Развитие песенного творчества.
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лантухова Елена Михайловна

Творческие задания приучают ребенка вслушиваться в разнообразную окраску звуков, развивают ритмическое чувство, будят фантазию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pesennogo_tvorchetva.odt31.39 КБ

Предварительный просмотр:

          Развитие песенного творчества

    Приступая к работе по развитию творческих способностей детей, полезно ознакомиться с книгой «Художественное творчество в детском саду» по редакцией Н.А.Ветлугиной.

    С чего  начать? В первую очередь обратить внимание на уровень музыкального развития детей. Оказывается,что в самостоятельной музыкальной деятельности  воспитанники могут совсем не проявить себя. Малыши редко по собственной инициативе водят хоровод, если поют, то фальшиво. Основные причины этого заключаются в том, что отсутствуют технические средства, недостаточна  подготовленность воспитателя, редко используются музыкально-дидактические игры, стимулирующие самостоятельные действия.

    В связи с выявленными недостатками определяются и задачи, которые необходимо решать. Стало очевидным, что развивать песенное творчество можно только на основе усвоенных певческих навыков.

   Развитие музыкально-сенсорных способностей детей начинается со второй младшей группы. Для этого необходимо  ознакомление с опытом работы Н.А.Метлова и М.А.Шмурак по данному вопросу. На первом этапе  целью становиться подготовить голосовой аппарат ребенка к высокому звучанию. Для этого на музыкальных занятиях даётся ряд упражнений на развитие высокой речевой интонации. Детям показывают большого петушка и спрашивают: «Как кричит петушок?» Дети подражают крику петушка на низких интонациях. «А как кричит этот петушок?» (показывают маленького петушка). Малыши воспроизводят высокое звучание. Те же задания выполняют  и с другими игрушками: курочкой, собачкой, кошечкой.

    В следующий раз в гости к детям приходят  игрушки. «Петушок поздоровался с малышами: «Ку-ка-ре-ку!» (на высокой интонации). И мы поздороваемся с петушком (дети повторяют, высоко интонируя). Кто хочет поздороваться с петушком? Можно задание выполнять индивидуально, по подгруппам, отдельно мальчики и девочки по рядам. Это же задание ребенок может выполнить самостоятельно. Он ведет собачку и «лает» высоким голосом, дети повторяют.

   Используют  и такой вариант: ставят ширму, за которую прячут игрушку. Воспитатель говорит: «Интересно, кто сейчас за ширмой кричит?» (Уточка, кошечка, козочка.) Дети отгадывают и повторяют. Загадывать за ширмой могут и малыши, тогда один из них загадывает, а остальные отгадывают.

     Знакомя детей с новой песней, показывают им игрушку или картинку, затем исполняют песню. На следующем занятии играют вступление к песне в разных регистрах, предлагая детям узнать, кто лает большая или маленькая собачка. Перед исполнением песни «Лошадка»  используется  звукоподражание. Дети кричат «но» большой лошадке и маленькой. Перед пением песни «Корова» дети воспроизводят низкое и высокое звучание (большая корова и теленочек).

    Проводят игру «Козлята и волк». Козлята стоят в одном конце зала, в противоположном — волк. На музыку в высоком регистре козлята, согнув руки в локтях, легко бегают по залу. На музыку в низком регистре выбегает волк. Козлята убегают на свои места, чтобы волк их не поймал. В игре «Птицы и собака» спрашивают у детей, кто будет ловить птичек, большая собака или щенок.

    Навыки, полученные малышами на музыкальных занятиях, закрепляются воспитателем в группе. В работе с малышами используют  фланелеграф, мелкие игрушки, плоскостные фигурки зверей, картинки с изображением больших и маленьких животных, телевизор, ширмочки. Красиво изготовленные пособия вызывают у детей желание играть с педагогом и самостоятельно.

   Проводят такую игру. В конуре живет большая или маленькая собака. Кто-то из детей стучит по крыше конуры. Воспитатель имитирует лай собаки. Ребята стараются отгадать, какая собака лает. Если ответ правильный, то собака или щенок выглядывает из конуры. Малыши могут погладить ее, поиграть с ней.

    А вот другая игра. Двое детей ведут игрушки по дорожке навстречу друг другу. Встречаясь, игрушки здороваются и проходят мимо, затем пляшут под веселую музыку. В дальнейшем педагог предлагает своим воспитанникам самим придумать веселую мелодию или колыбельную для игрушки.

      В процессе музыкально-дидактических игр дети не только различают контрастное звучание,но и воспроизводят его.

     Затем переходят к заданиям, направленным на развитие детского творчества.

     Игра с машиной. Ребенку дают  игрушечный автомобиль, он возит его по столу и гудит: «Би-би-би». Педагог дает разные по величине машины и предлагает показать, как гудит большая и маленькая машины. Малыш соответственно произносит звуки низко или более высоким голосом. Аналогичное задание дети выполняют с дудочками.

      Ребенку предлагают придумать простейший ритмический рисунок на бубне. Педагог помогает повторить его.

      В конце года детям дается задание сочинить кукле колыбельную на слог «ля». Или показать, как кукла пляшет или марширует, напевая свою мелодию на слог «ля».

     В средней группе в начале года на протяжении месяца закрепляют  навыки, полученные детьми в младшей группе, затем задания усложняются. В работе с дошкольниками включают игры со звуками, которые помогают лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной силы и окраски. В играх используют различные музыкальные игрушки: барабаны разного размера, бубны, погремушки, колокольчики, металлофон, деревянные брусочки, коробочки с горохом. Дети выполняют следующие задания:

постучать разными деревянными брусочками;

потрясти разные коробочки, постучать по ним пальцами;

поиграть на бубне, как идет медведь, как прыгает заяц;

придумать простейший ритмический рисунок на бубне;

подобрать мелодическую интонацию к своему имени на металлофоне;

в музыкально-дидактической игре «Птенчики» сыграть на металлофоне, как поет большая птица и как — маленькая;

сыграть плясовую для куклы на металлофоне (на одной пластине);

звенеть погремушкой то громко, то тихо;

в песне «Барабанщик» М.Красева поиграть на барабане на отыгрыш, придумывая свой ритм.

     Очень нравится детям игра «Лесное эхо». Малыши учатся воспроизводить разные по силе звуки. Объясняют детям, что во всякой музыке есть звуки громкие и тихие, что композитор, когда сочиняет музыку, обязательно отмечает (в нотах), как надо играть, громко или тихо. Кто играет первый, обязательно играет громко, а второй — тихо. Игра проводится подгруппой или индивидуально. Дети выполняют следующие задания: прохлопать «плоскими» ладонями 3-4 раза (медленно и равномерно); прохлопать несколько раз громко, а затем двумя пальцами по ладони; прохлопать 3-4 раза ладонями, затем 2-3 раза ладонями по коленям и закончить хлопком двумя пальцами по ладони.

     Такие задания приучают ребенка вслушиваться в разнообразную окраску звуков, развивают ритмическое чувство, будят фантазию. Вначале эти задания выполняет взрослый, а ребенок повторяет за ним, затем малыш воспроизводит ритм хлопками, взрослый или другой ребенок повторяет, но более тихо, как «эхо».

    С целью развития песенного творчества используют  различные приемы, причем в определенной последовательности. Сначала пропевают имя ребенка в различных вариантах и предлагают ему ответить: «Я здесь», меняя мелодические обороты. Дети слушают свои имена, но не сказанные, а пропетые, причем с разных звуков, на различных интервалах и в разном направлении.  Затем проводится игра «Эхо», когда один ребенок звонко пропевает свое имя, а остальные хором повторяют. Этот прием полезен и для распевания. Интересен тот факт, что творческие задания приучают  дошкольников к более свободному владению музыкальными инструментами. Дети в повседневной жизни начинают самостоятельно подбирать мелодии знакомых песен и придумывать свои.

    Практика показала: дети недостаточно ощущают тонику того или иного произведения. Поэтому необходимо упражнять ребят в умении слушать устойчивые звуки лада. С этой целью предлагают детям закончить знакомую им мелодию (спеть тонику или «попасть в свой домик»). Затем задание усложняется тем, что предлагают незнакомую мелодию и просят закончить ее  («Скворцы», «Лужи»).

     Интересно проходит игра с куклой. На низком столе стоит кроватка и стульчик. Детей рассаживают полукругом. «Кукла любит танцевать», - говорит педагог и предлагает кому-либо спеть веселую песенку. Ребенок поёт, а кукла в руках воспитателя приплясывает. После этого кто-либо из детей передаёт на бубне веселый ритм. Все отмечают ритмический рисунок хлопками, танцуют. В заключение кто-нибудь из малышей напевает колыбельную, и куклу укладывают спать. К концу года дети средней группы уже могут самостоятельно придумать несложные мелодии марша, плясовой и колыбельной.

     Для развития музыкально-сенсорных способностей у старших дошкольников пользуются системой упражнений, предложенных Н.Ветлугиной в «Музыкальной букваре». Эти же упражнения применяются и в связи с разучиванием песен. Многообразные, доступные для всех упражнения в области музыкальной грамоты способствуют совершенствованию слуха, который помогает затем детям проявить себя в песенном творчестве. Вся эта работа проводится на музыкальном занятии.

   Развивают у ребят эмоциональную отзывчивость, фантазию, подводят их к открытию таких средств выразительности, как ритм, темп. Хочется,  чтобы дети почувствовали связь музыки, создаваемой композиторами, с той музыкой, которая окружает их в повседневности. Очень интересен материал, напечатанный в журнале «Семья и школа» под рубрикой «Звуки рассказывают».

    Рекомендации, данные в журнале, испытаны на практике. Попробуйте поиграть в «музыку дождя». В один из ненастных дней предложите детям вслушаться, как дождь льет и стучит за окном. Обратите внимание ребят  на то, что дождь может быть то сильным, то слабым, на разницу в окраске звука от капель, которые стучат по стеклам, барабанят по крыше, шлепают по лужам. Потом начните играть. Одни дети изображают капли, которые падают в лужу: двумя пальцами правой руки бьют по ладони левой, другие подражают каплям, падающим на листья кустов: двумя ладонями одновременно хлопают по коленям. Капли, которые стучат по крыше, изображают легкими ударами кулачков или ладоней по середине или краю стола. Ребятам очень нравится эта игра. В дальнейшем они сами предлагают изобразить ветер, показать на барабане, как гремит гром.

    В игре «Железная дорога» дети изображают разные гудки паровоза: голосом или с помощью дудочки. Стук колес очень хорошо имитируют притопами ног с разной скоростью и громкостью, чередуя удары то пяткой, то носком.

    Такие игры являются хорошей предпосылкой для развития воображения, учат вслушиваться в звук и воспроизводить различные звукосочетаниия, что понадобиться детям в песенном творчестве.

    Одновременно нужно стремиться создать в группе условия, необходимые для закрепления полученных знаний в самостоятельной деятельности. Для этого готовят пособия: фланелеграф с карточками, металлофон, бубен, барабан. Для закрепления песенного материала вносят «телевизор» с иллюстрациями к песням, «проигрыватель» с пластинками, альбом с иллюстрациями к разученным песням. Остро чувствуется нехватка специальных музыкально-дидактических игр, которыми бы дети могли пользоваться в самостоятельной деятельности.  Необходимо знакомить детей с  музыкально-дидактическими играми, основной целью которых является закрепление  знаний по музыкальной грамоте в самостоятельной деятельности. Думаю, что это очень нужный и ценный опыт, надо как можно шире внедрять его в практику работы детских садов.

     Много внимания должно уделяться воспитателям. Ведь материал, полученный на занятии, дети закрепляют в самостоятельной деятельности, а здесь ведущая роль отводится воспитателю. Он является активным организатором, наставником, руководителем, направляет эту работу по правильному руслу. Вот почему успех во много зависит от заинтересованности воспитателя, его творчества, педагогического такта, его умений и знаний. Хорошее знание программы по музыкальному воспитанию своей возрастной группы, творческий подход к решению задач, заинтересованность воспитателя — верный залог успеха в работе.

    Только после решения всех перечисленных выше задач переходят к  развитию песенного творчества.

    В старших группа задания усложняются. Вначале они касаются ощущения тоники. Пропевают песни «Скворцы», «Лужи». Один ребенок заканчивает песенку, так, «чтобы прийти в свой домик» (в тонику). Затем предлагают детям закончить песню уже небольшой фразой, используя вопросно-ответную форму. Например, взрослый пропевает: «Гуси, гуси, где ваш дом?», а ребенок придумывает ответ на слова «возле речки под мостом». В песне «Про Машу» из детской оперы «Гули-лебеди» вначале пели  все: «Выйди, Маша, из ворот, из ворот. Выйди, Маша, в хоровод, в хоровод». Ребенку, изображающему Машу, предлагают сочинить мелодию на слова: «Нет, подружки, не могу, не могу! Братца Ваню берегу, стерегу!»

     Следующий этап заключается в том, что детям предлагают сочинить мелодию на стихотворный текст, например: «Мой праздничный флажок горит, как огонек» или «Уж ты котенька-коток, котя — беленький лобок» и т. д.

    Затем можно обратится к  сказкам. Вспомним сказку «Колобок», вначале читают ее по ролям, а затем предлагают детям сочинить песенку колобка. Сказку «Теремок» показывают как настольный театр. Здесь уже детям предлагают самостоятельно выбрать музыкальный или шумовой инструмент, характеризующий выход того или иного персонажа, а музыкальный вопрос «Кто-кто в теремочке живет?» ребята пропевают, придумывая свои интонации в  соответствии с характером образа.

    На более позднем этапе дошкольники уже сами, без образцов, придумывают мелодии по заданной теме. Им дается, например, задание придумать свой марш или вальс. С музыкальной формой каждого из этих произведений дети знакомы. Прежде чем сочинить свой вальс, дети, конечно, прослушивают много произведений этого жанра. Среди них были произведения  П.Чайковского, М.Глинки, Д.Шостаковича, С.Рахманинова. Ребята оценивают произведения, сочиненные товарищами.

    Все приведенные выше примеры говорят о возможностях детей в области импровизации. Ребята очень увлеченно этим занимаются. Больше того, они проявляют склонность к объективным и критическим суждениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие песенного творчества

Данные упражнения помогут  в игровой форме развить песенное творчество у дошкольников...

Фольклор как средство развития песенного творчества

В настоящее время все очевиднее становится непреходящая ценность детского фольклора, те его свойства, которые согласуются с общей природой формирующегося человека - прежде всего с потребностью ребенка...

Развитие песенного творчества детей дошкольного возраста.

Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполн...

Психолого-педагогическое сопровождение развития песенного творчества детей дошкольников.

Творчество в детстве напрямую связано с творческим потенциалом человека во взрослой жизни. Как развить индивидуальные возможности каждого ребёнка?...