Дидактические игры для детей подготовительной группы
статья (подготовительная группа) на тему

Рожкова Лидия Николаевна

Данная статья будет интересна и полезна воспитателям и родителям. В ней показано значение использования дидактической игры в самостоятельной деятельности детей. Игра удовлетворяет основные потребности  ребёнка. А именно; в стремлении к самостоятельности,  потребности в познании окружающего мира, в активности движений и, конечно, в потребности общения. В статье показана роль педагога в игре. структура игры и предлагается примерная  картотека дидактических игр в подготовительной группе по образовательным областям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_didakticheskie_igry.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Рожкова Л.Н., воспитатель

                                                                                ГБДОУ детский сад №58 Приморского района

            Санкт – Петербурга

Тема выступления

«Дидактические игры для детей подготовительной группы»

Отечественными психологами и педагогами (Леонтьев А.Н., Усова А.П, Эльконин Д.Б.) доказано, что игра является деятельностью, в которой у ребёнка дошкольного возраста развиваются действия и представления, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Именно игра удовлетворяет основные потребности ребёнка дошкольного возраста:

  • стремление к самостоятельности;
  • потребность в познании окружающего мира;
  • потребность в активных движениях;
  • потребность в общении;
  • стремление к активному участию в жизни взрослых.

Среди игр наиболее результативной формой получения знаний, их закрепления является дидактическая игра. Поэтому в подготовительной группе большое внимание им уделяется. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, мыслительных операций, помогают ребёнку чему – то научится в лёгкой, непринуждённой форме. Они являются ступенью перехода от игровой к учебной деятельности. Образовательная цель здесь реализуется посредством игровых действий. Подготовка и проведение дидактической игры должны строиться на основании требований, установленных Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС). В игре развиваются практически все виды детской деятельности: коммуникативной, познавательно – исследовательской, продуктивной.

Основное значение дидактической игры в подготовительной группе определяется тем, что:

 1- в игре формируются психические новообразования ребёнка, основным из которых является воображение;

 2- в игре развивается личность ребёнка, и главное – формируется такое качество, как произвольность;

3- в игре зарождаются новые виды деятельности – трудовая и учебная.

Дидактическая игра должна соответствовать возрасту и уровню развития детей. Игра должна иметь цель задачи и порядок выполнения игровых действий.

Дидактические игры делятся на: коллективные, групповые и индивидуальные.

Роль воспитателя в дидактических играх может быть:

  • непосредственная (взрослый в игре водящий)
  • воспитатель – наблюдатель. Решает споры, помогает советом и т.д.

Особенно это важно в самостоятельной игровой деятельности детей.

Самостоятельная игровая деятельность осуществляется только тогда, когда дети проявляют интерес к игре к её правилам и действиям, если эти правила детьми усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут быть народные игры, правила которых им хорошо известны. Это: «Краски», «Наоборот» и др. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям.

Самостоятельная игровая деятельность в подготовительной группе не исключает управление воспитателя. Но его участие, как правило, носит косвенный характер. Например, в игре «Лото» воспитатель является игроком, получает карточку или раздаёт их, то есть является участником игры.

Игра длится примерно 10 мин. Включает 4 части: мотивация, объяснение условий (игровых действий, задачи), сама игра (индивидуализация, усложнение игровых действий), рефлексия (конец игры, оценка игры». В оценке игры в подготовительной группе участвуют педагог и дети. Обращают внимание на точность выполнения правил, удовлетворённость детей участием, эмоциональный фон и степень сообразительности, внимания и памяти.

Примерная картотека дидактических игр для детей подготовительной группы

по образовательным областям ФГОС

Речевое развитие

«Какое слово заблудилось» цель: формировать умение точно подбирать по смыслу слова.

«Кто позвал?» цель: развитие слухового внимания.

«Испорченный телефон» цель: развитие слухового внимания.

«Большой – маленький» цель: закрепить слова противоположного значения.

«Раз – два» цель: закрепление словаря и развитие связной речи.

«Краски» цель: закрепить знания о цвете, воспитание выдержки, развитие мышления и произвольного внимания.

«Сколько раз в ладоши хлопну!» цель: развитие активного внимания.

«Буквенное лото» цель: развитие фонематического слуха, внимания и умения слушать.

Познавательное развитие

«Выиграй приз» цель: развивать умения соотносить цифру с количеством.

«Сосчитай – ка» цель: упражнять в счёте, развивать память.

«Геометрическое лото» цель: упражнять в группировке предметов по сходству их формы.

«Угощение кукол» цель: закрепить знания и умения делить предмет на 2 -4 части.

«Два бассейна» цель: закрепить понятия «широкий – узкий», ориентировка в пространстве.

«Разведчики» цель: классифицировать предметы по разным признакам.

«Маленькие айсберги» цель: формировать у детей представления о природных явлениях, интерес к исследовательской деятельности.

«Таинственные картинки» цель: формировать понятия о свойствах цветных стёкол и интерес к исследовательской деятельности.

«Когда это бывает» цель: закрепить представления детей о временах года.

Социально – коммуникативное развитие

«Поиски добрых слов» цель: воспитывать понимание связи слова и поступка.

«Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме!» цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять радость близким людям. Учить вежливой форме общения, умению считаться с интересами другого.

«Письма доброго сказочника» цель: воспитывать умение согласовывать свои поступки, поведение со словами нельзя и можно, надо.

«Позовём сказку» цель: закрепить представление у детей о том, что в сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, дружить.

Художественно – эстетическое развитие

«Кто и что делает из дерева!» цель: расширить представления детей о мастерах народных промыслов, их изделиях и цветовой гаммы.

«Из чего делается посуда!» цель: закрепить знания детей о Гжели и росписи изделий.

«Назови композитора!» цель: учить детей различать музыку и называть композиторов.

«Что звуки расскажут!» цель: учить различать звуки, называть их.

                                                       Физическое развитие

«Не ошибись» цель: развивать логическое мышление, внимание, умение ловить мяч, не прижимая к груди.

«Лошадки» цель: воспитывать выдержку, развивать внимание, во время движения (езды) не наталкиваться друг на друга, закрепить произношение звука р.

«Пройди в ворота» цель: упражнять в скорости бега, закрепить счёт, воспитывать внимание и сообразительность.

Литература

1 Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. Просвещение, 2002.

2 Сорокина А.И. Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду; сборник дидактических и подвижных игр – М. Наука 2002.

3 Дидактические игры для дошкольников. Сборник игр для педагогов и родителей (под ред. Л.А. Головчиц – М. ГРАФ ПРЕСС)

4 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду – М. Просвещение 1991.

5 Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников – Тбилиси Гора 2007.

6 Калинченко А.В., Михляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников - М. Высшее образование 2004.

7 Маленький исследователь (сборник из опыта работы педагогов ДОУ Василеостровского района) – Санкт – Петербург 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Математическая рыбалка". Дидактическая игра для детей подготовительной группы.

Игра помогает детям совершенствовать вычислительные навыки....

Авторская дидактическая игра для детей подготовительной группы «Виды знаков».

Цель игры: Закрепление у детей представления об общем виде знаков. Развивать умение классифицировать знаки на предупреждающие водителя об опасности, информационно- указательные знаки, запрещающи...

конспект занятия "Дидактические игры для детей подготовительной группы"

Игра способствует развитию ребёнка. В детском возрасте игра является ведущей деятельностью. Поэтому в ходе игры дети могут обучаться....

План-конспект дидактической игры для детей подготовительной группы по патриотическому воспитанию "Путешествие по Борисоглебску"

Дидактическая игра расширяет представления детей  о родном городе, учит  узнавать и описывать историю города, достопримечательности, улицы и др .Воспитывет чувство гордости за родной город....

Музыкально-дидактическая игра для детей подготовительной группы «Поющие часы»

Игра «Поющие часы» развивает у детей старшего дошкольного возраста певческий диапазон голоса, фонематическое восприятие через дифференциацию звуков, налаживает работа артикуляционного аппарата. ...

Дидактические игры для детей подготовительной группы

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею....

Дидактические игры для детей подготовительной группы

Дидактические игры  для детей подготовительной группы...