Консультация для воспитателей Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему миру детей младшего дошкольного возраста.
консультация (средняя группа)

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_progulka.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему миру детей младшего дошкольного возраста.

Г. А. Сперанский писал:

«День, проведённый ребёнком без прогулки,

потерян для его здоровья».

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

Основные задачи прогулки:

- Развивает умственные способности и наблюдательность.

- Дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых.

- Удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении.

- Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.

- У детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

- На прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте.

Прогулка особенно важна и необходима, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры, поэкспериментировать и понаблюдать за явлениями окружающей действительности.

Наблюдения – основной метод обучения.

 Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут.

В младшем возрасте наблюдения должны быть яркими, интересными. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

- Живая природа: растения и животные;

- Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

- Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.).

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

- устанавливаются факты;

- формируются связи между частями объекта;

- идет накопление представлений у детей;

- проводятся сопоставления;

- делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

Например: при соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из моего рассказа узнали, что в ней много витамин для нашего здоровья.

При знакомстве с цветами мы исследовали не только форму цветов, форму листьев, но и запахи.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

-   ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

-   предлагает возможные решения;

-   проверяет эти возможные решения, исходя из данных;    

-   делает выводы в соответствии с результатами проверки;

-   применяет выводы к новым данным;

-   делает обобщения.

Линия уточнения — степень самостоятельности ребенка по отношению к различным сторонам решения проблемы.

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Выбор игры зависит от времени года,  погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Основные движения и подвижные игры:

- Расширяется двигательный опыт детей

- Совершенствуются навыки в основных движениях

- Развиваются физические качества

- Формируются самостоятельность и активность

- Положительные взаимоотношения со сверстниками.

В младшем возрасте подвижные игры должны занимать 6-10 минут.

Каждый месяц разучивание 2-3 подвижных игр (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам: опираться на уже имеющиеся у детей знания; задача должна быть достаточна, трудна, но и в то же время доступна детям; постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия; конкретно и четко объяснять правила.

Самостоятельная игровая деятельность.

Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Трудовая деятельность детей на участке.

Большое воспитательное - познавательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными.

Формами организации труда детей являются:

- Индивидуальные трудовые поручения;

- Работа в группах;

- Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной - двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга.

Целевые прогулки.

Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

В ходе прогулки возможна интеграция различных образовательных областей, таких как: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд».

Задачи образовательных областей «Безопасность», «Социализация», «Труд» решаются на прогулке в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление  социально-личностное развитие.

Прогулки будут радостными, интересными и познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не всё, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят видеть больше.

Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и другие мыслительные операции.

У детей сформировались способности:

– овладевать основными движениями в соответствии с возрастом;
– проявлять устойчивый интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
– делать самостоятельно выводы в ходе наблюдения за окружающим миром и использовать полученные знания в играх;
– проявлять творческую активность, настойчивость в достижении поставленной цели, выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр;
– работать коллективно, убеждать, объяснять, доказывать;
– сформировались нравственные качества, привычки и навыки здорового образа жизни;
 сформировалось бережное отношение к окружающему миру;
– повысилась культура речи.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему"

Автором представлен материал по организации прогулки с целью развития у детей познавательного интереса к окружающему....

ДОКЛАД Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему

Г.А. Сперанский писал: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья»....

«Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему миру»

Развитие познавательного интереса к оружающему миру у детей дошкольного возраста....

Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему миру.

Организация прогулкис целью развития познавательного интереса к окружающему миру....