Программа одаренных детей.
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Содержание.
Пояснительная записка…………………………………………………3
1.1.Концептуальные подходы проекта….……………………………..6
1.2.Цель и задачи реализации проекта………….…………..………….8
1.3.Планируемые результаты освоения проекта…..…………………..9
2. Основное содержание проекта………………………………………10
2.1.Этапы реализации проекта...………………... ………………….…10
2.2. Формы работы с детьми …………………………………………...16
2.3. Планирование образовательных отношений……………………...17
3. Список использованной литературы…………………………………31
Приложение
1. Пояснительная записка
В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети», «Национальной доктрине образования РФ», « Концепции модернизации образования до 2010 года», Президентская инициатива «Наша новая школа». Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач.Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие - нет. Задача родителей и первых педагогов - воспитателей дошкольных учреждений, как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.
Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.
Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком общеобразовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Ведь именно на этих детей будет опираться наука. Однако существуют проблемы диагностики и развития талантливых детей на всех этапах обучения. Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Однако деятельность по выявлению и развитию детской одаренности в масштабе дошкольного учреждения невозможна без научно-обоснованного управления этим процессом. Теоретический анализ проблемы и реальная практика дошкольных учреждений говорят о том, что отсутствие системы развития детской одаренности внутри детского сада отрицательно сказывается на эффективности деятельности с одаренными дошкольниками. Другая проблема - педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методик. Кроме того, выделяется кадровая проблема, связанная с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Программа направлен на создание условий интеллектуального развития детей в возрасте от 4 до 7лет с учётом их индивидуальных особенностей по основным направлениям – развитие логико-математических способностей и познавательно-исследовательской деятельности
Новизна Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей с высокоинтеллектуальным развитием в нашем дошкольном учреждении.
Программа по развитию одаренных детей средней группы разработан в соответствии с ООП муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Программа обеспечивает интеллектуальное развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учётом их индивидуальных особенностей по основным направлениям – развитие логико-математических способностей и познавательно-исследовательской деятельности.
Используются парциальные программы:
1. Авторская программа «Клуб интеллектуалов» развитие логико-математических способностей одаренных (талантливых) детей посредством развивающих игр
2. Авторская программа «Пытливый поисковичок» развитие поисково – исследовательской деятельности детей через игры – эксперименты
Реализуемый программа строится на принципе личностно–ориентированного, деятельностного и практикоориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
• Закон РФ «Об образовании».
•Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ.
• ФГОС ДО
1.1.Концептуальные подходы к построению проекта
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Виды одаренности
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
- Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
- Степень сформированности.
- Форма проявлений.
- Широта проявлений в различных видах деятельности.
- Особенности возрастного развития.
- По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»позволяет выделить в ее структуре:
- Общие интеллектуальные способности;
- Конкретные академические способности;
- Творческое или продуктивное мышление;
- Лидерские способности;
- Художественные и исполнительские искусства;
- Психомоторные способности
По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:
- Теоретическая (для детей-познавательная);
- Практическая;
- Художественно-эстетическая;
- Коммуникативная;
- Духовно-личностная.
2.По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
- актуальную одаренность;
- потенциальную одаренность.
3.По критерию «Формам проявления»
- явная
- скрытая
4.По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»
- общая (проявляется в разных видах деятельности общей, являясь основой их продуктивности.)
- специальная (проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности(музыка, живопись, спорт и т.д)
5. По критерию «Особенности возрастного развития»
- ранняя
- поздняя
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель: Создание эффективной системы выявления и развития способностей одаренных (талантливых) детей в ДОУ, на ранних ступенях развития, способствующей реализации их потенциальных возможностей.
Задачи.
- Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
- Создать банк одаренных детей.
- Выявить и поддержать детей с предпосылками одаренности.
- Повысить компетентность воспитателей, родителей и других взрослых по вопросам сопровождения и развития одаренных (талантливых) детей.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Создание банка данных детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.
- Создание условий для самореализации одаренных с интеллектуальными способностями.
- Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
- Создание необходимой материально технической базы детского сада для работы с одарёнными детьми.
- Участие воспитанников в конкурсах, фестивалях .
- Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.
- Пропаганда и распространение психолого-педагогического опыта работы с одарёнными детьми.
- Внедрение инновационных педагогических технологий в процесс воспитания и развитие одаренных детей.
- Активизация участия родителей в работе с одаренными детьми.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.Этапы реализации программы:
1 этап: Подготовительный (организационный) этап (1 год):
Цель: Изучить, систематизировать теоретический материал и подобрать диагностический инструментарий по проблеме одаренности детей
- Подбор накопление, изучение психолого-педагогической, методической литературы по работе с одарёнными детьми.
- Изучение современных технологий, методов, приёмов работы с одарёнными детьми.
- Подбор диагностического инструментария. (психолог)
- Разработка (подбор) методических, психолого-педагогических материалов (ст. воспитатель).
- Обеспечение материально-технической базы (заведующий).
- Организация информационных выставок по вопросам одаренности (ст. воспитатель, психолог)
Работа с педагогами
- Проведение консультаций с педагогами по вопросам одаренности:
- «Типология одаренности»
- «Структура и признаки одаренности»
- «Социально-психологические трудности одаренных детей»
- «Проблема одаренности в современной педагогике»
- «Современные подходы к вопросам одаренных детей»
- Проведение семинаров по темам:
- «Понятие одарённости в педагогике и психологии»;
- «Специфика работы с одарёнными детьми»;
- «Формы и методы работы с одаренными детьми»;
- «Особенности содержания образовательных программ способствующих развитию интеллектуальных способностей детей»;
- «Роль семьи в выявлении и развитии одарённых детей».
- «Изучение, обобщение и распространение психолого-педагогического опыта».
Работа с родителями:
Подготовка консультативных материалов для родителей об одаренных детях и их воспитании:
- «Одаренность в дошкольном возрасте»
- «Как воспитать одаренного ребенка?»
- «Как родителям вести себя с одаренным ребенком»
- «Как не надо родителям вести себя с одаренным ребенком»
- Составить картотеку игр и занятий для родительского всеобуча «Талантам надо помогать»:
- «Составь рассказ от имени другого персонажа»
- «Сколько значений у предмета»
- «Придумай животное с заданными свойствами»
- «Пять точек»
- «Фруктово-овощная геометрия»
- «Изобрази и узнай»
- «Почемучка» и др.
2 этап: Исследовательско-диагностический, развивающий (2 год)
Цель: Распознать одаренных детей, и начать работу по развитию их задатков и способностей. Обеспечить психолого - педагогическую подготовку родителей, необходимую для успешного стимулирования и развития потенциальных возможностей одаренного (талантливого) ребенка
Работа с детьми: Выявление одаренных детей-задача достаточно трудная для педагога, педагога-психолога. Трудности связаны с тем, что в дошкольном возрасте признаки одаренности могут проявляться эпизодически, не все в одинаковой степени.
Необходимо учитывать, что одаренность часто проявляется не в достижениях, которые ребенок делает в специально организованной взрослым деятельности, а в деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Поэтому работа по выявлению одаренности у воспитанников должна отвечать следующим требованиям:
-ступенчатости;
-разнообразие методов - важно использовать множество источников информации;
-динамичности-необходимо анализировать процесс развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени.
Выделяются следующие этапы:
- номинация (называние) имен « кандидатов в одаренные. На заседаниях ПМПк педагоги обсуждают свои педагогические наблюдения и определяют, кто из воспитанников возможно обладает признаками одаренности;
- выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности. Организуется целенаправленное изучение особенностей их в деятельности ;
- изучение условий и истории развития ребенка в семье, его интересов, увлечений, сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его необычайных способностях с помощью анкет, бесед ;
- оценка особенностей развития ребенка педагогами и родителями как экспертами;
- включение детей в специальные игровые и проблемно-ориентированные занятия;
- оценка работ, продуктов деятельности ребенка, прежде всего результатов творчества;
- психологическое тестирование.
Основной диагностический инструментарий:
Методы и методики диагностики одаренности использованы:
«Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками / авт.- сост. Ю.А. Афонькина, О.ВФилатова. .
Диагностика склонностей воспитанников (адаптированная методика Белошистой А.В.)Педагогическая диагностика одаренности дошкольника
1. Карта наблюдений за деятельностью детей (по М.В. Ильиной)
Цель: изучить проявления одаренности в разных видах детской деятельности.
2. Анкета для родителей (модифицированный вариант анкеты М.В. Ильиной)
Цель: изучить проявления одаренности
3. Опросник для родителей (Е.С. Белова)
Цель: изучить индивидуальную структуру одаренности на основе фактов ее проявлений.
Психологическая диагностика одаренности дошкольника
1. Методика «Изобретатель» (адаптированный вариант методики М.В. Ильиной)
Цель: изучить способность к созданию оригинальных идей.
2. Методика «Выведение следствий» (адаптированный вариант методики М.В. Ильиной)
Цель: изучить способности к воображению и словесно-логическому мышлению.
3. Методика «Незаконченные рисунки» (вариант методики М.В. Ильиной)
Цель: выявить способность к воссоздающему воображению и целостному восприятию.
4. Методика «Найди ошибку» (адаптированный вариант методики Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой)
Цель: выявить способность к сознательному регулируемому восприятию.
5. Методика «Посмотри и запомни» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность к произвольному запоминанию и воспроизведению информации с использованием приема смысловых связей на основе зрительной памяти.
6. Методика «Значение слов» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность объяснять значение слов.
7. Методика «Составь предложение» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность к установлению синтаксических связей в предложении.
8. Методика «Назови слова» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: изучить способность оперативно переводить слова из пассивного словаря в активный словарь.
9. Методика «Четвертый лишний» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность обобщать, дифференцировать объекты по различным признакам и свойствам, обосновывать свой вариант решения задачи.
По итогам проведенной диагностики определяем индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника, которая показывает, в какой сфере ребенок более успешен, а в какой не успел себя проявить.
Это дает возможность разработать индивидуальное содержание развития задатков ребенка, которое реализуется через психолого – педагогические технологии, через рекомендации педагогам, родителям.
Одной из важных задач деятельности нашего коллектива является также разработка авторских образовательных программ педагогами ДОУ, развивающих не столько одаренность, сколько в целом личность ребенка – носителя этой одаренности. Считаем, что все дети от природы одаренные, поэтому уже с 3-х лет стараемся выявить задатки одаренности каждого малыша, создавая условия для их проявления, разрабатывая методики диагностики.
Работа с педагогами:
- углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
- анкетирование и тестирование педагогов с целью получения первичной информации об одарённых детях, уровне готовности педагогов к работе с ними;
- изучение способностей и возможностей педагогов управлять процессом развития одаренных детей
- разработка практических рекомендаций по организации воспитательно-образовательного процесса для индивидуального развития одаренных детей.
- отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, ознакомление с ними педагогов.
- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми, плановое проведение разнообразных познавательно-развивающих, творческих мероприятий;
- создание программ дополнительного образования для организации системной деятельности в работе с одаренными детьми.
- апробация педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
- апробация индивидуальных авторских программ работы с одарёнными детьми (индивидуальный маршрут обучения);
- психолого-педагогическая, методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
- поэтапное отслеживание результативности (промежуточная диагностика, сравнительный анализ), коррекция;
- формирование банка психолого-педагогического опыта по работе с одаренными детьми.
- обновление банка данных «Одаренные дети», методических материалов, диагностических методик;
- психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
Работа с родителями
- Первичная диагностика одаренных детей посредством родительского наблюдения за детьми
- анкетирование родителей с целью получения дополнительной информации об одарённых детях.
- Анкетирование родителей одаренных детей, выявление проблем в их воспитании.
Прогностический этап определяет:
- сроки реализации Программы (4 года);
- сроки реализации каждого этапа (1 год);
- прогнозируемые результаты;
- критерии оценивания результатов по этапам работы
3 этап: Аналитико-рефлексивный включает:
- Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей.
- Динамику интеллектуального и личностного развития детей с предпосылками одаренности.
- Анализ деятельности педагогов по организации работы с одаренными детьми. Обобщение лучшего педагогического опыта.
- Обобщение полученных результатов, их соответствие поставленным целям и задачам.
- Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, путей их решения, разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
- Корректировка индивидуальных учебных программ.
- Предложения, рекомендации по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования управленческой деятельности и регулирования процесса реализации Программы в целом.
2.2. Формы работы с детьми
- Современная игровая, экспериментальная деятельность воспитателя и детей, где решаются творческие задачи, проблемные ситуации.
- Самостоятельная творческая деятельность детей, где они выбирают привлекающие их виды работы для реализации своих замыслов.
Проект предусматривает обучение одаренных детей:
- В обычной группе (вместе со всеми детьми, индивидуальная работа, работа в микро-группах, в парах)
- обучение по индивидуальным планам (программам);
- обучение совместно с другими одаренными детьми (в малых группах).
2.3.Планирование образовательных отношений
Тематическое планирование образовательной деятельности «Клуб интеллектуалов»
Месяц | Задачи | Информационное методическое обеспечение | Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми |
Сентябрь | Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 4 лет; корректировка содержания программы. | Диагностика познавательного развития | Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий |
Октябрь | Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классифика-ция, обобщение;форми-рование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигу-рах, пространственную ориентировку. | Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы |
Развитие познавательных процессов; формирова-ние представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков. | Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек» | ||
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме. | Игры Никитина «Сложи узор»; Семенова Н.Г. «Чудокубики» для игры «Сложи узор». Альбом заданий 4-8 лет; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познава-тельных способностей; развитие конструктив-ных умений и навыков; закрепление представле-ний о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формиро-вание представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики. | Игры Воскобовича: «Геоконт»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г. | ||
Ноябрь | Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познава-тельных и творческих способностей; ознако-мление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных пред-ставлений и ориенти-ровки в пространстве; знакомство со свойства-ми – прозрачность и гибкость. | Игры Воскобовича: «Прозрачный квадрат»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы |
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познава-тельных и творческих способностей; ознаком-ление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – прозрачность и гибкость. | Игры Воскобовича: «Прозрачный квадрат»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комби-нированию; формиро-вание конструкторских умений; закрепление представлений о цвете и форме | Игры Никитина: «Хамелеон»; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости. | Головоломки «Листик», «Головоломка Пифагора»; Смоленцева А.А. и др. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. СПБ: «Детство –пресс», 2003 г. | ||
Декабрь | Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравне-ние, классификация, обобщение; формиро-вание элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигу-рах, пространственную ориентировку. | Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое посо-бие для воспитателей детских садов/-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольни-ков СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматема-тические игры для детей дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы |
Развитие познавательных процессов; формиро-вание представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков. | Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палоч | ||
Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространствен-ного мышления и творческого воображе-ния; развитие умений сравнивать, анализиро-вать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины. | Игры Воскобовича: «Двухцветный квадрат»; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; Т.М. Бондаренко «Развиваю-щие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;Воскобович В.В. «Сказка о двухцветном квадрате». Методическая сказка, 2006 г. | ||
Январь | Развитие познавательных процессов; развитие мел-кой моторики; знаком-ство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формиро-1как вития)вание умений в измерительной деятельности; ознаком-ление с числами и цифрами. | Игры Воскобовича: «Ларчик»; Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик». Методическое пособие | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы |
Февраль | Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, срав-нение, классификация, обобщение; формиро-вание элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространствен-ную ориентировку. | Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы |
Развитие познавательных процессов; формиро-вание представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков | Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек» | ||
Развитие познавательных процессов; ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины; развитие глазомера; развитие мелкой моторики; освоение понятий «часть» и «целое». | Игры Воскобовича: «Чудокрестики»;Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие коммуникативных и конструктивных умений; ознакомление с цифрами, их формой; освоение понятий «часть» и «целое»; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знаком-ство со свойствами – «прозрачность» и «гибкость». | Игры Воскобовича: «Прозрачная цифра»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г. | ||
Март | Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познава-тельных способностей; развитие конструк-тивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формиро-вание представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики | Игры Воскобовича: «Геоконт»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы |
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комби-нированию; закрепление представлений о цвете и форме. | Игры Никитина «Сложи узор»; Семенова Н.Г. «Чудокубики» для игры «Сложи узор». Альбом заданий 4-8 лет; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости. | Лабиринты; Дидактическая игра «Лабиринты». | ||
Апрель | Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравне-ние, классификация, обобщение; формиро-вание элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигу-рах, пространственную ориентировку. | Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы |
Развитие познавательных процессов; формиро-вание представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков. | Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек» | ||
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комби-нированию; развитие конструктивных способ-ностей; развитие смекал-ки, сообразительности. | Игры Никитина: «Уголки»; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие математических представлений; развитие координации движений; подготовка руки к письму. | Игры Воскобовича: «Игровизор»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г. | ||
Май | Выявление конечного уровня развития познавательных процес-сов у детей, анализ деятельности за год. | Диагностика Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий |
Тематическое планирование образовательной деятельной деятельности «Пытливый посковичок»
Направления поисково исследовательской деятельности | Темы деятельности | Методы и приемы взаимодействия с детьми | Месяц | Задачи |
Экспериментирование с песком, глиной | «Волшеный материал», «Почему песок так хорошо сыплется?», | Наблюдение Длительное наблюдение Совместная деятельность взрослого и детей индивидуальная и групповая формы работы | Сентябрь-ноябрь | Побуждать к сравнительному анализу свойств песка, глины. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства |
Экспериментирование с водой | «Узнаем, какая вода», « Изготовление цветных льдинок» «Играем красками», «Вкусная вода», «Разноцветная вода» | индивидуальная и групповая формы работы, беседа, практическая деятельность совместная деятельность взрослого и детей | Июль-август. декабрь | Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды(интенсивность окраски, вкус, запах). Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает. Раскрыть значение воды для жизни растений, животных, человека |
Экспериментирование с воздухом | «Танец горошин», «Поиск воздуха», «Пузырьки-спасатели», «Морской бой» | Совместная деятельность взрослого и детей, наблюдение, индивидуальная и групповая формы работы, практическая деятельность | Декабрь-февраль | Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. Подвести к пониманию значения воздуха и его температуры для жизни растений, животных и человека. Дать представление о том, что воздух занимает место, в разных условиях свойства воздуха не одинаковы, о некоторых условиях, в которых воздух становится неблагоприятным для дыхания (дым, пары ядовитых веществ и т.д.) |
Наблюдения за жизнью растений | «Что любят растения?», «Где живут зернышки?», «Соревнование», «На свету, в темноте», «В тепле, в холоде» | Беседа, групповая форма работы, практическая деятельность, длительное наблюдение, наблюдение | сентябрь-май | Подвести к пониманию того, что растение живое, т.е растет, изменяется, у него есть детки (семена), из которых вырастают новые растения Дать возможность сравнить живой и неживой предметы для выявления признаков живого: питание, дыхание, рост, развитие |
Экспериментирование со светом | «Солнечные зайчики», «радужные блики», «Раскрасим радугу», «Волшебная кисточка» | Совместная деятельность взрослого и детей, наблюдение, беседа, практическая деятельность | Октябрь, апрель | Подвести к пониманию того, что свет происходит от источника, что освещенность зависит от силы света. Расширять представления о разнообразии природных и рукотворных источников света ( солнце, луна, светлячок, свеча, лампа, фонарик). Объяснить значение света для жизни растений и животных. Побуждать к получению новых цветов и оттенков одного цвета разной насыщенности путем смешения двух красок. Дать представление о радуге, ее цветах и их последовательности. |
Экспериментирование с предметами | «Секрет сосновой шишки», «Мыло-фокусник», «Волшебные зеркала», «Чудесные спички», «Угадай-ка», «Волшебная рукавичка» | Практическая деятельность, Беседа, индивидуальная и групповая формы работы, Наблюдение, Совместная деятельность взрослого и детей | Сентябрь, Декабрь, Март | Создавать условия для формирования умения характеризовать предмет на основе определения цвета, формы, размера, веса, материала, назначения. Спобствовать определению материала, из которого сделан предмет: стекло, металл, пластмасса, фарфор, фаянс, полиэтилен, ткань, бумага. Развивать умение определять признаки и свойства этих материалов |
Список литературы
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
- . “Одаренные дети в детском саду и в школе” А.И.Савенков. 2000 г. Москва.
- «Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками / авт.- сост. Ю.А. Афонькина, О.В. Филатова.- Волгоград:Учитель,2014.
- Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
- Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
- Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
- Воскобович В.В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
- Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. -Волгоград: Учитель, 2011.
- Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997
- Сикорук Л.Л. Физика для малышей.М., 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Одаренные дети"
Програма предназначена для работы с одаренными детьми.Развитие способностей, одаренности российских детей является одной из приоритетных задач государства.Все дети с рождения ...
Дополнительное образование :программа"Одаренные дети"
движение спорт - это жизнь...
Программа "Одаренные дети" (комплекс мероприятий)
Эта программа позволит обеспечить психологическую подготовку дошкольного учреждения к выявлению и психологической помощи, одаренным детям и их родителям...
проект-программа "Одаренные дети в детском саду"
Создание в ДОУ целостной системы по воспитанию и обучению одаренных детей;·...
Упражнения для развития актерского мастерства в рамках реализации программы "Одаренные дети"
Развивать фантазию полезно для мастерства актера, да и жить веселее с развитой фантазией....
Мастер-класс для детей "Кукольный театр из дисков" в рамках реализации программы "Одаренные дети"
Превращается рука и в котенка, и в щенка.Чтоб рука артисткой стала, нужно очень-очень мало.Специальные перчатки, ум, талант - и все в порядке!...
Программа "Одаренные дети"
вторая младшая группа...