Духовно – нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Киянова Наталья Сергеевна

Духовно – нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_1.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение

Детский сад №63 «Елочка»

«Духовно – нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС.»

Выполнила: воспитатель

МБДОУ «Ёлочка»

Плюснина О.А.

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.

В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.

Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольных организациях является вариативным и добровольным, предусматривает возможности мировоззренческого выбора.

Каждая дошкольная организация, разрабатывая общеобразовательную программу дошкольного образования, включает задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и согласовывает их с родителями (законными представителями) детей, посещающих детский сад.

В условиях ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

• формирование начал патриотизма и гражданственности;

•формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

•формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

•уважение к своей нации;

•понимание своих национальных особенностей;

•формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

•уважение к представителям других национальностей;

•формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;

•воспитание уважительного отношения к труду.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей.

Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания детей является создание предметно-развивающей среды. Интерьер дошкольных организаций должен способствовать успешному освоению ребенком традиционной культуры народов России. Во многих детских садах имеются специально организованные помещения по ознакомлению детей с традициями Донского края, бытом народов России и других стран. Наиболее распространены мини-музеи «Русская изба» и «Светлица», где дети могут заниматься, слушать сказки, проводить экскурсии, посиделки и развлечения. Такие мини-музеи способствуют воспитанию патриотических чувств, чувств уважения к людям разных национальностей и расширению кругозора.        

Прежде всего, духовно-нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

В последнее время проектный метод стал широко использоваться педагогами в работе с семьёй. Во многих детских садах совместно с родителями проводятся долгосрочные и краткосрочные проекты такие как «Моя семья», «Генеалогическое дерево», «Традиции нашей семьи», «История родного края», «Народные промыслы Дона» и многие другие.

Во всех детских садах проводятся народные праздники и развлечения. Наиболее часто в детских садах проводятся такие народные праздники, как Масленица, Осенины, Сороки, праздник Купала.

Праздник несет в себе большую информативную функцию, которая возможна только при деятельном личном участии, поэтому само праздничное действие должно включать в себя компоненты, которые лежат в основе формирования эстетического отношения. Отсюда и выделяются принципы содержания народных праздников: образное воплощение праздничной идеи; доступное для понимания детей содержание; динамичное развитие действия.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Через игру ребенок познает окружающий его мир, приобретает новые знания, умения и навыки. В процессе сюжетно-ролевых игр у ребенка формируются такие качества как трудолюбие, коллективизм, умение подчиняться общим правилам и многое другое. В игре у ребенка развивается воля, выдержка, умение уступать и т. д.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.