

8. Какую информацию Вы бы хотели получить о музыкальном воспитании?

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение наблюдения, анкетирования, личных бесед, анализа результатов творческой деятельности родителей - поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум по изучению ФГТ

Представлен план семинара - практикума по изучению ФГТ....

Практический семинар с педагогами по изучению ФГОС ДО

Практический семинар  в виде деловой игры поможет в доступной форме познакомить педагогов с изменениями в дошкольном  образовании с учетом ФГОС ДО...

Семинар для педагогов "Изучение истории семьи"

Семинар предназначен для воспитателей детского сада....

Перспективный план по изучению детьми правил дорожного движения на 2019 – 2020 учебный год

В плане рассматриваются организационно-методические мероприятия, организационно-педагогические мероприятия, профилактические и познавательные мероприятия с детьми, работа с семьями воспитанников, инфо...

Семинар "Использование метода проектов при изучении правил дорожного движения с детьми младшей группы"

Рассмотрим один из наиболее интересных современных методов обучения - метод проектной деятельности....

Семинар для воспитателей ДОУ "Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания"

Методическая разработа по изучению семьи и опыта семейного воспитания...