«Воспитание познавательного интереса к окружающему миру через прогулки»
консультация на тему

Глушкова Наталия Анатольевна

 

          Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья.

Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать ребенка к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Воспитание познавательного интереса к окружающему миру через прогулки»

Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья.

Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать ребенка к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребенка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это – ничто иное, как психическое здоровье, которое укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья ребенка.

Очень важно, чтобы взрослый, гуляющий с ребенком, помнил, какими приемами, способами он должен приобщать ребенка к тайнам природы. Прежде всего следует обратить внимание ребенка на то или иное явление, дать возможность его заметить, рассмотреть и почувствовать, а уже потом рассказывать про него, пояснять, сообщать. При этом не следует спешить – ребенок почувствует любое явление, если взрослый четко задает вопросы, делает паузы, еще и еще раз предлагает понаблюдать за ним. Такое неспешное общение с природой окажет большее влияние на развитие ребенка, чем обильный поток словесной информации.

В любом возрасте можно привлекать внимание детей к явлениям и объектам неживой природы. Все малыши играют в песочнице: делают куличики, насыпают горки. Взрослый подсказывает: хорошие «пирожки» получаются из влажного песка, потому что он лепится, сохраняет форму красивых формочек, прилипает к совку. Из сухого песка куличики не получаются, рассыпаются: сухой песок – сыпучий. Зато им можно «рисовать»: набрать песка в мягкий полиэтиленовый флакон из-под шампуня, в пробке которого имеется небольшое отверстие, перевернуть вниз и струей песка создавать рисунок.

Не меньший интерес вызывают у детей камни – малыши любят их собирать, носить в карманах, хранить. Заметив интерес ребенка, обратите его внимание на свойства камней – твердость, окраску, неровную поверхность, покажите маленькие и большие камни.

Большой интерес у ребенка могут вызвать вода, воздух, различные погодные явления, если взрослый сможет использовать во время прогулок удачно складывающиеся ситуации.

Вода знакома ребенку с самого рождения, поэтому игры с ней вызывают интерес в любом возрасте. Важно, чтобы взрослый своевременно показывал новые действия с предметами и, самое главное, научил его наблюдать свойства воды и различные явления причинно-следственного характера, получающиеся от этих действий.

Тазик с водой на дачном участке поможет ребенку понять, что вода прозрачная – сквозь ее толщу видны его ручки, разные предметы на дне. Она льется, плещется, ее можно черпать стаканчиками, переливать в разные емкости – она принимает любую форму. В процессе такой игры ребенок узнает, что одни предметы тонут в воде, а другие могут плавать по ее поверхности. При этом можно использовать не только готовые игрушки (рыбки, утята и пр.), Но и разные «бросовые» предметы: ровные скорлупки от грецких орехов, пластиковые крышки, бутылочки, пуговицы, бумажные кораблики, пробки, дощечки и т.п.

Очевидный интерес ребенка можно поддерживать разными опытами с водой, льдом, снегом: вынести ведерко с водой на мороз и посмотреть, как она будет покрываться корочкой льда; принести ведерко со снегом в дом и наблюдать его таяние; сделать из подкрашенной воды цветные льдинки в формочках перед Новым годом.

Не менее интересными могут быть наблюдения за воздухом – невидимый и почти не ощущаемый он совсем непонятен ребенку. Прежде всего можно наблюдать за предметами, которые колышет ветер (ветки деревьев, белье на веревке, одежда и волосы людей, дружно склоняющиеся былинки и пр.) и определять: с какой стороны он дует, сильный или слабый, холодный или теплый. Ребенку интересно наблюдать за вертушкой-ветрячком, которую можно легко смастерить. В ветреную погоду вертушка крутится сама, ребенок может поворачивать ее в разные стороны, определяя направление движения воздуха.

Во время вечерних прогулок с ребенком можно наблюдать закаты солнца: причудливую форму облаков, их необычную окраску, золотистую кромку, пробивающиеся сквозь них лучи, быстрое наступление сумерек, меняющийся облик окружающих предметов.

Гуляя с ребенком по лесу, покажите ему землянику: где и как она растет. Обратить внимание на ее прекрасный запах. Во время прогулок по лесу ребенок может собирать интересные находки: сосновые и еловые шишки, птичьи перья, небольшие коряжки, гроздья ягод бузины, рябины, колючие шарики репейника. Все это может служить материалом для изготовления игрушек и разных поделок. Вечерами можно делать вместе с ребенком игрушки и различные поделки из принесенного из леса природного материала. Это могут быть лесовики, ослики, ежики из сосновых шишек. Их еловых шишек и перьев получаются интересные птички. Из репейника можно слепить мишку, зайчика. Из засушенных листьев и сухоцветов можно сделать панно на плотной цветной бумаге или картоне, которые затем оформить в рамку и повесить в детской комнате. Небольшой лист фанеры можно выложить мхом, из веток соорудить шалаш для солдатиков. Можно сделать многое – важно вызвать у ребенка интерес к изготовлению поделок, научить его приемам крепления деталей конструкций с помощью пластилина, проволоки, а затем – игре с готовыми игрушками.

Такая творческая деятельность – и есть пытливое отношение к окружающему миру, наблюдательность, серьезный интерес к природе и радость общения с ней.