Рассказывание русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с элементами конструирования.
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

Курлыкина Светлана Викторовна

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи.

Рассказывание русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с элементами конструирования.

Цель. Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие.

Формировать умение слушать, отвечать на вопросы по содержанию сказки. Активизировать словарь детей словами «отопри», «лапоть». Учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения. Продолжить работу над развитием связной речи детей.

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг другу, учить работать в парах при выполнении задания по конструированию, опираясь на предложенную схему.

Материал: сундучок Мыльные пузыри, воздушный шар, соломинка, лапоть, коврик-декорация.

Ход   НОД

 Ребята, посмотрите сколько гостей, давайте поздороваемся! Посмотрите  у меня в руках  волшебный сундучок. Он достался мне от моей бабушки-здесь живут сказки. Когда я была такая маленькая как вы, то очень любила приходить в гости к бабушке и каждый раз бабушка, доставая из своего сундучка разные предметы-рассказывала мне сказку. Хотите узнать какая сказка здесь спряталась?

Чтобы открыть сундучок нужно произнести волшебные слова: сундучок, сундучок, отопри мне свой бочок… Ребята, отопри-это значит открой так говорили в старину, ведь наш сундучок тоже старинный. Давайте вместе скажем волшебные слова (дети произносят: сундучок…).

Воспитатель достаёт пузырь.

-Что это? (пузырь)

 Какие ещё бывают пузыри? (мыльные,)

-Вы любите играть с мыльными пузырями? Поиграем в игру «Подуй на пузырь»

Проводится игра под музыку. (Не более 1 минуты.)

Воспитатель: Посмотрим, что ещё лежит в сундучке? Достаёт соломинку от веника:

Веник за печкой, в нём палочки тонкие

Палочки эти зовутся соломою.

 Посмотрите, какая она? (тонкая, хрупкая.) А на что она похожа? (на карандаш.)

 - Ребята, а ещё в нашем волшебном сундучке лежит лапоть. (дети рассматривают, трогают) воспитатель продолжает: лапоть-это такая старинная обувь, давным-давно у, когда не было такой удобной и красивой обуви как сейчас, люди носили лапти. Лапти плели из коры дерева липы. Попробуйте какой он грубый, совсем не мягкий как ваши сандалии, чтобы надеть такой лапоть ногу нужно было заматывать длинными бинтами.

-Все предметы из сундучка мы рассмотрели осталось отгадать название сказки. Для этого нужно все предметы назвать по очереди давайте вместе: пузырь, соломинка и лапоть.

- Ребята, я приглашаю вас на лужайку сказок. А по дороге поиграем в игру «Раздувайся пузырь».

Дети подходят к коврику-декорации к сказке. Воспитатель предлагает сесть по удобнее и начинает показывать сказку:

Жили-были пузырь, соломина и лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!» — «Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней». Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!

Вопросы по содержанию сказки:

- Про кого эта сказка? (Про Пузыря, Соломинку и Лаптя.)

-Куда они пошли? (В лес за дровами)

-Что им помешало добраться до леса? (Река)

-Что предложил Лапоть Пузырю? (Переплыть на нем через реку.)

-А почему можно на пузыре плавать. (Потому что он легкий и не тонет.)

-Что ответил Пузырь? (Чтобы Соломинка перекинулась с берега на берег.)

-Что произошло с соломинкой? (Лапоть пошел по Соломинке. Соломинка сломалась. Все упали в воду.)

-А почему Соломинка сломалась? (Потому что она тонкая, а Лапоть тяжелый.)

- И что было дальше (Пузырь хохотал, хохотал и лопнул.)

- Пузырь хорошо поступил? (Нет, над другими смеяться невежливо.

-Не смейся над чужой бедой сам в беду попадёшь.

-Над другими посмеешься, над собой поплачешь.

- А что нужно было пузырю сделать? (Помочь Соломинке и Лаптю.)

Ребята, какой конец у этой сказки? (грустный) Давайте придумаем другой конец для этой сказки. Что нужно сделать, чтобы не сломалась соломинка не утонул лапоть и не лопнул пузырь? (построить мост)

Воспитатель приглашает детей к столам. На столах схемы постройки моста из конструктора «Лего» дети работают парами.

Готовые мостики дети расставляют по всему коврику через речку.

-Давайте попробуем рассказать сказку по-новому.

Жили-были пузырь, соломина и лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки и увидели много мостиков. Перешли пузырь, соломинка и лапоть на другой берег по мостикам, набрали дров и вернулись домой целые и невредимые.

-Ребята вам понравилось? А что понравилось больше всего? (ответы детей)

-Мне тоже вы очень понравились. И я предлагаю устроить конкурс «выдувальщиков»- соревнование на самую пышную пену или на самое большое количество мыльных пузырьков.

Чуть, чуть водички мыльной

В стаканчик набери.

Пускать из мыльной пены,

Мы будем пузыри.

Воспитатель раздаёт детям «мыльные пузыри», предлагает поиграть ими.

Звучит песенка про мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Русская народная сказка "Пузырь, Соломинка и Лапоть""

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: « Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»"...

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе. Тема: Пересказ русской народной сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"

Учим детей пересказывать небольшие сказки, продолжаем знакомить с устным творчеством русского народа, воспитываем интерес и любовь к фольклору...

Пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Конспект занятия по развитие речи в средней группе...

Пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». (Средняя группа)

Пересказ  русской народной сказки«Пузырь, соломинка и лапоть».(Средняя группа)Воспитатель: Рижко С.Г. Интеграция содержания образовательных областей: Развитие речи, художест...

Пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.Продолжать учить  отвечать полным ответом.Воспитывать умение совершать только обдуманные поступки....

Кукольный театр по мотивам русской народной сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"

Мир театра дарит настоящие эмоции, учит сопереживать героям, позволяет открыть нечто новое. Этот вид искусства считается одним из значимых для человечества. Кукольное представление интересно дошкольни...