ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
рабочая программа (средняя группа) на тему

Копылова Татьяна Викторовна

Актуальность выбранной мною темы очевидна: Великие русские педагоги, ученые, общественные деятели боролись за воспитание высокого национального достоинства, привлекали внимание к содержанию образования – основной частью которого является воспитание патриотизма. К.Д. Ушинский говорил в свое время: «Отличие западного образования состоит в том, что западный человек более знаком со своим отечеством, литературой, географией, а русский человек менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится». Учеными давно доказано, что именно в дошкольном возрасте начинается познание тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине; чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно раннего детства. 
4 года я работала по теме: «Люби и знай свой край» в рамках патриотического воспитания дошкольников («патриотизм» - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу).
Сейчас существует термин «новый российский патриотизм» - ощущение принадлежности к своей земле, своему народу, чувство и сознание собственной востребованности и незаменимости в своей стране.
Цель темы: развитие познавательных способностей детей в процессе знакомства с прошлым и настоящим родного края.
Задачи: 
1. Формировать представления о том, чем славен родной край, знания о его своеобразии.
2. Поддерживать и развивать интерес к традициям семьи, детского сада, деревни, народностей Сибири. 
3. Воспитывать умение проявлять свои гражданские чувства (гуманизм, толерантность, национальное самосознание). 
Дидактические принципы: принцип адекватности, принцип комплектности – обеспечивает личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, принцип доступности и наглядности предлагаемого материала, его целесообразности, эмоциональной близости краеведческого материала. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект49 КБ
Microsoft Office document icon практическая часть33.5 КБ
Файл приложение фотографии764.23 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

Или «Люби и знай свой край»

Актуальность выбранной мною темы очевидна: Великие русские педагоги, ученые, общественные деятели боролись за воспитание высокого национального достоинства, привлекали внимание к содержанию образования – основной частью которого является воспитание патриотизма. К.Д. Ушинский говорил в свое время: «Отличие западного образования состоит в том, что западный человек более знаком со своим отечеством, литературой, географией, а русский человек менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится». Учеными давно доказано, что именно в дошкольном возрасте начинается познание тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине; чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно раннего детства. 
4 года я работала по теме: «Люби и знай свой край» в рамках патриотического воспитания дошкольников («патриотизм» - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу).
Сейчас существует термин «новый российский патриотизм» - ощущение принадлежности к своей земле, своему народу, чувство и сознание собственной востребованности и незаменимости в своей стране.
Цель темы: развитие познавательных способностей детей в процессе знакомства с прошлым и настоящим родного края.
Задачи: 
1. Формировать представления о том, чем славен родной край, знания о его своеобразии.
2. Поддерживать и развивать интерес к традициям семьи, детского сада, деревни, народностей Сибири. 
3. Воспитывать умение проявлять свои гражданские чувства (гуманизм, толерантность, национальное самосознание). 
Дидактические принципы: принцип адекватности, принцип комплектности – обеспечивает личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, принцип доступности и наглядности предлагаемого материала, его целесообразности, эмоциональной близости краеведческого материала. 
Тема достигается через:
1. НОД;
2. создание мини-музеев или русской избы;
3. дидактические игры, строительные, сюжетно-ролевые;
4. чтение, заучивание художественной литературы, фольклора, знакомство с писателями Омской области.
5. рассматривание буклетов, иллюстраций, фотографий, изделий, предметов быта, труда, одежды;
6. конструирование макетов домов, улиц, схем;
7. экскурсии в сельский музей, прогулки по деревне, близокружающим местам;
8. просмотр д/фильмов, слайдов;
9. домашние задания.

         Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Понятие «Родины» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Россия – родина для многих.  Но для того, чтобы считать себя ее сыном, дочерью, гражданином, патриотом, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства.  Но подобно любому другому чувству, патриотизм приобретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе гражданственности и патриотизма лежит духовное самоопределение. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Каждый педагог в своей программе работает и с фольклором, и знакомит с народными промыслами, декоративно-прикладным искусством, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений. Тем не менее, представления воспитанников о русской культуре отрывочны и поверхностны. Чаще всего у воспитателей отсутствуют соответствующие материалы и пособия.  Окружающая действительность не дает возможности реально приобщить детей к народной культуре. Многие старославянские слова и изречения давно забыты и не используются в современной речи. Педагоги, не понимая и не умея их объяснить сами, опрометчиво считают их недоступными детям. И пересказывают сказки, «переводя их на современный русский язык», теряя важные смысловые оттенки, обедняя тем самым глубину чувствования ребенка. А «виртуальные» демонстрационные материалы дают возможность узнать, понять, рассмотреть, но не дают возможности прочувствовать.  

         Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского народа поможет организация в ДОУ краеведческой комнаты или мини-музея «Русская изба». В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни. Создание краеведческой комнаты или мини-музея «Русская изба» дает возможность с раннего возраста приобщать детей к национальной культуре, познанию ее прошлого, создает особую среду, вызывающую в сердце ребенка живой отклик, затрагивает глубинные струны его души и закладывает основу для пробуждения в ребенке будущего патриота, гражданина и Человека.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Человек не может жить и двигаться вперед, не оглядываясь на прошлое не используя накопленный поколениями опыт. Как дерево не может жить без корней, так человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на традиции и обычаи своего народа. Поэтому возрождение и изучение быта и уклада жизни наших предшественников оказалось очень важной и актуальной темой.

Одним из приоритетных направлений в программе «Истоки» -воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождения истинных духовных ценностей российского народа, упрочнения единства и дружбы.

Приобщение к русским национальным духовно культурным ценностям происходит в процессе ознакомления с традиционными русскими ремеслами (Гжель, Хохлома, дымковская игрушка, Городецкая роспись). Как показал опыт  для занятий по привитию интереса к прошлому нашего народа, необходима особая предметно-пространственная среда. Среда, которая бы удовлетворяла потребности, интересы самого ребенка, дала ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным «владельцем»  пространства, иметь свободный доступ к средствам деятельности, способствовала формированию творческого потенциала в личности ребенка. Возникла идея о создании мини-музея «Русская изба».

 Поставлены цели:

1.Изучение истории быта, культуры, природно-экологического своеобразия нашего села.

2.Приобщение детей к нравственным и духовным ценностям русской народной культуры.

3.Создание условий для возрождения традиций народного семейного воспитания.

4.Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию русского народа.

Таким образом, находясь в детском саду, дети постоянно соприкасаются с культурой народа, ощущают ее энергетику. Именно родная культура как отец и мать стала неотъемлемой частью души  ребенка рождающей личность.

        Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность является национальными.    Это помогает детям с самого раненого возраста понять что они – часть великого русского народа. Во-вторых, широко используем малые жанры русского фольклора (колыбельные песни, потешки, пестушки) народ – мудрый и добрый учитель – создал множество песен, попевок, потешек, дающим возможность взрослому в приятной для ребенка форме обучить его чему - то новому. В-третьих, приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

        Мы начали собирать разнообразные экспонаты, так как невозможно представить себе русскую избу без печки, стала необходимость создать ее своими руками, покрасили белой краской, нарисовали цветочный орнамент.

        Разделы мини – музея.

  1. «Русская изба» - русская печка, лавка, сундук.
  2. «Домашняя утварь» - собрали старинные или сделанные под старину предметы быта (изделия из бересты, глины, чугунные изделия, деревянная утварь).
  3. «Мастерская Кукол» - куклы из ткани, соломы, ниток.
  4. «Рукотворный мир» - предметы рукотворного мира (варежки, творение умелых женских рук – вышивка, прядение здесь же представлена прялка).

Так как наш детский сад находится в селе, многие семьи воспитанников обнаружили  у себя много предметов, которые подходят для нашего мини музея «Русская изба». Особый интерес у детей вызывает  - прялка, которую мы отреставрировали, покрыли лаком. Домашняя утварь (ухват, чугунки, крынка, туесок, сундук); кроватка – качалка. В старину в деревне основными предметами были сундуки, лавки и столы. Для детей сундук является, одним из интереснейших предметов в нем хранятся самотканые половички, рушники, салфетки, которые принадлежали прабабушкам.

        Наш мини – музей занимает небольшое пространство и не отвечает строгим требованием настоящего музея. В его экспозиции много сделано руками воспитателей, родителей и детей. Дополнен интерьер народными «Игрушками» выполненными детьми на занятиях изодеятельности. Родители подарили салфетки, связанные крючком, вышитые шторы, а так же музыкальный инструмент гармонь. Родители сшили детям красивые сарафаны и косоворотки, обшили кукол в русские народные костюмы.

Взаимодействие участников мини-музея осуществляем по следующему алгоритму: педагоги-родители, педагоги-дети, педагоги-дети-родители, родители-дети.

        Работа по созданию мини – музея «Русская изба» не однодневная, в этом направлении работаем уже четыре года, пересмотрели много литературы. Как само пространство мини – музея так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях. Наш мини – музей стал своеобразным центром народной культуры, открытым в детском саду для разных возрастных групп, причастных к идее духовного и культурного возрождения. Собранные предметы используются на занятиях по ознакомлению с укладом жизни русской деревни, по изобразительной деятельности (дети выкладывают и рисуют орнаменты, узоры, лепят посуду, игрушки). В нашем мини – музеи проводятся занятия следующей тематики: («Русская изба», «Посиделки», «Город мастеров», «Самовар, самоварище», «Народная игрушка»). Стало традицией проводить встречи со сказкой, посиделки. С большим желанием дети поют русские народные песни. Их веселят легкий юмор попевок, задорная пляска, успокаивает колыбельная песня. Дети знакомятся с фольклорными праздниками (Осенины, масленица, пасха  и др.).

Мини – музей «Русская изба» помог разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно – нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими раннее, живущими сейчас рядом.

        Я организовала кружок «Ладушки, ладушки», цель – знакомство с малышами фольклорными формами, обыгрывание потешек, развивать художественно – речевую активность дошкольника.

        Приобщая детей к русским традициям, знакомя их с народными праздниками, обрядами, мы стремимся, прежде всего, пробудить интерес детей к родной истории. Пусть не все останется в памяти, но что, то осядет, запомнится, а значит рано или поздно обязательно прорастет и даст свои всходы.

Конечно, предпочтительнее вести данную работу в краеведческой комнате, такт как мини-музей существенно ограничивает педагогов в выборе форм работы с детьми. Но и мини-музей в современном обществе инновационных технологий   –   большая удача для дошкольного учреждения.

Ведь без прошлого у человека нет будущего. «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа» Г. Фрейтаг.  И задача гражданского воспитания в детском саду пробудить в ребенке чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям, предоставить возможность почувствовать неразрывную связь со своим народом, ощутить себя сыном, дочерью, гражданином своей страны. «А главное все-таки: люби, люби свое отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу, и все остальное без труда совершишь». М.Е. Салтыков-Щедрин.



Предварительный просмотр:

Практическая часть.

  • Обзорные экскурсии

Рассказ об экспонатах (практическое предназначение, описание свойств)

Путешествие в прошлое

Объяснить значение выделенных слов

          Прилетели гулюшки,

Сели гули к люлюшке…

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка с фонарем,

А собачка – с помелом…

– Кисонька-Мурысенька,

Где ты была?

– На мельнице.

  • Игры и игрушки

Игрушки бабушек и дедушек

Театр старинных кукол

Народные промыслы

Моя любимая игрушка

Назвать характерные особенности дымковской игрушки.

  • Предметы одежды

Народный костюм в сравнении с современной одеждой

Откуда рубашка пришла

Бабушкин сундучок

Лапти-скороходы

Народные узоры

Изделия, связанные бабушкой

 Маша в русском народном костюме, Наташа в современном платье. Сравнить костюм куклы Маши и куклы Наташи.

  • Головные уборы

Женский головной убор

Мужской головной убор

Сравни старинные головные уборы и современные

Предложить украсить кокошник для куклы Маши.

  • Обувь

Лапти-лапоточки

Валенки, валенки

В красных сапожках пройду по дорожке

Перед педагогами лапти, валенки, кукла в красных сапожках.

Предложить вспомнить потешки , где употребляются выделенные слова. Драматизировать потешку, действуя с куклой.

  • Предметы быта

Жилище разных народов

Деревянная посуда в сравнении с современной

Старинная мебель

Инструменты-помощники

Золотые руки

История о часах

Найти лишнее в цепочках слов:

  1. Кочерга, ухват, дрель
  2. Лавка, сундук, шифоньер
  3. Ковш, ладья, корыто
  4. Изба, терем, юрта

  • Народные игры

Подвижные русские народные игры

Игры-хороводы

Разучиваем считалки

Мои любимые игры

Игрушка Домовой. Проведение игры «Аюшки».

̶   Домовой!

̶   Аюшки!

̶   Где ты был?

̶   У бабушки!

̶   Что принес?

̶   Крынку!

̶   Что с ней сделал?

̶   Под лавку поставил.

̶   Экий Домовой чудак!

̶   А вы, дети, как?

̶   А мы бы в крынку молока налили

 и на стол поставили.

̶   Ладно, в другой раз так и сделаю.

 Прячется.

̶   Домовой!

̶   Аюшки!

̶   Где ты был?

̶   У бабушки!

̶   Что принес?

̶   Кочергу!

̶   Что с ней сделал?

̶   Молока налил и на стол поставил.

̶   Экий Домовой чудак!

̶   А вы, дети, как?

̶   А мы бы кочергой в печи угли мешали.

̶   Ладно, в другой раз так и сделаю.

   И т.д.

  • Русский фольклор

Потешки, заклички, загадки, считалки,

дразнилки, сказки, драматизация сказки .

Назвать как можно больше русских народных сказок.

  • Знакомство с традициями, обычаями народа

В том числе с народными праздниками и христианскими.

В традициях русского народа встречать весну закличками, играми, песнями. Одна из таких игр «Полетушки».

Провести игру «Полетушки». Ведущий называет предмет или животное. Если назван летающий предмет или животное, игроки поднимают указательный палец вверх и опускают, изображая полет.

Утка, гусь, стрекоза,

Божья коровка, коза,

Муха, жук, ведро, воробей,

Сойка, дятел, удод, муравей,

Бабочка, чиж, тополиный пух,

Страус, щегол, ворона, лопух,

Комар, пчела, медведь, оса,

Воздушный змей, щегол, коса!

Журавль, скворец, свинья, огурец.

Кто не ошибся, тот молодец!



Предварительный просмотр:

D:\фотки\д-с фото\фото\P1140956.JPG

D:\фотки\д-с фото\фото\P1140959.JPG

Любим обыгрывать русские народные  сказки в 1 мл гр.

D:\фотки\д-с фото\детский сад музей\P1080921.JPGD:\фотки\д-с фото\детский сад музей\P1080915.JPGПосещение сельского музея очень впечатлило детей. Всё хотелось потрогать и испытать.

D:\фотки\д-с фото\фото д-с\P1110519.JPG

D:\фотки\д-с фото\фото д-с\P1110521.JPGУ нас в гостях Петрушка.

C:\Users\User\Desktop\работа\ФОТО садик\фото весна\P1150854.JPG

Знакомство с Памятником погибшим воинам.

https://i.mycdn.me/image?id=835369582080&t=3&plc=WEB&tkn=*qBKmzcVVr2g0bGK8hE_fEmYjppoВстреча весны

http://dssolov.pol.obr55.ru/files/2016/02/20160120_111742.jpg                  Коляда в гости к нам пришла

http://dssolov.pol.obr55.ru/files/2015/03/SDC14894-e1425605630691.jpg

http://dssolov.pol.obr55.ru/files/2015/04/20140402-0037.jpeg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\SDC14880.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.854\SDC14921.JPG

https://i.mycdn.me/image?id=847996709376&t=3&plc=WEB&tkn=*knhJAmfZQwCAuMfZ2zC1Af1Dvdg Осенины

Использование предметов старины во всех видах детской деятельности.C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170419_221230.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170417_090908.jpg

Рассматривание альбомов.

C:\Users\User\Desktop\мобил весна 2017\Camera\IMG_20170419_221104.jpg

C:\Users\User\Desktop\мобил весна 2017\Camera\IMG_20170420_081823.jpgРасписывание юбки дымковской барышни и украшение фартука для матрёшки во 2мл гр.

. C:\Users\User\Desktop\мобил весна 2017\Camera\IMG_20170417_090916_1.jpg

  1. «Мастерская Кукол» - куклы из ткани, соломы, ниток в старшей и  подготовительной группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-Музей «Быт русской избы»

План работы мини-музея....

Проект. Мини-музей "Быт русской избы"

План работы мини-музея....

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мини-Музей «Быт русской избы»

План работы мини-музея....

Проект. Мини-музей "Быт русской избы"

План работы мини-музея....

Мини-музей про русскую избу

Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача ориентировать ребенка на эстетическое восприятие целостной картины мира. Поэтому в нашей группе № 6 «Солнышко» был создан и постоянно п...

Методические и практические советы проведения экскурсии в мини-музей «Здравствуй, русская изба!» в старшей группе ДОУ

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общес...