Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями».
консультация на тему

Федоренко Майя  Владимировна

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_tema.docx285.73 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Центр развития  ребёнка - детский сад «Теремок»

Консультация для воспитателей

Тема «Нетрадиционные формы работы с родителями».

Разработала: учитель-логопед

Федоренко  М.В.

г. Северобайкальск

2016г.

   Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности каждого педагога дошкольного образовательного учреждения, включающая повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий эффективного воспитания об обучения детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития и оздоровления детей.

      Хорошо, если педагоги используют оптимальное сочетание форм сложившейся традиционной системы работы с родителями с нетрадиционными формами взаимодействия с семьей, которые основываются на совместной деятельности и обмене опытом, мыслями, чувствами, переживаниями.

      Реализация в системе работы с родителями индивидуально- дифференцированного подхода , является одним из важнейших условий эффективного взаимодействия с родителями. Поскольку родители отличаются не только по возрасту, полу, но ещѐ и по образованию, родительскому стажу, по уровню педагогической подготовленности, личностного развития, готовности к воспитанию и многим другим основаниям. Поэтому

значимость реализации индивидуального подхода в работе с родителями очевидна.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. 

Индивидуальные формы работы с родителями:

Традиционные формы

Нетрадиционные формы

  • беседы
  • консультации
  • анкетирование
  • посещения на дому
  • выполнение индивидуальных поручений.

  • буклеты
  • памятки для родителей
  • совместные занятия с детьми и родителями
  • «Почта для родителей»
  • семейные фотовыставки («Наша дружная семья»)
  • «Семейная книга рекордов»
  • Изготовление дидактической игры родителей с ребёнком
  • «Семейный театр»
  • Привлечение родителей в роли эксперта
  • Подготовка и участие в семейных конкурсах.
  • выставки детских работ, семейных творческих работ.
  • Домашняя библиотека
  • Библиотека игр
  • Личные блокноты, еженедельные записки
  • Дневник читателя
  • Нетрадиционные домашние задания (видиотека, медиотека).
  • Гость группы, доброволец.
  • Семейная газета

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Немалую роль в совместной, комплексной работе педагога и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа.

В процессе организации логопедической работы, как правило, использую несколько типов анкет, исходя из поставленных целей:

-Уточнение запросов родителей.

-Сбор анамнестических данных

 -Выявление особенностей семейного воспитания.

-определение степени готовности родителей к участию в коррекционном процессе.

-Подготовка к родительскому собранию на определённую тему.

-Изучение удовлетворённости родителей коррекционно- образовательными услугами.

Анкета

«Какие причины мне мешают заниматься с ребёнком».

Уважаемы родители! Выберите, пожалуйста, ответ.

http://detki.guru/wp-content/uploads/2016/11/zanjatie-matematikoj.jpg

Не хватает времени, я много работаю.

Раздражает отказ ребёнка от занятий.

Хочется поболтать с подругой по телефону.

Много домашних дел, не успеваю.

Пусть в детском саду занимаются. 

Хочется посмотреть любимый сериал.

Надоело выполнять одни и те же упражнения.

Зачем заниматься и так всё пройдёт, научиться сам.

Я слишком устаю на работе.

Мне лень.

На обратной стороне «Что я скажу своему ребёнку, когда он вырастит и спросит, почему ему ставят двойки по русскому языку?

Интерактивные формы работы с родителями:

Буклеты – письменная консультация, отпечатанная на одном листе, которая складывается параллельными сгибами, таким образом, чтобы её можно было читать и рассматривать не разрезая.  Их отличие от письменной консультации, размещаемых на информационных стендах, состоит в том, что буклеты предназначены для индивидуального информирования.

 Памятки - это хорошо структурированные тексты с краткими сведениями или напоминаниями о чём либо, являющимися руководством для родителей, желающих помочь своим детям.  Могут помещаться в индивидуальные папки, на информационные стенды. Может быть составлена педагогом или совместно с родителем.

           Чаще всего это мы – родители, взрослые – даем советы своим детям. Но давайте прислушаемся к их советам. «Памятка родителям от ребенка» – это не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но еще и очевидное приглашение взрослых к диалогу.

«Памятка родителям от ребенка»

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не
  • обязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши просьбы.https://100kursov.com/uploads/2017/08/24/22/25/d6a86bfd9f693ac3687f3ed80f3b09cb.png
  • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
  • Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
  • Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь ещё больших «побед».
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу!» Это не буквально, я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

Ваш ребенок.

     Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении Коррекционная работа даёт положительный результат только в том случае, если все специалисты и родители станут действовать согласовано.

     Совместные занятия - одна из важных организационных форм, позволяющих развивать у родителей потребность собственного участия в преодолении речевых проблем у ребёнка. Они позволяют вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями для самостоятельной работы с детьми дома, наглядно демонстрируют успехи ребёнка, выявляют трудности. Создают эмоциональный контакт между родителями и детьми. В отличие от открытых занятий, где мамы и папы являются сторонними наблюдателями, совместные занятия предполагают активность родителей.

       Нетрадиционные домашние задания.  Видиотека. Например, по согласию родителей делается видеозапись выполнения артикуляционных упражнений, выполняемых детьми. Из этих упражнений составляются необходимые для каждого ребёнка комплексы и записываются на диски. Дома родители могут просмотреть упражнения на компьютере и проследить за правильностью выполнения упражнений . На этапе автоматизации  различных звуков подготавливаются задания и игры в виде мультимедийных презентаций. Дети выполняют задания вместе с родителями, которые контролируют произношение звука и ответы ребёнка, количество времени проведённого у компьютера.  

    Медиапособия - Медиотека – включает  помочь родителям подобрать развивающие, обучающие программы, рекомендовать сайты в интернете.  Прежде чем предложить родителям материал мы должны сами с ним ознакомиться.  Таким образом  создаётся семейная медиотека.

     Домашняя библиотечка. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная педагогом библиотечка авторских пособий (“Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника”, “Коррекция нарушенной слоговой структуры речи. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет”, “Формирование лексико-грамматических представлений. Альбом дошкольника”, “Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника”). Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься образовательной и развивающей деятельностью, а задача воспитателя подобрать соответствующую литературу родителям.

      Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в образовательном (коррекционном) процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. Это  может быть материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми. Библиотека игр группы может  пополняться,  благодаря оригинальным идеям, предложениям самих родителей, подбором практического материала на практическую тему, изготовлению пособий самими родителями.

Дневника читателя. К сожалению, в последнее время родители стали мало читать своим детям. Огромный пласт детской художественной литературы для детей дошкольного возраста должен быть прочитан именно в свое время, его нельзя вычеркнуть из жизни ребенка! Часто родители даже не знают, какую именно литературу можно и нужно читать детям в том или ином возрасте. В начале учебного года в “Родительском уголке” вывешивается список рекомендуемой для прочтения литературы. На родительском собрании объясняются правила ведения “Дневника читателя”. В нем предусмотрены следующие разделы: дата, название и автор прочитанной родителями ребенку книги, главные герои, о чем эта книга, рисунок к ней.

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр

Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы

     Благодаря разнообразным – традиционным интерактивным формам – работы, родители учатся видеть сложный многогранный процесс воспитания – второе условие эффективного взаимодействия с семьѐй. ДОУ.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги  и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников заключается в следующем:

минимизация времени доступа родителей к информации;

• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;

• рост объема информации;

• оперативное получение информации родителями;

• обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;

• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Новые формы работы с родителями"

    Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи...

Консультация для педагогов «Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ»

в материале описаны особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьей....

Консультация для воспитателей "Использование форм работы с родителями"

Консультация для воспитателей "Использование форм работы с родителями"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ»

Консультация для воспитателей «Современные формы работы с родителями в ДОУ» ...

Консультация для воспитателей «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ»

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять....

Консультация для музыкальных руководителей. Формы работы с родителями по музыкальному воспитанию детей.

Консультация для музыкальных руководителей. Формыработы с родителями по музыкальному воспитанию детей....