Консультация «Воспитание уважительного отношения к труду взрослых у детей младшего и среднего дошкольного возраста».
статья (средняя группа) на тему

Садовникова Елена Михайловна

Консультация «Воспитание уважительного отношения к труду взрослых у детей младшего и среднего дошкольного возраста».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание уважительного отношения к труду взрослых у детей младшего и среднего дошкольного возраста».

С самых первых дней жизни ребенок вступает во взаимоотношения с окружающим миром: предметов, людей, природы. Через эти отношения он самоутверждается. Данный процесс осуществляется, по мнению П.В. Симонова, по средствам реализации трех базовых потребностей: общаться, играть, познавать.

А вот потребности трудиться изначально у человека нет. Труд относится к одной из его социальных обязанностей. С другой стороны, это основа его жизни и деятельности.

Вопросы организации трудовой деятельности детей на протяжении многих лет рассматривались в трудах выдающихся зарубежных  (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, и др.) и отечественных (К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозов) педагогов

В современной педагогике рассматривая вопрос трудового воспитания одни авторы (В.И.Логинова, М.В.Крулехт)  считают, что ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда, о содержательной части трудовой деятельности взрослых. Таким образом, дети будут уважать труд взрослых.

Другие авторы (С.А. Козлов, А.Ш. Ахманова), полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, а также  формировать представление, что профессия появляется в ответ на потребность людей (врач – лечит, учитель – учит).

Таким образом, все исследователи подтверждают, что дошкольному детству принадлежит особый период в воспитании ценностного отношения к труду людей и его результатам, формированию уважительного отношения к трудовой деятельности, желанию трудиться.

К сожалению сегодня, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Несмотря на разработанные теоретические основы трудовой деятельности, не отработана технология обучения детей труду. Как следствие, труд детей в детском саду стал все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере.

Обратившись к важнейшему нормативному документу в сфере дошкольного образования – Федеральному государственному образовательному стандарту – мы увидим, что труд входит составным компонентом в образовательную область социально-коммуникативного развития. В ней выделяется задача в области трудового воспитания – формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Требования СанПин так же не позволяют в полной мере приобщить детей к формам труда.

Руководствуясь методикой В.И.Логиновойбыли выделены задачи развития ребенка в условиях трудовой деятельности на уровне их возрастных особенностей и возможностей:

1). Содействовать овладению воспитанниками системными знаниями о труде.

2). Содействовать овладению детьми разными видами труда: самообслуживанием, хозяйственно-бытовым, трудом в природе, ручным и художественным трудом.

3). Содействовать развитию и саморазвитию ребенка как индивидуальности в разных формах организации его труда: самообслуживание, поручение,дежурство, коллективный труд.  

Полужирным шрифтом отмечены тенденции развития воспитанников младшего дошкольного возраста в области трудовой деятельности.

Реализация данных задач, по нашему мнению будет способствовать развитию понимания, а на его основе уважительного отношения детей младшего дошкольного возраста к труду окружающих их близких взрослых.        

Результаты наблюдений за деятельностью детей по ознакомлению с трудом взрослых в начале нашей работы показали, что – высокий уровень понимания труда и его значимости имеет нулевую отметку

Средний уровень дал показатель 47,5%

На низком уровне оказалось – 52.5%

Свою работу мы начали с создания развивающей предметно-пространственной среды, которая способствовала ознакомлению воспитанников с трудом взрослых и созидательной трудовой деятельности детей в группе и на участке детского сада. 

С целью расширения представлений о разных профессиях взрослых, об особенностях их трудовой деятельности, нами пополнен книжный уголок, в котором размещены иллюстративный материал, подборки книг, фотоальбомов, книжек-самоделок, созданных детьми и их родителями. 
Зону для сюжетно-ролевых игр пополнили необходимыми атрибутами, предметами-заместителями, используемыми  взрослыми в процессе труда.

Пополнили среду дидактическими играми, по ознакомлению детей с трудом взрослых (профессиями, орудиями труда, инструментами, трудовыми действиями необходимых для той или иной деятельности).

Уголок изобразительной деятельности пополнили раскрасками разной тематики, трафаретами и шаблонами, которые формируют у детей умение отражать своё восприятие труда взрослых в рисунках, создавать отдельные предметы с помощью пластилина.

Создали уголок ряженья, где разместили элементы костюмов, отражающих разные профессии.

Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, мы начали со знакомства с профессиями работников детского сада, которые заботятся о детях.

В ходе наблюдения за конкретными трудовыми действиями старались раскрыть детям цель и мотив деятельности, фиксируя внимание на каждом компоненте труда, объясняя необходимость. Например,  знакомя  с трудом младшего воспитателябольшую помощь нам оказала– Марина Николаевна. Отбирая и показывая необходимое оборудование, она четко называла его, а мы, обеспечивали хоровое проговаривание в целях, чтобы названия лучше запомнились детям. 

Для ознакомления с другими профессиями работников детского сада  мы использовали игровую ситуацию - детям приходит письмо от Незнайки, который не знает, почему детям хорошо и комфортно живется в детском саду. Для этого мы провели ряд целевых экскурсий: кабинет медсестры, пищеблок и прачечную.

Мы проводили  экскурсию в процедурный кабинет, рассматривали атрибуты профессии медсестры, беседовали с ней, познакомились с формой одежды.

При знакомстве с профессией повара провели целевую экскурсию на кухню. Шеф-повар познакомила с посудой, оборудованием, узнали,что повар готовит на кухне разные блюда.

На прачечной дети проявили активность в диалоге, интерес к профессии прачки, увидели, какие огромные машины необходимы для стирки большого количества белья.

Проводя целевые прогулки по территории детского сада, мы наблюдали за трудом дворника и оборудованием, которое ему необходимо для работы в разное время года, а так же нам удалось  понаблюдать за работой шофера, который привозил продукты в детский сад.

После ознакомления детей с профессиями детского сада, мы опять прочитали письмо от Незнайки и попытались ответить на его вопрос «Почему детям хорошо и комфортно живется в детском саду?»,  «Какая же профессия самая главная? А что бы было, если бы не было профессии врача, воспитателя, повара и других профессий?». Увидев интерес детей к профессиям и той познавательной  роли, которую оказали экскурсии по детскому саду, мы продолжили знакомство детей с другими профессиями.

Чтобы узнать, как к нам попало письмо от Незнайки, мы решили отправиться на экскурсию в ближайшее почтовое отделение, заранее приготовив письма с рисунками для своих друзей. Дети опустили свои приготовленные письма в почтовый ящик. Работники почты рассказалинам, какой путь проделает письмо, чтобы попасть к адресату, что его доставит по нужному адресу почтальон. Ребята узнали, что труд почтальона важен и необходим людям.

Побеседовав с детьми о профессии строитель, мы отправились на экскурсию к ближайшему строящемуся дому. Там мы узнали, что есть еще много других профессий, которые связаны с профессией строитель. Мы увидели, как работает каменщик, укладывая кирпичи на специальный раствор, который доставляет ему на подъемном кране  крановщик. Мы постарались донести до детей, что труд строителей - это тяжелый труд, им приходится работать под открытым небом и при любых погодных условиях, чтобы людям комфортно жилось в новых квартирах.

Ко «Дню матери»  мы беседовали с детьми на тему «Очень интересные мамины профессии», после бесед ребята принесли фото своих мам на работе, и мы изготовили стенгазету в подарок мамам, которая им очень понравилась.

После проведенных экскурсий мы создали фотоальбом «Наши экскурсии», который дети с удовольствием рассматривали, обсуждали, показывали гостям, которые заходили к нам в группу.

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, мы использовали такие игры с предметами: "Собери аптечку медсестры". Также дети взаимодействовали с куклами, на которых были одеты одежды людей разных профессий

Играли в настольно – печатные игры «Подбор картинок по парам», «Подбор картинок по общему признаку», "        Кому, что нужно для работы?", «Лото профессии», «Одень куклу на работу» и т.д.

Составляли разрезные картинки и кубики на темы разнообразных профессий. Играя в игру «Чьи вещи?» дети определяли вид деятельности по орудиям труда и профессиональным принадлежностям.

Для проявления эмоционального отклика использовали детскую художественную литературу, К.Чуковский «Айболит»; А.Барто «Кораблик», «Грузовик»; Б.Заходер «Портниха», «Строители», «Шофер», Маршак «Почта» и другие стихи и загадки.

Очень ценны в воспитательном отношении пословицы и поговорки о труде,  которые мы использовали в работе.

Через изобразительную деятельность мы так же формировали положительное отношение к труду взрослых. Дети с большим интересом использовали полученные знания о людях тех профессий, отдельных орудий труда, с которыми их знакомили в сюжетно – ролевых играх.

Достижение желаемого результата в работе с детьми по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию уважительного отношения к труду невозможно без участия родителей. Мы предложили родителям провести самостоятельные семейные экскурсии  в магазин и в парикмахерскую. Делая покупки в магазине, дети познакомились с работой продавца и кассира, а посещая салон красоты – с работой парикмахера. Дети после проведенных экскурсий принесли фотографии, и мы провели беседу, в которой подчеркнули важность и значимость этих профессий. Продавцу нужно правильно взвесить товар, кассиру – правильно пробить чек и посчитать деньги. Парикмахеру сделать красивую прическу, чтобы клиенту понравилось. Мы пришли к выводу, что это очень нудная, трудная работа. Покупатели в магазине и клиенты в парикмахерской должны с уважением относиться к работникам данных профессий, что они должны быть друг с другом вежливы, и тогда взрослым будет легче работать.

Для родителей мы провели консультации: «Я сам!», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Учите детей быть полезными», давали рекомендации «Каких ошибок следует избегать родителям, приучая детей к домашнему труду».

Родители оказывали помощь в приобретении игрушек и развивающих игр, участвовали в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм, макетов по профессиям. Шили одежду для кукол разных профессий и одежду для самих ребят.

В конце проделанной нами работы мы снова обратились к анализу отношения детей к труду взрослых. Здесь диаграмма уже расположилась следующим образом:

Низкий уровень-0%Средний – 46,2%Высокий – 53,8%

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

В результате нашей работы дети  расширили и уточнили знания о профессиях и свой словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечила развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызвала интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволили преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Дети научились любить труд, с уважением относится к любому виду человеческой деятельности, познакомились с простейшими, но самыми характерными чертами профессий. Чаще стали отображать свои знания в сюжетно ролевых играх.