Методические рекомендации для воспитателей "Развитие индивидуальных творческих способностей детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) через художественно-речевую и театральную деятельность
методическая разработка (старшая группа) на тему

Клюкина Галина Владимировна

Данные методические рекомендации имеют целью познакомить воспитателей с работой по развитию индивидуальных творческих способностей детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) через художественно-речевую и театральную деятельность,  а также подготовить условия для создания единого образовательного пространства в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок».

                                                                                          В.Сухомлинский

Данные методические рекомендации имеют целью познакомить воспитателей с работой по развитию индивидуальных творческих способностей детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) через художественно-речевую и театральную деятельность,  а также подготовить условия для создания единого образовательного пространства в детском саду.

Методические рекомендации включают в себя следующие разделы:

- Театральные игры (общеразвивающие и специальные);

- Ритмопластика;

- Культура и техника речи (игры и упражнения на речевое дыхание,  

  артикуляционная гимнастика, игры и упражнения на свободу

  звучания);

- Основы театральной культуры;

- Работа над спектаклем.

        Данные рекомендации не ограничивают воспитателей жёсткими рамками, а  дают простор для самостоятельности и творческого поиска.

Наше время диктует повышенные требования к уровню знаний, так необходимых в век научно-технического прогресса.  Не отрицая важности обучения детей умению читать, писать, считать, развивать их интеллектуальные способности и мышление, следует уделять  должное внимание  эмоциональному и духовному воспитанию, без чего нельзя  сформировать  гармонически развитую личность.

Полноценное социальное воспитание  ребёнка невозможно  вне детского коллектива, без общения со сверстниками, совместных творческих игр и занятий, без развития его коммуникативных навыков и способностей. Незаменимую роль в раскрепощении эмоциональной зажатости детей, развитии их фантазии, воображения, творческих способностей играет театральная деятельность в детском саду.

Театральная деятельность является наиболее распространенным видом детского творчества, непосредственно связывающая художественное творчество с личными переживаниями, поэтому её роль в эмоциональном воспитании детей трудно переоценить. Театр, с древности служил самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Театр – это  не только средство познания жизни, но и школа нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Он является синтезом искусства, объединяя музыку, живопись, танец, литературу. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Задача театральной деятельности в детском саду -  развить творческие способности ребёнка средствами театрального искусства, гармонизировать его отношения с окружающим миром, что послужило бы в дальнейшем защитой от социальных и межличностных противостояний.

Цели и задачи театральной деятельности в детском саду можно сформулировать следующим образом:

-  развитие эстетических способностей;

- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

- овладение навыками общения и коллективного творчества.

Основная  цель воспитания - приоритет общечеловеческих ценностей,  формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Программа по организации театральной деятельности в ДОУ рассчитана на два года обучения: с детьми старшей группы  (5—6 лет) и подготовительной (6—7 лет), и состоит из пяти разделов.

1-й раздел — «Театральная игра» — направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в  различных  жизненных  ситуациях.

2-й раздел — «Ритмопластика» — объединяет в себе ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

3-й раздел — «Культура и техника речи» — включает в себя упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией. В этот раздел также включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Все упражнения этого раздела направлены на тренировку дыхания, развитие артикуляции, дикции, интонации, а также включают в себя  творческие игры со словами.

4-й раздел — «Основы театральной культуры» — направлен на овладение дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Этот раздел знакомит детей с различными видами и особенностями театрального искусства, профессиями, с театром снаружи и изнутри, рассказывает о культуре поведения.

5-й раздел — «Работа над спектаклем» —  знакомит с пьесой, выбранной к постановке, с вспомогательными этюдами, необходимыми для подготовки к спектаклю.

                           Общеразвивающие  театральные игры

Театральная деятельность, как одна из составляющих частей эстетического воспитания детей направлена в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира.   Воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстрому реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.

Решая эти задачи, общеразвивающие игры не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей к школьным условиям и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах.

Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

Почти во всех играх детей желательно делить на несколько команд или на исполнителей и зрителей, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными. Причем роль ведущего во многих играх может выполняться ребенком.

Следующие игры и упражнения могут использовать в своей работе воспитатели.

Есть или нет?

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление.
Ход игры. Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий — в центре. Он объясняет задание; если они согласны с
утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если
не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».

Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Передай позу

Цель. Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

        Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки, с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и  показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.        

Знакомство

Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.

Из-за ширмы появляется какой-либо любимый герой детских сказок (Карлсон, Красная шапочка, Буратино и т.п.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.

Что ты слышишь?

Цель. Тренировать слуховое внимание.

Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

Упражнение с предметами

Цель. Тренировать зрительное внимание. Ход игры. Педагог произвольно раскладывает на столе несколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету). Водящий ребенок в это время отворачивается. По команде он подходит к столу, внимательно смотрит и старается запомнить расположение всех предметов. Затем снова отворачивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответственно должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить нее, как было.

Упражнение со стульями

Цель. Привить умение свободно перемещаться в пространстве,  координировать свои действия с товарищами. (Сесть на стулья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)

Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются по паду со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.

Запомни фотографию

Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумагь, кто и где фотографируется.

           Кто во что одет?

Цель. Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот». Для мальчиков:

В центр круга ты вставай

И глаза не открывай.

Поскорее дай ответ:

Ваня наш во что одет?

Для девочек:

Ждем мы твоего ответа:

Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

Дружные звери

Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на три группы — медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи — топнуть одной ногой, обезьяны — хлопнуть в ладоши, слоны — поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.

                                          След в след

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве.

Ход игры. Дети идут по залу цепочкой, ставя ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают.

Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по камушкам через ручей и т.п.

Обязательно делить детей на команды, причем каждая команда придумывает свой вариант.

Летает – не летает. Растёт - не растёт

Цель. Развивать внимание, координацию.

Ход игры. Педагог или водящий ребенок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не летает — опускают руки вниз. Если растет — поднимают руки вверх, не растет — охватывают себя двумя руками.

Воробьи - вороны

Цель. Развивать внимание, выдержку, ловкость.

Ход игры. Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны»; затем становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, — убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во-о-ро- о...». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.

Более простой вариант: та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассыпную, а вторая команда остается на месте.

Весёлые обезьянки

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Ход игры. Дети стоят врассыпную — это обезьянки. Лицом к ним - ребенок — посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребёнка, точно повторяют все за ним.

                                              Поварята

Цель. Развивать память, внимание, фантазию.

Ход игры. Дети распределяются на две группы по 7 — 8 человек. Одной группе «поварят» предлагается сварить первое блюдо (что предложат дети), а второй, например, приготовить салат. Каждый ребенок придумывает, чем он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т.п. — для борща; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом — для салата. Все становятся в общий круг — это кастрюля - и поют песню (импровизацию):

Сварить можем быстро мы борщ или суп

И вкусную кашу из нескольких круп,

Нарезать салат иль простой винегрет,

Компот приготовить. Вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в крут. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить следующее блюдо. Игра начинается сначала. В следующее занятие детям можно предложить приготовить кашу из разных круп или компот из разных фруктов.

                               Внимательные звери

Цель. Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Ход игры. Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

                             Живой телефон

Цель. Развивать память, слуховое внимание, согласованность действий.

Ход игры. Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят вперед и строятся по порядку цифр в названном номере.

другому ребенку, и т.д. С таким вариантом игры дети справляются во втором полугодии подготовительной группы.

Специальные театральные игры

        Общеразвивающие игры и упражнения развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства. Вовсе не обязательно готовить с детьми спектакли и углубляться в своеобразие поведения актеров на сцене, говорить о создании сценического образа и т.п. Для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями, необходимы специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию. Они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел — главная отличительная черта сценического творчества. Перед педагогом стоит сложная задача — сохранить детскую наивность и непосредственность, которая проявляются в игре на сцене перед зрителями. Для этого, необходимо,  прежде всего, опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок. Прежде всего - это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он это делает, но делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем  я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами).

Упражнения и этюды

                                                  Ароматные яблоки

         Цель. Развивать воображение и фантазию.

         Ход игры. Звучит музыка с четким ритмом.  «Идем во фруктовый сад» (ходьба по залу). «Вдыхаем аромат яблок». «Пытаемся достать, яблоки на дереве» (поднимаем сначала левую руку вверх, потом — правую). «Еще раз пытаемся достать яблоки» (подпрыгиваем на месте, руки по очереди вверх).«Как же достать яблоки?» (полуприседания, руки в стороны — вниз). «Срываем яблоки и кладем их в ведро» (показываем сбор яблок). «Отдыхаем».

                                                  Нам грустно

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Предлагаем детям что-нибудь вообразить: например, что в воздухе разлита печаль, но сами они свободны от нее. Они могут вести себя в этой комнате как хотят: передвигаться в ней, говорить, сидеть, но при этом стараться быть в гармонии с воображаемой атмосферой. И когда дети станут двигаться, внутри них начнется как бы новая жизнь и они скажут: «Нам грустно». Создав вокруг себя воображаемую атмосферу и находясь с ней в мысленной гармонии, они почувствуют, что и действовать могут в согласии с ней.

Угадай: что я делаю?

Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку.    

2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

                                 Одно и то же по-разному

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.

1 группа -  задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

2 группа — задание «идти». Возможные варианты:

а)        идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б)        идти по горячему песку;

в)        идти по палубе корабля;

г)        идти по бревну или узкому мостику;

д)        идти по узкой горной тропинке и т.д.

3        группа— задание «бежать». Возможные варианты:

а)        бежать, опаздывая в театр;

б)        бежать от злой собаки;

в)        бежать, попав под дождь;

г)        бежать, играя в жмурки и т.д.

4 группа - задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а)        отгонять комаров;

б)        подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в)        сушить мокрые руки и т.д.

5 группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:

а)        кошку;

б)        попугайчика;

в)        кузнечика и т.д.

                               Кругосветное путешествие

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать  фантазию, расширять знания детей.

Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.

                                  Игры на превращения

В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение – это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнёрам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение.

                                    Превращение предмета

         Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передаётся  по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

Превращение комнаты

          Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры. Дети распределяются на 2—3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей Красавицы, пещера дракона и т.д.

Превращение детей

Цель. Та же.

Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и  т.д.

Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

                                 Ритмопластика

Этот раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, способствующие развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретения ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Задачами ритмопластики является развитие координации движений, способности искренне верить в любую воображаемую ситуацию, воспитание гуманных чувств.

                                 Упражнения для рук

Звонкие ладошки

Хлопки в ладошки используются во многих играх и плясках, часто являясь основным движением танца. По своему выразительному значению они близки к притопам. Следует с самого начала обратить внимание детей на характер хлопков в зависимости от музыки и образов игры или пляски. Дети должны уметь хлопать тихо и громко, с размаху и держа руки близко одна к другой. Встречаются хлопки, передающие ритмический рисунок музыки. В таких случаях не следует показывать ребенку ритм хлопков, а надо предоставить ему возможность найти его самому. Вариантов хлопков может быть множество. Желательно каждому дать название, чтобы наполнить движение эмоциональным смыслом.

Колокола

Активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряженных рук.

Колокольчики

Мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Движение легкое, но силе не громкое. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в стороны вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого.

Тарелка

Скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая — снизу вверх.

Ловлю комариков

Легкие звонкие хлопки прямыми ладошками справа и слева от корпуса, вверху и внизу — согнутыми в локтях руками.

Бубен

Хлопки ладонью одной руки неподвижную раскрытую ладонь другой.

Хлопки могут быть громкими или тихими в зависимости от динамики музыкального образа.

    Подушечка        

        Хлопки выполняются свободными, ненапряженными, мягкими руками перед корпусом и за ним.

                                             Вертушки

        Основаны на поворотах кистёй рук от корпуса и обратно. Руки согнуты в локтях и зафиксированы в статичном положении, работают только кисти, сила удара ладони  о ладонь небольшая. Движение носит игривый характер.

                             Упражнения на плавные движения рук

                                          Ветерок         

           Перекрестные движения рук над головой. В работе участвуют плечо,

предплечье, кисть.

                                              Ленточки

Попеременные пластичные движения правой и левой руками вверх-вниз перед грудью.

                                                  Волна

Плавное движение вверх и вниз одной рукой. Она может быть отведена в сторону или вытянута вперед. «Волна» образуется за счет пластичных движений плеча, предплечья, кисти. «Волна» может плавно перетекать из одной руки в другую.

                                               Крылья

Плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.

Поющие руки

Из положения «руки в стороны» мягким движением кисти направляются друг: другу навстречу, словно собирая перед собой упругий воздух. Такими же пластичными движениями руки снова разводятся в стороны. Корпус при этом помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и откидываясь назад.

                      Культура и техника речи

Упражнения и игры этого раздела помогают детям
сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию),  учат выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение диапазон, силу голоса, темп речи),  развивают воображение, умение представить то, о чем говорится, расширяют словарный запас, делать  речь ярче и образнее.        

У многих детей наблюдается общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата. У них невыразительна и монотонна речь, нет логических ударений и смысловых пауз, они часто «проглатывают» начало и конец слова. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.        

Совсем не обязательно заниматься с детьми специальной,  профессиональной подготовкой, поскольку в этом возрасте еще окончательно не сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной.

Речевые упражнения и игры нужно включать в каждое занятие, объединяя с ритмопластическими и театральными играми.        |

В первую очередь необходимо научить детей делать бесшумный вдох через нос и плавный, без напряжения и толчков, выдох (упражнение «Игра со свечой»). В дальнейшем тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи,  делается акцент то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Очень важно научить детей пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести по-разному грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе.  Работая над интонацией надо поощрять у детей стремление к импровизации,  а не просто просить их абстрактно произнести фразу. Надо стремиться, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.

Объясняя детям понятие о логическом ударении, надо подчеркнуть, что  под ним мы подразумеваем выделение ключевых слов в отдельной фразе.

К  разделу «Культура и техника речи» относятся также творческие играми со словами, которые развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие рассказы.

          Игры и упражнения на речевое дыхание

Воздушный шарик

Цель. Развивать правильнее речевое дыхание

          Ход игры. Детям предлагается правильно подышать: правую руку положим на живот, а левую - на пояс. Живот — это воздушный шарик. Медленный вдох - выдох - «ниточка у шарика плавно распускается». Вдох — правая рука вперед, в кулачок. Открыли кулачок, а там — маленькое перышко. Выдох  — дунули на него, оно улетело. Испугались внезапного треска сучьев — быстрый вдох. А оказывается, ничего страшного. Медленный выдох — свобода. Вдох, и едем на лифте: 1-й этаж, 2» 3, 4, 5, 6-й — все, приехали. Все вы доехали? Кто на каком этаже сделал остановку? Теперь едем вниз.

           Игра со свечой

Цель. Развивать правильнее речевое дыхание

Ход игры. Детям предлагают сделать  бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на небольшом расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струёй воздуха через плотно сжатые губы.

                               Игра « Мыльные пузыри»

Цель. Развивать правильнее речевое дыхание

Ход игры. Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе надувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э.Фарджен «Мыльные пузыри»:

Осторожно – пузыри!

- Ой, какие!

- Ой, смотри!

- Раздуваются!

- Блестят!

- Отрываются!

- Летят!

- Мой – со сливу!

- Мой – с орех!

- Мой не лопнул дольше всех!

                           Артикуляционная гимнастика

                                      Гимнастика зарядка для губ

  1. Весёлый пятачок:

а) на счёт «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперёд, как пятачок у поросёнка; на счёт «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы двигаются вверх вниз, затем вправо и влево;

в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Заканчивая упражнение, детям предлагается фыркнуть как лошадка.

                                     Зарядка для шеи и челюсти

Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.

  1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем
    катать ее по спине и груди;
  2. Удивленный бегемот: отбросить род ко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко » свободно.
  3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в
    средней части и произносить «вау, вау, вау...»» подражая голо
    су пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая
    рот, затем зевнуть и потянуться.
  4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горя
    чую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты,
    мягкое небо поднято, гортань опущена).

Зарядка для языка

  1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо — влево.
  2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо — влево, вверх — вниз, по кругу,
  3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены» язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
  4. Уколы. Острым кончиком зыка касаться попеременно
    внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть
    неподвижна.
  5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородки.

Упражнения на три виды выдыхания

Цель. Разогреть мышцы дыхательного аппарата.

1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.

Свистит ветер -  ССССССС...

Шумят деревья     —  ШШШШШ...

Летит пчела        —  ЖЖЖЖЖЖ...

Комар звенит         —  ЗЗЗЗЗ3...

2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.

Работает насос       —  ССССС! ССССС! ССССС!

Метет метель         -  ШШШШШ! ПППШШ! ШШШШШ!

Сверлит дрель       —   33333! 33333! 33333!

3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.

Кошка сердится    —  Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила        —  С! С! С! С!

Заводится мотор   —   Р! Р! Р! Р!

Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении. Например: Мотоцикл: Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРРР! РРРРР! РРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР!

Игры и упражнения на свободу звучания

                                                  Капризуля

Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

                                              Больной зуб

Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

       Колыбельная

Ход. Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у».

Игры и упражнения на опору дыхания

Птичий двор

Ход. Дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети коллективно или по одному зовут уток (уть-уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь-петь), цыплят (цъш~цьш~цьга), гусей (тега-тега-тега-тега), голубей (гуль-гуль-гуль), вдруг появилась кошка (кис-кис-кис-кис), она попыталась поймать цыпленка (брысь! брысь!). Курица зовет разбежавшихся цыплят:

                                       ЭХО (по Н.Пикулевой)

Ведущий                                                                            Дети

Собирайся, детвора!                                                       Ра! Ра!

Начинается игра!                                                            Ра! Ра!

Да ладошек не жалей!                                Лей! Лей!

Бей в ладошки веселей!                                Лей! Лей!    

Сколько времени сейчас?                                Час! Час!

Сколько будет через час?                                Час! Час!

И неправда: будет два!                                Два! Два!

Дремлет ваша голова!                                Ва! Ва!

Как поет в селе петух?                                Ух! Ух!

Да не филин, а петух?                                Ух! Ух!

Вы уверены, что так?                                Так! Так!

А на самом деле как?                                Как! Как!

Если  кто-то закукарекал,        отдает фант, и игра начинается сначала.

Дрессированные собачки

Ход. Выбирается ребенок-дрессировщик» который предлагает остальным детям — цирковым собачкам решать простейшие задачки, самостоятельно им придуманные. Вместо ответа «собачки» произносят «ав-ав-ав!» соответствующее число раз.

Упражнения на расширение диапазона голоса

Чудо лесенка

Ход игры. Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

Чу- до- ле-сен-кой-ша-га-ю,

Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

Шаг-на-го-ры,

Шаг-на-ту-чи..,

А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че...

Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!

                                                     Самолёт

Ход игры. В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает «мертвую петлю», наконец приземляется на аэродроме. Движения руки сопровождаются тянущимся звуком АААА... или 3333... Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

Игра «Забавные стихи»

(Совместное творчество с детьми)

Цель. Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам.

          Летний день

Ут-ут-ут-ут                - на лугу цветы цветут,

Ют-ют-ют-ют                - птички весело поют,

Ят-ят-ят-ят                - злобно комары звенят,

Ит-ит-ит-ит                - заяц под кустом сидит,

          В лесу

Йт-ёт-ёт-ёт-                  -        соловей в лесу поет,

Ут-ут-ут-ут                  -         у пенька грибы растут,

Ат-ат-ат-ат                   - под кустом ежи шуршат,

Ит-ит-ит-ит                  - дятел на сосне стучит.

                 В зоопарке

Ит-ит-ит-ит              -         полосатый тигр рычит,

Ёт-ёт-ёт-ёт               -         медленно змея ползёт»

От-от-от-от              -         пасть разинул бегемот,

Ут~ут~ут-ут            -         быстро лебеди плывут,

Ят-ят~ят-ят             -          обезьянки там шалят.

Творческие игры со словами

Вкусные слова

Цель. Расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами.

Ход игры. Дети сидят в кругу, педагог протягивает первому ребенку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребенок благодарит и «съедает». Затем кладет на свою ладошку и угощает чем-нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребенка и т.д.

Волшебная корзинка

Цель. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление.

Ход игры. Дети сидят в кругу; педагог» держи в руках корзинку, предлагает сложить в корзинку то, что можно встретить в лесу, или в саду, или в воздухе, или в море» или ни грядке; то, что летает, или то, что ползает, и т.д. Дети могут самостоятельно придумать, где искать слова для волшебной корзинки. В подготовительной группе задания усложняются; например, сложить слова, имеющие отношение к музыке (нота, скрипичный ключ, регистр, ритм, песня и т.д.) или к театру (занавес, афиша, сцена, актер, репетиция, антракт и т.п.) После этой игры легко перейти к театральным играм на «превращения».

Сочини предложение

Цель. Учить детей составлять предложение, развивать воображение, навыки совместной деятельности.

Ход игры. Дети распределяются на несколько команд, получают по 2—3 карточки с изображением различных предметов, специально подобранных из настольных игр типа «лото». Через некоторое время каждая команда произносит составленное предложение.

Сочини свою сказку

Цель. Развивать воображение, фантазию, образное мышление.

Ход игры. Педагог произносит первое предложение, например, «Жил-был маленький кузнечик...», дети по очереди продолжают сказку, добавляя свое предложение.

Вопросы и ответы

Цель. Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.

Ход игры. Ведущий (сначала взрослый, потом ребенок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру и т.д.

             Сочините  диалог

Цель. Строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться.

Ход игры. Дети распределяются на пары, им предлагается придумать и сыграть диалог между Колобком и Репкой, Курочкой рябой и Котом в сапогах, Буратино и Малышом, Красной шапочкой и Незнайкой. Дети сами могут предлагать известных героев.

Моя сказка

Цель. Развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление.

Ход игры. Группе детей предлагается вытянуть карточки с изображением разных персонажей какой-нибудь известной сказки. Каждый ребёнок должен рассказать сказку от имени своего героя.

Фантазии

Цель. Развивать воображение, фантазию, связную образную речь, развивать способность представлять себя другим существом или предметом.

Ход игры. Ребенок, превращаясь во что-либо или кого-либо, рассказывает, что вещь чувствует, что ее окружает, что волнует, где и как она живет, и т.п.

Варианты: «Я — утюг», «Я — чашка», «Я — кукла», «Я — кошка, пчела, мячик» — и т л.

Основы театральной культуры

        Знакомство с основными понятиями и терминологией театрального искусства  происходит во время игр, работы над пьесой, посещения театров, просмотра видеозаписей спектаклей. Детям достаточно понимать педагога,  использующего театральные термины, и постепенно пополнять свой словарный запас. Знания приобретаются в ходе проведения театральных игр — диалога с педагогом в виде вопросов и ответов.

В условиях ДОУ ребята имеют возможность в течение года посмотреть несколько кукольных спектаклей, подготовленных педагогами и старшими детьми или  участниками театральной студии. На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом.

       Изучение основ театральной культуры включает в себя следующие темы:

- особенности театрального искусства;

- виды театрального искусства (драматический театр, опера, балет, куколь-

  ный театр);

- рождение спектакля;

- театр снаружи и изнутри (театральное здание, зрительный зал, мир кулис);

- культура поведения в театре.

Вопросы особенностей театрального искусства могут быть рассмотрены во время обсуждения спектакля, в работе над пьесой. Необязательно пользоваться словом «синтез», достаточно выяснить с детьми, что театр использует и объединяет другие виды искусства — литературу, живопись, музыку, хореографию. Но главное в театре — это игра актеров.

Дети познают на практике, что театральное искусство коллективное,  создается усилиями всех участников творческого коллектива. В отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются  единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в  присутствии и при поддержке зрителей. Эта особенность театра может быть понята детьми только при условии неоднократного повторения спектакля в присутствии разных зрителей (дошкольники, школьники, родители).

Говорить о видах театрального искусства можно лишь после того, как дети посмотрели спектакли кукольного и драматического театра, побывали в театре, а если нет такой возможности, то посмотрели видеозаписи с отрывками  из балетных и оперных спектаклей. Затем можно поставить хорошо знакомую сказку, например, «Колобок», используя такие виды театра, как кукольный, драматический, музыкальный.

Знакомя детей с рождение спектакля,  надо сформировать представление о театральных профессиях, а также о театральном спектакле глазами актеров и зрителей. Здесь встречается много понятий и слов, которые легче усваиваются в процессе игр и этюдов.

Перед изучением темы «Театр снаружи и изнутри», лучше всего организовать с детьми экскурсию по городу и показать здание театра, или попросить родителей сделать это с детьми самостоятельно. Можно рассмотреть фотографии или иллюстрации с изображением известных театров (Большого, Малого, МХАТа, Музыкального детского).

Культуру поведения в театре желательно осваивать на практике, используя театральные игры и этюды: «Покупка театрального билета»,  «Сегодня мы идем в театр» и др.

Для изучения основ театральной культуры можно воспользоваться следующим словарём театральных терминов:

Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или

зрительным залом.

Актер — деятельный, действующий (акт — действие).

Амфитеатр — места, расположенные за партером.

Антракт — промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты — одобрительные хлопки.

Артист — художник (умение, мастерство).

Афиша — объявление о представлении.

Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без

слов: музыкой, танцем, пантомимой.

Бельэтаж — 1-й этаж над партером и амфитеатром.

Бенуар — ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.

Бутафория — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения).

Грим - подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности, необходимой актеру для данной роли.

Декорация (лат.) — украшение; художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната).

Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами. Драма — сочинение для сцены.

Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.

Мимика — мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражение лица, отражающее эмоциональное состояние.

Монолог — речь одного лица, мысли вслух

Опера – музыкально-драматический спектакль, в котором не разговаривают, а поют.

Парик — накладные волосы.

Режиссёр - управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит – веди подлинные или бутафорские, необходимые актёрам по ходу действия спектакля.

Ремарка - пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.

Репертуар - пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Театр — место для зрелищ.

Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.

Работа над спектаклем

Создание спектакля с детьми —  совместная творческая деятельность, которая вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. При подготовке к спектаклю мы стараемся соблюдать некоторые правила: не перегружать детей; не навязывать им своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не позволять одним детям вмешиваться в действия других и, если вы будете выполнять эти правила, то дети будут ждать каждой репетиции с нетерпением, работать с желанием и радостью.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Сказки пробуждают, в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Выбирая материал для инсценировки, нужно  учитывать возрастные возможности, знания и умения детей, но в то же время  пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

Можно выделить следующие  основные этапы работы  над спектаклем:

  1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
  2.  Пересказ его детьми.
  3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов.
  4.  Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
  5.  Работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  1. Работа над выразительностью речи и  закрепление отдельных мизансцен.
  2. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
  1. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов,
    реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
  2. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

10.Повторные показы спектакля. Подготовка выставки
рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.

Готовя инсценировки по русским народным сказкам или авторским сказкам, можно провести беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, о том, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. Это расширит кругозор, активизирует позна-вательный интерес.

Очень полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая разнообразными вопросами. Ответы детей часто служат толчком для появления новых вопросов.

В работе над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом, сначала участниками становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев. Детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку педагога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-то конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

 Учитывая речевые, пластические, актерские возможности детей, уже может наметить по 2-3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью. Проводя репетиции отдельных картин в разных составах, надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других  исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться на сцене,  не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять.

В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трех.

Премьера — это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Педагог, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старается указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления. Для детей наиболее важным  является  возможность играть спектакль как можно дольше и чаще.  Кроме того, спектакли  играют в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь задача педагога — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Работу над постановкой и каждый спектакль можно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

             Литература:

Алянский Ю.Л. Азбука театра. — М., 1998.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.,1991.

Генералова Н.А. Интегративный предмет «Театр», или Воспитание искусством. — М., 19$7.

Давыдов В.Л. От Детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. — М., 1992.

Козлянинова И.П.; Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. — М., 1985.

Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников, — М-, 1975.

Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в детском саду. — Ярославль, 1996.

Пикулева Н.В. Слово на ладошке. — М., 1997.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М.,1991.

Савкова З.В. Техника звучащего слова: Методическое пособие. — М, 1998.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1995.

Уроки театра на уроках в школе / Сост. А.П. Ершова. — М., 1992.

Чистякова М. Психогимнастика. — М., 1990.

Шихматов Л.М. Сценические этюды: Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных учебных заведений. — М., 1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к организации совместного досуга с детьми старших и подготовительных групп ДОУ Тема: «Зарница!»

Цель: ·        формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, воспитания любви и уважения к защитникам Родины. Задачи:·...

Развитие творческих способностей детей старшей и подготовительной к школе групп на занятиях по изодеятельности и художественному труду»

Пояснительная записка.…«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем боль...

Методическая разработка "План на неделю театра для детей старшей и подготовительной группы"

Методическая разработка "План на неделю театра" для старших и подготовительных групп....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театральную деятельность»

Цели программы:Формирование творческой личности ребёнка средствами музыкально-театральной деятельности.Выявление одарённых детей в области музыкально-театрального искусства в старшем дошкольном возрас...

Методическая разработка: Сценарий праздника "широкая Масленица" для детей старших и подготовительных групп.

Сценарий праздника  подготовлен для детей старшх и подготовительных групп. Масленица - один из самых веселых праздников, который широко отмечается по всей России. Он отражает вековые традиции, бе...

Приемы и задания для развития творческих способностей воспитанников старшей и подготовительной групп

Основу настоящего дидактического материала составляют специально разработанные для развития мыслительной активности дошкольников модули творческих заданий. Их назначение – сделать встречу ребенка с за...