«Обучение детей основам сюжетосложения»
проект (старшая группа) на тему

Спиридонова Екатерина Сергеевна
Проект «Обучение детей основам сюжетосложения» «Основы сюжетосложения» Сл 2 Актуальность: Игра как ведущий вид деятельности, который влияет на преодоление проблем в познавательной сфере (память, внимание, мышление и тд, так как в процессе игры развиваются все познавательные процессы, речь, социально – коммуникативное развитие. В связи с этим, возникла необходимость развития этого аспекта основной деятельности детей дошкольного возраста. Сл 3 Диагностика: Метод -наблюдение за игрой детей (что смотрела в игре): В целом, компоненты игры сформированы, но выявляются следующие трудности в развитии основ сюжетосложения: - Трудности на этапе возникновения замысла: однообразие сюжетов. - не умение детей использовать элементы игры в воображаемом плане; - Отсутствие потребности - Направленность на осуществление каких-либо действий, а не реализацию взаимоотношений; - Ролевой диалог беден; - Недостаточно используют предметы – заместители, чаще всего за конкретным предметом закрепляется конкретный заместитель; - Нет вариативности в использовании ролей. Сл 4 Метод- педагогическое наблюдение Вставить диаграммы, круги Сентябрь 2017, 13 воспитанников Сформировано- нет Частично сформировано - Кол-во детей. проценты Проблемы развития – кол-во детей, проценты. Сл 5 Цель: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей, средствами сюжетосложения; ориентировать дошкольников на совместную игровую деятельность, общение в игре, создание и реализацию общих замыслов. Совместное сюжетосложение – это более сложный способ построения игры. Его задачи: • Развивать умение ребенка выстраивать новые последовательности событий в игре, • Развивать умение выстраивать новые сюжетные линии в процессе игры; • Развивать умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. СЛ 6 Интеграция образовательных областей Развитие основ сюжетосложения процесс интегративный, где реализуются все задачи образовательных областей. Социально – коммуникативное развитие – здесь происходит развитие и совершенствование всех компонентов игры. (Любая игра имеет тему, в соответствии с темой, строится сюжет, третьим элементом в строении игры становится роль, содержание игры, игровой материал и игровое пространство, ролевые и реальные отношения). Познавательное развитие происходит на этапе знакомства со сказкой, умение детей складывать разный сюжет сказки и складывать их в один сюжет, взаимодействие персонажей сказки (диалоги, поступки, выражение отношений между персонажами). Физическое развитие. Здесь дети учатся передавать мимику, движения соответствующие выбранному герою, так, что бы он был узнаваем окружающими детьми. Могут изменять присущие литературному герою основные черты, меняя их в соответствии с изменением сюжета. Речевое развитие. Особое внимание необходимо уделять речевому опосредованию деятельности детей с ЗПР. От них нужно требовать обязательное проговаривание способов и средств деятельности, оречвление совершаемых действий, формулирование в речевом плане цели деятельности. Развивается умение строить сложноподчиненные предложения, развивается лексическая сторона речи, происходит обогащение словарного запаса. Художественно – эстетическое развитие. Сюда включены игры – драматизации, именно в них раскрывается творческий потенциал ребенка. Формируется умение передавать свои впечатления в художественно – творческой деятельности (рисование, аппликация, лепке). Сл 7 Принципы использования сюжетосложения, как основного приема развития у детей игровых умений и навыков Принцип учета индивидуальных потребностей ребёнка; Принцип системности;(от простого к сложному) Принцип последовательности;(Начало игры, сюжет, роли, выстраивают действия, поведение) Принцип интегративности;(СК р. Осуществляется не только в игре но и во всех видах детской деятельности – конструирование, математика, подвижные игры) Принцип поддержания детской инициативы. (способствовать расширению форм, создание условий) Способы развития Сл 9 Методы и приемы: Работу обучению сюжетосложению я провожу в несколько этапов: - Подготовительный – знакомство со сказкой, её героями, рассматривание иллюстраций, обсуждение с детьми поступков героев, самих героев, умение по музыке узнавать, кому она принадлежит, эмоционально передавать состояния героев; прием группового обсуждения, который организует взрослый. - вспомнить сказку, её героев, уметь представить себя на месте персонажей, имитировать их поведение и настроение (здесь можно использовать мнемотехнику); - создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов заместителей, рассматривание их, изготовление детьми предметов – заместителей, игрушек – самоделок, поделок, обучение игровых действий с ними. Сл 10 Основной этап Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей, средствами сюжетосложения; ориентировать дошкольников на совместную игровую деятельность, общение в игре, создание и реализацию общих замыслов. сначала играем в эту сказку, каждый выбирает роль героя и эмоционально передаёт характер его в процессе показа сказки. На данном этапе используется ряд приемов: «Придумывание конца сказки» опираясь на смысловые опоры, уже знакомые детям сюжеты (мнемотаблицы); Введение проблемной ситуации: на что направлено Новый персонаж сказки. • «Иллюстрация сказки». После обсуждения сказки можно попросить ребенка нарисовать иллюстрации к ней. Хорошо было бы взрослым нарисовать еще и свои рисунки. После рисования можно будет обсудить рисунки. Только делать это надо не сразу, а, например, на следующий день. В перерыве, можно внимательно рассмотреть рисунки ребенка и выяснить, все ли там нормально или есть что-то настораживающее. В дальнейшем можно попросить ребенка самостоятельно рассказать сказку по имеющимся рисункам. • «Драматизация сказки». Начинаем с того, что раздаем роли, при этом можно давать роли и игрушкам, в случае если их некому играть. Затем выстраиваем сказочное пространство – обозначаем, где будет дом, где будет лес и т. д. Когда все готово, начинаем рассказывать сказку и исполнять роли. В роли режиссера может выступать как взрослый, так и ребенок. • «Чудеса в решете». После прочтения сказки, ребенку предлагается найти в ней различные чудеса, обсудить их значение. Выяснить, к чему приведет отсутствие того или иного чуда в сказке. Поразмышлять о том, что в реальной жизни может означать это волшебство • «Сказка наоборот». Берется любая знакомая сказка и ее героям приписываются прямо противоположные свойства, или знакомая сказка рассказывается с конца. • «Сказка в заданном ключе». Сказка придумывается в заданном ключе: а) в название хорошо знакомой ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет; б) сюжет сказки как бы перемещается в другое время и пространство; в) ребенку предлагается сюжет, который он завершает по собственному усмотрению; г) рассказывая сказку, предложите ребенку помочь главному герою найти решение проблемной ситуации, не прибегая к помощи других сказочных персонажей, при этом сначала этот прием используют для знакомых сказок, а затем – для вновь придуманных сюжетов. • «Событийная цепочка». Ребенку предлагается заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом. • «Письмо сказочному герою». Ребенку предлагается написать письмо своему любимому герою, поделиться с ним своими впечатлениями, пожеланиями, просьбами. • «Перевирание сказки». «Колобок»: «Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т. д. …» Важно удивляться своей забывчивости с помощью тона, мимики жестов. • «Салат из сказок» Это встреча в одной новой сказке наших старых знакомых героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из них героев, события, волшебство и т. д. Например: «Жил – был папа Карло, он был очень одинок, так как у него не было детей. Но, проснувшись однажды, он обнаружил в опавшем листочке розы маленькую девочку, в кроватке – Снегурочку, в кресле – Мальвину и т. д.». Дальше предлагается детям события развернуть так, как подсказывает их фантазия. Здесь игра полностью или частично сопровождается взрослым 6 он берет на себя определенную роль, создает проблемные ситуации, помогает их разрешению, вности в игру атрибуты (предметы – заместители, помогает создать обстановку и т. д. - Сл 11самый сложный этап – самостоятельная игра детей. Здесь педагог является «консультантом», он может помочь детям, если сюжет исчерпал себя, при решении конфликта, развития диалога героев. Приемы: Цель: Поддерживать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка); подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры. Методы и приемы: Косвенные – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры); Прямые – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, разъяснение, совет в ходе игры, предложение новой темы игры и др.). Как изменяется самостоятельная игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений? *Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры. *Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам разыгрывания сказки и т. п. *часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей. *намечают дальнейшее направление сюжетосложения. *Игра развертывается в группах до 3—4 человек, *причем возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка-лидера. *Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре. Однако не следует ожидать, что дети каждый раз будут развертывать совершенно новую игру. Дети с ЗПР привязаны к своим изобретениям и не прочь их воспроизвести. Но возвращаясь к уже придуманному сюжету, необходимо стремиться к тому, что бы они варьировали его, подхватывая и согласовывая друг с другом возникающие в процессе игры новые идеи. Еще одним направлением работы в плане преемственности по формированию сюжетосложения у детей ЗПР, была работа с родителями воспитанников. Задача которого направлена на просвещение родителей по повышению педагогической грамотности в отношении игры в общем, и как ее компонент – сюжетосложение. В частности, были проведены родительские собрания с включением мультимедийных презентаций, на которых был показан пример развития игры на основе отдельно взятой сказки и сюжетно – ролевой игры, где рассказывалось, как по способам усложнения, изменения, а может и упрощения сюжета можно развивать обогащать знания детей. Родители помогали и оснастить предметно – пространственную среду (уголок ряженья, маски, атрибуты для СРИ). Проведена выставка рисунка по любимой сказке, где ребенок затем рассказывал отрывок из нее, показывал главного персонажа, рассказывал об основных его качествах и т. д., что позволяло в дальнейшем проигрывать вместе с детьми этот отрывок применяя в частности и основы сюжетосложения. Все это поспособствовало тому, что интерес родителей к игре, как к способу повысить общее развитие своих детей значительно возрос, что и отразилось на более успешном освоении сложными игровыми навыками у детей. В результате проведенной работы по формированию навыка сюжетосложения в ролевой игре с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР удалось повысить творческое воображение. Повышение творческого воображения в ролевой игре произошло за счет созданными нами педагогическими условиями, при которых дети смогли раскрепоститься и проявить инициативу и творчество в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учётом мнения партнёров по игре. Созданное нами игровое пространство не ограничивало, а наоборот, способствовало проявлению всех компонентов творческого воображения в сюжетно-ролевых играх детей. Оценка динамики проведенной работы осуществлялась по выделенным нами количественно-качественным критериям. Количественные критерии: — динамика уровней творческого воображения, как у отдельного ребенка, так и в целом по группе; — динамика преобразования игровых умений детей. Качественные критерии: — особенности творческого воображения в ролевой игре до и после начала обучения сюжетосложению; Данные, полученные в ходе экспериментальной деятельности, показали положительную динамику повышения уровня творческого воображения у детейстаршего дошкольного возраста в ролевой игре способом сюжетосложения. Среднее повышение уровня сюжетосложения в ролевой игре в группе составило — 40%, уровень игровых умений в сюжетно-ролевой игре – 72%.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetoslozhenie.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 111» «Обучение детей основам сюжетосложения» Выполнил: воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Спиридонова Екатерина Сергеевна

Слайд 2

Актуальность Игра как ведущий вид деятельности, который влияет на преодоление проблем в познавательной сфере (память, внимание, мышление и т.д.), так как в процессе игры развиваются все познавательные процессы, а так же речь и социальная коммуникация.

Слайд 3

Уровни развития игровых навыков (социально – коммуникативное развитие)детей коррекционной группы сюжетосложения: (сентябрь 2017г.) Сформировано - 20% Частично сформировано - 46% Проблемы развития - 34% 1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач; 2. Содержание игры; 3. Сюжет игры; 4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре; 5. Игровые действия и игровые предметы; 6. Игровые правила; 7. Достижение результата игры; 8. Роль взрослого в руководстве игрой.

Слайд 4

Проблемы в развитии игровых навыков В целом, компоненты игры сформированы, но выявляются следующие трудности в развитии основ сюжетосложения: - Трудности на этапе возникновения замысла: однообразие сюжетов. - не умение детей использовать элементы игры в воображаемом плане; - Отсутствие потребности - Направленность на осуществление каких-либо действий, а не реализацию взаимоотношений; - Ролевой диалог беден; - Недостаточно используют предметы – заместители, чаще всего за конкретным предметом закрепляется конкретный заместитель; - Нет вариативности в использовании ролей.

Слайд 5

Цель: Задачи: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей, средствами сюжетосложения; ориентировать дошкольников на совместную игровую деятельность, общение в игре, создание и реализацию общих замыслов. Развивать умение ребенка выстраивать новые последовательности событий в игре; Развивать умение выстраивать новые сюжетные линии в процессе игры; Развивать умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

Слайд 6

Сюжетосложение – как основной способ развития игровых умений и навыков. обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам; обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей; Развитие способов взаимоотношений между детьми; своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни. умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

Слайд 7

Развитие графомоторных навыков Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Интеграция образовательных в процессе сюжетосложения

Слайд 8

Принципы использования сюжетосложения, как основного приема развития у детей игровых умений и навыков Принцип учета индивидуальных потребностей ребёнка; Принцип системности; Принцип последовательности; Принцип интегративности; Принцип поддержания детской инициативы.

Слайд 9

Подготовительный этап Цель: Расширять кругозор детей, с помощью книг и картин добиваясь сознательного отношения детей к выбору роли, устойчивого и глубокого интереса к ней; сконструировать и наполнить предметно-игровую среду соответствующим содержимым. Методы и приемы: 1 этап На данном этапе раскрыть игровой образ и вызвать интерес детей к ролям в игре помогли такие приемы, как: выборочное повторное чтение произведения, анализ образов героев, беседы о них, составление детьми творческих рассказов о персонажах, рассматривание иллюстраций и беседа по ним.

Слайд 10

2 этап Цель: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей, средствами сюжетосложения; ориентировать дошкольников на совместную игровую деятельность, общение в игре, создание и реализацию общих замыслов. Основной этап

Слайд 11

На данном этапе используется ряд приемов: «Придумывание конца сказки» «Иллюстрация сказки» «Драматизация сказки» «Чудеса в решете» «Сказка наоборот» «Сказка в заданном ключе» «Событийная цепочка» «Перевирание сказки» «Салат из сказок»

Слайд 12

Заключительный этап Самостоятельная игра детей Методы и приемы: Косвенные – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры); Прямые – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, разъяснение, совет в ходе игры, предложение новой темы игры и др.). 3 этап Цель: 1. Поддерживать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка); подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.

Слайд 13

Изменение предметно-пространственной среды Создание медиатеки по ознакомлению с новыми сказками и фрагментами уже знакомых ребенку сказок; Изготовление лэпбуков по мотивам сказок; Изготовление игровых полей; алгоритмы взаимодействия персонажей; подбор игрового материала и атрибутов для сюжетосложения; Выставка детских работ «Мы в гостях у сказки»; Уголок театрализованной деятельности.

Слайд 14

Родители - активные участники образовательного процесса Групповые и индивидуальные консультации по использованию различных приемов сюжетосложения и их значение на развитие ребенка. Помощь в оснащение предметно – пространственной среды (уголок ряженья, маски, атрибуты для сюжетосдложения ). Совместное создание выставок рисунков, фотовыставок по любимым сюжетам сказок. Работа над проектом Консультация «Основы сюжетосложения и их значение на развитие ребенка Представление экспоната в музей

Слайд 15

Результаты Изменяется самостоятельная игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений. Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. В них переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам разыгрывания сказки и т. п. часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей. намечают дальнейшее направление сюжетосложения. Игра развертывается в группах до 3—4 человек, причем возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка-лидера. Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре.

Слайд 16

Перспектива дальнейшей работы Продолжать развивать у детей самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в их постановке различных игровых задач для их реализации; Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в сюжетосложении; Закреплять умение детей самостоятельно договариваться со сверстниками в игре

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение для обучения детей основам безопасности жизнедеятельности "Приключения Пети и Коли"

Авторское стихотворение, которое может быть использовано при обучении детей основам безопасности жизнедеятельности....

Об основых ошибках, допускаемых при обучении детей основам безопасного поведения на дороге.

Обучение детей навыкам безопасного поведения на дороге - важнейшая задача, и главная причина тому - слишком большое количество дорожных трагедий, участниками которых, что самое ужасное становятся самы...

Консультация для родителей на тему: «УМК - как средство обучения детей основам русского языка для татароязычных детей»

Консультация для родителейна тему:«УМК - как средство обучения детей основам русского языка для татароязычных детей»...

Консультация «Обучение детей основам сюжетосложения»

Консультация «Обучение детей основам сюжетосложения» «Основы сюжетосложения» Сл 2 Актуальность: Игра как ведущий вид деятельности, который влияет на преодоление проблем в познавательной сфере (памят...

Использование цветной системы в обучении детей основам нотной грамоты для детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта : творческийВид проекта : краткосрочный.Возраст детей: 5-7 лет.Участники проекта : музыкальный руководитель, дети, педагоги.Краткое описание проекта...

Конспект занятия на тему : «Дидактические игры в обучении детей основам математики» для детей средней группы .

Цель: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей....