Художественно – эстетическое развитие
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Художественно – эстетическое развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvenno-_esteticheskoe_razvitie.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение
Детский сад №63 «Елочка»
Образовательная Деятельность:
«Художественно – эстетическое развитие».
Выполнила: воспитатель
Плюснина О.А.
Ногинск 2018
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
- опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
- опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. При создании предметно-пространственной среды воспитатель должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОС дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности: уголки книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности.
При этом оборудованы должны быть так, чтобы дети могли свободно подойти к уголку и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.
Уголки и центры занятости должны содержать разнообразный материал, пособия, игры.
В уголках книг необходимо разместить:
- детскую художественную и энциклопедическую литературу в соответствии с возрастом,
- тематические альбомы,
- книжки-самоделки,
- портреты писателей,
- подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов.
Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к книге, необходимо регулярно устраивать выставки одного автора, одной направленности или тематики (писатели о животных, сказки братьев Гримм, стихи С. Я. Маршака и т. п.).
Разные виды театра: настольный, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый и т. д.
- ширма;
- наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
- театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
- персонажи с разным настроением;
- материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
- готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
- атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
- уголок ряженья.
В уголках изобразительной деятельности:
-произведения народного искусства: народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, каргопольские и др.) игрушки из дерева (богородские, сменевские и. др
- Наглядно-дидактические пособия
- Произведения живописи: натюрморт, пейзаж, портрет
- Бумага разного формата, разной формы, разного тона.
- Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпо-чек, пластилина (стеки, доски для лепки)
- Наличие цветной бумаги и картона
- Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации
- Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)
- Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей
- Место для сменных выставок произведений изоискусства
- Альбомы- раскраски
- Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки
В уголках музыкальной деятельности:
- Детские музыкальные инструменты
- Магнитофон
- В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных, фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы
- Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.
- Картинки к песням, исполняемых на музыкальных занятиях
- Электромузыкальные игрушки с наборами мелодий
- Звуковые книжки и открытки
- Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)
- Музыкально- дидактические игры
- Музыкально- дидактические пособия
Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда должна способствовать познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Основным компонентом системы работы по художественно-эстетическому развитию является организация образовательного процесса.
Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ должна вестись одновременно в нескольких направлениях:
• Взаимодействие педагогов и детей
• Взаимодействия с семьями
• Сотрудничество с учреждениями социально-педагогической среды
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы:
- НОД (непосредственно образовательная деятельность). Это занятия эстетического цикла: по изодеятельности, музыкальные, по ознакомлению с художественной литературой. Но, самое главное, необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей). Это включение художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т. п. ….
- Организованная образовательная деятельность взрослых и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.)
- Самостоятельная детская деятельность, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Для того, чтобы развернулась самостоятельная деятельность, необходимы условия: насыщенная предметная среда, сформированность навыков и умений, мотивация.
Знания, полученные в ходе непосредственной образовательной организованной деятельности эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством, рисуют, создают коллективные творческие работы.
Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах.
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Она представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка -дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.
Сотрудничество с семьей может строиться по следующим направлениям:
1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей, которая осуществляется через:
- родительские собрания и конференции,
- консультации групповые и индивидуальные,
- дни открытых дверей,
- семинары-практикумы,
- папки – передвижки и информационные листы для родителей,
- тематические выставки, публикации в СМИ ….
2. Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением:
- участие в образовательном процессе (рассказывают о своих профессиях, увлечениях, показывают разные способы работы с разными материалами и др. ,
- участи в реализации проектов,
- организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника
- участие в конкурсах, праздниках, выставках рисунков и поделок и др.
- участие в театрализованных спектаклях ….
- совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественноэстетических представлений детей
3. Помощь в создании материально-технических условий:
- помощь в оформлении развивающей среды,
- помощь в изготовлении декораций и пошиве костюмов,
- организация совместных посиделок, посещений музеев, художественных выставок.
Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Также эффективность работы по художественно-эстетическому развитию зависит от координации работы с другими учреждениями: школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой) проводятся взаимопосещения спектаклей между дошкольниками и школьниками, музыкально- тематические вечера, совместные выставки, праздники, викторины, литературные гостиные, экскурсии, мастер- классы.
Все участники педагогического процесса находятся и живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей.
И наконец, эффективность деятельности по художественно-эстетическому развитию во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, специалистов (психолога, логопеда, инструктора по физической культуре). Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно-эстетического развития.
Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию Тема:«Заиндевеловое дерево» (Образовательная область «Художественно-эстетическая»)
Занятие с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 5- 6 лет....
Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...
Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»
В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...
Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности «Котенок заблудился» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Чтение литературы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)) (подготовительная к школе группа)
Программное содержание.Закреплять умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.Закреплять знания об особенностях жанра сказки.Закреплять умение эмоционально восп...
Художественно-эстетическое развитие "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"
Консультация "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...
Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...
Художественно - эстетическое развитие детей в МАОУ СОШ № 26 "Преемственность ООП дошкольного и начального общего образования по художественно-эстетическому развитию
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды о...