КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ»
консультация на тему
Консультация для воспитателей «Современные формы работы с родителями в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Современные формы работы с родителями в ДОУ»
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но,
прежде всего, и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги»
А. С. Макаренко
Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Взаимодействие детского сада и семьи – это взаимосвязь педагогов, воспитанников и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются все стороны. Следовательно, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи - источник и важный механизм развития всех участников данного процесса. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей.
Елена Сергеевна Евдокимова в своей книге "Детский сад и семья" описывает такие формы работы как:
Посещение семьи - семья, как известно, – это не только открытая, но и закрытая система. Поэтому воспитателям бывает трудно посещать семью ребенка, если между воспитывающими взрослыми не выстроены доверительные открытые отношения. Результаты посещения семьи служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.
Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании.
Анкетирование – это метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей.
Сочинение – метод исследования, позволяющий увидеть точку зрения автора по определенному вопросу (проблеме).
Информационнопросвещенческое обеспечение взаимодействия. Важной составляющей взаимодействия детского сада и семьи является просвещение родителей. Основная цель просветительской деятельности – повышение уровня общей культуры и социальной активности населения (Модельный закон «О просветительской деятельности», 2001).
Одна из функций просвещения – информативная. Взаимодействуя с родителями, нельзя не сообщать друг другу о разнообразных фактах из жизни детей и взрослых в детском саду и семье, о состоянии ребенка (его самочувствии, настроении), а также о развитии детсковзрослых (в том числе детскородительских) отношений.
Индивидуальные беседы. Индивидуальные беседы с родителями могут проходить по их инициативе и по инициативе педагога. Воспитатель должен всегда быть готов ответить на вопрос родителя о своем ребенке, поддержать беседу, вызвать на откровенность.
Консультации. Одна из форм индивидуальной работы с семьей – оказание ей помощи через консультацию. Консультации для родителей проводят заведующая детским садом, воспитатели, психолог, социальный педагог, медицинская сестра, логопед и другие специалисты.
Родительские собрания. Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями сохраняют свою популярность групповые родительские собрания.
Стенды. Стенды – это наглядная форма предъявления информации. На стендах целесообразно размещать информацию для родителей трех видов: стратегическую (многолетнюю), тактическую (годичную), оперативную. Стратегическая информация – это необходимые родителям сведения о задачах развития ДОУ на перспективу, о реализуемой образовательной программе. Тактическая информация – это сведения о режиме дня ребенка, о задачах и содержании воспитательнообразовательной работы в группе на год. Оперативная информация – это сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе (акциях, конкурсах, выставках, встречах в родительском клубе, экскурсиях).
Памятки. Памятка – это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем-либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач.
Буклеты. Буклет – это издание, отпечатанное на одном листе, который складывается параллельными сгибами таким образом, чтобы его можно читать и рассматривать не разрезая, а раскрывая ширмообразно.
Рукописные газеты и журналы. Целью издания в детском саду газет и журналов является привлечение внимания родителей к различным аспектам воспитания и обучения детей в детском саду и семье, а также приглашение к сотрудничеству.
Устные журналы. Отличие устного журнала от рукописного состоит в непосредственной подаче информации родителям по интересующим их вопросам воспитания и обучения детей в детском саду и семье. Устные журналы являются постоянной формой информирования и могут чередоваться с рукописными. Отличительными качествами представленного в устном журнале материала должны быть новизна и оригинальность.
Переписка педагогов и родителей. Неоценимое значение в развитии отношений с семьей имеют разные формы переписки.
Письменное обращение гарантирует конфиденциальность информации о проблемах семьи. Ответ педагога при этом более точен и конкретен, обращен к конкретной семье. Родители, воспользовавшись письменной формой, могут прояснить сложные аспекты воспитания своего ребенка в семье, а при необходимости и лично обратиться с просьбой к специалисту.
Записка. Письменное сообщение, выраженное в краткой, лаконичной форме. Записка-просьба указывает на потребность в деловом общении по решению различных вопросов. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям воспитанника, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о любимых занятиях, отношениях со сверстниками и другую важную информацию.
Личный блокнот (тетрадь). Это письменная форма ежедневного обмена информацией между детским садом и семьей. Такие блокноты (тетради) могут каждый день курсировать между детским садом и семьей. В них родители могут сообщать воспитателям об успехах ребенка в разных сферах деятельности, особых семейных событиях (поездках, дне рождении, посещении театра) и др.
Письмо. Письмо - это повествование о трудностях и достижениях в воспитании и обучении ребенка, о месте и роли родных и чужих взрослых в его развитии. Письмо позволяет передать собственное эмоциональное отношение к тому, что происходит в жизни конкретного ребенка, связанного с миром семьи и детского сада; поделиться радостями и заботами, посочувствовать, обратиться за помощью.
Благодарственное письмо. Это обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении каких-либо мероприятий в детском саду (экскурсий, праздников, акций, конкурсов, мастер-классов), а также за сотрудничество в воспитании и обучении детей.
Открытка. Это форма письменного поздравления с достижениями ребенка, а также с праздниками (в том числе семейными) и профессиональными успехами родителей воспитанников.
«Почтовый ящик». Переписку невозможно себе представить без почтового ящика, в который складывают вопросы, предложения, советы от родителей по разнообразным аспектам воспитания, обучения, развития детей.
Выставка. Это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов и др.), расположенных для обозрения детей и взрослых.
Медиатека. Информация хранится не только в книгах, но и на дисках, аудио, видеокассетах. Молодые родители (особенно папы) все чаще обращаются к воспитателям с просьбой познакомиться с медиапособиями по воспитанию детей; проявляют интерес к образовательным порталам и сайтам в Интернете.
Образование родителей. Не только просвещение, по и образование родителей становится сегодня значимым для семьи, которая сталкивается с проблемой воспитания детей в меняющемся современном мире.
Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми. Важная форма взаимодействия детского сада и семьи – совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников.
Акция. Акция – это действие, предпринимаемое для какой-либо цели (благотворительность, выражение гражданского протеста, благоустройство детского сада и др.).
Вечера музыки и поэзии. Проведение в детском саду вечеров музыки и поэзии является хорошим средством объединения детей и взрослых в контексте искусства.
Воскресный семейный абонемент. Не каждая семья способна сегодня организовать свой досуг, объединив интересы всех членов семьи; задумавшись о ребенке, живущем ожиданиями игры, сказки, путешествия в мир музыки.
«Семейная гостиная». Это форма свободного общения семей воспитанников и педагогов. «Гостиная», в зависимости от задач общения, может быть поэтической, музыкальной, театральной. Гости рассказывают какие-то веселые истории, вспоминают события, происходившие с ними.
День семьи. День семьи – особая дата в календаре, акцентирующая внимание общества на здоровой, полноценной, нравственно сильной семье, которая воспитывает достойных детей, самостоятельно разрешает свои проблемы и успешно преодолевает возникающие препятствия.
Клубы. Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей.
Вечера вопросов и ответов – специфическая разновидность клубных встреч. Они могут быть однотемные и многотемные. Преимуществом такого вечера является то, что родители и другие члены семьи могут встретиться, вступить в непосредственное общение с отвечающим, получить персональный ответ.
Праздники в детском саду. Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь – с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду. Семейный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события.
Прогулки и экскурсии педагогов, детей и родителей. Совместные выезды на природу, посещение театра, музея детьми, педагогами и родителями воспитанников сплачивают, способствуют неформальному открытому взаимодействию.
Проектная деятельность педагогов, детей и родителей. Под проектированием понимается идеальное промасливание и практическое воплощение того, что должно быть. Каждому человеку приходится в своей жизни намечать какие-либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов.
Проектирование позволяет взращивать новые формы общности педагогов, детей и родителей, решая различные проблемы воспитания ребенка, как в семье, так и детском саду.
Проектирование помогает научиться работать в «команде»: от изучения реальной обстановки до реализации проекта.
Работа с родителями в условиях детского сада чрезвычайно важна для успешной помощи детям, посещающим детский сад. Только вместе с родителями мы можем добиться хороших результатов в работы с ребёнком. Такое взаимодействие способствует развитию педагогического просвещения родителей и их сотрудничеству с педагогами в процессе воспитания и обучения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями».
Рекомендации по возможным формам работы с родителями - вовлечение родителей с воспитательный процесс в рамках детского сада....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ"
ПОДРОБНО ОПИСАНЫ РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ...
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с родителями".
Материал для проведения консультации для воспитателей по организации взаимодействия с родителями, используя современные нетрадиционные формы....
Консультация для воспитателей"Нетрадиционные формы работы с родителями"
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".
Консультация для воспитателей"Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательн...
Консультация для воспитателей «Современные формы работы с родителями в ДОУ»
Консультация для воспитателей «Современные формы работы с родителями в ДОУ» ...
Консультация для воспитателей «Современные формы работы с родителями»
Консультация для воспитателей «Современные формы работы с родителями» ...