Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020
консультация

 
Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

«Центр развития образования»

Доклад

Дидактические игры

в группе раннего возраста:

важные аспекты теории

Руководитель ГМО,

старший воспитатель

МАДОУ № 208

Палагина Е.А.

г. Хабаровск

2020 г.

         В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является

  • и игровым методом обучения детей,
  • и формой обучения,
  • и самостоятельной игровой деятельностью,
  • и средством формирования у детей различных личностных качеств (быть хорошими друзьями, любить природу, уважать окружающих), и средством формирования полезных знаний и навыков.

Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное) начало. Процесс обучения приобретает эмоционально-познавательный характер, обучение происходит в процессе активной и интенсивной для детей игровой деятельности.

Дидактические (обучающие) игры призваны давать малышам информацию, которую они не смогут усвоить самостоятельно лишь на основе наблюдений и воспроизведения явлений окружающего в обычной игре. Основной целью дидактической игры является познавательное, интеллектуальное развитие ребёнка.

Существует большое количество увлекательных дидактических игр, посредством которых педагоги знакомят маленьких воспитанников с объектами природы и предметами, их цветом, формой и величиной.

Разработкой видов дидактических игр занимались многие отечественные педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, М. В. Кларин, С. А. Шмаков и др.

Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте решают задачи:

• формирования сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);

• развития мелкой моторики (движение пальцев, ладоней). Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными шарами, башенками.)

• развития речи (пополнение и активизация словаря, умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение, отгадывать загадки о них)

• ознакомления с природой, с предметным и социальным миром.

Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:

•развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;

•нравственное воспитание малышей;

•развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

При проведении дидактической игры с малышами группы раннего возраста наиболее целесообразными приёмами являются:

•внезапное появление объектов, игрушек, сюрпризность;

•загадывание и отгадывание загадок;

•чтение малых фольклорных форм (потешек, песенок);

•создание игровых ситуаций (кукла заболела, хочет спать, гулять);

•изменение местонахождения игрушек (зайчик на стуле, за столом);

•показ предметов в разных действиях (кукла спит, ходит, ест);

•демонстрация взрослым последовательности игровых действий;

•элементы драматизации (дети воображают себя животными, вагончиками паровоза).

К организации дидактических игр в первой младшей группе предъявляют такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:

•Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.

•Участие в игре должно быть добровольным. Практика показывает, что обычно дети охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, сделанное эмоциональным, дружелюбным тоном. Если малыш категорически не желает принимать участие в игре, то воспитатель проводит игру с остальными детьми, а после выясняет причину отказа. Возможно, она кроется в плохом самочувствии или настроении.

•У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого. Он показывает, как играть, последовательность действий и играет вместе с детьми.

•Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей. Не стоит брать незнакомые предметы, иначе малыши отвлекутся от игры, начнут рассматривать их, а наиболее робкие просто откажутся играть.

•В отличие от старшего возраста, в котором частая смена игр приветствуется, с малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением. Частое повторение уже знакомых действий вызывает у детей чувство комфорта, уверенности в себе.

•Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.

•Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон. Детей раннего возраста хвалят не за результат, а за участие в игре, проявленные усилия. Поощрения должны присутствовать в ходе каждой игры.

От правильно организованной и интересно проведённой дидактической игры зависит общее развитие ребёнка и его желание узнавать новое, общаться с ровесниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на тему «Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей»

В связи  с новыми  Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования встает  вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольн...

"Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников" (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.Цель обучения – развитие памяти, мы...

«Формирование информационно коммуникативной компетентности педагога, как средство повышения качества образования» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)

ИКТ - компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением компьютера, его использованием, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках мо...

«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр

laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...

Протокол заседания городского методического объединения воспитателей групп раннего вовраста

Тема: Цели и задачи работы ГМО воспитателей групп раннего возраста в 2019-2020 учебном году. Создание условий в ДОУ для раннего развития детей и поддержки семьи....

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...