Моя профессиональная деятельность
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Макарова Ольга Владимировна

Моя методическая тема:

«Адаптация детей раннего возраста к условиям пребывания в ясельной группе детского сада»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Адаптация детей раннего возраста к условиям пребывания в ясельной группе детского сада»

                               

                                     Макарова Ольга Владимировна                       воспитатель МАДОУ № 313

Кировского района г. Казани.

Казань 2014

ВВЕДЕНИЕ

     Ясельный возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей ясельного возраста, является главным условием их полноценного развития. Развитие в ясельном возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как чувствительная ранимость организма, низкая  сопротивляемость к простудным заболеваниям. Каждое заболевание перенесённое, в этом возрасте отрицательно сказывается на общее развитие ребенка. Поэтому в адаптационный период к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для хорошего пребывания малыша в группе детского сада.

     Поступление малыша в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у родителей. Малыш в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у ребенка формируются определённые взаимоотношения с мамой и папой, привязанность к ним.

     От того, как пройдёт привыкание малыша к новому режиму дня, к незнакомым взрослым (воспитатель, младший воспитатель) и детям, зависит дальнейшее развитие ребенка и благополучное существование в группе детского сада и в семье.

     На сегодняшний день так актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации малыша к детскому саду. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, положительный эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в группе детского сада и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей младшего возраста к детскому саду.

     Цель:  создать психолого-педагогические условия адаптации детей младшего возраста к условиям пребывания в ясельной группе детского сада и разработать практические рекомендации по повышению  адаптации детей младшего возраста в этом процессе.

      Адаптация детей раннего возраста к условиям нахождения будет благополучной в ясельной группе детского сада при следующих условиях:

- будут учтены физические и психические и личные особенности ребёнка с учетом эмоционального расположения и состояния его здоровья;

- будут формироваться положительные благоприятные условия для комфортного нахождения ребёнка в детском саду.

- будет осуществлено сотрудничество воспитателей и родителей в период адаптации детей к детскому саду.

     Задачи:

1.Изучить теоретические аспекты вопроса адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в ясельной группе детского сада.

2.Выявить и создать  психолого-педагогические обстоятельства успешной  адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в ясельной группе детского сада.

3.Разрабатывать практические рекомендации по адаптации детей раннего возраста к условиям  пребывания в ясельной группе детского сада.

      Теоретическая основа: Теоретической основой при написании данной темы явились:

- обследования по воспитанию и развитию детей от 2–3 лет. (Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубива, Т.Н. Доронова и др.);

- исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, К.Л. Печора, Теплюк С., Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.);

- проведение исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.);

- исследования в области диагностики адаптации детей раннего возраста  к условиям детского сада (Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора и др.).

     

 Методы и методики опыта работы:

-теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, в том числе инетрнет-ресурсов;  

-изучения опыта старших наставников;

-наблюдения за детьми  ясельного возраста;

-анкетирование  и беседы родителей;

- создание методической копилки практического опыта по адаптации детей раннего возраста;

-диагностика по адаптации.

     В работе использовались методики обследования адаптации детей раннего возраста к условиям нахождения в ясельной группе детского сада:

 -методы психодиагностики позволяют выявить степень подготовленности ребенка к посещению детского сада;

-методы диагностирования подготовленности детей к детскому саду, разработанные доцентом кафедры поликлинической педиатрии РМАПО Печора К.Л., которые проводятся при непосредственном участии родителей ребенка;

-метод анкетирования родителей ( прилагаются).

Адаптация детей раннего возраста к условиям пребывания в ясельной группе детского сада

Характеристика понятия "адаптация" и факторы,  влияющие на неё

       Адаптация - это приспособление организма человека к новой обстановке, а для малыша детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным обществом, с новым окружением и новыми людьми (воспитателями).

       Когда ребенок  ясельного возраста (2-3 лет) переступает порог в детский сад, в его жизни случается множество изменений:

- другой режим дня,

- отсутствие мамы и папы,

- долгое нахождение в садике в течение семи и более часов.

     Новое требование к поведению:

- постоянный контакт с детьми его же возраста,

- много игрушек,

- новое большое помещение,

- много очень неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.      Этих изменения много для малыша обрушиваются на него, одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, таким, как частые болезни, капризы, страхи, отказ от еды, и т.д. Все эти проблемы вопросы возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него домашней среды.

     Малыш вынужден привыкнуть, приспособиться к новейшим условиям детского сада, т.е. адаптироваться. Сложность привыкания организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм малыша за хорошие успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации детей к детскому саду или, наоборот, замедляющих ее, мешающих нормально приспособиться. Адаптация нужна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями детского сада.

      Существует три стиля, с помощью которых малыш может адаптироваться к детскому саду:

1. Стиль творческий – это когда малыш пытается энергично поменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом привыкает и  сам;

2. Стиль конформный – это когда ребенок просто привыкает, принимая пассивно  все требования и обстоятельства детского сада;

3. Стиль избегающий - это когда ребенок пытается не принимать условия детского сада, не хочет или не может привыкнуть к ним.

       Более подходящим является стиль творческий. А более подходящий –это щадящий, избегающий.

     Как же складываются у ребенка способности к адаптации? Само рождение малыша – яркое проявление биологической адаптации.

        Переход из условий внутриутробному ко внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный малыш имеет такой степень готовности и достаточно быстро привыкает к жизни во внешних условиях.

     Также как и другие действующие системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. Уже после рождения, в рамках этой системы  у малыша сформировывается  вероятность к социальной адаптации по мере того, как малыш овладевает окружающей его общественной средой. Вырабатывание это происходит одновременно со всей системой нервной высшей деятельности.

     Эти изменения все обрушиваются на малыша одновременно, формируя для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям.

     Чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо правильно, грамотно, обдуманно подойти к одной из проблем детского сада – проблема адаптации детей. Задача родителей         и воспитателей группы – помочь малышу по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Единые требования к поведению малыша, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его привыкание к детскому саду (адаптацию).

      Возрастные особенности, возможности ребенка, показатели, определяющие, необходимо знать. Следует учитывать и индивидуальные особенности малыша.

     Частой причиной неуравновешенного поведения детей ясельного возраста бывает неправильна организована деятельность ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, малыш мало получает достаточных впечатлений, испытывает нехватку в общении с воспитателями. У детей ясельного возраста в поведении могут произойти срывы и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – не удобная одежда, малыш не  накормлен, мало спал. Поэтому режим дня, культурно-гигиенический навыки, правильное  методическое проведение всех режимных процессов – кормления, сна,  туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности ребенка, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.

     Дети, которые более ослаблены, как правило, труднее привыкают (адаптируются) к новым условиям. Они чаще болеют (простудными заболеваниями), труднее переносят разлуку с родителями. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут маму и папу.

     Особого внимания, так же требуют малыши со слабым типом нервной системы. Эти дети очень тяжело, болезненно переносят любые перемены изменения в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Находясь в новом обществе их, пугает все новое, необычное и адаптация ребенку дается с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами такие дети не уверенны, медлительны. Приучать к детскому саду таких детей следует постепенно, привлекать к этому родителей (маму и папу). Воспитатель должен  найти такой подход к ребенку, чтобы он чувствовал помощь поощрение, подбадривание и т.д.

     Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы малыша в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, к малышам не уверенным, малообщительным строгость вызывает у них страх, агрессию, слезы, нежелание находиться в группе детского сада. Резкая, громкая речь воспитателя вызывает у легковозбудимых детей ясельного возраста излишнее возбуждение, непослушание.

     Один и тот же ребенок в разных ситуациях может повести себя по-разному, особенно в период адаптации ясельной группы. Даже самый спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими ему людьми начинает капризничать, плакать и проситься домой. Нелегко привыкает к новым требованиям.

     Поведение детей ясельной группы под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Ребенок, который  не умеет,  самостоятельно есть, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Другая ситуация, если малыш не знает, как мыть руки в новой обстановке – начинает сразу плакать; а если не знает, где находятся  игрушки – тоже плачет; а дети которые  привыкли спать чтобы их  укачивали – могут вообще не спать будут сидеть и ждать маму и т.д. поэтому очень важно знать привычки малыша, воспитателю и считаться с ними.

     Если воспитатели не знают привычки малышей, то работа воспитателя  существенно осложняется. Если действия воспитателя становятся стихийными, нецеленаправленными и нередко не приносят нужного результата. Все привычки и навыки любого вновь устроившегося малыша сразу увидеть трудно, да они и не постоянно обнаруживаются в новых условиях. Воспитателю нужно помнить, что дети раннего возраста, у которых нет  нужных навыков, не всегда может взять  их в новейшую обстановку, малышу нужна поддержка воспитателя или психолога.

     В домашних условиях малыш свыкается к характеру используемых педагогических воздействий, сформулированных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, жесткий тон воспитателя или младшего воспитателя (няни) может вызвать тревогу, испуг. И наоборот, дети, привыкшие к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнят тихие спокойные указания воспитателя или няни.

     Несмотря на то, что режим дня для детей разного возраста, рекомендуемые “Программой адаптация детей в детском саду”, научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей нужно совершать измену. Показателем к этому появляется поведение и самочувствие малыша.

     Особую роль в период адаптации детей раннего возраста  располагают личные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые твердо и с достоинством входят в новую группу детского сада: они обращаются уже к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы познать о том, что окружает его. Другие дети, возможно, могут сторониться чужих взрослых, стесняются, опускают глаза, не разговаривать. А есть и такие детки, которых общение с воспитателем пугает. Такой малыш старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не может вступить в контакт.

     Как показывает практика общение ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, устанавливает характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период.

     Именно эмоциональный контакт между малышом и мамой малыша  устанавливается, начиная с конца первого – начала второго месяца жизни.

     Правильно поступают те мамы и папы, которые уже в год малыша не ограничивают  общение малыша в узком кругу семьи.

     Соблюдая необходимые культурно-гигиенические требования,  уже в этом возрасте (1 год) расширять кругозор, общение ребенка. Например, можно на несколько минут разрешить новому для него человеку подержать малыша на руках, поиграть или даже оставить их одни на один.

     Контакт с малышом и воспитателем должен установиться в первый же день. Но есть дети, у которых еще не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, то  все действия воспитателя он реагирует негативно: не разговаривает, плачет, не идет на контакт с воспитателем, стремится отдалиться. Таким детям нужно  больше время, чтобы привыкнуть, адаптироваться к детскому саду, перестать испытывать страх перед воспитателем. То, что малыш нервничает, его капризы, слезы мешают ребенку правильно и быстро воспринять не обычное интересное, доброе отношение воспитателя.

     В данной ситуации разрешить маме или папе побыть в группе вместе с малышом. В  присутствии родителей (мамы или папы) ребенок меньше переживает, успокаивается, страх перед незнакомым взрослым (воспитателем) исчезает, малыш начинает проявлять интерес к игрушкам, к детям. Мама или папа должны побуждать ребенка обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая она хорошая, добрая, что она тебя любит, играет с ним, кормит. Подтверждает это своими действиями воспитатель: внимательно, ласково обращается к ребенку, дает игрушку, книжку говорит, какой он сегодня нарядный пришел в детский сад, показывает, живой уголок, что есть интересное в группе и т.п.

     Следовательно,  можно из этого сделать вывод: на адаптацию привыкания малыша к условиям детского сада  влияют некоторые факторы:

- возраст малыша;

- состояние здоровья;

- сформированный опыта общения ребенка ясельной группы;

- степень родительской опеки.

 Поведение и особенности детей ясельного возраста в период адаптации

     При поступлении в ясельную группу не все дети плачут. Большая часть детей приходят в группу уверенно, внимательно рассматривая группу, и все что там есть, и ребенок сам находит себе занятие. Другие дети, приходя в группу, адаптация проходит с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого внимания. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею задания. И те и другие дети спокойно прощаются с мамой или папой, которые приводят их в группу детского сада, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с мамой или папой, заглядывая им в глаза, спрашивает: “А ты меня любишь?” Получив нужный положительный ответ, идет спокойно в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитательница нежно, ласково прижимая, поглаживает его по голове или спинки, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя нужным, счастливым в этой группе. Малыш старается повторить все  за воспитателем, подражает его действиям, даже интонации голоса. Поведение малыша показывает, что он испытывает потребность в общении с взрослыми (это родители, воспитатель), в получении от него ласки, заботы, внимания, понимания и т.д. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит нужного, доброго, близкого человека.

     Большая часть малышей, которые быстро привыкли, освоились в новой красивой  группе, умеют сами найти себе занятие. Такие детки не нуждаются в постоянном внимании воспитателя, но при необходимости могут спокойно, уверенно обратится к воспитательнице. Впервые дни в поведении  детей ясельной группы группе. Малыши в таком возрасте очень чувствительны, если мама или папа не собирается уходить, малыш начинает обращаться с детьми, обращает внимание что его  окружает вокруг в этой группе. После длительного наблюдения, начинает играть с игрушками, рассматривает красивых кукол, машины и, только потом, решает сам взять одну из них. В близком человеке (маме или папе) он видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с красивой группой.

     Как показывает практика, дети, поступающие в ясельную группу детского сада, ведут себя необычно, немного неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в ясельную группу.

     Выделим три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении.

     Первая группа – это малыши, у которых есть потребность в общении с близкими взрослыми (мама, папа, бабушка и дедушка), такие дети ждут только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

     Вторая группа – это малыши, у которых уже сложилась, сформировалась потребность в общении не только с мамой и папой, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

     Третья группа – это малыши, нуждаются в потребности в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад малыш постоянно находился с близкими ему людьми (мамой или с бабушкой, папой или с дедушкой) то утром, когда его приводят в ясельную группу детского сада, то он с трудом расстается с ними. Такие малыши весь день ожидают  прихода родителей, плачут, отказываются от общения воспитателя, не хочет играть со своими сверстниками в группе. Они не садится за стол, отказываются от еды, таких малышей очень сложно уложить спать, и так повторяется изо дня в день. Можно заметить некоторую растерянность, беспокойство, раздражительность.

      Если малыш, которого впервые привели в ясельную группу детского сада, никак не может, не хочет оставаться в группе без мамы или папы, то воспитательница может предложить родителям остаться с малышом в группе.

    Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: «хочу домой!», «где  мама?», отрицательное отношение к воспитателю, к детям группы, к предложениям поиграть – и бурная радость при возвращении мамы, папы (бабушки или других членов семьи) являются ярким примером того, что у малыша очень маленький круг общения с посторонними.

      Когда малыши приходят в детский сад и в основном плачут, таких детей можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми мамой или папой).

     Такие дети очень  эмоциональны, тяжело переживают расставание с близкими, т.к. круг общения с посторонними очень маленький или вообще не имеют, не готовы (боятся) вступать с ними в контакт.

     Как показывает практика, чем круг общения уже в семье, тем адаптация малыша происходит длительнее, тяжелее к детскому саду.

     Ко второй группе, относятся дети, которые до поступления в детский сад приобрели опыт общения с взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в ясельную группу, дети постоянно ведут наблюдение за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Если воспитатель рядом, ребенок спокоен, но к детям он не подходит, боится и держится от них на расстоянии. Таким детям, надо больше внимания со стороны воспитателя они могут оказаться в растерянности, у них появляются страх, слезы и воспоминания о близких ему людей (мамы и папы).

     У третьей группы детей выявляется четкая потребность в активных самостоятельных играх, действиях и общении с воспитателем.

     Как показывает практика дети, когда впервые дни адаптации приходят в ясельную группу, спокойны, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, если получив, за это замечание от воспитателя,  в отрицательную сторону он резко меняет свое поведение.

     Общение воспитателя с ребенком формируется успешно, если удовлетворяет потребности ребенка и адаптация малыша проходит  безболезненно к условиям жизни  детского сада. В период адаптации у детей появляются трудности в тех случаях, когда малыш встречает непонимание в общение, со сверстниками и воспитателем, содержание которого не соответствует его интересам, желаниям, опыту который ребенок уже имеет.

      Потребности детей в общении в процессе привыкания, адаптация к детскому саду качественно изменяет и воспитателю нужно это знать.  Дети, условно относимые к первой группе, при благоприятных условиях быстро могут достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы и т.д.

     Во время привыкания детей к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения.

     Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в три этапа:

I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений о детском саде;

II этап – потребность в общении с взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений о детском саде;

III этап – потребность в общении с взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.

     Практически дети первой группы должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе в ласке, внимании, желание взять их на руки и т.д. таких детей тяжело удовлетворить в условиях группы детского сада. Адаптация таких детей проходит длительно, с осложнениями (от 2-3 недель  до 2.5-3 месяцев).

Воспитатель должен – создать максимум условий для того, чтобы довести ребенка ясельной группы ко второму этапу привыкания.

     Для ребенка с переходом на второй этап станет более характерным, потребность в сотрудничестве с воспитателем и получении от него информации об окружающем. Продолжительность этого этапа также зависит от того, насколько будет удовлетворена потребность ребенка.

      На третьем этапе привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Малыш постоянно обращается к воспитателю (если это в садике), самостоятельно выбирает себе занятие, игрушки и играет с ними. Адаптация ребенка к условиям общественного воспитания (детского сада) на этом периоде заканчивается.

     Два этапа в процессе привыкания проходят дети второй группы  (от одной недели до двух-трех недель). Третья группа детей, с первых дней, испытывающих потребность в активных самостоятельных играх, действиях и общении с воспитателем на интересные познавательные темы, конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 дней до 7-10 дней).

     Привыкание детей не только задержится, но и усложнится для вновь поступившего ребенка, если не будет отвечающим образом организованного общения, игровой деятельности. Воспитателю необходимо знать характерные особенности малышей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение малыша, создаст нужные необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации малыша. Если не принимать во внимание, потребности определяющие поведение малыша, то педагогические воздействия будут бессистемными, случайными по характеру.

     Как показывает, практика воспитатель иногда мало уделяет внимания организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат малыша играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться в обществе.

      Деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе адаптации, привыкания к детскому саду устанавливающее значение имеет не возраст, а форма общения ее развития. Дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в более эмоциональном общении, и лишь на втором этапе привыкания-В ситуативно-действенном. Для общения с детьми воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства:

-улыбка;

-ласка;

-внимание;

-жест;

-мимика и т.д. – на первом этапе.

-показ действий;

-упражнение в нем;

-совместные действия с ребенком;

-поручение и т.п. – на втором этапе

      Расширение содержание общения с детьми тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности. В процессе сотрудничества с взрослым малыш овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством воспитателя, складывается предметная самостоятельная деятельность.   Воспитатель во время адаптации должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий малыша, как и их готовность к общению в действии с воспитателем и с детьми в группе.

      Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к ясельной группе детского учреждения является система педагогических воздействий, в которых первое место занимает организация деятельности детей, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

 Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к условиям пребывания в детском саду

     Для того чтобы адаптация ребенка по возможности прошла быстро и безболезненно к условиям общественного воспитания, дома родителям  необходимо готовить своего малыша к поступлению в ясельную группу детского сада.

      В возрасте 2-3 лет родители стремятся, дать правильно воспитывать своего малыша, но у них не всегда хватает на это педагогического опыта и знаний.

     В одних семьях родители слишком опекают своих малышей, считая, что в раннем возрасте малыш самостоятельно ничего делать не может. Стараются предупредить каждое действие ребенка, любую попытку быть самостоятельным, удовлетворяют любой каприз.

     Другие  родители считают, что воспитывать малыша в ясельном возрасте просто рано, необходим только уход за ним.

      Есть такие родители, которые относятся к детям раннего возраста как к маленьким взрослым, предъявляя к ним большие и часто непосильные требования.

     Как показывает практика, встречаются и такие мамы и папы, которые считают, что роль в воспитании принадлежит воспитателям ясельной группы, саду, а родители могут только оценивать, хорошо, или плохо работает воспитатель.

      Адаптация малыша будет успешной, если условия детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и воспитателя ясельной группы детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Очень важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении воспитателя к ребенку; чувствовали воспитателя в вопросах воспитания ребенка; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, доброту, внимание к детям и взрослым).

      Детский сад является тем педагогическим учреждением, детский сад может и должен  дать родителям психолого-педагогические рекомендации по подготовке ребенка ясельного возраста к условиям детского сада. Нередко, но, к сожалению, родители встречаются с воспитателем ясельной группы детского сада лишь тогда, когда впервые приводят своего малыша в группу. Подготовка ребенка к детскому саду в семье порой ограничивается словами: “Там тебе будет хорошо!”. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в другие условия, которые очень отличаются от домашних.

     Родители для ребенка в семье являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения с детьми.

      Если дома малыш  капризничает, делает нежелательные поступки, одни мамы и папы могут все прощать, другие – наказывают, третьи – заботливо разбирают моменты подобного поведения малыша. При этом каждый родитель  рад и намерен забыть все проступки малыша, если он обнаружит какое-то последнее умение, навык, хотя это является закономерным для развития ребенка.

      В условиях воспитания детей ясельного возраста в детском садике индивидуальный подход к детям обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его экспансивного настроения в данное время, состояния здоровья. Но если посмотреть с другой стороны воспитатель правильно согласовать собственные действия с программными заданиями развития и воспитания. Условия воспитания в семье отличаются, от условий в детском саду также является главной чертой.

      Часто дети ясельного возраста не могут быстро и безболезненно свыкнуться к новейшим изменениям, в их ней жизни, особенно если ему в этом не помогает взрослые (дома это мамы, папы, и воспитатели в садике).

В ясельной группе, как правило, бывает больше 15 детей, а малыш привык находиться в семье, где не больше 4-5 человек. Поэтому неизбежным условием успешной адаптации малыша возникает единственное требование, приемов и методов воздействия, согласование тактики введения малыша в режим общего воспитания.

     Физическая подготовленность при поступлении малыша в детский сад имеет особенное значение. Организм у детей первые 2-3 года жизни больше, чем в старшем возрасте подверженный заболеваниям, мамы и папы должны закалять своих детей. Малышу нужно обеспечить нахождение на свежем воздухе в любое время года, проводить с малышом зарядку, учить выполнять физические упражнения, развивать навыки ходьбы, бега, лазанья. Значимым средством закаливания являются воздушные ванны и водные процедуры, но их нужно осуществлять в действие в соответствии с имеющимися правилами.

      Также следует уделять внимание интерес к одежде малыша. Если  малыша слишком укутывать, то вследствие недостатка терморегуляции ребенок может легко вспотеть, а это приведет к охлаждению организма и ребенок мгновенно получит простудное заболевание.    А если слишком одежда легкая также может стать причиной простуды.

     Режим дня малыша в семье, один из причин который очень значим для движения адаптации ребенка в яслях. Если режим дня в семье, где дети спят, едят, гуляют в разное время, то они с трудом свыкаются к распорядку дня детского сада. Если режим дня ребенка дома нарушается с режимом детского сада, отрицательно влияет на состояние малыша, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему в группе.

     Для лучшего самочувствия малыша в период  адаптации немалое значение имеет то, в какой сфере сформированы у ребенка необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.), между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух и трех лет  приходят в ясли  детского сада, не умеют самостоятельно кушать, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.

     Проводя беседы с родителями будущих воспитанников ясельной группы детского сада, воспитатель должен обращать их внимание на то как их малыш готов в садику, открыть основные закономерности создания навыков и привычек, их последовательность. Воспитатель может подсказать, показать характерные ошибки, дать советы, памятки для родителей («Малыш пошел в ясли») как отучить ребенка от нежелательных привычек, обнаружить важность своевременного развития нужных навыков и полезных привычек для совместного формирования малыша и для его хорошего самочувствия в адаптационный этап.

     В период адаптации воспитательница сама должна изъявлять терпение и напористость в вырабатывании навыков и привычек. Но воспитатель не может требовать от малыша, чтобы он немедленно отказался от той или иной привычки, для этого необходимо время.

      У детей ясельной группы культурно-гигиенические навыки нужно формировать терпеливо, спокойно, понемногу постепенно усложнять требования. Как показывает практика, у малыша может сложиться негативное взаимоотношение к  режиму садика.

     Воспитатель должен, прежде всего, показать малышу, где и как сделать что-либо, поупражнять детей в действии, а потом давать им указания.

      Одна из основных задач родителей научить малыша вступать (находить общий язык) в общение с взрослыми (воспитателем) и детьми при подготовке к поступлению в ясельную группу детского сада. Детский сад должен направлять родителей на работу с семьей.

      Во время адаптации малыша к новейшим ситуациям жизни случается особая ломка, переделка созданных ранее статистических стереотипов, относящихся назначенного режима: укладывание, кормление и т.д., а также стереотипов общения.

      С первых месяцев существования малыша начинаются статистические стереотипы и, сформировываясь в условиях семьи, они накладывают след на его поведение.

     До зачисления малыша в детский сад,  знакомясь, с каждым малышом своей группы воспитательница познает особенности его развития и поведения, и если необходимо, вносит соответственные поправки в форме рекомендации и убеждения родителей.

     Для определения готовности ребенка к зачислению в детский сад и прогноза адаптации используются педагогические параметры, которые соединены в три блока:

1. Поведение малышей, соединенное с удовлетворением органических потребностей;

3. Свойства личности.

       Опираясь на эти блоки, составляется анкета готовности малыша к поступлению в детский сад, в анкете отмечаются ответы родителей во время собеседования (Приложение №1).

      Проанализировав анкеты-ответы родителей, и применяя методику диагностики, производится прогноз адаптации ребенка в ясельной группе детского сада, определяются проблемы, которые могут появиться в период адаптации ребенка, и даются рекомендация по подготовке детей.

     У родителей достаточно остается время, чтобы помочь ребенку без особых проблем перешагнуть от домашних условий жизни к другим.

     Приглашаются родители посмотреть, посетить ясельную группу детского сада вместе с малышом, для того чтобы познакомится, посмотреть в каких условиях будет находиться, их ребенок, малыша знакомят с детьми, ребенку дается возможность познакомиться с группой в которую будет ходить, показываются игрушки, место для прогулки, занятий физкультурой, музыкой и т.д.  При этом воспитатель старается, как можно больше заинтересованности уделять новому малышу, пытаться “влюбить” в себя малыша, чтобы он понял, что если рядом не будет мамы, то ее на время заменит внимательная и добрая “тетя”. Мамам даются советы, чтобы они приучали малыша быть самостоятельным в его возрасте. Родителям напоминается, что ребенка играя с другими детьми нужно учить поделиться его игрушками, уметь ждать своей очереди на качелях или, на велосипеде покататься  и т.п.

     Чтобы адаптация прошла  успешно, использоваться могут стихи, песенки, потешки. Во время тихого часа, можно напевать колыбельную песенку. Временами во время сна может звучать спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно тем, кто тяжело привыкает к детскому саду. Как показывает практика, дети засыпают лучше с любимой игрушкой, принесенной из дома.  

      Таким образом, доверие родителей и малыша к воспитателю само по себе не приходит: воспитательница добивается его добротой, неравнодушным отношением к малышу, умение воспитывать в ребенке хорошие качества. Картина доверия будет достаточно полной, если к этому добавить культуру общения, тактичность и взаимопонимание.

Факторы адаптации

        Во время адаптации нужно учесть следующие факторы:

 1. Состояние здоровья и степень формирования малыша. Абсолютно ясно, что здоровый, хорошо развитый воспитанный малыш легче выдерживает разнообразные трудности, в том числе и трудности общественной адаптации. Как показывает практика, чтобы оградить ребенка от простудных заболеваний, предупредить от психического напряжения, родители обязаны всячески стараться обеспечивать малышу условия для формирования, формирования и подумать о его здоровье.

2. Возраст малыша.  Дети до полутора лет расставание с родителями и изменение обстановку жизни выдерживают труднее всего. В старшем возрасте (после полутора лет) это временное расставание с матерью понемногу теряет свое стрессовое влияние.

3. Родители не обеспечивают организацию ребенку правильного режима дня, отвечающего возрасту ребенка, достаточное количество дневного и ночного сна, не следят за правильной организацией прогулки и др. Как показывает  практика, это может привести к тому, что малыш переутомляется, опаздывает его нервно-психическое развитие, развитие тех навыков и личностных качеств, которые отвечают возрасту ребенка.

4. Степень тренированности адаптационных возможностей. В общественном плане такая вероятность не сформировывается сама по себе. Это особенность требует назначенной тренировки, которая соответственна, должна усложняться с возрастом, но не должна превосходить возрастных возможностей. Развитие данного немаловажного свойства следовать параллельно с общей социализацией малыша, с формированием его психики. Даже если ребенок не ходит в детский сад, малыша все равно следует приучать к  таким условиям, тогда ему легче будет изменять свою форму поведения. 

     Зная все эти факторы,  адаптацию ребенка в ясельной группе детского  сада можно облегчить.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин

- от особенностей высшей нервозной деятельности и возраста малыша;

- от присутствия или отсутствия предыдущей тренировки его нервной системы;

- от состояния здоровья;

-от резкого контакта между обстановкой, в которой малыш привык находиться дома и той, в которой находится в ясельной группе детского сада;

- разница в методиках воспитания.

     Безусловно, в проведение произвольного движения главная роль относится воспитателю. Формируя у малыша позитивное взаимоотношение ко всем процессам, формируя разнообразные умение, соответствующие возрастным возможностям, создавая нужду в общении с взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период адаптации малыша к новым контрактам и тем самым убыстряет и облегчит протекание адаптационного процесса.

Диагностика по адаптации детей ясельного возраста

       Диагностика уровня адаптации детей раннего возраста проходила на базе МАДОУ детский сад №313 г. Казани. Участвовало 16 детей в возрасте 2-2,5 лет.

Применялись надлежащие методики:

-наблюдение за детьми;

-анкетирование и опрос родителей,

-беседа с воспитателем (сменщиком) и младшим воспитателем.

       Первая встреча с родителями проходила естественно перед поступлением ребенка в детский сад (примерно за неделю до прихода ребенка в группу). Родителям предлагалось отвечать на вопросы анкеты «Готовность ребенка к поступлению в детский сад» (Приложение №3).

       Итоговый результат обработки анкетных данных было обнаружено состояние готовности детей ясельной группы к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, что отражено на рисунке (таблица 1, рис. 1).

Таблица №1

№№

Имя, фамилия ребенка

Определение готовности ребенка к поступлению в ДОУ

Готов

Условно готов

Не готов

Примечание

1.

Арефьева Ульяна

3

2.

Беседин Саша

2

3.

Белова Ксюша

2

4.

Сазонов Егор

1

5.

Лифаньтев Егор

1

6.

Сафина Илана

2

7.

Егоров Вадим

2

8.

Рыбаков Олег

3

9.

Шамсиева Дина

2

10.

Макарова Таня

2

11.

Васильев Ранель

3

12.

Мнасыпов Кирил

2

13.

Колочкова Таня

2

14.

Жукока Аня

2

15.

Шабарова Арина

3

16.

Гурьяно Илья

2

Итого:

12

20

2

      Таким образом, прогноз адаптации определяется по среднему числу баллов:

3  баллов - готов к поступлению в ДОУ;

2 баллов – условно готов к поступлению в ДОУ;

1 баллов – не готов к поступлению в ДОУ.  

12 баллов готов  

        

20 баллов условно готов

   

          2 балла не готов

Рис.1 Готовность детей к поступлению в детский сад

   

      Таким образом, у большинства детей замечается не достаточный уровень готовности к условиям детского сада. Степень подготовки детей к дошкольному учреждению, обнаруженный на основе анкетирования родителей и наблюдений за детьми, можно охарактеризовать, как средний, так как доминирует оценка «условно готов».

      Разговор с воспитателями показал, что при поступление ребенка в ясельную группу детского сада использываемые формы организации общения как индивидуальные, так и фронтальные.

      В индивидуальных беседах с родителями выясняли условия жизни малыша в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим, отношения между старшими членами семьи; представляли с сотрудниками детского сада, которые будут работать с детьми; рассказывали о режиме дня детей в детском саду.

     Использовалась достаточно наглядной информации для родителей. В ней содержалось следующее:

-визитный фотоснимок организации с указанием направления его деятельности и расписания работы, дополнительных услуг.

-отчет о достижениях (дипломы, грамоты, как сотрудников детского сада, так и детей).

-стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие выписки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об образовании и другие).

-график работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника).

      Стенд наглядной информации для родителей оформлен в целом стиле, не перегружать материалом, выделяется хорошим оформлением, незамысловатостью и логичностью изложенного материала.

      Время приспособления ребенка в наличии родителей длится от10 до14 дней, понемногу уменьшая напряженность их чуткости в деятельности малыша, в то же время прослеживать адекватность и осведомленность мероприятий воспитателя.

      Последствие констатирующего эксперимента показал, что в детском саду организованы обстоятельства для организации процесса привыкания ребенка к детскому саду, но их подобает подновлять и расширять при содействия новейших форм и методик работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения.

     Попытки решения проблемы в детском саду в ясельной группы адаптация в основном сводятся к советам родителям предельно приблизить режим дня ребенка к режиму детского сада. Кроме того, некоторые  воспитатели сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в группу детского сада. Они считают, что плач и капризы - результат избалованности и изнеженности в семье. Такое мнение может стать следствием негативного отношения малыша к детскому саду.

     На продолжительность и характер адаптации особое влияние оказывают такие факторы, как социальный и эмоционально-психологический. При изучении острой фазы адаптационного периода в детском садике у детей доминирует уровень адаптации средней тяжести, уровень адаптации также средний.

     Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в детский сад нужно сделать по возможности  плавным.  Вступление малыша в группу - его первая неделя в детском саду. Во время работы, чтобы следить, как проходит адаптация на каждого ребенка заполняется лист адаптации (см. Приложение 4.)

Приложение №4

ЛИСТ АДАПТАЦИИ

                                                                   Имя, фамилия ребенка Ульяна Аревьева

                                                               Возраст 29 июня 2010 год 2 г.4 мес.

                          Дата поступления_______________________  

Параметры наблюдения

ДНИ НАБЛЮДЕНИЯ

1

2

3

4

8

16

32

64

128

СОН:

+

+

+

+

+

АППЕТИТ:

ЗАВТРАК

-

-

-

+

+

+

+

+

+

ОБЕД

-

-

+

+

+

+

+

+

+

ПОЛДНИК

+

+

+

+

+

+

УЖИН

+

+

+

+

+

+

АКТИВНОСТЬ:

В ИГРЕ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

НА ЗАНЯТИЯХ

+

+

+

+

+

+

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ:

СО ВЗРОСЛЫМИ

-

+

+

+

+

+

+

+

+

С ДЕТЬМИ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ:

+

+

+

+

+

+

+

+

+

НАСТРОЕНИЕ:

БОДРОЕ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

УРАВНОВЕШЕННОЕ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

СПОКОЙНОЕ

НЕУСТОЙЧИВОЕ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ПОДАВЛЕННОЕ

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: АДАПТАЦИЯ:

хорошо 1-16 день - легкая

плохо 32 дня - средняя

~ неустойчиво 64 дня - тяжелая

Д дома, но не болеет 128 дней - запредельная

Б болезнь

     Таким образом, результаты диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада показали, что выявлены дети, которые не приспособились к детскому саду. С этими детьми необходимо проводить работу с учетом персональных особенностей с привлечением родителей.

     Для того чтобы адаптация проходила успешно, и без болезной был разработан план работы (на месяц). (Таблица №3).

Таблица №3

Перспективное планирование педагогической деятельности

воспитателя в адаптационный период

(на месяц)

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Утро

Прием и осмотр детей.

Знакомство с детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними.

Утренняя  гимнастика, комплекс №1.

Прием и осмотр детей.

Знакомство со вновь прибывшими детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними.

Утренняя гимнастика, комплекс №1.

Прием и осмотр детей.

Знакомство со вновь прибывшими детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними.

Утренняя гимнастика, комплекс №2.

Прием и осмотр детей.

Знакомство со вновь прибывшими детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними.

Утренняя гимнастика, комплекс №2.

Учебная деятельность

Музыкальное игры.

Цель: Вызвать активность детей при подпевании и пении. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

Занятие физкультурное.

Цель: Создать условия, побуждающие детей к двигательной активности, содействовать развитию основных движений. Учить ходить в прямом направлении,  выполнять движения совместно с другими детьми.

Музыкальное занятие.

Цель: Воспитывать отзывчивость на музыку и пение, чувство симпатии к сверстникам. Развивать желание выполнять простейшие  танцевальные движения

Физкультурное занятие.

Цель: Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку, приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры. Воспитывать интерес и желание участвовать в подвижных играх и физических упражнениях на воздухе.

Совместная деятельность

Игры –

«Солнышко и дождик», «Лови!».

Цель: способствовать поднятию настроения, сближению детей друг с другом и воспитателем.

Рассказывание детям русской народной сказки «Маша и медведь».

Цель: Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, повторять слова за воспитателем.

Игры- забавы, хороводы 

«Солнышко и дождик», «Каравай».

Цель: поднять настроение малышей, сблизить их друг с другом и воспитателем.

Показ кукольного театра 

«Колобок»

Цель: развивать внимание, доставить радость от просмотра, поощрять проговаривание знакомой песенки.

Игры со строительным материалом.

Цель: поощрять старших детей  показывать свои умения

Игры-забавы, хороводы

«Солнышко и дождик», «Карусели»

Цель: способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми и взрослыми в группе, поднятию настроения.

Разучивание потешки 

«Водичка, водичка»

Цель: доставить детям удовольствие от процесса умывания, учить повторять за воспитателем слова потешки.

- Игры-забавы, хороводы

«Лови-лови», «Карусели»

Цель: поднять настроение малышей, сблизить их друг с другом и воспитателем.

Рассматривание альбома о домашних животных

Цель: учить правильно называть животное и его детенышей.

Прогулка

Экскурсия по детскому саду.

- Подвижные игры «Зайчики», «Кот и мыши».

Цель: вызвать положительные эмоции от взаимодействия   друг с другом, доставить радость от игры.

Экскурсия на участок детского сада.

Цель: познакомить детей с постройками из песка, показать, как можно играть с песком и водой.

- Подвижные игры «Самолеты», «Кот и мыши» -закрепить умение бегать не наталкиваясь.

Предложить малышам собрать сухие веточки из-под деревьев на участке.

- Наблюдение за прохожими.

Цель: Рассмотреть  одежду людей летом.

- Подвижные игры «Кто первый до флажка», «Кто быстрее добежит»

Цель: учить бегать в заданном направлении.

- Привлекать к выполнению простейших трудовых поручений: на участке после игры – собрать и сложить  игрушки в корзину.

Рассматривание листочка или цветка.

Цель: Учить детей любоваться красотой природы.

- Катание кукол на колясках, велосипедах.

- Подвижные игры «Самолеты» -  учить бегать, не наталкиваясь,

«Скати мяч» - упражнять в скатывании мяча с горки для кукол.

- Простейшие трудовые поручения – предложить собрать игрушки в корзину.

Самостоятельная деятельность

- Игры детей с пирамидками, мозаикой, шнуровкой, вкладышами.

- Сюжетно – отобразительная игра «Напоим кукол чаем».

Цель: поощрять детей производить простые  игровые действия: расставить чашки, блюдца, налить чай; закрепить в речи обращения «Кушайте, пожалуйста!», «Спасибо».

- Рисование карандашами, цветными мелками.

- Игры детей с пирамидками, мозаикой, шнуровкой, вкладышами.

- Ролевая игра «Кукла Катя заболела»

Цель: поощрять детей выражать свою заботу о кукле, ставить ей градусник, давать лекарство.

- Рисование карандашами, мелками.

- Игры детей с пирамидками, мозаикой, шнуровкой, вкладышами.

- Сюжетная игра «Оденем куклу на прогулку»- поощрять старших детей показывать малышам игровые действия, рассказывая, что необходимо одеть на куклу для прогулки летом.

- Рисование карандашами, мелками, свободный выбор материалов для творчества детьми.

- Игры детей с пирамидками, мозаикой, шнуровкой, вкладышами.

- Сюжетно –ролевая игра «В гости к мишке»- закрепить умение накрывать на стол, говорить вежливые слова.

- Игра «Угощение для лисички» - закрепить умение лепить круглые предметы из глины.

Примерное планирование разных видов игр в течение дня

(на 1 неделю)

Виды игр

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Игры с

воспитателем

Знакомство, рассматривание фотоальбома

Подарки от Зайки

Угощение для гостей

Катание на автомобиле

К солнышку в гости

Подвижные игры

Карусели

Пузырь

Бегаем и ходим

Догоните

Солнышко и дождик

Пальчиковые игры

Пальчики здороваются

Рыбка

Сорока-сорока

Мостик

Семья

Потешки, рассказывание сказок

Кто у нас хороший

Ладушки

Мишка

Курочка Ряба

Солнышко, покажись

Общение в игровой

ситуации, сюжетно –отобрази-тельные  игры

Игровая ситуация «Все ребята в кружочке стоят, а в карманах платочки лежат»

«Научим куклу раздеваться с прогулки»

«Кукла Маша угощает гостей»

«На прогулке с куклой»

«Наша кукла обедает»

Дидактические игры

«Сверни      ленту»

«Ёжики»

«Строим вместе»

«Вкладыши»

«Соберем баранки»

     Дети 2-3 летнего возраста потребности в общении со сверстниками еще не испытывают. Они могут с заинтересованностью наблюдать друг за другом, прыгать, играть, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно безразличным к состоянию и расположению другого малыша. Воспитатель соответственно должен научить детей общаться посредством игры и, основой такого общения закладываются именно в адаптационный период.

      Таким образом, четкая профессионально слаженная и продуманная работа воспитателей, участие родителей и благополучный микроклимат в детском саду залог оптимального течения адаптации детей к детскому саду.

Практические рекомендации по адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в ясельной группе детского сада

     В первую очередь формирование адаптационного периода  зависит от умения воспитателей сформировать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Малыш  должен удостовериться  в том, что воспитатель готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с малышом соответственно должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача воспитателя  заслужить, завоевать доверие малыша.

      Педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует, прежде всего, любить детей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях.

     Детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, добросердечность и отзывчивость, хорошее, веселое настроение и умение создать его другим и детям, способность увлеченно играть, выступать и придумывать разные истории, негромкая, тихая спокойная речь и мягкие, ласковые, нежные движения.

     Воспитатель профессионал владея профессиональными приемами, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей.

     Воспитатель детям  может предложить:

Поиграть в уголке «Песок вода» (дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, полочки для рисования в песке). Пусть малыши переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок).

      Чтобы период адаптации к детскому саду закончился быстрее и спокойнее, необходимо включать, в комплексе использовать различные адаптационные методики приема. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой малыш чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

      Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо разговаривает и не может сказать взрослому или воспитателю о своих переживаниях, то в играх с песком все становиться возможным. Продумывая любую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, дети освобождается от напряжения и беспокойства. Через игры с песком легко решаются такие задачи:

-как развитие коммуникативных навыков;

-умение правильно общаться;

-монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);

-сжимание кистей рук (дайте детям резиновые игрушки-пищалки, пусть они сжимают, и разжимают кисть руки и слушает, как пищит игрушка);

-рисование фломастерами, карандашами, маркерами, пальчиковыми красками;

-слушание негромкой, спокойной музыки («Утро» Грига, «Король гномов» Шуберта, «Мелодия» Глюка);

-заняться смехотерапией.

      Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы и спальни - они слишком большие, не такие как дома.    Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в детский сад, нужно группу сделать группу как дома. Введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста должно стать нормой для воспитателей.

      Хорошо будет, если родители дадут принести из дома любимую игрушку малыша, с которой он привык играть и засыпать, дома.

      Создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид помогут прикроватный коврик, занавеска, пижама, фито-подушка, сделанная мамой. Все эти атрибуты становятся для малыша символом и частичкой дома.

     Очень хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любое время может посмотреть своих близких и уже не так будет тосковать по маме и папе.

     Чтобы зрительно уменьшить помещение группы, для этого мебель лучше разместить не по периметру, а таким образом, чтобы получились маленькие игровые зоны (комнатки), в которых малыши себя чувствуют комфортно.

    Хорошо, если в группе иметься в наличии мягкая мебель: кресло, диванчик, где ребенок может побыть один, поиграть с любимой игрушкой, посмотреть понравившуюся книжку или просто отдохнуть. Хорошо бы рядом с уголком «уединения» расположить живой уголок. Зеленый цвет растений благоприятно оказывает влияние на эмоциональное состояние малыша.

     Не стоит планировать на день много приемов работы с детьми. Достаточно по каждому направлению организовать 1-2 формы работы.

Планируя игровое взаимодействие, воспитатель подбирает разнообразные виды игр:

-сюжетные;

-игры с водой;

-игры с песком;

-пальчиковые игры;

-игры с дидактическими игрушками;

-игры-забавы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о конкурсе профессионального мастерства педагогов «Портфолио педагога – свидетельство результативности профессиональной деятельности»

В документе представлены условия организации конкурса, определены основные критерии оценки портфолио педагогов ДОУ....

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.

Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования ...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта " Педагог".

В данном материале содержатся методические рекомендации планирования профессионального развития педагогов образовательной организации и включает в себя последовательное выполнение определенных этапов....

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»...

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).Что...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...