Главные вкладки

    Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС ДО
    статья (старшая группа) на тему

    Лахина Марина Александровна

    Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doshkolnoe_detstvo.docx24.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    МК ДОУ детский сад №15

    Доклад

    По теме: Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС ДО

    Выполнила:

                                                                              Воспитатель МК ДОУ д/с №15

            Лахина Марина Александровна

    Острогожск 2017

    Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

    Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

    Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей,  окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

    Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

    «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.

    Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» .

    Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:

    Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

    Задачи:

    • приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
    • раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
    • формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
    • охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
    • создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

    В группе есть кабинет православной культуры, где собран теоретический и практический материал:

    - литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

    - литература для родителей ;

    - демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;

    - игры по духовно-нравственному воспитанию;

    - иллюстрации;

    - иконы.

    Стараюсь интегрировать  духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

    • игровую : проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.
    • дидактическую: «Православные праздники»
    • конструктивную: «Выложи из палочек», «Моделирование храма» Использую   игры-забавы, народные и хороводные игры.

    В организации сюжетно-ролевых игр  учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

    - продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

    - театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)

    В группе оформлен ы православный и патриотический уголки для детей.

    Россия, Родина, родной край… до боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека.

    В православном уголке для детей, в оформлении использованы элементы православной культуры: колокола, иконы, подсвечники. Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, педагогами подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: («Святые места России», «Православные святые»).

    Для родителей оформлен православный уголок, включающий информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.

    Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

    - чтение народных и авторских сказок,   литературных произведений из серии «Детям     о вере», сказки о материнской любви;

    - цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

    - знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них («Покров Пресвятой Богородицы», «Рождественские Святки», «Масленица», «Пасха», « Троица»)

    - тематические выставки детского творчества.

    - знакомство детей с жизнью православных святых ( Петр Полянский)  и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

    - экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

    - экскурсии на природу (красота Божьего мира);

    -участие в конкурсах («Муромские Святые Петр и Феврония», «Красота Божьего Мира»);

    - слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

    - постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

    Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому свою работу по духовно-нравственному воспитанию  начинаю с воспитания любви к матери посредством:

    - чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней:  «Айога» нанайская сказка.

    - бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

    - заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;

    - творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;

    - совместные мероприятия детей и мам(«День Матери» в ноябре).

    В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.    

    Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются   «Уроки доброты».

    Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я».  «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в сооветствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

     Русская культурная традиция свято хранит образы героев - защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая,   на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове- которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

    Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм Тихона Задонского.

    Дети при желании ставят свечи за здоровье своих мам и пап и всех других близких.

    Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов,  рассказываю о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.

    Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди. Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди - это нагрудная икона. Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем святые слова, а на иконе видим святые лица, которых мы просим о помощи и защите.

    В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей.  В большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями восстанавливается. Это радует. Дети вместе с родителями посещают воскресную школу.

    В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологическое сопровождение дошкольников 4-5 лет в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    Материал предоставлен в помощь педагогу-психологу при организации деятельности в ДОУ....

    Доклад «Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

    Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

    Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО.

    «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется...

    Интеграция и реализация образовательных областей в условиях реализации ФГОС

    Статья представляет описание  опыта интеграции таких образовательных областей как речевое развитие (логопедия) и музыкальное развитие...

    Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС

    Данная статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС....

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

    Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...