«Родная земля – золотая колыбель»
статья (старшая группа) на тему

Цыганова Светлана Александровна

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста  – одно из главных направлений содержания образовательного процесса.

 Национально-региональный компонент, внесенный в государственный образовательный стандарт, предполагает приобщение детей к истокам национальной культуры, к народным традициям  в доступных формах и видах деятельности. 

Воспитание  детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры  и  духовных традиций ориентирует педагогов МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» на возрождение национального самосознания личности ребенка, воспитание гражданина, способного стать представителем и носителем культуры  малой Родины и ее продолжателем

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Родная земля – золотая колыбель»

 

Автор статьи: Цыганова Светлана Александровна,  воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста  – одно из главных направлений содержания образовательного процесса.

 Национально-региональный компонент, внесенный в государственный образовательный стандарт, предполагает приобщение детей к истокам национальной культуры, к народным традициям  в доступных формах и видах деятельности.  

Воспитание  детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры  и  духовных традиций ориентирует педагогов МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» на возрождение национального самосознания личности ребенка, воспитание гражданина, способного стать представителем и носителем культуры  малой Родины и ее продолжателем.

Большое внимание уделяется созданию развивающей предметно-пространственной среды ДОО, отражающей национальный быт мордовского народа.

Мы стремимся к тому, чтобы окружающие ребенка предметы, оказывали большое влияние на личностное развитие каждого ребенка: развивали любознательность, познавательную активность, интерес к новому, желание пробовать, творить, создавать, а также воспитывать любовь к прекрасному.

В каждой группе организованы уголки национальной культуры, в содержание которых входят: куклы в эрзянских и мокшанских костюмах, предметы одежды с элементами мордовской вышивки, деревянные игрушки мастеров Подлесной Тавлы, глиняные изделия, репродукции картин мордовских художников и многое другое.

В детском саду организована работа мини-музея, который с удовольствием посещают ребята всех возрастных групп.

Даже малышам интересно посмотреть потрогать экспонаты, вылепить из глины свою игрушку, узнать о том, как жили мордва в старину, какую одежду

носили, какие песни пели, во что верили.

Педагоги МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» работают в тесном контакте с организациями г.о. Саранск.
 На протяжении 2 лет ребята подготовительных групп посещают педагогические мероприятия в Республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзя. В Абонемент «Музей для самых маленьких» входят занятия для детей дошкольного возраста, такие как: «Путешествие по храму, где живут музы» (Знакомство с музеем. Экскурсия); «Удивительные истории о карандашах, красках и глине» (Рассказ о художественных материалах и инструментах. Утренник); «Чародей резца» (Знакомство с жизнью и творчеством С.Д. Эрьзи. Игровая экскурсия); Забавы деревенской улицы (Знакомство с жизнью и творчеством Ф.В. Сычкова.  Игровая экскурсия);  Родные картинки (Знакомство с творчеством А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского. Игровая экскурсия); Сказка о благородном художнике (Знакомство с жизнью и творчеством И.К. Макарова. Игровая экскурсия); Мы идем на ярмарку.( Знакомство с мордовским народным искусством и народными промыслами России. Игровая экскурсия) и др.        
В работе по приобщению детей к истокам мордовской народной культуры большое место отводится фольклору (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки, потешки и т.д.). В мордовском фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм.  В устном народном творчестве отражены черты характера мордовского народа, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, справедливости, красоте, правде, верности.
Музыкальные руководители Рузайкина Е.Н. и Калмыкова О.Н. знакомят детей с традиционными и обрядовыми праздниками.            

Так в августе  с детьми средних групп №1,№2, №6  проведено  развлечение «Умарь Спас» (Яблочный спас),  в  сентябре  обрядовый праздник «Тарваз озкс» (моление серпа) с детьми подготовительных к школе групп. Такие мероприятия приносят радость и взрослым и детям.

Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству. В группах детского сада множество поделок, украшенных мордовскими узорами, глиняных и деревянных  игрушек. Детскими работами оформляются  выставки в ДОО. Дети и взрослые с удовольствием принимают участи в городских и республиканских конкурсах творческих работ.

Уверены, наши  ребята вырастут  истинными ценителями мордовской национальной культуры.  

Литература:

  1. Бурляева О. В. Мы в Мордовии живем: пример. Регион. Модуль программы дошк. Образования – Саранск: Мордов. КН. Изд-во,2011.

2 .Брыжинский В.С. Мордовские народные игры. – Саранск: Мордов. КН.изд-во,2009.

3. Исайкина А.И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Мордовии:

программа и методические рекомендации. – Саранск: Неккомерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских

народов»; МО РМ, МРИО, 2007

8 Ознакомление дошкольников с произведениями жанровой живописи художников Мордовии: Метод. реком.)Авт. – сост.:Костюнина

Т.Д., МО РМ, МРИО. – Саранск,2007.

1. Брыжинский, В. С. Мордовские народные игры / В. С. Брыжинский. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2009. – 272 с.

2. Все о Мордовии / сост.: Е. М. Голубчиков, В. Д. Еремкин, В. С. Ионова, А. С. Лузгин; Худож.: В. Пресняков, Ю. Смирнов. – Саранск : Мордов. кн. изд.-во, 1997. – 720 с

 10. Карпушина, Л. П. Теория и практика изучения музыкального искусства Мордовии в ДОУ: Учебное пособие. / Л. П. Карпушкина. – МО РМ, Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 223 с.

. 18. Методические разработки по обучению детей среднего дошкольного возраста эрзянскому языку / Ред кол. : С. И. Бабочкина, Е. А. Кудряшова, Н. Г. Яковкина. – Саранск : УО г.о. Саранск ; МУ «Информационно-методический центр» ; ГМЦ национальных культур народов Поволжья, 2008. – 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Россия – родная Земля». Сценарий музыкального развлечения в подготовительной группе.

Цель.Воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, к Родине, чувство гордости, уважение к государственной символике.Задачи.Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру че...

Конспект образовательного мероприятия в подготовительной к школе группе «Защищал родное небо - прославил родную землю»

Конспектобразовательного мероприятия в подготовительной к школе группе«Защищал родное небо  - прославил родную землю»[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"8489882","attribut...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста в позновательно-исследовательской деятельности(региональный компонент)"Урал- земля золотая!"!"

Проект для детей старшего дошкольного возраста содержит: цель,задачи и системную паутинку по теме.Тип проекта исследовательско- творческий.Описанны методы и формы организации совместной детско- взросл...

НОД в подготовительной группе Тема: «Родные просторы, родная земля, цвети, процветай же моя Кулунда!»

Цель: Прививать чувство   любви к родному селу, родной природе.Задачи:Дать детям знания об истории родного села; Формировать представление о малой Родине через просмотр...

Родной край-золотая колыбель

Данная программа вариативного курса направлена на формирование у детей дошкольного возраста духовно-нравственного отношения к своей семье, природе, культуре родного края.Предлагаемая программа «...