Программа "Одаренные дети"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Барышева Марина Степановна

 вторая младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti.docx45.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4»

«Работа с одаренными детьми.

Вторая младшая группа»

Барышева Марина Степановна

Воспитатель

Перминова Наталья Вадимовна

Воспитатель

г. Вилючинск, 2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одновременно с реализацией стандартов общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.

(из Послания Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ) 

Основания для разработки программы по работе с одаренными детьми: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования; Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

Актуальность.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

Для страны возрождающейся необходимо здоровое и одаренное поколение. Поколение умеющее восстановить утраченное богатство, возродить лучшее. Но часто школы и детсады работают на ослабленных детей: Это классы ЗПР, логопедические группы и т. д.

Яркие, одаренные, очень способные, обаятельные, веселые дети вырастут в таких же ярких взрослых, и вот тогда можно быть уверенным в том, что войны прекратятся.

Воспитатель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

  • Выбор метода выявления одаренных детей;
  • Подбор методов и приёмов развития способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таких детей;
  • Актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Объект – педагогическое сопровождение одаренных детей младшего дошкольного возраста.

Предмет - психолого-педагогические условия развития творческого потенциала одаренных детей младшего дошкольного возраста.

Цель – Создание условий для реализации и развития творческого потенциала  одаренных дошкольников.

Задачи:

  • Подобрать, разработать методы выявления одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;
  • Выявить детей с выраженными способностями.
  • Организовать групповую и индивидуальную работу с одаренными детьми.
  • Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с одаренными детьми.

Реализация проекта осуществляется в следующих направлениях:

- Работа с детьми,

- Работа с педагогами и родителями.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

 Успешность выполнения цели определяется тем, насколько для одарённого ребёнка повышаются шансы вырасти в одарённого взрослого, для которого характерно:

  • сформированное понятийное мышление;
  • устойчиво высокая творческая продуктивность;
  • стабильная лидерская позиция.

Программа рассчитана на 64 занятия в 2013-2014 учебном году.

Занятия проходят 2 раза в неделю по двум направлениям: познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Календарно-тематическое планирование работы с одаренными детьми. Познавательно-речевое развитие.

Период

Тема

Кол-во занятий

Октябрь

Мир, в котором я живу.

4

Ноябрь

Дети и загадки.

4

Декабрь

Составление рассказа, сказки по картинке

4

Январь

Учимся перефразировать сказанное, сохраняя главную мысль

4

Февраль

Учимся задавать вопросы и отвечать на них

4

Март

Окружающий мир

4

Апрель

Развитие мелкой моторики

4

Май

Театрализованная деятельность. Постановка и показ сказки «Кот, петух и лиса»

4

Художественно-эстетическое развитие.

Период

Тема

Кол-во занятий

Октябрь

Мир, в котором я живу. Явления природы. (рисование пальчиками)

4

Ноябрь

Осенняя пора (набрызг, трафареты)

4

Декабрь

Зимние узоры (акватипия)

4

Январь

Создание работ к конкурсу « Открытка к Олимпиаде 2014»

4

Февраль

Животные и птицы (рисование ладошками)

4

Март

Пришла весна (монотипия)

4

Апрель

Цветы (рисование тычком)

4

Май

Театрализованная деятельность. Изготовление бумажных кукол и декораций для постановки сказки «Кот, петух и лиса»

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Познавательно-речевое развитие.

Тема: Мир, в котором я живу (4 занятия):

  • Моя семья.
  • Детский сад.
  • Домашние волшебники.
  • Мой город.

Цель: развитие навыков связной речи.

Задачи:

  • Закреплять представления о семье и семейных традициях, детском саде;
  • Подвести к пониманию многообразия предметов бытовой техники, ее назначении и функциях;
  • Познакомить с историей  Вилючинска -  города подводников.  

Тема: Дети и загадки (4 занятия):

  • Загадки-описания;
  • Загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета;
  • Загадки, содержащие описание через отрицание;
  • Загадки, в которых кроме описания предмета даются другие подсказки.

Цель: Учить анализировать и выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя.

Задачи:

  • Научить разгадывать самые разные загадки и придумывать свои;
  • Вводить детей  в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными  средствами родного языка.

Тема: Составление рассказа, сказки по картинке (4 занятия):

  • Рассмотри картинку «Девочка и щенок» и составь по ней рассказ.
  • Рассмотри картинку «Герои сказок» и составь по ней рассказ.
  • Рассмотри картинку «Зимние забавы» и составь по ней рассказ.
  • Придумываем сказку на предложенную тему «Как ёжик выучил зайца».

Цель: учить детей получать из простых предложений распространенные.

Задачи:

  • Учить составлять рассказ по заданной теме, придумывать сказки на предложенную тему;
  • Упражнять в умении регулировать силу голоса.

Тема: Учимся перефразировать сказанное, сохраняя главную мысль (4 занятия):

  • Скажи по-другому.
  • О чем я сказала?
  • Объясни Незнайке.
  • Слушай и повторяй.

Цель: формировать умение вести диалог.

Задачи:

  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развивать умение сотрудничать, активно слушать;
  • Способствовать развитию интонационно-выразительной окрашенности речи.

Тема: Учимся задавать вопросы и отвечать на них (4 занятия):

  • Сундучок.
  • Картинная галерея.
  • Азбука почемучек.
  • Интервью.

Цель: формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Задачи:

  • Учить включаться в коллективный диалог;
  • Развивать связную речь;
  • Воспитывать умение слушать собеседника.

Тема: Окружающий мир (4 занятия):

  • Животные.
  • Птицы.
  • Транспорт.
  • Спорт.

Цель: Всестороннее гармоничное развитие детей.

Задачи:

  • Закреплять знания о домашних и диких животных и птицах;
  • Учить классифицировать и объединять предметы по назначению;
  • Упражнять в правильном звукопроизношении.

Тема: Развитие мелкой моторики (4 занятия):

  • Обведи по точкам.
  • Продолжи узор по клеточкам.
  • Нарисуй такую же фигуру.
  • Выполни штриховку.

Цель: развитие речи детей по средствам сформированности тонких движений пальцев рук.

Задачи:

  • Учить правильной постановке кисти руки ребенка и четкости переключения с одного движения на другое;
  • Развивать мелкие мышцы пальцев рук.

Тема: Театрализованная деятельность. Постановка и показ сказки «Кот, петух и лиса» (4 занятия):

  • Чтение сказки
  • Раскрыть образы героев сказки
  • Репетиция сказки, отработка эмоционально-интонационной окраски речи героев сказки.
  • Показ сказки детям нашей группы

Цель: развитие артистических способностей, с помощью которых закрепляется свобода общения

  • Создание естественной среды для развития фантазии и воображения детей;
  • Закрепление речевых и поведенческих навыков.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно - речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Художественно-эстетическое развитие.

Тема: Мир, в котором я живу. Явления природы. (рисование пальчиками) (4 занятия):

  • Наблюдение за природой, рассматривание иллюстраций
  • Солнышко;
  • Дождик;
  • Листья падают

Цель: знакомство с нетрадиционной техникой рисования пальчиками

Задачи:

  • развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук,
  • воспитывать интерес к творчеству.

Тема: Осенняя пора (набрызг, трафареты) (4 занятия):

  • Использование готовых трафаретов
  • Использование осенних листьев в качестве трафарета для набрызга
  • Составление осеннего букета, подбор листьев и растений
  • Осенняя фантазия (коллективная работа)

Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг», формирование и развитие художественно-творческих способностей. 

Задачи:

  • Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг.
  • Развивать творческое мышление и воображение, 
  • Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

Тема: Зимние узоры (акватипия) (4 занятия):

  • Рассматривание морозных узоров на окнах, иллюстрация на эту тему
  • Морозное дыхание зимы
  • За окошком светит солнце
  • Кружевные деревья

Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «акватипия», формирование и развитие художественно-творческих способностей. 

Задачи:

  • развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук,
  • воспитывать интерес к творчеству.

Тема: Создание работ к конкурсу « Открытка к Олимпиаде Сочи-2014» (аппликация) (4 занятия): 

  • Изучение символики Олимпийских игр
  • Подбор материалов и составление эскизов
  • Выполнение индивидуальных работ
  • Выполнение индивидуальных работ

Цель: Создание конкурсных работ, соответствующих заявленным требованиям

Задачи:

  • Расширять словарный запас, познавательный интерес;
  • Формировать чувство композиции и ритма
  • Закреплять умение выполнять аппликацию
  • Воспитывать чувство гордости за свою родину

Тема: Животные и птицы (рисование ладошками) (4 занятия):

  • Петушок
  • Осьминожек
  • Жирафик
  • Мир животных. Коллективная работа - фантазия

Цель: знакомство с нетрадиционными техниками рисования ладошками.

Задачи:

  • развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук,
  • воспитывать интерес к творчеству.

Тема: Пришла весна (монотипия) (4 занятия):

  • Бабочка (складывание)
  • Закат (складывание)
  • Ночь (рисование на пластмассовой доске)
  • Ваза (рисование на пластмассовой доске)

Цель: ознакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией.

Задачи:

  • Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию.
  • Воспитывать интерес к творчеству.

Тема: Цветы (рисование тычком) (4 занятия):

  • Цветочная поляна
  • Мимозы
  • Яблоневый цвет
  • Рисование по замыслу (черемуха, сирень)

Цель: Познакомить с техникой рисования тычком.

Задачи:

  • Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение её образа в собственном творчестве
  • Расширять знания и представления детей об окружающем мире
  • Формировать чувство композиции и ритма.

Тема: Театрализованная деятельность. Изготовление бумажных кукол и декораций для постановки сказки «Кот, петух и лиса» (4 занятия)

  • Рассматривание иллюстраций к сказке, создание эскизов.
  • Раскрашивание и украшение бумажных кукол – героев сказки.
  • Коллективная работа «Украшаем дом кота и петуха».
  • Репетиция сказки, отработка умений управлять куклами.

Цель: создать кукол-героев сказки и декорации, используя все полученные знания и умения

Задачи:

  • Развивать усидчивость, аккуратность, чувство вкуса.
  • Обучать детей элементам дизайн - деятельности.
  • Воспитывать уверенность в своих силах и возможностях.

Ребенок должен радоваться самому процессу рисования и быть уверенным, что у него все получится хорошо, его труд похвалят, ведь он так этого хочет и желает достичь определенного результата. Стимулируя развитие творческих способностей детей, ориентируюсь на высказывание Н.В. Гавриш о том, что «почти невозможно провести четкую границу между окончанием процесса обучения и началом самого творческого процесса». Главное − вызвать у детей эмоциональную заинтересованность, сформировать мотив деятельности, что обеспечит принятие ребенком решения изобразить тот или иной предмет. Научить детей овладевать обобщенными средствами создания изображения, которые позволяют воплощать любые задуманные предметы, явления. Чтобы воспроизвести увиденное, представленное, дети должны усвоить соответствующую систему знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечит с одной стороны успешное осуществление самой деятельности, с другой − всестороннее развитие самого ребенка.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей - в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. 

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые: 

  • на занятиях все легко и быстро схватывают; 
  • знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются; 
  • быстро запоминают услышанное или прочитанное; 
  • решают сложные задачи, требующие умственного усилия; 
  • задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают; 
  • оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения; 
  • очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное. 

Это типичные черты одаренных детей. 

Можно выделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте: 

  • дети с высоким общим уровнем умственного развития;
  • дети с признаками специальной творческой одаренности (музыкальной, изобразительной, физической, интеллектуальной).

Главным принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности.

Необходимо создать:

  1. предметно-развивающую среду группы, способствующую познанию окружающего мира;

Предметная среда должна быть представлена рядом специфических особенностей: усложненность и большое разнообразие игр; наличие книг для чтения, в том числе познавательного характера; обеспечение материалами для экспериментирования, дающего возможность практического применения знаний и их самостоятельного приобретения; создание условий для реализации приобретенных знаний, способов деятельности, проживания эмоциональных состояний в играх и детских деятельностях. Это обеспечит дальнейшее развитие способностей детей.

  1. регулярное проведение мониторинга всеми специалистами детского сада с использованием современных диагностических методик, которые позволяют своевременно и качественно выявить способности и задатки каждого дошкольника;

В нашем, конкретном случае мы использовали пособия «Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Вторая младшая  группа» и  «Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Диагностический журнал. Вторая младшая группа» по результатам входящего исследования стало наглядно видно, что трое детей: Олеся П., Андрей Р. и Валерия М. имеют более высокий уровень развития. (Приложение 1.)

  1. занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, позволяющие развить у ребенка способности;
  2. оказание помощи родителям в развитии у детей каких-либо талантов, способностей, через различные формы работы: анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги, психолого-педагогические лаборатории и т.п.;

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:

  • Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
  • Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
  • Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
  • Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Формы работы:

  • Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
  • Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
  • Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.
  • Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации (Приложение 2)
  • Совместные проекты исследовательской деятельности детей.
  1. Взаимодействие с социумом – позволяющим показать наши достижения, наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях. Наши девочки Олеся и Лера принимали участие в муниципальном конкурсе открыток Сочи 2014 и заняли III место. (Приложение 3)
  2.  высокий профессионализм педагога.

Это прежде всего склонность педагога к творческой деятельности, умение быстро и гибко перестраивать намеченный план работы в зависимости от возможностей детей, в соответствии с предлагаемыми ими решениями, появляющимися вопросами и проблемами. Умение педагога ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечение оптимальных условий развития всем детям группы, различающимся по уровню развития умственных и творческих способностей, склонностей, интересов, уровню знаний.

Педагог должен обладать специальными способностями или навыками, позволяющими ему заинтересовывать детей процессом выполняемой им самим деятельности.

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия;
  • участие в конкурсах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность.
  • исследования динамики развития.

Таким образом, образовательная работа с одаренными дошкольниками предполагает проведение специальных развивающих занятий, соответствующих возможностям и потребностям детей, отвечающих их особенностям; создание условий для дальнейшего развития способностей и реализации достигнутого в свободной деятельности; привлечение к работе с детьми заинтересованных, высококвалифицированных педагогов.

                                   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагогов

  1. Журнал «Обруч», №3 – 1999г., №4 – 1999
  2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей / Белова Е.С. – М.: Московский психологический институт: Флинта, 1998
  3. Богоявленская Д.Б. Одаренный ребенок / Д.Б. Богоявленская // Природа детской одаренности. – 2002
  4. Дошкольное воспитание, №3 - 2005, №9 - 2005,№7 - 2007
  5. Панов В.И. Образовательные технологии работы с одаренными детьми / В.И. Панов // Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 6-8 февраля 2003 года / Научный редактор Л.П. Дуганова. – М., 2003.
  6. Панов В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие / В.И. Панов // Педагогика, 2001, №4.
  7. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  8. Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка,  - М.Эксмо, 2010
  9. Соколова Ю. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка, - М. Эксмо, 2010

Для родителей:

  1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей / Белова Е.С. – М.: Московский психологический институт: Флинта, 1998
  2. Дошкольное воспитание, №3 - 2005, №9 - 2005,№7 - 2007
  3. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000
  4. Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.
  5. Доровской А.И. «100 советов по развитию одаренности детей» - М;1997 г.
  6. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  7. Научно-практический журнал «Одаренный ребенок» 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...