Главные вкладки

    Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста
    презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

    Щиголева Елена Владимировна

          Эмоциональная сфера дошкольника – важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vliyanie_muzyki_na_razvitie_emotsii.pptx2.25 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 п. Степной ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Составила: музыкальный руководитель Щиголева Елена Владимировна

    Слайд 2

    Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает - виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия. Эмоции и чувства – понятия синонимичные, но не равнозначные. Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Чувства – это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний. А для ребенка эта задача становится еще более трудной. Дети не всегда понимают свои даже простые эмоции, тем более им трудно осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связи с внешним миром. Эмоциональная сфера дошкольника – важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.

    Слайд 3

    Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит музыке. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка уже в первые месяцы жизни. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание, способен оживлённо реагировать на звуки весёлой музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции ребёнка становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение, поэтому при слушании музыки у ребёнка возникают определённой силы положительные или отрицательные эмоции. Развитие эмоциональной отзывчивости происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений.

    Слайд 4

    Эмоциональная отзывчивость у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О.П. Радыновой , соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа. В младшем возрасте применяются произведения весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера. Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.). К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются. Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.

    Слайд 5

    Процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, позволяет ребёнку «проживать» собственные эмоциональные переживания. Также в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Если ставится задача представить детям с помощью музыки тот или иной образ, то лучше это сделать на примере программных произведений. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» – произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. И. Чайковского «Времена года», С. Прокофьева, Р. Шумана и др. Эмоциональное состояние отражают и не программные пьесы. Так, например, музыке композиторов-романтиков (Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ф. Листа, Ф. Мендельсона) свойственна передача тончайших нюансов эмоционального состояния. Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.

    Слайд 6

    Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера. Поэтому движения успешно используются для осознания детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства можно моделировать (моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений. Нужно объяснять детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности. Метод уподобления характеру звучания музыки, о котором упоминалось выше, предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание эмоционально-образного содержания музыки.

    Слайд 7

    В работе с детьми в процессе восприятия музыки могут быть использованы следующие виды уподобления музыке: моторно-двигательное (это музыкально-ритмические движения, танцы, изображение музыкального образа в пластике рук, мелкой моторике); - словесное (описание сюжета произведения, характера музыки); - вокальное (исполнение в характере песни, попевки ; «выведение голосом» мелодии, чтобы побудить дошкольника подпеть); - мимическое (изображают мимикой, лицом характер, эмоции , настроение произведения); - темброво-инструментальное (умение услышать и различать звучание различных инструментов и голосов); - тактильное (представляет собой прикосновение педагога к руке ребенка во время звучания музыки с одновременными тихими, выразительными пояснениями ее характера); - интонационное; - цветовое. Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.

    Слайд 8

    Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Знакомство с окружающим миром через музыку, через созданные композитором в произведении образы, дают дошкольникам прочувствовать всю гамму чувств, их оттенков, формируют и обогащают эмоциональный опыт. Дошкольник может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре любые эмоциональные состояния. Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания окружающих их людей, различать эмоциональные состояния по внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Эмоциональная отзывчивость на музыку составляет основу развития отзывчивости в реальной жизни, воспитания таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать другому человеку.

    Слайд 9

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие эмоциональности детей дошкольного возраста через метод "Песочная терапия"

    «Песочная терапия»- это игровой метод, который позволяет ребенку рассказать свои проблемы, показать свои страхи, избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – э...

    Влияние малых фольклорных жанров на эстетическое развитие развитие детей младшего дошкольного возраста

    В наше время, когда вопросы эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческо...

    Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии.

    Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии....

    Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста

    Выпускная квалификационна работа по теме: Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошко...

    Опыт работы: "Дидактическая игра и её влияние на развитие речи детей дошкольного возраста"

    Вопрос о развитии речевой деятельности у детей дошкольного возраста – это серьёзная и актуальная проблема, которой уделяют большое внимание многие педагоги и специалисты. К сожалению, в современ...