Развитие мелкой моторики у ребёнка дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему

Костина Татьяна Викторовна

 

              Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Остановимся на одном из аспектов этой проблемы - развитии мелкой моторики и координации движений  рук. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы.

                Речь совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от пальцев. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и развитии речи. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

                Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу - развивайте его руки: пальцы и кисти.

                                    Что такое пальчиковые игры?

               У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами.

              Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку–белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

             О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были  хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода взрослые могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять.

            Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

      Рекомендации к проведению пальчиковых игр:

1.Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить ребенка к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями, растиранием.

             2.Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5    раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

3. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

4.При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности все пальцы руки.

5.Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

6.Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном четко, без лишних слов, при необходимости ребенку оказывается помощь.

7.Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движении на другое.

8.При повторных проведениях игры дети начинают произносить текст частично. Постепенно текст разучивается полностью, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

9.Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

10. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например,  изменив задание) или поменяйте игру.

Развитию мелкой моторики рук способствуют следующие занятия:

1.Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет выводить свои первые буквы и слова.

2.Лепка. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка, особенно для развития мелкой моторики рук.

3.Игры с бумагой. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием симметрии. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание фигурок в стиле оригами.

4.Изготовление поделок из природного материала. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, обратите его внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите ребенку увидеть в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке – сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из природного материала.

5.Графические упражнения. Эти занятия помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук.

6.Шитье, вязание, плетение. Аккуратно шить, вязать, плести из ниток ребенок может научиться в более старшем возрасте, но элементарную ловкость в обращении с иголкой, спицами и нитками можно развивать уже сейчас. Не спеша, одно за другим, покажите ребенку все движения. Дайте ему повторить их несколько раз самостоятельно. Каждое занятие должно проходить под непосредственным контролем взрослого.

7.Игры с пазлами, мозаикой, конструктором.

8.Выкладывание букв, цифр, орнаментов из различных материалов. Это занятие требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по образцу.

9.Летом на даче. Расскажите ребенку, какими ловкими станут его ручки, если он будет помогать родителям в прополке грядок, сборе ягод, уборке территории (мелких камешков, палочек и палочек).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mel.mot_.ruk_.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развития мелкой моторики рук  у ребёнка  дошкольного возраста.  

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Остановимся на одном из аспектов этой проблемы - развитии мелкой моторики и координации движений  пальцев рук.

                Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени

сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы.

                Речь совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от пальцев. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и развитии речи. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

                Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу - развивайте его руки: пальцы и кисти.

                                    Что такое пальчиковые игры?

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами.

Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-

сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку–белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были  хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода взрослые могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять.

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

      Рекомендации к проведению пальчиковых игр:

1.Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить ребенка к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

        2.Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживани-

          ями, растиранием.

3.Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5    раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5.При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности все пальцы руки.

6.Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

7.Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном четко, без лишних слов, при необходимости ребенку оказывается помощь.

8.Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движении на другое.

9.При повторных проведениях игры дети начинают произносить текст частично. Постепенно текст разучивается полностью, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

10.Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

11. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например,  изменив задание) или поменяйте игру.

Развитию мелкой моторики рук способствуют следующие занятия:

1.Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет выводить свои первые буквы и слова.

2.Лепка. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка, особенно для развития мелкой моторики рук.

3.Игры с бумагой. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием симметрии. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание фигурок в стиле оригами.

4.Изготовление поделок из природного материала. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, обратите его внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите ребенку увидеть в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке – сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из природного материала.

5.Графические упражнения. Эти занятия помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук.

6.Шитье, вязание, плетение. Аккуратно шить, вязать, плести из ниток ребенок может научиться в более старшем возрасте, но элементарную ловкость в обращении с иголкой, спицами и нитками можно развивать уже сейчас. Не спеша, одно за другим, покажите ребенку все движения. Дайте ему повторить их несколько раз самостоятельно. Каждое занятие должно проходить под непосредственным контролем взрослого.

7.Игры с пазлами, мозаикой, конструктором.

8.Выкладывание букв, цифр, орнаментов из различных материалов. Это занятие требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по образцу.

9.Летом на даче. Расскажите ребенку, какими ловкими станут его ручки, если он будет помогать родителям в прополке грядок, сборе ягод, уборке территории (мелких камешков, палочек и палочек).