ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ПОЛЬЗЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
методическая разработка (младшая группа) по теме

     Рекомендации родителям о пользе семейного чтения, как доброй традиции каждой семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский

сад № 34 Центрального района

города Санкт-Петербурга.

Воспитатель: Ващенко Ирина Александровна.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ПОЛЬЗЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ.

     

             Считаю, что детский сад не должен брать на себя полностью воспитательные функции. Как бы хорошо  ни работали педагоги, значимой для ребёнка остается семья. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учиться любить, радоваться, сочувствовать. И чтобы влияние семьи было только плодотворным для малыша, педагоги должны помочь родителям преодолевать желание только указывать и наставлять. Многих родителей приходиться учить  внимательно  слушать ребёнка, уметь отвечать на детские вопросы. И один из способов наладить контакт с ребёнком - это вечернее чтение книг.

        Уважаемые родители! Мне  хочется  расскажем вам о пользе семейного чтения. О том, как выбирать детскую книжку и как её нужно читать. Пожалуй, нет такого ребёнка, который не любил слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим  малышам, но мало кто задумывался о том, что семейное чтение может служить совершенно разным целям: оно может развлечь или утешить ребёнка, дать ему новые знания и избавить от страхов, подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв.

Для самых маленьких, чтение – это прежде всего общение с родителями, период «пристального внимания», остро необходимого любому ребёнку. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный миг, и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать её голос, чувствовать запах  её волос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями. Когда ребёнок устал или болен после долгой разлуки или ссоры нет ничего полезнее такого эмоционального «чтения-общения».

Во многих семья существует прекрасная традиция успокаивающего чтения на ночь. Не думайте, что вы балуете малыша, читая ему в постели, эти минуты приносят крохе не меньше пользы, чем сам сон. Большинство детей  предпочитают спокойные, нестрашные сказки, лучше уже знакомые. Встречаются даже такие упрямцы, которые способны годами слушать одну и ту же сказку на ночь. Не стоит с этим бороться, возможно, повторение знакомой сказки, даёт малышу ощущение стабильности, помогает расслабиться перед сном. Если малыш болен, не переутомляйте его чтением и не пугайте страшными историями, но и не отказывайте: интересная книга заставит забыть о жаре и насморке, удержит в постели выздоравливающего непоседу.

Чтение новых книг стоит отложить на то время, когда малыш активен и бодр, к примеру, сразу после дневного сна.  Есть дети, которые с готовностью начинают слушать любую новую книгу, но если ваш малыш относится с осторожностью ко всему новому, расскажите ему заранее, что вы планируете почитать с ним новую книгу, дайте самостоятельно рассмотреть картинки, попытайтесь заинтриговать: «А знаешь, один человечек жил в маленьком домике на крыше и умел летать! Хочешь, я тебе про него почитаю?».

Возможно, средства вам не позволяют  покупать  дорогие книги  своим чадам, но даже в этом случае можно найти выход. Создайте обменный фонд с родителями друзей вашего малыша, попросите родных и близких дарить ребёнку хорошие книги на праздники, запишитесь в библиотеку.

Дети входят в мир книги ещё совсем несмышлеными крошками, и от того, как мы этот для него мир обустроим, зависит, как сложатся их дальнейшие отношения с книгой: полюбят ли они читать настоящую, большую литературу, или чтение станет для них лишь источником получения информации, а то и просто средством убить время.

Д. Дидро сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Но книга учит только тогда, когда ребёнок умеет с ней работать т. е. понимает смысл прочитанного, от этого зависит и его  умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Мы желаем вам успеха на этом нелёгком, но радостном пути.

         Иногда первые книжки напоминают скорее игрушки и представляют собой книгу из плотного картона, ткани и напоминают скорее игрушки.  Внутри них может быть или погремушка или пищалка. Картинки в них, как правило, яркие, с книжками-игрушками из клеенки можно играть в ванне. Купите несколько таких книжек. Однако не забудьте и о более серьезной литературе – «Потешках», песенках, стихах А. Барто, К. Чуковского, З. Александровой, С. Михалкова, С. Маршака. Всю эту литературу можно начинать читать уже с самого раннего возраста, постепенно вы будете показывать картинки на страницах этих книг и рассказывать малышу, где мишка, где зайчик, козленок, дядя Степа.

     Научите ребенка хлопать в ладоши под «Ладушки - ладушки, где были у бабушки» и выполнять простые движения под «Потешки»  и русские народные песенки-забавы. Вскоре малыш начнет узнавать полюбившихся героев, по просьбе взрослых станет показывать персонажей пальчиком, запомнит, как говорят животные.

Кроме сборников со стихами и сказками можно приобрести и первую «энциклопедию» с картинками – собственно это книга, которая целиком состоит из картинок и кратких подписей под ними. Например, под картинкой с мячиком будет написано «мяч», под изображением плачущего мальчика будет написано «плакать», так ребенку объясняют простые названия и действия – все то, что его окружает или то, что он делает сам. Такие «энциклопедии»  часто имеют  разделы: «игрушки», «домашние животные», «одежда» и т.д. С помощью них ребенок пополняет лексический запас, узнает предметы, которые окружают его дома, названия новых животных, став постарше, будет различать времена года и многое другое.

Первые книжки для ребёнка удобнее покупать в магазине – их нужно подержать в руках и обязательно полистать. Ваша задача убедиться в том, что картинки в них хорошие, добрые, понятные – медведь должен выглядеть как медведь, зайчик, как зайчик, а домик, как домик. Кроме того, большое количество прорисованных мелких деталей излишне в данном случае – они отвлекают внимание от главного.

Текст стихов или «Потешек»  должен быть простым, хорошо рифмоваться и нести что-то доброе и светлое.

Удобнее всего, если первые книги будут картонными – они крепче, не так быстро, как бумажные, изнашиваются от постоянного перелистывания, их труднее порвать. Если вы тешите себя надеждой на то, что вот ваш-то ребёнок не будет рвать книги, то напрасно. Все дети делают это – так они познают мир. Поэтому покупать сейчас дорогие книги, нет смысла, а если решитесь, то листайте их только вместе с ребенком или вообще оставьте до лучших времен, когда интерес будет осознанным и ценным станет именно чтение любимой сказки.

Книжки-раскладушки нравятся малышам, и сегодня они представлены в большом разнообразии в магазинах – две-три таких книжечки лишними не будут. Есть еще и книжки-панорамы – помните, как в нашем детстве отрываешь страницу, и герои предстают как живые – ваш любознательный непоседа быстро сообразит, как оторвать все выступающие детали и в буквальном смысле приберет их к рукам.

Еще хочется сказать несколько слов о популярных теперь книгах со встроенным внутри музыкальным механизмом. Послушать мелодию конечно, можно, но только книга при этом перестает восприниматься именно как книга и несет для ребенка совершенно другую информацию. Насытившись такими поющими книжками, ребенок со временем теряет интерес к чтению вообще, поскольку изначально получил неправильный посыл. И вместо того, чтобы радоваться каждой новой книге, он перестает слушать, когда читают родители, его не привлекают красивые картинки, весёлые стихи и захватывающие истории.

Внимательно отнеситесь к выбору первых книг, любовь к чтению закладывается уже сейчас, не упустите время и уделите этому особое внимание.         Несколько раз в день читать хоть понемногу нужно обязательно. Хочется пожелать, чтобы чтение книг стало  доброй традицией в каждой семье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках работы клуба «Семейная академия» по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Мастер-класс для повышения  компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики  в домашних условиях....

Методическая рекомендация «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста интереса к семейным ценностям»

Согласно ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Ведь семья - одна и...

Рекомендации для родителей детей младшего дошкольного возраста по проведению тематической недели "Вода"

Материал предназначен для совместной деятельности детей и родителей в рамках дистанционного обучения...

Рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Тема: «Развитие интереса к книгам и чтению художественной литературы у старших дошкольников».

Данные рекомендации помогут родителям старших  дошкольников подобрать необходимую литературу для чтения, активизировать их на совместное чтение....

Рекомендации для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учим детей различать цвета"

Материал предсталяет собой ряд игр для детей и родителей, в ходе которых малыши знакомятся с цветом и закрепляют свои знания. Рекомендации будут полезны также и воспитателям ДОУ....

Рекомендации для родителей детей младшего дошкольного возраста на тему: "Использование интерактивных образовательных ресурсов для организации досуга детей дома" .

Презентация  на тему "Использование интерактивных образовательных ресурсов для организации досуга детей дома" , предназначена для родителей, как интерактивный материал, включающий в себ...

Методические рекомендации родителям детей младшего дошкольного возраста на тему "Дикие животные"

Материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям и родителям....