Главные вкладки

    Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
    статья по теме

    Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно - эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не может подняться. После завершения контакта с музыкальным произвелением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнить то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1. Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

    Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. [2; 63]

    Эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства является ядром музыкальной культуры. Формирующееся отношение ребенка к музыке способствует становлению интереса к музыкальным произведениям, начал вкуса, представлений о красоте. Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей. Именно музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание.

    Важнейшим фактором, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, является музыкальный репертуар, предлагаемый взрослыми для детей. К подбору репертуара предъявляются особые требования.

    1. Выразительность, художественность произведений (яркие образы).
    2. Разнообразная тематика произведений, разнообразие жанров.
    3. Доступность и постепенное усложнение (в зависимости от возраста, слушательского опыта, интересов детей) – соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

    Музыкальные шедевры формируют у ребенка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представления об идеале. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей. Детям необходима атмосфера пребывания в музыке с тщательно отобранным репертуаром для пробуждения интереса к народной, классической и духовной музыке. Детский сад способствует становлению эмоциональной отзывчивости на музыку через личность и профессиональные качества педагога-музыканта, его мастерство, талант; общекультурный уровень воспитателей и всего коллектива педагогов; создаваемые ими условия. Но основа музыкального воспитания – семья. Родителям важно найти такие формы общения с детьми, которые бы помогали развитию их эмоциональной отзывчивости на явления и события окружающего мира. Важно развивать эмоциональность, понимая под этим, прежде всего, свободное ощущение себя в музыке. [1; 209]

    Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В процессе слушания дети приобретают самый большой, в сравнении с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений; учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее; у них развивается музыкальное восприятие-мышление (термин В.В. Медушевского) – универсальная музыкальная способность, необходимая для любого вида музицирования. Занятия по слушанию музыки должны отличаться вариативностью. Музыкальный руководитель может проводить «чистое» слушание с анализом музыки и слушание, сочетаемое с другими видами музыкальной и художественной деятельности. Эти виды также могут варьироваться: слушание и движение, слушание и игра на детских музыкальных инструментах, слушание и рисование.

    Главная задача, как в младших группах, так и в старших – формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, опосредованную пониманием ее содержания. Эта решаема в том случае, если дети слушают высокохудожественную музыку в определенных условиях. На каждом занятии создается совершенно особая атмосфера «погружения» в прекрасный мир музыки. «Тональность» общения – светлая, доброжелательная; музыкальный руководитель очень внимателен к индивидуальной интерпретации музыки каждого ребенком (что, как известно, зависит от уровня музыкального и общего развития); деликатно поправляет воспитанника, но только в том случае, если его ответ, рассказ противоречит характеру музыкального образа. Вступительная беседа перед первым прослушиванием музыки, продуманная, интересная, может включать рассказ об общем содержании произведения, его жанре, сведения о композиторе и т. д. «Слово о музыке» требует от взрослого тонкости, деликатности и чувства меры. Его рассказ – яркий, образный, но в то же время краткий, поскольку дается лишь общее направление, некоторый ориентир для восприятия музыки, не исчерпывающий смысловой многозначности музыкального образа. Знакомство с музыкальным произведением, исполненным высокохудожественно, начинается с его целостного восприятия. Перед повторным прослушиванием педагог обязательно задает вопросы («Какая музыка рассказала о зайчике -  быстрая или медленная, громкая или тихая?», «Какие звуки вы услышали в музыке – высокие или низкие?»). Только так дошкольники услышат ведущие средства музыкальной выразительности, научат воспринимать динамичный образ произведения. Анализ музыки требует от педагога музыкальной и общей культуры, умения в доступной и интересной для детей форме охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки; связать мелодические, ритмические, тембровые и другие особенности произведения с характером музыкального образа.

    Ребенок четвертого года жизни способен эмоционально откликнуться на музыку, воспринять ее общий характер, настроение, определить элементарную жанровую принадлежность произведения, услышать тембровые, динамические, а иногда и ритмические особенности. При определении общего характера музыки малыш ориентируется не на весь комплекс выразительных средств, а на какое- либо одно, чаще всего темп, реже – тембр или динамику. На пятом году жизни дети могут слышать большее количество средств музыкальной выразительности – сначала два (чаще всего темп и тембр или темп и динамику), затем три и более. Самые музыкальные начинают ориентироваться на мелодию и интонацию, что свидетельствует о значительном качественном скачке в развитии музыкального восприятия. Эти дети более адекватно воспринимают музыку, более развернуто ее интерпретируют. В соответствии с возрастными особенностями должен подбираться и репертуар. На занятиях по слушанию музыки с детьми пятого года жизни взрослый уделяет внимание анализу мелодии – основного выразительного средства музыки; ставит задачу услышать и узнать тембр того или иного знакомого инструмента. В этот возрастной период детей знакомят также со звучанием русских народных инструментов – балалайка, гуслей, трещотки, ложек, гармошки и т. д.

    Тембр – одно из важнейших средств музыкальной выразительности. С его помощью можно отделить части произведения друг от друга, усилить и ослабить контрасты, выделить мелодию, аккорд, бас, придать им особый смысл. Тембры – это богатейшая звуковая политра, с помощью которой создается музыкальное полотно. Восприятие тембровых характеристик музыкального произведения помогает детям понять содержание музыкального художественного образа, обогащает их музыкальное восприятие, делает его эмоциональным. Знакомство с жанрами продуктивнее начинать с прослушивания близких детям и уже имеющихся в их музыкальном опыте маршей, песен и танцев. Дети обычно с удовольствием двигаются под музыку. Ее настроение определяет эмоциональный характер движений. Удачно найденное выразительное движение позволяет ребенку более глубоко проникнуть в содержание музыкального образа, способствует умению слышать не только внешний, звуковой план музыкального произведения, но и вникать во внутреннее содержание. [2; 66]

    В условиях специально организованного процесса восприятия музыки, эмоциональная отзывчивость детей будет развиваться наиболее эффективно в случае:

    1. Организации процесса восприятия музыки дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей проявления эмоциональности детьми старшего дошкольного возраста;
    2. Учета индивидуальных особенностей детей при организации процесса восприятия музыки как активного творческого процесса;
    3. Специального подбора репертуара классических музыкальных произведений;
    4. Учета влияния социального окружения ребенка (воспитатели групп, семья) на эмоциональную отзывчивость старшего дошкольника в процессе восприятия музыки.

    «Творение человека – высшее напряжение всех ваших духовных сил, - писал, обращаясь к воспитателям и родителям, В.А. Сухомлинский. – Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство. Дети не только и не столько источник счастья. Дети – это счастье, созданное вашим трудом». Совершенно очевидно, что в достижении этой высокой цели воспитания личности родители и воспитатели детского сада должны идти рука об руку, овладевая содержанием и методами формирования высших нравственных качеств и свойств будущего члена нашего общества.

    1. Гогоберидзе А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии.: учебно – методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деокунская. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 428с. – (Высшее образование).

    2. Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2001. - №11. – с.63-68


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

    Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...

    «Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки»

    Консультация для педагогов«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки» Автор: музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 36Бондаренко Еле...

    Статья:«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки»

    Музыка – путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, красоты и глубины человеческих чувств, отношений, направленных на настроение исполняем...

    Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки

    Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости у дитей с использованием дидактических игр...

    Методическая разработка на тему " Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки"

    Методическая разработка на тему « Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки »Работа выполнена по образовательной программеКоролева Наталья...

    Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста

        Эмоциональная сфера дошкольника – важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматич...