Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей
консультация (младшая группа) на тему

Пашкова Юлия Валерьевна

Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol_adaptatsiya_k_detskomu_sadu.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в младшей группе

в форме круглого стола по теме:

"Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей"

 

Воспитатель: Пашкова Ю.В.

 

Цель: повышение компетентности родителей по подготовке ребенка к детскому саду, а также в период адаптации.

Задачи:

  • познакомить родителей с понятием “адаптация”;
  • дать рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду;
  • показать различные способы и приемы в воспитании детей раннего возраста;
  • познакомить родителей с различными видами игрушек;
  • установить эмоциональный контакт, партнерские отношения с родителями.

Подготовка к родительскому собранию: презентация, рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду, подбор стихотворений, анкета «Знакомство», анкета «Опрос», памятки с различными рекомендациями.

Форма проведения: круглый стол

Ход "круглого стола":

– Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей встрече. Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами и обсудить проблему адаптации ребенка к детскому саду.
В детском саду вам и вашим детям предстоит прожить не много, не мало - 5 лет. Станут ли эти годы для вашего ребёнка, а, значит и для вас, счастливыми, во многом зависит от вас, от вашего участия в жизни группы. Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. Во время нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастет в дружеские отношения.

 Знакомство.

(педагог предлагает родителям познакомиться передавая мяч по кругу, рассказывая о себе и о своем ребенке)

Какое счастье!
Ваш малыш подрос!
И многое уже умеет сам:
Играет, ходит, говорит и размышляет.
Пришла пора ребенка в сад отправить.
Тревожно маме, папе, всей семье,
Переживает даже серый кот -
Малыш сегодня в детский сад идет!
Вздыхает мама - как он там один?
Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?
Играет ли с детьми? Нашел ли друга?
А если плачет – как же быть?
Не хочет больше в сад - но почему?
И что всу это значит?!
Что делать? Как же все исправить?
Всех адаптация переживать заставит!

Ваши опасения не случайны.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения:  чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.     

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и   отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением.

В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, "одушевленная" взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода.

Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий - сильный стресс, ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.
Поступления малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко.
Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка безболезненно. Для этого между нами, должны установится дружеские, партнерские отношения

Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается.

 Вопрос к родителям: Каким детям адаптироваться легче к детскому саду?

(ответы родителей)

Тем, кто затрудняется ответить на столах лежат «подсказки», напечатанные на цв. листах. Родители по очереди  читают вслух.

1– Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее. За несколько месяцев до этого события (это заключается в том, что родители читали сказочные истории про детский сад, например: вы, можете придумать сказку о том, как мишка пошел в сад. Как ему там понравилось, сначала было неуютно и немного страшно, но он подружился с детьми и воспитателем. Эту сказку вы можете проиграть с игрушками. И в ней ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком. Ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент); гуляли возле сада...)

2– Детям, физически здоровым, т.е. не имеющих хронических заболеваний (в этот период все силы ребёнка напряжены, и можно направить на привыкания к саду, не тратя время на борьбу с болезнью);


3– Детям, имеющим навыки самостоятельности (не надо тратить силы ребенка еще и на обучения всему необходимому);

4– Детям, чей режим близок к режиму сада (это режим дня, сон, питание);

И самое главное:
- нельзя пугать ребенка детским садом;
- нельзя плохо отзываться о воспитателях или о саде при ребенке.

Как снять напряжение у ребенка после детского сада?

Обмен семейным опытом по выбору игрушек.

Поговорим об игрушках. У вас на столах памятки, в которых описаны разные виды игрушек.

Памятка для родителей. Виды игрушек.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.

2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.

3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.

4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипедики.

5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.

8. Военные игрушки: мечи, пистолеты, автоматы и др.

9. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

Памятки по игре

Чему обучается ребёнок в игре?

1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.

2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

3. Осознавать своё реальное место среди других людей.

4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

5. Уважать себя и верить в себя.

6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

7. Свободно выражать свои чувства.

8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

10. Делать выбор.

 

Для удобства я пронумеровала их. Предлагаю   зачитывать по очереди, а обсуждать будем все вместе.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, коляски и т.д.

- Для чего нужны ребенку эти игрушки?

(ответы родителей)

Конечно же, играя в эти игрушки, малыш отображает реальный мир. Психологи считают, что игрушка является важной составляющей любой культуры. Общество передает ребенку в особой «свернутой форме» - через игрушку, как культурное орудие, основные духовные ориентиры, направление движения общества.

2. Технические игрушки - различные виды транспорта, конструкторы.

- Можем ли мы отнести эти игрушки к предыдущей группе как сюжетно-отобразительные?

(ответы родителей).

Конечно, особенно транспорт. Тем не менее я все-таки разделила их на разные подгруппы. Почему?

(ответы родителей).

– Совершенно верно, куклами, колясками играют в основном девочки, транспортом и конструктором в основном мальчики. Я сказала « в основном», потому что можно наблюдать, как в группе девочки с удовольствием могут машинку покатать, а мальчики иногда с увлечением играют с посудкой - «кушают» за столом, а также катают коляски с сидящими в них куклами.

3. Игрушки - забавы: смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например: Зайчик, играющий на барабане, скачущий петушок, ползущий и жужжащий жучок.

- Каково назначение этих игрушек?

(ответы родителей)

– Совершенно верно, позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

4. Спортивно - моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.

- Что развивают эти игрушки?

(ответы родителей)

- Эти игрушки способствуют развитию двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

5. Дидактические игрушки- разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, паззлы, лото и др.

- Чему научаются дети, играя в них?

(ответы родителей)

Дети учатся различать цвет, форму, знакомятся с величиной предметов, занятия с этими игрушками воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствует развитию мелкой моторики рук.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

- Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки?

- Какая из игрушек очень важна для детей раннего возраста? Важную роль среди музыкальных игрушек отводят именно дудочке - в первую очередь потому, что упражнения с дудочкой способствуют развитию речевого дыхания, что очень важно для развития речи детей в этом возрасте. Также музыкальные игрушки способствуют развитию звуковысотного слуха.

7. Театральные игрушки- куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

- Нужны ли эти игрушки детям?

(ответы родителей)

- Конечно, эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

8. Военные игрушки: мечи, пистолеты , автоматы и другие.

- Выскажите своё отношение к этим игрушкам.

(ответы родителей)

- Во всем мире нет однозначного отношения к этим игрушкам. Одни видят только негативное влияние на детей, другие - сторонники позитивного влияния. С одной стороны – мы хотим вырастить из мальчиков защитников Родины, с другой стороны, как правильно это сделать, чтобы не воспитать излишне агрессивных членов общества.

9. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, цветная бумага, клей и т. д.

- Чем должен руководствоваться родитель, приобретая эти игрушки для ребенка 2- 2,5 лет?

(ответы родителей)

- Конечно, прежде всего соответствием возрасту. Пластилин, карандаши, краски гуашь - обязательно! После 3х лет - ножницы с закругленными концами, цветная бумага, кусочки ткани, наборы для рукоделия и др.

- Чем родители должны руководствоваться при подборе игрушек для малыша?

(ответы родителей)

- Любая игрушка должна быть:

1. эстетичной;

2. безопасной (в плане краски, качества материала);

3. развивать;

4. развлекать ребенка.

Советы взрослым

  • Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
  • Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.
  • Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.
  • Обратите особое внимание на неиграющих детей.
  • Игра с ребёнком научит нас:
  • Говорить с ребёнком на его языке;
  • Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);
  • Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
  • Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
  • Любить детей такими, какие они есть!

Дорогие родители,

От детей пришло письмо.
Мамы, папы – вот оно.
Малыши его прислали,
Что ж они там написали?
Очень хочется узнать!
Надо вскрыть и прочитать!

Эти письма были составлены со слов детей и переведены на взрослый язык воспитателями вашей младшей группы (чтение рекомендаций и правил для родителей). Родители по очереди открывают и читают письма.

1. Я уже детсадовец!
Хочу предупредить вас, что адаптация к детскому саду может протекать у меня очень болезненно. Причин много: резкая смена условий, отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое число детей, новый распорядок дня и многое другое. Все это может вызвать у нас бурные эмоции. Не менее тяжело будет моим воспитателям и няням. Но я знаю, что они хорошие и всегда придут на помощь.

2. Очень важно, чтобы между вами, мои мама и папа, и сотрудниками детского сада были согласованность и доверие. Постарайтесь приблизить мой домашний режим к садовскому. Расскажите мне подробно о том, что и как я буду делать в детском саду. Меня очень пугает неизвестность! А если я увижу, что все происходит, как вы рассказывали, то буду чувствовать себя увереннее. Мама и папа! Приучайте меня к самостоятельности, не делайте за меня то, что я и сам могу сделать.
А еще, мои дорогие родители, познакомьтесь с меню детского сада. Ведь незнакомые блюда тоже могут вызвать у меня негативную реакцию.

3. Очень прошу, отучите меня от соски и бутылочки, приучите к горшку. Соска и мокрые штанишки не сделают меня увереннее.
Знаете, первые дни мне будет немного страшно, поэтому побудьте со мной в группе немного. А иногда я буду брать с собой любимые игрушки – так мне будет спокойнее.
И еще, самые дорогие мои люди, пожалуйста, не стремитесь, чтобы я научился чему-то только потому, что соседский Антошка это уже знает. Будьте последовательны и терпеливы.

4. Я очень хочу в детский сад! Там я не буду сидеть без дела. Меня научат строить, лепить, дружить, петь, играть и танцевать. Я знаю, что меня там ждут и будут рады встрече с нами.
Прошу, помогите мне! От вас во многом зависит, насколько быстро и легко я признаю детский сад своим вторым домом. Ваш любимый ребенок.

А сейчас, уважаемые родители, предлагаю вам заполнить письма "Ожидание".

Напишите, пожалуйста,  каким бы вы хотели видеть своего ребенка в конце учебного года, какие у вас ожидания от посещения детского сада?

(родители на цветных ромашках пишут свои пожелания. ромашки можно прикрепить на зелёную полянку и повесить в группе)

Мы с вами сегодня хорошо поработали.

Посмотрите на свои ладони и представьте на одной улыбку, на другой радость. И вот, чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах. Спасибо.

До свидания, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания по теме: «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей» (для родителей первой младшей группы)

          В своей деятельности уделяю большое внимание работе с родителями. Работа с родителями ведется систематически и планово, коллективно и индивидуально. Родительс...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации вновь пришедших детей»

Материал для воспитателей ДОО по взаимодействию детского сада с семёй в период адаптации ребёнка к детскому саду....

Родительское собрание в 1-й младшей группе "Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей"

Родительское собрание в 1-й младшей группе "Адаптация детей и взаимодействие  детского сада  с семьей"...

Консультация "Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей"

Адаптационный период.Консультация для родителей. Советы с помощью которых период адаптации более безболезненно проходил и для родителей и для малыша...

Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей

Буклет разработан с рекомендациями,  для вновь поступающих детей в детский сад....

Конспект родительского собрания в младшей группе Тема собрания: «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьёй младшей группы»

Создание условий для налаживания контакта между участниками образовательного процесса ДОУ и родителями воспитанников в период адаптации малышей, формированию у родителей необходимых...