Опыт работы "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста".
материал (младшая группа) по теме

Репная Светлана Николаевна

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба... Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет…» А.С.Макаренко Овладение речью – одна из самых сложных проблем у детей дошкольного возраста. Общение требует соответствующей системы средств, которая может позволить передать свои мысли и переживания и понять своего собеседника. Поэтому правильное овладение речью и ее постановкой имеет огромное значение для общего развития ребенка. И начинать это развитие необходимо, как можно раньше, с раннего дошкольного возраста. Пальчиковые игры и упражнения развивают у детей мышление, а также побуждают малышей к творчеству. Главная функция речи – высказывание, сообщение и понимание, то есть коммуникация. Именно, “пальчиковая гимнастика” стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы по пальчиковым играм18.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

 детский сад  2 пгт.Ильского МО Северский район

                                       ОПЫТ РАБОТЫ

"Пальчиковые игры в музыкальном воспитании  и развитии детей раннего возраста".

                                  Выполнила:

        Репная Светлана Николаевна,

музыкальный руководитель МБДОУ ДС  2

пгт Ильского МО Северский район                                              

                                                                                 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Задачи по изучению опыта.

2.Актуальность темы.

3.Развитие музыкальности у детей.

4.Используемая литература.

Введение

«Игра имеет важное значение в жизни  ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба... Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет…»

А.С.Макаренко

Овладение речью – одна из самых сложных проблем у детей дошкольного возраста. Общение требует соответствующей системы средств, которая может позволить передать свои мысли и переживания и понять своего собеседника. Поэтому правильное овладение речью и ее постановкой имеет огромное значение для общего развития ребенка. И начинать это развитие необходимо, как можно раньше, с раннего дошкольного возраста.

Пальчиковые игры и упражнения развивают у детей мышление, а также побуждают малышей к творчеству. Главная функция речи – высказывание, сообщение и понимание, то есть коммуникация.

Именно, “пальчиковая гимнастика” стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики.

Основная часть

  •  Пальчиковые игры в раннем возрасте

В раннем возрасте игры с пальчиками должны быть индивидуальной игрой. На 3 году жизни ребенок должен уметь сгибать пальчики в кулачки, выполнять действия по тексту: делать «крылышки» (махать ладошками), делать ушки (коза), «усики», «фонарики». Также можно показать ребенку следующую игру – сухой бассейн: наполнить емкость фасолью, горохом, бобами и т.д. детки, перебирая пальчиками, ищут игрушку («Киндер сюрприз»).

Детки в этом возрасте учатся выполнять разнообразные движения ногами, руками, пальчиками. С самого раннего детства малыши приобщаются к фольклору.

«Наши ножки топ-топ!

Наши ручки хлоп-хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем».

(Притопываем ногами и хлопаем в ладоши).

Большое значение в раннем возрасте играют музыкально-пальчиковые игры, так как ребенок быстрее усваивает текст с музыкой. Музыкальное сопровождение оказывает дополнительное воздействие на деятельность мозга. Сначала движения выполняются в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается.

Игра «Колечко» (поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо)

Пальчиковые игры в быту:

- нанизать на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть ребенок перебирает. Дать деревянные бусы, счеты, пирамидки.

- нарисовать на пластмассовых пробках мордочки, надеть на пальчики. У вас получится пальчиковый театр.

Эти игры не требуют сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогут прогулку, занятия и совместную работу с родителями сделать интересными и полезными.

«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья!»

Но самое главное в этом возрасте, чтобы это все закреплялось и повторялось дома, в семье. Для этого необходимо просветить родителей. Можно на родительском собрании показать игры и обязательно проиграть их с родителями. Все это необходимо для успешного развития речи ребенка в более старшем возрасте.

Еще одно направление по применению пальчиковых игр – сказочные персонажи.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, солнышко и дождик (эти персонажи с самого раннего возраста.)

«Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому».

(В более старшем возрасте можно дать зарисовать сказочных персонажей).

Беседа на тему «Дикие животные», где можно использовать эту игру, как часть образовательной деятельности.

Цель: Закрепление у детей знания о диких животных.

Задача: Учить подбирать слова схожие по звучанию.

Учить подбирать слова схожие по звучанию, развитие мелкой моторики.

В музыкальном сопровождении детям легче имитировать движение рук с песней. Например:

“Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки

Испеку два пряничка…” (импровизация таких игр нравится детям).

                                                                               

 ЗАДАЧИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОПЫТА.

1.Учить детей управлять своим голосом и артикуляцией.

2.Развивать фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух.

3.Овладевать мимикой лица, телом, развивать дыхание.

4.Развивать чувство ритма.

5.Стимулировать фантазию, развивать коммуникабельность, доброжелательное отношение к другим детям.

 Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.

     Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

    Природа щедро наградила человека. Она дала ему способность видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок.

Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости слушать и слышать рождалась музыкальность-природой  данное человеку свойство.

Что же такое музыкальность?

Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти способности включают в себя звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они

позволяют подняться на вершины  более глубокого познания тайн музыкального  искусства. К понятию "музыкальность" относятся: умение понимать музыку, выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством. Итак:  чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится.

Невозможно заставить детей полюбить петь, танцевать и т.д. Можно увлечь, заинтересовать и поддерживать этот интерес. И в этом отношении невозможно придумать что-либо лучше, эффективнее, чем игровые методы. Вхождение ребенка в любой вид искусства должно проходить через" волшебный мост" игры.

         В процессе игровых занятий интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему недоступен в обычной игровой ситуации. Игра необходима ребенку не только как средство познания искусства, но и как средство, способное справиться с проблемами развития. Игротерапия  - это, прежде всего, свобода в действиях и реакциях. Поэтому задачи игровой терапии заключаются в том, чтобы вначале дать возможность ребенку:

- снять эмоционально-психическое напряжение, т.е.отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем заменить их на противоположенные, положительные действия и поступки;

-помочь обрести веру в себя;

-овладеть чувством самоконтроля.

     К игровым и развивающим приемам на музыкальных занятиях относятся: пальчиковые игры, музыкально-речевые упражнения, музыкально - ритмические  упражнения со словами.

Подобные виды деятельности развивают у ребенка работу мозга, способствуют развитию речи, чувства ритма. Игры, сопровождающиеся пением, развивают звуковысотный слух. Эти виды деятельности помогают детям , начиная с самого раннего возраста:

-исполнять небольшие театрализованные постановки:

-учат владеть мимикой, телом;

-развивают артикуляцию, дыхание, что очень важно при обучении пению, танцу;

-стимулируют фантазию;

-учат управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе " телесных координат", что предотвращает возможность возникновения неврозов;

- позволяет ощутить радость взаимопонимания.

Эти виды деятельности поднимают настроение благодаря

своему эмоционально-образному содержанию, обогащают речь ребенка. Незаметно для себя дети запоминают большое количество стихов, становится выразительной речь, а как следствие-пение.

  Попадая в детский сад, ребенок попадает в новый для него мир, его окружают чужие вещи, люди ( дети, взрослые) и ребенку нужно время для того, чтобы адаптироваться в новой среде. Этому, в большой мере, по моему мнению, способствуют музыкальные занятия, на которых ребенок раскрепощается, чувствует себя частицей коллектива, даже если сначала он выступает в роли пассивного зрителя. Звучащая музыка, движение, игра, танец, использование на занятиях игр и наглядных пособий помогают ребенку включиться в творческий процесс. Сначала наблюдение, затем несмелое подпевание, кратковременное действие в игре показывают ребенку, что это интересно и этим хочется заниматься еще.

     Пальчиковые игры, музыкально - речевые , двигательно-речевые упражнения имеют свою давнюю историю, которая берет свое начало

в народном творчестве. Издавна дети играли в игры: "ЛАДУШКИ" " СОРОКА -ВОРОНА", " ЭТОТ ПАЛЬЧИК" " ЧЕТ-НЕЧЕТ".

   Хотелось бы выделить основные задачи при проведении пальчиковых игр на музыкальных занятиях.

1. Развитие мышечного аппарата, мелкой моторики, тактильной чувствительности;

2. Реактивность сознания( ввиду быстроты смены движений);

3.Повышение уровня организации мышления ребенка"

4.Создание пальчикого  театра;

5. Формирование образно-ассоциативного мышления            

6Развитие координации движений, умение совмещать различные виды деятельности: движение, слово, пение:

7.Развитие музыкальности детей, развитие мимики, пластики:

8.Умение через слово, движение передавать образ, его настроение, характер:

9.Выполнять движения в определенном темпе и заданным напряжением;

10.Создавать положительный психологический и эмоциональный настрой детей.qq

               Остановимся подробнее на пальчиковых играх.

Все люди очень разные: у кого-то  хорошая память и он любит читать стихи, кто-то прекрасно рисует, а кот-то очень не любит заниматься точными науками, кто-то увлечен классической музыкой, а кому-то просто нравится смотреть, как идет дождь. Но почему-то , когда речь идет о ребенке, мы, взрослые, забываем, что это тоже человек, со своим желанием, настроением; мы забываем о психологических, физиологических и речевых возможностях этого маленького человека  , о том, что он что-то любит, а чего-то нет. И именно пальчиковые игры способствуют раскрытию природы ребенка. Именно о пальчиковых играх многие взрослые думают как о развлечении, и во многом это касается родителей.

НАША ЗАДАЧА ДОНЕСТИ ДО РОДИТЕЛЕЙ ВСЮ ВАЖНОСТЬ ЭТИХ ИГР.

Пальчиковые игры - это своеобразный театр со своими эмоциями, переживаниями, актерами, которыми здесь являются пальцы.

Очень важное значение в развитии ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность, зажатость. Самое главное условие, о котором должны помнить и педагоги и родители это то, что пальчиковые игры должны выполнятся ребенком без затруднения и приносить ему только радость.

Выдающиеся ученые Л.С.Выгодский, Л.С. Волкова считали, что развитие мелкой моторики рук положительно влияет на становление детской речи. Пальчиковые игры вырабатывают у детей способность формирования адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений, вырабатывают такие качества как способность мобилизоваться, расслабляться, сосредотачиваться. Игры повышают общий уровень организации мышления ребенка. С помощью пальчиковых игр ребенок готовится к освоению чтения и письма.

Пальчиковые игры можно проводить и под музыку, негромкую, спокойную, знакомую, чтобы она не отвлекала ребенка. Сейчас появились новые пальчиковые игры, когда пальчики" танцуют" под музыку, выстукивая ритмический рисунок, что является показателем развития у ребенка чувства ритма. Это сложный процесс, но овладение им позволяет ребенку предлагать собственные варианты ритмических рисунков одного и того же музыкального произведения., а это в свою очередь является показателем общего развития малышей. Пальчиковые игры можно не только рассказывать, но еще и петь., что развивает артикуляцию, дыхание.

Большое значение в общем развитии детей и в частности в развитии музыкальности играют музыкально-словесные и двигательно-речевые упражнения. Используя их, у детей развивается звуковысотный слух, пластика, мимика, умение владеть своим телом, красиво и ритмично двигаться под музыку, развивается реакция, умение совмещать несколько видов деятельности. На каждом занятии для этого вида деятельности отводится от 1 до 3 минут. Очень важно , чтобы этот вид деятельности присутствовал на каждом занятии и тогда у детей наблюдаются заметные сдвиги в речи, пении, движении.

Когда восемь лет назад я решила использовать на занятиях перечисленные выше виды деятельности, у меня было очень мало материала, в основном использовала фольклорные игры "Ладушки", "Сорока-ворона", "Маленький мизинчик".

Позже мне попалась книга "Страна пальчиковых игр" ( М,С.Рузина, С.Ю.Афонькин). Книга включает в себя несколько разделов, и я выбирала наиболее простые и доступные для дошколят: сначала без слов - бабочки, птицы, кошка выпускает и прячет коготки, гребешок, ленивое и веселое солнышко. Некоторые из этих игр я подкрепляла звукоподражанием. Например: кошка выпускает коготки, раскрывая пальчики, дети произносят " мяу" - громко, резко пряча коготки тихо и ласково мурлыкали; изображая птиц чирикали весело, каркали грубо. Причем здесь я предлагала детям и мимикой выразить характер персонажа.

     Работу по этим видам деятельности я начала со средней группы.  Когда мы освоили простейшие игры, я включила в репертуар игру " апельсин". В этой игре присутствуют мелкая моторика и голосовой аппарат (дети меняли тембр: котята - высоко, ежик - приглушенно, утята -громко ,звонкими голосами, волк - низко, грубо.

  Дальше я использовала в работе такую игру как "Гости". Сложность этой игры заключается в том, что сначала задействованы только мизинцы, потом только указательные пальчики и еще надо произносить текст, причем разный по высоте тембра. Детям было сложно, и мы разучивали игру поэтапно (впрочем, как и все последующие игры, если они представляли сложность для детей). В играх я обращаю внимание детей на то, чтобы в начале разучивания они смотрели на меня, а потом, когда усвоен текст, смотреть на свои пальчики и действовать самостоятельно. Затем я стала включать в репертуар игры с движениями и словами: "Шалтай - Болтай", "Любопытная Варвара"; игры с пеним:" Лодочка", "Мухи и паук". Очень хороша игра "Бабушка и внучек", где важно не столько ритмическое исполнение, сколько творческое начало. Дети поют за внучка, за животных, одновременно имитируя того или другого животного, а также подражая голосом.

Очень хорош сборник " Скворушка" (Е.Макшанцева),  в котором даются игры, начиная с 8-ми месячного возраста, причем эти игры являются не только музыкально-речевыми , но и театральными, что позволяет детям с раннего возраста попробовать себя в роли артистов. Детям нравятся эти игры и в большинстве случаев они принимают участие все. В младших группах дети бывают пассивны в силу своего развития, настроения,  адаптации к новой обстановке, поэтому я к таким детям подхожу осторожно, даю им возможность привыкнуть, приглядеться и как же радостно бывает, когда замечаешь, что малыш, сначала, начинает смелее смотреть на то, чем занимаются другие, а потом постепенно, несмело включается в игру. Очень хорошо помогает детям прием: "посмотри на себя", когда мы разыгрываем наши игры перед зеркалом и дети с удовольствием наблюдают за собой и за другими. Еще один замечательный прием, помогающий детям в развитии музыкальности, в частности  в развитии чувства ритма, когда дети отстукивают ритм по ладошкам и коленям соседа. Иногда мы устраиваем концерт по заявкам, когда дети предлагают поиграть в игры, которые они больше всего полюбили "Пирожки", "Обезьянки" или же без слов показывают игру на пальчиках, а все должны узнать, что же это за игра.

       Конечно, бывают и неудачные попытки, но это скорее всего происходит оттого, что не всегда учитываются способности детей, их подготовленность, тогда я упрощаю материал или оставляю его на будущее. Наблюдая за детьми, я заметила, что на занятиях дети стали более эмоциональны, научились владеть мимикой, выразительно передают высоту звуков. Сейчас появилось очень много разработок игр, занятий, которые оказывают огромную помощь в работе, и я считаю, что пальчиковые игры, словесно-музыкальные и словесно-двигательные упражнения помогают детям не только овладеть пением, движением, они помогают самовыражаться, проявлять свои индивидуальные способности.

В процессе оценки можно использовать различные шкалы: 3 – балльную, 5 – балльную  систему, либо уровни: высокий, средний, низкий. Я привожу критерии оценки параметров, определяющих уровень музыкального и психомоторного развития в соответствии с уровнями: высокий, средний, низкий.

Музыкальность -  способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения рук в соответствии с фразами, темпом и ритмом.

Эмоциональность – выразительность мимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя их музыки и содержания композиции( страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети  поют во время движения, после выполнения движения  ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям.

Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку, а так же придумывать собственные, оригинальные сценки. Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом, движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.

Внимание – способность не отвлекаться и сосредоточиться на задании.

Память – способность запоминать музыку и движение. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений игры  вместе с педагогом  для запоминания последовательности упражнений. Подвижность нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции. Норма, эталон – это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.

Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющая исполнить несложные  упражнения.

В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.

Диагностическое обследование разработано по методу Л.И.Тихоновой.

Заключение

Речь ребенка тесно связана с движениями пальцев рук. Это можно наглядно увидеть при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, у которых более оживленные движения рук и пальцев, успешнее развиваются в речевом отношении. Раньше всего ребенок называет те предметы, которые трогает руками. Игры можно проводить как в детском саду, так и дома. Задачу развития мелкой моторики успешно решают систематические занятия, которые включают в себя: пальчиковая гимнастика, упражнения с карандашами, мячами, кольцами, выполнение фигурок их пальцев, ориентировка в пространстве, работа с мелким материалом (счетные палочки).
Что дает пальчиковая гимнастика для ребенка:

- развивает ребенку память, так как он учится запоминать последовательность движения рук и пальцев;

- развивает воображение и фантазию;

- умение подражать взрослому;

- выполняет упражнения, сопровождая их строчками стихотворения или песен;

- речь становится более четкая и ритмичная.

Тексты пальчиковых игр

Краб.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу

основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Дети раскачивают

руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы

рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.

А под пальмой краб сидит

и клешнями шевелит,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены

в стороны (крылья). Дети "машут"ими в воздухе.

И за рыбками ныряет,

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

А под пальмой...

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы).

Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открывают и закрывают рот" крокодила

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом!",

(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.

(Руки "скатываются" на пол).

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"

(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Рузина М.С., Афонькин С.Ю."Страна пальчиковых игр" Кристалл С.-Петербург 1998г.

2.Макшанцева Е."Скворушка" Арти-Иленса Москва 1999г.

3.Музыкальная палитра"  3  2003г.,4 2002г.

4."Музыкальный руководитель" 1 2006 г.,2 2004г., 1 2004г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста"

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребёнка - превращать любые занятия и обязанности в игру....

Музыкально - ритмическое развитие детей раннего возраста.

Методическая разработка по развитию у детей раннего возраста интереса к музыке, восприятие музыкальных произведений, предложены: игры, НОД, консультации для родителей....

Методика игры на музыкальных инструментах для детей раннего возраста

Об использовании музыкальных инструментов на занятиях в ДОУ...

Музыкальное воспитание у детей раннего возраста

           Музыкальное воспитание относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной деятельности. Музыкальное воспитание в дет...

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...