Роль природы в развитии эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему

В статье представлен опыт работы. Материал статьи будет полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста по проблеме развитие эмоциональной отзывчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_dlya_per._sayta.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Л.С. Берсенева (Россия, Богданович),

воспитатель МАДОУ детский сад №22

e-mail: berseneva.liudmila2014@yandex.ru

Роль природы в обеспечении эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста.

Природа является одним из факторов, влияющих на формирование чувств, она неисчерпаемый источник впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию чувств и вкусов. Трудно представить себе развитие эмоций детей без привлечения в помощники природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и воспитывает коллектив нашего учреждения.

 Стояла задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать мир детских эмоций.

Наиболее эффективная последовательность работы: 

-непосредственное восприятие природы;

-организованное наблюдение за природой во время прогулок и экскурсий, путешествий.

Наблюдение окружающей действительности оказывало глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у каждого ребенка были включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, дети чувствовали все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волновало воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками».

Необходимым условием развития в детях чувства любви к природе, а значит ко всем и всему окружающему, в дошкольном учреждении стало оформление холла детского сада: оформлен уголок «Озеро Кукуян» (озеро, которое находится на территории села). (). В детском саду оформлена экологическая комната сад, огород, цветники, птичий столб, разработана экологическая тропа. Все это помогает быть детям ближе к природе.

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека и необходимых для сохранения взаимопонимания с другими людьми.

Если семья живет в селе, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Что же, здесь есть небо и солнце, и звезды. Но мне хотелось научить ребенка видеть их. Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринималось далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на что обратили внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Это значит, я не только показывала, но и описывала словесно. Описывала краски и оттенки закатного неба и зари, описывала форму облаков и их окраску, описывала луну, наблюдая все это все это. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу. О том, что дети научились «видеть» свидетельствует динамика поступления от детей предложений обратить внимание на то или иное явление природы, тот или иной объект природы. («Ребята, смотрите какой красивый цветок», «Ваня, зачем ты наступил на муравейник, ведь там живут муравьи они живые» и т.п.).

Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы у детей формировались, и развивались чувства и вкусы. Восприятие явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека.

Сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время работы на опытном участке.

В настоящее время, поставлен вопрос об охране окружающей среды. Развитие средствами природы должно занять подобающее место в системе воспитания. Многое в связи с этим зависело от педагога, от его знаний, увлеченности. В работе по обеспечению эмоционального благополучия средствами природы с детьми дошкольного возраста учитывались особенности этого возраста. У детей этого возраста наблюдается большое стремление к независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждал детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе было различным: одни из них могли разорять муравейники, пугать птиц, а другие — хотели разводить рыб, ухаживать за животными. Для того чтобы дети не хотели разорять муравейника и пугать птиц, организовывалась деятельность детей, в которой важную роль играет организация отношений. Всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.

Таким образом, организованная деятельность дошкольников, т.е их воспитание,  давала опору в соответствующей потребности, побуждала к нужной мотивации и привлекала к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.

Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своим воспитанникам соответственно той задаче, которая стояла, можно было воспитать жёлаемое качество  его личности, а организовать, это возможно было лишь в деятельности.

Взаимодействие, образное отождествление себя с объектами природы, позволяло строить совместную деятельность взрослого и ребенка, что побуждало к переживаниям, вызывало сочувствие не только к тем, кого видят, но и к тем, кого представляют в воображении. Эти приёмы позволили  развить в детях чувство сопереживания. Для достижения этой цели были спланированы и проведены проекты:

1. «В союзе с природой»;

2. «Есть на свете цветок»;

3. «Природа наше богатство»

Проект  «В союзе с природой» был рассчитан на детей младшего возраста. В ходе этой акции дети научились видеть красоту природы на территории детского сада, во дворе дома. Дети не только научились восхищаться красотой увиденного, но и радоваться тому, что видят и делиться этой радостью с окружающими. Итогом этой акции была фото - выставка, которая была организована при помощи родителей.

В средней группе был проведен мини проект «Волшебный цветок»

 (3 недели), результатом, которой стали творческие работы детей. Создавая «Волшебный цветок» дети проявили свою индивидуальность (приложение 6.4).

С детьми старшего возраста проект «Есть на цвете цветок» помог расширить кругозор детей и их родителей. Родители и дети активно работали с энциклопедиями, находя информацию о комнатных растениях. В ходе этого проекта дети вместе с родителями вырастили комнатные растения. Затем они участвовали в презентации своего растения и стали участниками выставки «мой любимый цветок». Сейчас эти комнатные растения живут в нашем экологическом центре. Некоторые из выращенных растений становятся подарками другим людям: фиалка, выращенная семьей Тани У., была подарена семье ветеранов ВОВ Белых. В ходе проекта у детей проявлялись такие чувства: как гордость, ответственность за выращенный цветок. Чувство сплоченности появлялось между всеми членами семьи в процессе изготовления экспонатов для выставки.

Участвуя в проекте  «Природа наше богатство», дети старшего дошкольного возраста закрепили представления о лекарственных растениях родного края, о простейших способах их использования для лечения, закрепили правила поведения природе, которые учили детей быть милосердными. Во время этого проекта в детях появилось чувство бережного отношения к природе родного края. Итогом проекта было театрализованное представление «Однажды в лесу», где дети отождествляли себя с природными объектами, реагировали эмоционально, проявляли чувство жалости, сострадания, переживания. Для большего вхождения в роль родителями были изготовлены костюмы животных.

В ходе проектов была достигнута одна из задач развития средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к  природе помогло стать детям выше, богаче, внимательнее не только к природе, но и к окружающим их людям. Задача состояла в том, чтобы направить появившийся интерес в правильное русло, убедить детей, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе. «Охотиться» можно и с  фотоаппаратом. Такой вид «охоты» обогатил эмоциональный мир ребенка, развил в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

В работе по развитию эмоций учитывались не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия: воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными, но и моральными критериями, способностью создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений.

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. «Юный эколог», Программа экологического воспитания дошкольников. — М.: Мозаика — Синтез, 2016г.-215с.: ил.

Школа эмоций / ж. Ребенок в детском саду, 2012 г.

  1. Эмоциональные состояния ребенка — дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада ж. дошкольное воспитание №5, 1998г. Стр.39-Эльконин Д.Б.Детская психология. М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...

Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в ...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в соврем...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в ...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки»

Консультация для педагогов«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки» Автор: музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 36Бондаренко Еле...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замеча...