Здоровье и здоровьесберегающие технологии :воспитание детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
рабочая программа (подготовительная группа)

Хныкина Елена Александровна

     Здоровье и здоровьесберегающие технологии :воспитание детей в условиях реализации ФГОС  дошкольного образования .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье и здоровьесберегающие технологии :воспитание детей в условиях реализации ФГОС  дошкольного образования .

Утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования .Безусловно ;главной ценностью в условиях реализации его в дошкольных организациях выступает здоровье ребенка .Вся  ориентация учебновоспитательного процесса ,содержание и формы работы нацелены на сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка .

Существует множество трактовок понятия “здоровья”,но суть их сводится к тому, что здоровье –важнейший и необходимый атрибут ,условие существования и полноценной жизни человека.

Проблемой здоровья занимаются медики ,психологи, педагоги .У каждого из них свои пути, но цель едина.Создать все условия ,чтоб человек был здоров физически, психологически и нравственно .

Созданная и активно развивающаяся наука о здоровье валеология поставила задачу –максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнидеятельности человека и поддерживание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды,которая решает всеми образововательными организациями.

Здоровье и отношение к нему формируется у ребенка с детсва.Любое общеобразовательное учреждение должно будет носить оздоровительно- педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у ребенка потребностей к здоровому образу жизни , формированию навыков приятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья, особенно в условиях комплексного использования современных здоровьесберегающих технологий обучения.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, правственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладании первоначальным опытом общения с людьми природой искусством.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учереждения (профессиональной компетентности педагогов, материальной базы, а также учета показателей заболеваемости детей).

Система здоровьесбережений в ДОУ включает в себя:

-Комплекс закаливающих мероприятий;

-непосредственную образовательную деятельность по физической культуре;

-оптимизацию двигательного режима

-включение инновационных технологий оздоровления и профилактики;

-формирование валеологической компетентности ребенка, родителей и педагогов;

-организация рационального питания;

Медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

-соблюдение требований СанПиНа к организаций педагогического процесса;

-комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья всех участников образовательного пространства.

Основным направлением здоровьесберегающией деятельности дошкольного учрежения является рациональная организация учебного процесса. Поэтому здоровьесбережение осуществляется в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.

Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

После обеденного сна также должна проводиться оздоровительная работа, которая включает в себя закрепление полученных на занятиях знаний с применениемздоровьесберегающих технологий. Например, в целях профилактики плоскостопия в группах используется хождение:по ребристой доске; по следочкам (нашиты различные пуговицы); по массажному коврику; по гимнастической палке.

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе занятия, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Зрительная гимнастика снижает утомляемость глаз, расширяет зрительное поле, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, снижает спазм аккомидации глаз, служит профилактической нарушения зрения.

Важнейшим условием здоровьесбережения вытупает обучение детей правильному дыханию. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательная гимнастика способствует увеличению обьема дыхания, улучшает качество дыхательной мускулатуры, регулирует дыхательный ритм, формирует навык рационального дыхания, формирует темпо-ритмические характеристики речи.

Испольуется также пальчиковая гимнастика, артикуляционная, логоритмика, су-джок терапия, арт педагогические приемы и др.

Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников – активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основые социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, джае самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализует совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано дестко-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).

С этой целью проводят совместные физкультурные праздники и развлечения, беседы, консультации, практикумы. Чтобы ребенок понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться,следует использовать весь арсенал педагогических средств, осуществять работу по валеологическому воспитанию, решать эту задачу с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно сообща.

Список литературы:

  1. Гаврючина Л.В Здоровьесберегающие технологии в ДОУ:

Методическое пособие,-М,: ТЦ Сфера, 2008.

  1. Татаринкова Л.Г. российская школа здоровья и индивидуального развития детей: к проблемам пед. Валеологии: пособие, - СПБ,:СПбАППО,2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)

АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...

Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС

Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОСКлючевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспита...

Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС ДО

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...

Духовно- нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС

Духовно-нравственное воспитание -это целленаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формированиегармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, пос...

Духовно – нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС

Духовно – нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС...

«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей в условиях реализации дошкольного образования»

Хорошие, товарищеские взаимоотношения музыкального руководителя с воспитателями благотворно влияют на детей и создают здоровую творческую атмосферу, одинаково необходимую как для ведущих занятие взрос...

«Семейный клуб как форма духовно-нравственного и эстетического воспитания детей в условиях реализации ФГОС ДО»

Опыт работы педагога Бочарниковой И.А. в ДОУ сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в ДОУ и в семье, обеспечение всестороннего развития ли...