Опыт работы: "Дидактическая игра и её влияние на развитие речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Люсова Надежда Владимировна

Вопрос о развитии речевой деятельности у детей дошкольного возраста – это серьёзная и актуальная проблема, которой уделяют большое внимание многие педагоги и специалисты. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Большинство родителей не могут выделить свободного времени для общения с детьми. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: «Дидактическая игра и её влияние на развитие речи

детей дошкольного возраста» 

- автор учитель-логопед Люсова Н.В.

     «Игра – это огромное светлое окно,

Через которое  в духовный мир ребенка

Вливается живительный поток представлений,

Понятий об окружающем мире».

В.А. Сухомлинский.

   Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

   Речь ребёнка – это показатель его развития.  У  детей речь  развивается стремительными темпами, и уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи, позволяющими ему свободно общаться.

Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей,  залог успешного обучения детей в школе – хорошая речь.    

  В последние годы статистика показывает, что увеличилось количество детей с нарушениями речи. У таких детей часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей; существительных характеризующих нравственный облик человека; малочисленна группа наречий и прилагательных. Слабая память, быстрая утомляемость неумение сосредоточиться.  И, как правило, всё это ограничивает речевое общение детей.  

   Вопрос о развитии речевой деятельности у детей дошкольного возраста – это серьёзная и актуальная проблема, которой уделяют большое внимание многие педагоги и специалисты. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Большинство родителей не могут выделить свободного времени для общения с детьми. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

     Основной целью моей работы является:  развивать  все компоненты устной речи детей дошкольного возраста.     

   Перед собой  ставлю  следующие  задачи:

-пополнение и активизация словаря;

-воспитание правильного звукопроизношения;

-развитие связной разговорной речи; 

- развитие мелкой  моторики пальцев рук;

-обучение детей четко излагать свои мысли;

- развитие логического  мышления;

- воспитание у детей уверенности в себе.

   Часто лексико-грамматические нарушения у детей являются ведущими, для устранения данных нарушений необходимо достаточно много времени.

     А как лучше решить все эти задачи?  Конечно только через дидактическую игру.  Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление и является  игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, средством всестороннего воспитания личности ребенка.  

   Всем известно, что между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи.  

   Дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • игры с предметами (игрушками, природным материалом);
  • настольно – печатные;
  • словесные;

     В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

   Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании. Настольно-печатные  игры используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.  

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам. Словесные игры хороши для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

   Чтобы добиться хороших результатов я нуждалась в помощи воспитателей логопедической группы. Совместное применение дидактических игр осуществлялось во время занятий и в других режимных моментах (свободная игровая деятельность, прогулки и т.д.). Игровые задания и действия для детей подбирались таким образом, чтобы была возможность неоднократного речевого участия для каждого ребёнка.

  Игра помогает нам сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

   В логопедической группе оборудована дидактическая зона, где дети могут брать игры в свободной самостоятельной деятельности, пользоваться  разнообразным материалом, с которым играют индивидуально или небольшими группами. Подбор игр и материала подбирался с учетом возрастных особенностей детей группы.

    Работая по методике проведения дидактических игр мной и,  воспитателями группы проводятся: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, краткая беседа); объяснения хода и правил игры.

    Обязательными атрибутами в игровом процессе являются четкие правила и точная последовательность действий. Игровые действия  -  это основа игры. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденности, переживания радости от процесса игры. Секрет успешной организации игры заключается в том, что мы, обучая детей, сохраняем вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их.

   В игре каждый ребенок отвечает  на вопросы, участвует  в диалоге со сверстниками, оценивает свой результат и результат партнера по игре, объясняя свои игровые действия.   Во время  игр  мы одновременно   учителя  и участники  игры. Мы  учим  и  играем, -  дети, играют и учатся.

   Таким образом, дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Наша задача  заключалась в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарный запас.  

    Кроме того, дидактические игры являются ценным средством воспитания умственной активности, они активизируют  у детей психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, способствуют вызыванию у ребят живой интерес к процессу познания окружающего мира.

   Анализируя проведенные нами игры,  мы убедились в  эффективности приёмов ее подготовки и проведения. Кроме того, анализ позволил выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит организовать индивидуальную работу с ними.

   Хочется отметить в нашей работе тесную взаимосвязь с родителями. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации дидактических игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, газеты для родителей.

   Так, в начале учебного года совместно с психологом детского сада Гулой Юлией Сергеевной было проведено родительское собрание «Применение игр в домашних условиях», где родителям было показано видео «Игры детей логопедической группы». Нами были даны рекомендации по применению игр детей в домашних условиях,  розданы буклеты по применению дидактических игр по развитию речи у детей дошкольного возраста. Проведено анкетирование «Совместные игры детей и родителей».

  Каждый четверг детям даются домашние задания на неделю, по закреплению пройденного материала на логопедических занятиях. Где имеется рубрика «Поиграй со мной», где предлагаем родителям практические рекомендации, по формированию речевых навыков в виде игр.

Например: «Какие грибы съедобные, какие нет»  Цель игры – закрепить знания детей о грибах.

 «Кто, где живёт?» Цель- закрепить знания детей о домашних животных.

Корова – в коровнике,

лошадь в конюшне,

 свинья в свинарнике,

собака в конуре и т.д.

 «Что из чего?»   Цель – закрепить знания детей о фруктах.  

варенье из яблока (какое варенье?) яблочное; компот из слив (какой компот?) – сливовый и т.д.

Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними, а самое главное, что игра помогает  развивать речь детей.

  Мы ещё раз убедились, что благодаря дидактическим играм дети стали внимательными, научились сосредотачиваться на поставленные цели. Стали быстрее излагать свои мысли, накопился положительный опыт добрых чувств, поступков взаимопомощи, стали более уверенные в себе. А самое главное, что благодаря дидактическим играм у детей развивается речь, расширяется словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста".

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба... Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет…» А.С.Макаренко...

Опыт работы "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой"

Представлен опыт работы воспитателя "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы"; последовательность введения моделей разно...

Программно-методический материал"Подвижные игры- их влияние на развитие ребенка дошкольного возраста"

Программно-методический материал« Подвижные игры- их влияние на развития ребенка дошкольного возраста»ВВЕДЕНИЕПодвижная игра — это не только развлечение. Это важная составляющая развития ребенка. В да...

Статья «Современные игрушки и их влияние на развитие детей дошкольного возраста»

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качест...

Консультация для родителей «Влияние игры на психическое и личностное развитие детей дошкольного возраста

Цель: расширение знаний и навыков родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст - это период активного освоения ребенком социального пространства. Ребенок пос...

Влияние физического развития детей дошкольного возраста в средней группе.

Влияние физического развития детей в средней группе для воспитателей. Взаимосвязь физической нагрузки и работы головного мозга....