рабочая программа
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Горбунова Ольга Ивановна

рабочая программа Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами малых форм народного фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_8.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел

Пояснительная записка……………………………………………….3

Нормативно-правовые документы………………………………...…3

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ

 6-7 лет……………………………………………………………........5

Цели рабочей программы……………………………………………10

Задачи реализуемой программы…………………………………….10

Принципы рабочей программы……………………………………..11

Ожидаемые результаты………………………………………………13

Содержательный раздел

1.Основные принципы работы …………………………………………….14

2. Понятия малых форм фольклора………………………………………..14

3. Система работы по развитию речи с использованием малых форм фольклора  ………………………………………………………………….15

4.Мониторинг………………………………………………………………..17

5. Перспективное планирование на 2018– 2019 учебный год……………19

Список литературы……………………………………………………………27

\

Пояснительная записка

Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.

Работая с детьми с ОВЗ, я заметила, что несформированность или недоразвитие устной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.

    Изучая вопрос развития речи детей с ОВЗ, я пришла к выводу, что для развития речи этих детей необходимо использовать материал, который близок детской природе, доступен пониманию и воспроизведению в НОД, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности. 

У детей с интеллектуальной недостаточностью  очень важно ускорить рождение первых сознательных слов, почаще привлекать его к предметам, животным, людям.

Таким требованиям отвечают малые формы фольклора (пестушки, потешки, прибаутки, считалки, песенки).По этой причине, в основу своей программы мы взяли развитие речи с помощью  малых фольклорных форм (сказки, загадки, скороговорки, потешки, поговорки, пословицы, былины и т.д. )

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72.
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
  •  Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации»
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);
  •  Санитарно-эпидемиологические требования к  устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.
  •  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.№ 1155 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования»(зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. №293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014 г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г.№ 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. № 8«Об утверждении примерной формы договора об образованиипо образовательным программам дошкольного образования».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года№ 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ (задержкой психического развития) 6-7 лет

У детей 6-7 лет с задержкой психического развития значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, наблюдается низкий уровень развития абстрактного мышления.

Анализ объектов отличается у детей 6-7 лет с задержкой психического развития меньшей полнотой и недостаточной тонкостью. В результате этого они выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Деятельность детей при анализе признаков ведется чаще всего хаотично, без плана. Подобная картина обнаруживается приобобщении. Умение мысленно сравнивать предметы или явления и выделять в них общий признак является одним из существенных условий овладения понятиями в процессе обучения. Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у детей с задержкой психического развития отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Адекватное выполнение таких заданий предполагает, прежде всего, наличие необходимого запаса родовых понятий таких, как «мебель», «посуда», «растения», «животные» и т.д. Дети 6-7 лет этой категории могут правильно воспроизвести в среднем лишь половину необходимых понятий. Это относится не только к родовым, но и видовым понятиям. Иногда это бывает связано с недостаточным личным опытом ребенка и бедностью его представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Для формирования родовых понятий используются образные логические упражнения. Важно, чтобы они предъявлялись в определенной последовательности: упражнения в словесной классификации следует проводить после овладения детьми навыками группировки реальных предметов и изображений. В дальнейшем уместно предлагать детям более сложные задания: выделить группы однородных предметов из предложенного материала, указывая общее слово и перечисляя единичные предметы, относящиеся к понятию, которое оно обозначает.

Большинство детей 6-7 лет с задержкой психического развития достаточно хорошо владеют элементарными формами классификации. Распределение по группам простых геометрических фигур на основе выделения одного из признаков (цвета или формы) не представляет для них трудностей.

При классификации сложного геометрического материала и классификации по двум признакам продуктивность выполнения работы несколько снижается. Основная трудность заключается в том, что дети не могут мысленно осуществить операцию совмещения двух признаков. Однако они оказываются в состоянии выполнить задание, если им предоставляется возможность практически действовать с объектами классификации.

Недостаточное развитие мыслительных операций отчетливо проявляется у ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития при выполнении различных учебных заданий. Процесс решения интеллектуальных задач определяется эмоционально-волевыми особенностями ребенка. Часто дети с задержкой психического развития называют первый пришедший на ум ответ, и задача оказывается не решенной даже в тех случаях, когда потенциально они в состоянии справиться с нею. Дети с особыми образовательными нуждами нередко подменяют трудную для них задачу более легкой. Они как бы сознательно стремятся избежать усилий, связанных с умственным напряжением при решении интеллектуальных задач. Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

Нарушение речевого развития детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития носит системный характер и входит в структуру дефекта. Для этих детей характерны бедность и неточность словаря, недостаточная дифференцированность слов по их семантике, повторы одних и тех же слов, неадекватное их использование. Низкий уровень владения морфемным составом слова приводит к неумению распознавать его семантику по значимым словообразовательным компонентам. Например, вместо «порвали кораблик» говорят «сломали». Шоссе, тропинку, мостовую обозначают одним словом «дорога», не чувствуя разницы в лексическом значении слов.

Дети 6-7 лет с задержкой психического развития имеют различные недостатки речевого развития, помимо нарушений звуковой стороны речи наблюдаются отклонения в ее лексико-грамматическом оформлении.

Для речи рассматриваемой категории дошкольников характерны: ограниченный круг используемых частей речи (в основном существительные, глаголы, личные местоимения), затруднения в словообразовании. При усложнении синтаксической конструкции в речи детей 6-7 летнего возраста с задержкой психического развития проявляются аграмматизмы, особенно в согласованиях косвенных падежей существительных с прилагательными и местоимениями («много хвойные деревья», «на зеленых лугов», в неправильном управлении «Дед тащит репка»).

Ряд нарушений наблюдается и в процессе формирования чувства языка. У детей с задержкой психического развития 6-7 лет период словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться «взрыв» словотворчества, однако употребление неологизмов отличается рядом особенностей. Например, для образования слов одной и той же грамматической категории может быть использован один и тот же словообразовательный аффикс. В отличие от нормы, когда неправильность неологизма осознается самим ребенком, дети 6-7 лет с задержкой психического развития в большинстве случаев определяют образованное ими слово как правильное. При по парном сравнении грамматически верно и неверно оформленных предложений многие дети воспринимают их как правильные, меньшинство считают, что одно из этих предложений неправильное, но не могут указать, какое. Нарушения становления словообразовательных процессов у детей данной группы обусловлены более поздним, по сравнению с нормой, формированием обобщенных классов слов с выраженными трудностями их дифференциации.

В 6-7 летнем возрасте дети с задержкой психического развития не умеют самостоятельно пересказать прослушанный текст, составить рассказ по сюжетной картинке, дать описание предмета. При составлении устных сочинений наблюдается быстрое соскальзывание с заданной темы на другую, более знакомую и легкую; привнесение в рассказ побочных ассоциаций и инертных стереотипов; частое повторение одних и тех же слов и фраз; постоянное возвращение к высказанной мысли. Сложноподчиненные предложения, которые составляют дети этой группы, настолько пространны, что иногда у слушающего создается впечатление, что ребенок, начав говорить, не может остановиться. Все это является результатом затруднений в планировании и развертывании речевого сообщения.

Внимание дошкольников 6 – 7 лет с задержкой психического развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Детям свойственна пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних дошкольников максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются; у других детей сосредоточение внимания наступает после того, как они приступят к деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания. У большинства дошкольников данной категории внимание неустойчивое - быстро фиксируется и быстро переключается. Такие дети способны к усвоению только малого объема информации. Меньшую группу составляют дети с пассивным вниманием: медленно сосредоточиваются и также медленно переключаются на другую работу. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей с задержкой психического развития значительное смысловое и эмоциональное содержание. Посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой деятельности детей 6-7 лет с задержкой психического развития и увеличивают количество ошибок.

У всех дошкольников седьмого года жизни с задержкой психического развития наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь, у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала. Очень важную роль играет непроизвольная память ребенка. Дети с задержкой психического развития запоминают хуже нормально развивающихся дошкольников, которые моложе их на два - три года. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития — их низкая познавательная активность. Дошкольникам седьмого года жизни с задержкой психического развития свойственны импульсивность, расторможенность, повышенная двигательная активность или, наоборот, вялость, медлительность, которые обычно сохраняются при воспроизведении заученного материала. Назвав несколько запомнившихся слов или картинок, они считают свою задачу выполненной и не предпринимают попыток вспомнить больше. После дополнительного стимулирования со стороны взрослого большинство детей рассматриваемой категории воспроизводят дополнительно некоторое количество материала, что свидетельствует о том, что сами они не до конца реализуют возможности своей памяти. Дети с задержкой психического развития обнаруживают более низкие результаты при запоминании связного текста, цифр, наборов слов и предметных картинок. В связи с этим необходимо отбирать материал так, чтобы уменьшить объем его запоминания примерно в 2 раза по сравнению с нормой. При этом заслуживает специального внимания тот факт, что полнота воспроизведения в значительной мере зависит от сложности задания. Недостатки произвольной памяти у детей с задержкой психического развития проявляются не только в снижении объема памяти, но и в ее недостаточной точности.

У многих детей 6-7 лет с задержкой психического развития наблюдаются трудности с восприятием учебного материала. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно, вследствие этого не получает достаточной информации об окружающем мире. Скорость восприятия у дошкольников с задержкой психического развития становится заметно ниже той, что считается нормальной для данного возраста, фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Дети рассматриваемой категории испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если те перечеркнуты или перекрывают друг друга. Дошкольники 6-7 лет с задержкой психического развития не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, ошибочно воспринимают сочетания букв.

Недостатки слухового восприятия у дошкольников седьмого года жизни с задержкой психического развития проявляются в фонематических нарушениях. Такие дети плохо дифференцируют глухие и звонкие согласные ( «б» - «п», «д— «т» и т.п.), с трудом выделяют звуки и последовательность звуков в словах со сложной слоговой структурой (особенно при сочетании согласных - «зонт», «страна» ). Им трудно вычленить слово из предложения, предложение из текста.

Особенно следует отметить недостатки пространственного восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (например, направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении). Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с задержкой психического развития с запозданием и долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где очень важно различать расположение элементов. Узость пространственного восприятия проявляется в выполнении задания не до конца.

Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у дошкольников с задержкой психического развития также имеет свои особенности.

Ведущие цели рабочей программы:

- построение системы взаимодействия образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми от 6 до 7 лет, имеющими задержку психического развития.

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

- формирование основ базовой культуры личности,

- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

- подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

- Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие:

1. Увеличение пассивного словаря ребенка.

2. Расширение кругозора 

3. Развитие игровой деятельности.

4. Знакомство с творчеством русского народа.

- Эмоциональное развитие, выразительность речи.

- Развитие слуховой памяти.

-Снятие психологического напряжения.

-Воспитанию у детей дружелюбия, доброжелательности, сопереживания.

Основной задачей психолого-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) является повышение уровня психофизического развития ребенка: физического, интеллектуального, эмоционального, социального:

  • сенсорное развитие: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
  • освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств предметов, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
  • накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
  • уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
  • формирование диалогической и монологической форм речи, развитие коммуникативных навыков;
  • развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
  • формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, дидактической игры), а на их основе формирование элементов учебной деятельности.
  • Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы воспитателя в соответствии с программным содержанием.

Исходя из поставленных целей и задач Рабочая программа для детей подготовительного возраста с ОВЗ (ЗПР) строится на следующих принципах:

  1. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с направленностью и режимом группы.
  2. Системность в отборе и предоставлении образовательного материала, интеграция задач.
  3. Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
  4. Сочетание наглядных и эмоционально-образовательных технологий обучения.
  5. Открытость Программы для повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию с родителями.
  6. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса:
  • объединение комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой «темы»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
  • интеграция детской деятельности.
  1. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  2. Принцип дифференциации: организация обучения и развития детей с учётом уровня актуального развития каждого ребёнка.
  3. Принцип сотрудничества: формирование личности ребёнка происходит в сотрудничестве и совместной деятельности всех специалистов ДОУ, детей и родителей.
  4. Принцип комплексности: решение любой педагогической задачи с учётом всех факторов (состояние здоровья ребёнка, оказывающее влияние на его работоспособность, интересов, потребностей, уровня развития ребёнка, сложности задачи).
  5. Принцип преемственности между двумя ступенями образования: учёт запросов следующего звена образовательного процесса – начальной школы.

Рабочая программа предусматривает организацию следующих условий:

  • создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
  • обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
  • коррекция негативных тенденций развития;
  • стимулирование и обогащение развития во всех видах в условиях интеграции образовательных областей;
  • профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии детей.
  • рациональное распределение нагрузки в течение дня с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей,
  • координация и преемственность в организации работы воспитателя.

Программа адаптирована к детям с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелым нарушением речи и нарушением интеллекта), учитывает их особенности, способствует развитию двигательных возможностей и способностей, коррекции имеющихся нарушений в психофизическом развитии ребенка. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с ОВЗ в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Ожидаемые результаты

  • Сформируется интерес к малым формам фольклора: пословицам, поговоркам, скороговоркам, загадкам, сказкам.
  • Дети будут его использовать в повседневной жизни.
  •  Познакомятся с народными праздниками, с бытом русских людей в старину.
  •  Получат знания о народных промыслах, элементах росписи, научатся владеть приемами кистевой росписи.
  •  Получат Знания о  народных, хороводных играх, считалках  и будут использовать их в свободной игровой деятельности, на прогулках.
  •  Расширятся представления детей об окружающей действительности.
  • Будут сформированы  навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
  • Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
  • Сформируется коммуникативная и социальная компетентность  детей.
  • У детей сформируются представления о нравственно-ценных  нормах и правилах поведения.
  • Сформируются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
  • Воспитание эстетических чувств, при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Содержательный раздел


Свою работу по развитию речи посредством фольклора необходимо строить на следующих основных принципах:

  •  во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
  •  во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
  •  в-третьих, активного включения детей;
  •  в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

Начать работу с того, что познакомить детей с малыми формами фольклора, к которым относятся: пословицы и поговорки, загадки, скороговорки,  потешки,заклички, сказки, а также считалки, дразнилки, колыбельные песни и многое другое.

Понятия:

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.

Поговорки это меткое яркое народное выражение, часть суждения без вывода. Согласно определению В.Даля, поговорка – это такая короткая складная речь, которая ходит в народе, но не является полноценной пословицей. 

Пословица это краткое мудрое изречение содержащее законченную мысль. Пословица - это жанр  фольклора,   краткое  изречение, заключающее    в себе  поучение. Пословица   советует, наставляет, предупреждает.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения

Дразнилки

Насмешливая прибауткаобычно рифмованная, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Потешки, пестушки это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек,  нередко затем сами повторяют их. Ценность потешек состоит еще в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками.

Заклички-небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке, как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор.

Скороговорка – частоговорка,  род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья. Скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу. Используя скороговорки можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения.

Считалки – замечательный речевой материал! Считалки для детей в основном используются для установления очередности, для определения, кому начинать игру. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма.  Разучивая с детьми всевозможные считалки, вы будете и тренировать память, и развивать у детей чувство ритма.

Сказки - один из самых излюбленных детьми жанров фальклора. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании" - писал К.Д. Ушинский.


В ходе работы необходимо, чтобы каждый день пребывания детей в группе был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагает интегрированный подход в обучении. Знания по развитию речи знаниями малых форм фольклора дети будут получать в непосредственной образовательной деятельности, во время прогулок, экскурсий, праздников и развлечений, во время бесед, чтения книг, в изодеятельности, в театрализованной деятельности, игровой и другой совместной деятельности.

1.Познакомить детей с колыбельными песнями. Интерес детей к колыбельным песням усилится после того, как использовать их в непосредственно деятельности и сюжетно-ролевых играх. Обучая детей образовывать однокоренные слова, использовали эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя".

2.Знакомство с потешками начать с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснить значения слов, которые дети услышат в потешке. Знакомить с видами потешек и для каких целей можно использовать ту или иную потешку.

Дети с удовольствием используют в речи потешки. Можно создать «Альбом потешек с иллюстрациями», который очень любят рассматривать  дети.

3.Использование народной игры. Составить картотеку. Дети будут знать русские народные игры, с удовольствием в них играть вместе с воспитателями  и смогут организовать самостоятельно.

 Водящего в играх дети выбирают с помощью считалки, которая также относится к одной из малых форм фольклора.

4.В  течение  года  проводится  ряд  специальных  занятий,  посвященных  различным  формам  работы  с  пословицами  и  поговорками:  

  • уточнение  жанровых  особенностей,  
  • сравнение  пословиц  с  другими  фольклорными  формами,  
  • подбор  пословиц  к  художественным   текстам  и  т.д.  
  • Познакомила детей с рассказами Б.В. Шергина, в которых рассказывается смысл пословиц. Дети знакомились с новыми поговорками и пословицами, затем сами подбирали их по смыслу.
  • Создать альбом «Пословицы и поговорки».
  • На занятиях с детьми  дошкольного возраста использовались мотивационные установки:

- игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы";

-  подготовки к школе: "Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе";

-    соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде ...?";

- личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит добру".

 Для закрепления поговорок и пословиц  использовать разные формы работы:

  • игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;
  • дидактическая игры: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;
  • можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;
  • можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу;
  • изобрази пословицу пантомимой;
  • нарисуй пословицу или поговорку.
  • изобрази пословицу схемой, найди лишнюю пословицу; найди пару;
  • картинка + рассказ + пословица. Каждому ребенку дать сюжетную картинку и совершенно произвольную пословицу. Предложить придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица;

5.Знакомить со скороговорками.

Для совершенствования дикции в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи использовать рекомендации А.С. Бухвостовой и А.М. Бородич по заучиванию скороговорок. Прежде всего, подобрать нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности. Произнесение скороговорок носит творческий характер, поэтому учить детей произносить их четко, с изменением темпа и силы голоса, выражая своё настроение, желание или намерение (огорчение, удивление, просьбу, нежность, ласку).

6.При работе с загадкой использовать такие формы:

    - нарисуй отгадку;

    - придумай свою загадку;

    - придумай загадку по картинке.

7.Привлекать детей к одному из  любимых жанров фольклора – сказке.

  •   Познакомить детей с новым методом работы «Изучение сказок по картам Проппа». При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчает ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.
  • Составить совместно с детьми «Альбом рисунков по мотивам русских народных сказок».

Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора необходимо применять  в режимных моментах - концовки, частушки, дразнилки, заклички,  приговорки, прибаутки,  небылицы, частушки, с целью создания благоприятной речевой среды.Создать альбом фольклорных произведений.

Мониторинг

Предлагаемые вопросы для обследования:

1.Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

2.Развитие всех компонентов устной речи детей

 (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;

- способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове;

- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

3.Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

  • дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета;
  • умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника.

4.Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений:

  • способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей;
  • знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных жанров.

5.Развитие литературной речи:

  • способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по ролям;
  • способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации.

6.Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического

вкуса:

  • эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

- называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

7.Приобщение  к малым формам фольклора:

- Отгадывает загадки

-  называет 4-5 потешек

-  Может обьяснить о чем говорится в пословице "Волков бояться, в лес не ходить"?

- Называет 5-6 пословиц.

- Знает 5-6 скороговорок.

- Может повторить за педагогом "Проворонила ворона вороненка". И определить какие звуки встречаются чаще всего?

- Знает колыбельные песни.

- Использует  в играх для выбора ведущего считалки. Знает не менее 3-4 считалок.

- Называет сказки и сказочных героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...