Инновационные технологии в работе с детьми 2 – ой младшей группы. «Волшебная книга сказок»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Трусиенко Марина

    В дошкольных учреждениях большое значение придаётся развитию у дошкольников связной монологической речи, формированию навыков рассказывания.
    Исследования В.П.Аникина, Н.М.Ведерниковой, М.Н.Мельникова, В.И.Панкова, В.Я.Проппа и других показывают, что большой потенциал для развития всех сторон речи детей заключён в русских народных сказках.                                                                                                                  
    Сказки формируют чуткость к слову, способствуют умению говорить образно. Волшебные сказки обогащают речь детей средствами выразительности, являются прекрасным материалом для рассказывания благодаря своим художественным особенностям, которые помогают детям передавать её содержании (повторы, приём троичности, устойчивый зачин и т.д.). При рассказывании дети пользуются «сказочным» языком.
    Одним из  эффективных методов обучения детей рассказыванию русских народных сказок является метод моделирования. В процессе моделирования реальный предмет дошкольник замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. При обращении к сказке возможно замещение её героев, а также предметов, с которыми они действуют. По работе со сказкой данный метод позволяет её содержание и последовательность действий, определённые  отношения между героями. С этой целью текст сказки делят на логически завершённые части, к каждой из которых создают модель ( схему и пр.).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trusienko_m.t.docx15.25 КБ
Файл perspektivnyy_plan.docx14.53 КБ
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami_po_tehnologii.docx13.28 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в работе с детьми 2 – ой младшей группы.

Автор-разработчик: Трусиенко М.Т.

Тема: «Волшебная книга сказок»

Цель: эмоционально воспринимать содержание сказок, запоминать действующих лиц и последовательность действий с помощью предметов-заместителей.

Задачи:

  1. Учить выделять форму, цвет, величину.
  2. Упражнять в сравнении предметов по величине.
  3. Отрабатывать умение детей замещать персонажей сказки с помощью предметов-заместителей.

Актуальность

В дошкольных учреждениях большое значение придаётся развитию у дошкольников связной монологической речи, формированию навыков рассказывания.
    Исследования В.П.Аникина, Н.М.Ведерниковой, М.Н.Мельникова, В.И.Панкова, В.Я.Проппа и других показывают, что большой потенциал для развития всех сторон речи детей заключён в русских народных сказках.                                                                                                                  
    Сказки формируют чуткость к слову, способствуют умению говорить образно. Волшебные сказки обогащают речь детей средствами выразительности, являются прекрасным материалом для рассказывания благодаря своим художественным особенностям, которые помогают детям передавать её содержании (повторы, приём троичности, устойчивый зачин и т.д.). При рассказывании дети пользуются «сказочным» языком.
    Одним из  эффективных методов обучения детей рассказыванию русских народных сказок является
метод моделирования. В процессе моделирования реальный предмет дошкольник замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. При обращении к сказке возможно замещение её героев, а также предметов, с которыми они действуют. По работе со сказкой данный метод позволяет её содержание и последовательность действий, определённые  отношения между героями. С этой целью текст сказки делят на логически завершённые части, к каждой из которых создают модель ( схему и пр.).

    На первом этапе ребёнок осваивает действия замещения на основе внешних признаков (цвет, величина и пр.) постепенно заменяя их более условными.
    
На втором этапе дошкольник упражняется в рассказывании сказки с использованием моделей, предложенных педагогом.
Третий этап предполагает самостоятельное построение ребёнком моделей.
    В процессе развития у детей умений рассказывания сказки используются схематические модели. Схематические модели передают содержание, последовательность действий и отношения между героями сказки посредством серии схематических изображений.
    Модельные  представления позволяют ребенку выделять в образном плане те свойства действительности, которые существенны для решения задачи.
    Введение  наглядного моделирования  в процесс ознакомления  с содержанием сказки  может  вести   к пониманию ее основных событий, к прослеживанию и выстраиванию «логики» действий. Это с одной стороны, с другой, использование  наглядных моделей – путь развития  умственных и творческих способностей ребенка, в  процессе которого внешние модели и действия  с ними  переходят  во внутренний план  и становятся модельными  представлениями,  ориентирующими ребенка в связях и отношениях действительности.
    Моделирование – очень  эффективный способ, позволяющий выявить  содержание  и последовательность действий, определенные  отношения  между героями. Оно начинается с замещения одних объектов другими  (реальных -условными).
    В качестве символов-заместителей при моделировании русских народных сказок используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п.

   Использование  метода моделирования влияет на качество детских монологов с точки зрения их содержания и формы. У детей развивается память, воображение, интонационная выразительность речи, фантазия, творческое мышление.



Предварительный просмотр:

                                   Перспективный план

1 этап  Освоение действия замещения на основе внешних признаков (форма, цвет, величина). 

 сентябрь - ноябрь 

Цель: учить выделять цвет, форму, величину.

  • Д/И «Найди свой домик»
  • Д/И «Найди недостающую фигуру»
  • Вкладыши «Геометрические фигуры»
  • Д/И «Найди все четырехугольники»
  • Д/И «Что на что похоже?»
  • ФЭМП «Путешествие в страну геометрических фигур»
  • Д/И «Найди фигуру»
  • Геометрическое лото
  • Д/И «Из каких геометрических фигур состоит картинка?»
  • ФЭМП «Геометрические фигуры. Цвет. Величина»
  • Пазлы «Геометрические фигуры»
  • Д/И «Из каких геометрических фигур состоит дворец?»

2 этап  Рассказывание сказок с использованием моделей.

 декабрь – февраль

Цель: закрепление и систематизация знаний детей о сказках, расширение словарного запаса; отрабатывать умение детей замещать персонажей сказки с помощью предметов - заместителей, предложенные педагогом; оформление «книги сказок».

  • «Колобок» русская народная сказка.
  • «Волк и семеро козлят» братья  Гримм.
  • «Кот, петух и лиса» русская народная сказка.
  • «Курочка - ряба» русская народная сказка.
  • «Теремок» русская народная сказка.
  • «Два жадных медвежонка» венгерская народная сказка.
  • «У Солнышка в гостях» словацкая народная сказка.
  • НОД «Моя любимая сказка».

 

3 зтап  Самостоятельное построение  моделей.

март – май

Цель: закреплять умение самостоятельно рассказывать сказки с помощью предметов – заместителей;  развивать память, воображение, интонационную  выразительность речи, фантазию, творческое мышление.

Темы:

  •  «Русские народные сказки»
  • «Разноцветные сказки»
  • «Семейные сказки»
  •  «Салат из сказок»
  • Проведение тематической недели «Неделя сказок»

 



Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями

Использование метода моделирования в детском общеобразовательном учреждении – длительная работа, которая требует участия родителей.

Союз педагогов и родителей способствует развитию детей:

  • интеллектуальному,
  • эмоциональному,
  • эстетическому.

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Формы работы с родителями

Сентябрь

Консультация для родителей

«Инновационные технологии в детском саду».

Октябрь

Папка-передвижка для родителей «Путешествие в страну геометрических фигур».

Ноябрь

Приобретение, изготовление родителями дидактических игр, методических пособий, художественной литературы  для рассказывания сказок с использованием моделей.

Декабрь

Показ настольного театра «Курочка Ряба» для

родителей.

Январь

Литературная викторина для детей и родителей «В гостях у сказки».

Февраль

Совестно с родителями изготовить «Волшебную книгу сказок».

Март

«Семейные сказки».

Апрель

Оформление фотовыставки «Мы – артисты».

Презентация «Волшебной книги сказок».

Май

Показ театрализованной сказки «Репка» для родителей.

Проведение тематической недели «Неделя сказок» с привлечением родителей. День открытых дверей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми первой младшей группы.

Применение Здоровьесберегающий технологий в работе с детьми...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми первой младшей группы.

Использование здоровьесберегающих технологийв работе с детьми первой младшей группы....

Конспект занятия по развитию речи 2 младшая группа «Волшебная книга сказок»

Конспектзанятия по развитию речи 2 младшая группа«Волшебная книга сказок»...

«Инновационные технологии в работе с детьми во второй группе раннего возраста.»

Презентация, как мы с детьми второй группы раннего возраста используем инновационные технологии в ДОУ...

Проект летне-оздоровительной работы с детьми первой младшей группы «Волшебный мир воды»

Проект летне-оздоровительной работы с детьми первой младшей группы«Волшебный мир воды»...