Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Павлова Татьяна Александровна

Эмоциональное развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние  фольклора  на  эмоциональное  развитие  детей младшего дошкольного  возраста.

1.1 Исследования  учёных  о  сущности  и  закономерностях  развития  эмоциональной  сферы  детей  раннего  возраста.

  Эмоции  и  чувства – специфическая  форма  отражения  действительности.  Если  в  познавательных  процессах  отражаются  предметы  и  явления,  то  в  чувствах  -  значимость  этих  предметов  и  явлений  для  данного  человека  в  конкретной  ситуации.  То  есть  чувства  носят  личностный  характер.  Они  связаны  с  потребностями  и  выступают  показателем  того,  как  происходит  их  удовлетворение.

  Отличительной  характеристикой  чувств  является  их  полярность  как  простейшее  переживание  удовольствия – неудовольствия. Чувства  обладают  различной  степенью  продолжительности  и  интенсивности. Они  различаются  по  генетическому  происхождению,  глубине,  осознанности, динамике  развития,  действию  на  организм, направленности,  способу  выражения,  условиям  возникновения  и  исчезновения  и так  далее.  Чувства  имеют  внешнее  выражение  в  выразительных  движениях  лица (мимике)  и  тела  ( пантомиме ),  в  интонациях  речи.

  По  форме  протекания выделяют  чувственный  тон,  настроение,  собственно  эмоции,  страсти,  стресс,  фрустрацию,  высшие  чувства.

  Первые  эмоции  ребёнок  испытывает  сразу  после  рождения. Это  отрицательные  переживания, связанные  с  физиологическими  причинами. Отрицательные  эмоции,  выраженные  в  крике,  плаче,  выполняют  защитную  функцию,  сигнализируя  о  коком –то  неблагополучии  малыша.  Взрослый ,  обеспечивает  благоприятные  условия  для  жизни  новорождённого. С  раннего  возраста  у  ребёнка  важно  поддерживать  бодрое,  жизнерадостное  настроение. Способствуют  этому  правильная  организация  всей  жизни  малыша,  его  активность,  соответствующий  эмоциональный  настрой  окружающих  взрослых. Главным  условиями  возникновения  положительных  эмоций  является  удовлетворение  формирующихся  потребностей  в  общении  с  близкими  людьми  и  познании  окружающего.

  Первые  положительные  эмоции  возникают  на  втором  месяце  жизни.  Сначала  это  лишь  мимолётная  улыбка,  которая  появляется  в  момент,  когда  взрослый,  склонившись  над  малышом,  ласково  разговаривает  с  ним .  С каждым  днём  ребёнок  улыбается  всё  чаще. В  3  месяца  положительные  эмоции  входят  в  состав  «комплекса  оживления» -  специфического  поведения  в  отношении  взрослого.  В  четырёхмесячном возрасте  ребёнок  улыбается  и  радостно  двигается,  как  только  услышит  голос  матери. С  4 месяцев  он  громко  смеётся,  не  только  в  момент  общения  со  взрослыми,  но  и  в их    отсутствие,  рассматривая  игрушки.  Для  того ,  чтобы  такие  минуты  радости  возникали,  у  него  должно  быть  вовремя  сформирована  способность  сосредоточить  взгляд  на  предметах,  на  лице  взрослого,  прислушиваться  к  звукам.  Радостное  состояние  малыша  говорит  о  его  хорошем  самочувствии, благоприятствует  протеканию  физиологических  процессов,  повышает  общую  активность,  содействует  сенсорному  и  двигательному  развитию.        

 К  4-5  мес .  большую  радость  доставляют  малышу  действия  с  игрушкой .  Ребёнок,  пытаясь  схватить  её,  бурно  радуется,  если  это  удаётся.  На  5-м  месяце  жизни  у  ребёнка  обнаруживается  яркая  ориентировочная  реакция  на  новое. Новым  выступает  открытое  ребёнком  незнакомое  свойство  в  предмете,  когда  меняется  положение  предмета  при  его  рассматривании,  приближении  или  удалении.

 В  5-6  мес.  резко  возрастает  интерес  к  окружающему. Ребёнок  по  разному  относится   к  увиденному.  Он  громко  смеётся,  хмурится,  плачет.  Ориентировочная  деятельность,  сопровождаясь  эмоциональными  реакциями,  является  первым  знаком  познавательного  процесса.  Зрительные  и  слуховые  раздражители  вызывают  положительные  эмоции.  Действия,  которые  побуждают  ребёнка  испытывать  положительные  эмоции,  он  старается  повторить.  Удовольствие  доставляют  малышу  собственные  движения  и  ощущения,  возникающие  при  перемене  положения  тела.

 Эмоциональные  состояния,  возникающие  при  выполнении  действий,  служат  показателем  активности  малыша.  После  6-ти  мес.  освоение  действий  приводит  к  изменению  переживаний. Если ребенок не может действовать с интересующим  предметом, то  у  него возникают сильные отрицательные эмоции. Когда действие начинает получаться, ребенок переживает яркие положительные эмоции. Спокойное  состояние, активные «продуктивные» эмоции говорят  о  том,  что действие ребенок полностью усвоил. Такое самочувствие дает возможность сосредоточенно, на спокойном эмоциональном фоне действовать с предметами, способствует  проявлению внутренней активности, служит фоном развертывания полезных, устойчивых действий, побуждает к познанию окружающего.  Изменение эмоций связано с тем, как младенец умеет действовать с предметами и получает ли он в результате действий желаемый эффект, будь то сосредоточение  взора  на  игрушке  или  складывание  шариков в коробку.

Овладение манипуляциями с предметами приводит к тому, что во втором полугодии первого года жизни младенец специально адресует отрицательные эмоции конкретному взрослому. Чтобы правильно выполнять действие, ребенок должен научиться правильно реагировать на порицание взрослого, уметь соотнести его действие со своим и перестроить свое поведение, чтобы избежать порицания.

  Важным  моментом    в   развитии эмоций и чувств младенца выступает появление к концу первого года чувства удивления. Оно возникает при воздействии  нового необычного раздражителя. Причем объект, который вызывает удивление, прямо не удовлетворяет биологические потребности. Ориентировочный  рефлекс «что такое ?» преобразуется в познавательное отношение к действительности. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности - познавательной.

    Особенности эмоционального развития в младенческом возрасте:

- основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;

- социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца со взрослыми;

-  в ситуативно - личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения;

- в ситуативно - деловом общении у малыша проявляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании, неудачном действии;

- складываются предпосылки высших чувств - любви и симпатии к близким, познавательных чувств.

   Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша.

   Отрицательные эмоции чаще всего вызывают: нарушение режима дня, неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи, отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.

   Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно (А.Н. Леонтьев). Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.

  В  возрасте 1-3 лет происходят заметные изменения в эмоциональной сфере. Содержание переживаний значительно обогащается, поскольку для малыша расширяются  границы окружающего мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается круг людей, в том числе и ровесников, с которыми он взаимодействует. Развивается самостоятельность движений и действий. В отличие  от  младенца,  которому в большей степени свойственны подражательные переживания, у преддошкольника все ярче проявляются собственные чувства к окружающему.

  Как и в предыдущий возрастной период, интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия еще не сформирован. Значит, ребенку  нужно  помочь,  подсказать,  как  действовать.

   Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях  ко  взрослому, говорят  о  том, что  ребенок   действие освоил и хочет получить одобрение при каждом самостоятельном решении практической задачи, но полного умения еще нет и он может ошибаться. Активность, протекающая  на  спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение данного вида деятельности.

  Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности (познавательной, двигательной и др.). Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит дальнейшая социализация эмоций.

К  концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с условными действиями, но и с сюжетом (Е. Гаспарова). Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

  В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве.

К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям,  красивой  одежде,  цветущим  растениям.  Восторг, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.

   Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы  зависти,  ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

  В  то  же  время  при  систематическом   побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстника чувство симпатии. На 2 и 3-м году жизни проявления симпатии усложняются. Накопление собственного опыта помогает преддошкольнику   понять, когда другому больно или когда другой голоден.       Когда взрослый обозначает в слове эмоциональные состояния старших и ровесников, то ребенок их понимает гораздо лучше. В возрасте 2-3 лет дети оказывают самостоятельно посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, привлекают к участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игрушками. Возрастает избирательное отношение к товарищам, выражаясь в явных  предпочтениях.

  Дети хорошо понимают настроение близких, любовь и симпатия к которым приобретает новые формы. Малыш стремится к похвале, одобрению, огорчается, если их не получает.

 Освоение младшим  дошкольником речи  приводит к тому, что определенные слова приобретают условно-эмоциональное значение, способность выражать положительное или отрицательное отношение к ребенку со стороны взрослых. Слово включается  в  эмоциональные  процессы, изменяя  их  протекание.

  Когда  взрослый  словесно обозначает  свое  отношение  к  действиям  ребенка, то слова, выражающие оценки, становятся основой формирующихся в дальнейшем чувств, моральных суждений. Сначала само слово у малыша не вызывает никакого чувства, то есть еще не имеет оценочного значения. Оно приобретает такое значение, когда взрослый подкрепляет его дополнительно мимикой, жестами, интонацией, действиями. Например, говорит «молодец, хороший» ласково, улыбаясь, гладя малыша по головке. Постепенно слово - оценка перестает нуждаться в дополнительном подкреплении, и ребенок уже определенным  образом  реагирует  на  его  значение. Основу для развития речевой регуляции  поведения  создает  связь   чувств  с представлением, придавая  действиям  малыша  известную  целенаправленность.

Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает условия для развития самолюбия и чувства гордости (Р.Х. Шакуров). Сначала переживания гордости неустойчивы  и  возникают  лишь   при   прямой  оценке  ребенка   взрослым. По мере  повторения  положительных оценок, направленных на одни и те же качества, гордость становится устойчивой и постоянной. Складывается потребность всегда получать и сохранять положительную оценку взрослого, удовлетворяющую самолюбие малыша, что говорит о возникновении первых зачатков чувства собственного достоинства. С его появлением усложняются реакции  ребенка  на   внешнюю оценку. Когда новая оценка противоречит старой, возникает сопротивление ребенка. Поэтому в течение длительного времени он продолжает гордиться тем качеством, которое положительно оценивалось в прошлом, несмотря на отрицательную оценку его в настоящем. Под влиянием новой оценки, если она сохраняется достаточно долго, соответствующим образом перестраивается детская гордость. А чувство, вызванное  эпизодической, кратковременно действовавшей оценкой, неустойчиво.

   Под  влиянием  воздействия  на малыша положительной и отрицательной оценки возникает чувство стыда, связанное со всем прошлым опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства. В основе чувства стыда лежит формирование представлений о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения. Оно возникает у преддошкольника при отклонении его поведения от положительно оцениваемого образца в отрицательную сторону. При этом сам ребенок чувствует это отклонение и воспринимает такую ситуацию как утрату положительного мнения взрослых, понижение своего достоинства.

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте:

- эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;

- происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;

- развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;

- включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

1.2. Особенности  литературного  воспитания  детей.

   С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их (на эти особенности читательского отклика обратил внимание Л. Пушкин: «...над вымыслом слезами обольюсь»). Ребенок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Малыш рисует, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеется, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность радоваться и сострадать у детей очень высока.

  Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. tКнига учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать чело- вечность в самом себе.

Книга раскрывает человеческие, духовные ценности.

Рассказы из «Азбуки» и «Русской книги для чтения» Л. Толстого вводят ребенка в мир нравственных отношений; рассказы А. Гайдара открывают светлые чувства дружбы, общения с разными людьми, жажду справедливости, счастье любить и беречь родную землю; трагедия Каштанки, льва и собачки, истории Темы и Жучки, белого пуделя заставляют детское сердце не один раз сжаться от любви и жалости, сострадания и ненависти и тем самым помогают стать добрым по отношению ко всему живому. Только при этом условии, но мнению В. Сухомлин-ского, маленький человек становится воспитываемым.

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная и зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка.  Памяти печальной». Эти слова К. Батюшкова имеют отношение и к вопросам чтения. У ребенка - память сердца. Не сопережившие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века - этическим, экологическим, экономическим... Но если ребенок - отзывчивый читатель, зачем наши рассуждения о работе с книгой?

  К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама но себе. Ведь  не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого - открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет, погружение в чтение. Утрату эстетического наслаждении чтением Ч. Дарвин считал равносильной утрате счастья.

Читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать. Умение слагать слоги и слова — начало умения читать, а чтение как источник духовного обогащения — нечто другое.

  Ребенок-слушатель -это уже читатель. Процессы понимания книги путем слушания и самостоятельного чтения сходны в главном. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут и руки книгу и становятся посредниками между писателем к слушателем (читателем), и взрослый, чтобы донести книгу до ребенка, должен любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность изображенных коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям, интерпретировать для них литературные образы и авторский идейный замысел. От того как сложатся у ребенка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое. По сути, зависят будущие отношения сведущим искусством - литературой.

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание  интереса и любви к книге, стремления к  общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.          

    Воспитание вдумчивого, чуткого читателя - процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

   В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой с произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. П. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, X. К. Андерсена, . С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Милна, А. Лнндгрен и многих других. С теми (первыми) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.

 Дошкольник не только постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.

Так, например, дети четырех лет, с наслаждением слушая сказку С. Я. Маршака «Усатый-полосатый», невольно втягиваются, вовлекаются (мысленно) в игры и проделки  девочки  с  котенком. Вместе с   героиней  произведения они  искренне

 возмущаются непонятливостью, упрямством котёнка, удивляются его глупости («Вот какой глупый  котенок!»). Встреча вновь с любимой книжкой в старшем дошкольном возрасте, ребенок обнаруживает в ней новое содержание. Оказывается, персонажей котенок не самый глупый( он делает то, что и должен делать котенок). В словах какой глупый котенок!» для детей звучат  тёплый юмор автора, его легкая и тонкая насмешка над маленькой, незадачливой героиней.   В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют исихолого-педагогическне исследования,  эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования. Французский исследователь проблемы чтения и читательских интересов  Р. Эскарпи утверждает, что знакомство с  книгой  в раннем детстве является важнейшим моментом  и последующем закреплении навыков чтения и  что значительной части молодежи, покидающей  школу, грозит возврат к «нечтению», если  они не овладели привычкой к чтению еще до школы.  Вышесказанное свидетельствует, что именно дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя.                Что же следует воспитывать и формировать у детей  на этом этапе их развития?

Это делает необходимым определение специфической программы литературного развития и образования на этапе дошкольного детства, разработку задач и содержания ознакомления детей с художественной литературой в детском саду.

Попытки определить специфическое содержание литературного образования дошкольников были предприняты еще в 30-е гг. Л. С. Выготский так говорил о программе детского сада: «Эта программа должна быть сходна со школьной программой в том смысле, что она должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем она должна быть программой самого ребенка» (Выготский Л. С.Избранные психологические исследования. -М., 1956.- С. 434). Говоря о задачах ознакомления детей с художественной  литературой, Л. С. Выготский  указывал,  что  они  состоят  не  в том, чтобы  изучать классическую литературу, ее историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребенком мир словесного искусства (Там ж е. -С. 436).  Что  это значит ?   Ввести  ребенка  в   мир словесного искусства - значит познакомить его с  существованием   этого  искусства   как неотъемлемой части  жизни каждого  человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством), показать  многообразие   жанров   художественной  литературы, рассказы и сказки,  пословицы,  загадки,  песенки  и многое  другое),  воспитать  чувство  слова,  вызвать интерес, любовь и тягу  книге                                                                                              Таким  образом в 30-е гг, был поставлен вопрос о том,  что необходимо определить содержание работы по ознакомлению  детей  с художественной  литературой в  детском саду и сформулировать   его  специфическую задачу - заложит, основу полноценного  восприятия и понимания художественной литературы, «открыть перед ребенком мир словесного  искусства». Дальнейшие многолетние усилия   педагогов и  психологов (Л. В. Запорожец, Д.Б. Эльконин,   Б. М. Теплов, Л. М. Леушина,  Н.А.  Карпинская, Р. И. Жуковская. В. Л. Флёрина и  др.)  создали теоретические и практические разработки такого содержания. Следует  иметь  в  виду, что в современной дидактике  содержание   обучения определяется как явление,  имеющее  две  тесно взаимосвязанные стороны. Первая  из  них — это тот учебный материал,  который  должен освоить ребенок. В данном случае таким  материалом является детская художественная  литература.

  Второй  стороной содержания литературного  образования дошкольника   является формирование   умения воспринимать и понимать  произведения литературы.  Из чего складывается  это умение?

 1. Прежде всего, это  умение  представить, вообразить  словесные картины, нарисованные писателем. Увидеть обстановку, действия героев, их внешность, поступки,  взаимоотношения.   И  не только  увидеть, но иногда и услышать звуки, почувствовать  запахи, вкус. Услышать, например, чириканье  воробьёв,  мяуканье  кошки  в сказке «Воробьишко» или почувствовать удивительный  запах  слив, заставивших маленького  Ваню  из  рассказа Л. Толстого «Косточка» неотступно  ходить  мимо них и нюхать; почувствовать  неодолимое  желание попробовать сливу.  

  2. Другим важнейшим компонентом процесса восприятия литературного произведения является  познавательная  деятельность, в результате которой человек осознает воспринятое, проникает в смысл произведения, его идею. Понимание предполагает в читателе умение установить существенные  связи  в  тексте, уяснить причины тех пли иных событий. Центральной фигурой в литературном произведении является литературный персонаж. Ребенку необходимо увидеть и понять его действия, поступки, переживания, разгадать, мотивы этих поступков, причины переживаний. Понять литературное произведение — это значит проникнуть и в его образный строй, приобрести «навыки чтения приемов изображения» (О. И, Никифорова).

   3. Наконец, важным моментом деятельности восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение. Для того чтобы полноценно воспринять литературное произведение, необходимо его эмоционально пережить, «заразиться» им. Специфика познания литературного произведения заключается в том, что ребенок-читатель активно внутренне содействует героям и переживает с ними все происходящие события. Он внутренне как бы проживает жизнь героев, относится к ним личностно - любит одних, презирает и ненавидит других. Проживая жизнь героев — и Вани из «Косточки», и льва, потерявшего единственного  друга — собачку, и хозяйственного Чука, и мечтательного Гека, и желторотого Пудика, и верной Аленушки, и мальчика-грязнули из «Мойдодыра», и озорного, деятельного Буратино, и многих, многих других, — ребенок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт, воплощенный в образах, точно соответствующих сознанию малыша, становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.

   Литературное произведение захватывает личность ребенка целиком, и в этом проявляется развивающее значение чтения.

   Для того чтобы с достаточной четкостью определить содержание работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе, необходимо, с одной стороны, рассмотреть психологические особенности ребенка и его возможности в области эстетического восприятия, а с другой — изучить своеобразие литературных произведении, вошедших в круг детского чтения,  и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства.    

   В нашей психолого – педагогической литературе проблема восприятия и понимании художественных произведений детьми дошкольного возраста разработана достаточно широко и полно. Ученые (А. В, Запорожец, Д. Б Эльконин, Л.С. Славина, Д. М. Арановская, Н. С. Карпинская.) отмечают, что дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия,  когда  специфическое     эстетическое     отношение     к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно   эстетической   деятельности. Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании  ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей. Ряд педагогов к психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого  вида восприятия художественной литературы, которое характеризуется способностью ребёнка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора. Психологи выделяют в эстетическом развитии дошкольников два периода, имеющие резкие качественные различия и  тесно связанные с развитием личности ребенка в целом. Границы этих периодов довольно точно определил К. Чуковский. Первый длится от «двух  до  пяти», когда, малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства. После пяти лет начинается  второй период, когда искусство, в том числе  и искусство слова, отделяется от всякой иной деятельности,  прежде всего от игры, и становится самоценным.

 В  младшем  дошкольном  возрасте, характерной  чертой восприятия литературы  дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно. Иногда   дети   неожиданно   по-своему осмысливают самые, казалось бы, простые вещи. Например, строчки из стихотворения А. Барто «Девочка-ревушка» — «Никуда я не пойду! Мне не нравится в саду» и «Ой, пойду обратно, дома неприятно» некоторые   трехлетние   пересказывают по-своему, в соответствии со своими первыми «детсадовскими» впечатлениями: «Она топнула ногой, не хотела в детский садик идти... Она потом не хотела из детского садика уходить». В связи с такой особенностью детского восприятия особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге для младшего дошкольника роль первоначального импульса для воссоздания героев и событий; без рисунков художника воображение малыша может не включиться в работу и текст не будет понят.

Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознавать содержание произведений. В беседах и пересказах мы нередко сталкиваемся с ним. Так, в беседе но сказке «Коза-дереза», давая оценку поступкам козы, почти все малыши опираются на вторую часть сказки, где коза выживает зайчика из дома, а петух ее прогоняет. На вопрос «Плохая коза или хорошая?» дети отвечали: «Плохая, она рогатая. Зайчика выгнала. Еще лиса его выгнала... Плохая коза, она в домик залезла. Он сел на пенек и плачет». Мы видим, что малыши не принимают во внимание начало, в котором речь идет о том, как коза дерзит, наговаривает на своих пастухов. В то же время они используют своп «литературный опыт» — услышанную ранее песенку «Идет коза рогатая» и сказку «Заюшкина избушка» на ту же тему.    

    Слушая  литературные   произведения,    дети  прежде  всего устанавливают наиболее легко осознаваемые  связи,  когда события  четко следуют  друг  за  другом  и последующее логически вытекает из  предыдущего. Такое построение сюжета характерно  для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам   («Теремок»,  «Волк  и  козлята», «Колобок», «Репка» и др). Если прямая связь событий прерывается и по  ходу  сюжета  появляется скрытый замысел, это существенно усложняет восприятие, а порою приводит к  непониманию  произведения. Например, дети   не всегда отчетливо осознают содержание сказки  братьев  Гримм «Заяц и еж» или даже совсем простой  по  сюжету  сказки «Маша и медведь».

   Определенную трудность  вызывает у малышей восприятие сказок с двухчастной композицией, где в сюжете существует несколько историй («Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое  зернышко», "Коза-дереза» и др.). Обычно ребенок улавливает и воспроизводит только одну из  историй (частей) сказки. Опора при этом происходит чаще всего на первую часть или на эпизоды, либо более простые по содержанию, либо знакомые детям (как это было в примере со сказкой «Коза-дереза», приведенном выше).                                     :

   При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересуют его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре — иллюстрациях.   К   числу  особенностей детского восприятия относится и то, что прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его переживаний, мотивов поведения.

     Эмоциональное   отношение  детей   к   героям     ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе  положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Пересказывая, например, сказку «Коза-дереза», почти все малыши с торжеством заканчивают ее тем, что коза упала с печки и разбилась. Активно действуя . (мысленно) вместе с героем, дети пытаются иногда вмешаться в события (прерывают чтение, закрывают глаза, шлепают по картинке с изображением «плохого» персонажа и т. п.). Вместе с тем в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом  детей, который не всегда дает возможность правильно  понять,   произведение.   Так,   мишку   из   сказки   «Теремок»  ребенок   называет  хорошим только потому, что у него дома есть любимая игрушка — мишка.                     

  Своеобразие восприятия литературных произведении у детей 2 — 4 лет заключается в том, что  при  осмыслении  текста  малыш  опирается  главным  образом на  имеющийся  у  него  непосредственный  опыт,  ещё  очень  ограниченный  и  узкий. Личный  опыт  превалирует  над  осознанием  текста,  мешая  ребёнку  понять те  литературные  ситуации,  которые  не  совпадают  с  его  жизненной  практикой.

  Есть  и  ещё  одна  характерная  для  младшего  дошкольника  особенность,  которую  отмечают  исследователи  детства,-  это  необычная  тяга  к  ритмически  организованному  складу  речи, звучным  ритмам  и  рифмам,  выразительной  интонации.  Восприятие  художественного  произведения – очень  сложная,  развивающая  во  времени  внутренняя  деятельность,  в  которой  участвуют  воображение,  восприятие,  внимание,  мышление,  память,  эмоции,  воля. Каждый  из  этих  процессов  выполняет  свою  важную  функцию  в  общей  деятельности – в  знакомстве  с  явлениями   окружающей  действительности  через  искусство. Н.К. Крупская  писала: «Надо  помочь  ребёнку  через  искусство…яснее  мыслить  и  глубже  чувствовать» (О  задачах  художественного  воспитания. Пед. соч. М., 1959, т.3 стр.317).

   Произведения  искусства  не  только  расширяют  представления  ребёнка, обогащают  его  знания  о  действительности;  главное – они  вводят  его  в  особый,  исключительный  мир  чувств,  глубоких  переживаний  и  эмоциональных  открытий.  

  Интерес  к  книге,  возникший  в  ранние  годы,  поможет  ребёнку  в  дальнейшем,  когда  ребёнок  будет  осваивать  технику  самостоятельного  чтения,  преодолеть  все  трудности  ради  того,  чтобы  испытать  радость  открытия  нового.  

  Хорошо  известна  побудительная  сила  детской  книги.  Ребёнок  стремится  подрожать  героям,  которые  ему  симпатичны.  Сюжеты  литературных  произведений  становятся  сюжетами  детских  игр. Проживая  в  игре  жизнь  героев,  дети  приобретают  их  духовный  и  нравственный  опыт.

  Хорошая   детская  книга  вводит  малыша  в  мир  художественных  образов,  даёт  первые  и  потому  наиболее  сильные  впечатления  о  прекрасном.

   Детская  литература   сегодня  богата  по  составу  и  содержанию. Для  детей  издаются  произведения  устного  народного  творчества  русского  народа  и  народов  зарубежных  стран;  произведения  русской  и  зарубежной  классики;  детские  книги  современных  отечественных  и  иностранных  авторов.

  Человек по утверждению К. Чуковского, начинает  говорить не прозой, а стихами. Первые слова которые произносит ребенок, по симметричному расположению гласных  звуков  являются  совпадающей   рифмой:   ма-ма,   па-па,    и  др.  Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала.  Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют прежде  всего к ритмам динамичным, мелодике радостной,  плясовой. Оттого-то малышам нравятся произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику,  интонацию, музыку и действие,  точно  соответствует эмоциональным потребностям  ребёнка. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам»,    «Сороке-белобоке», - это   блестящий  мини - спектакль для малыша, в котором он  одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания интонации, ребенок усваивает национальный  колорит русской поэзии, её дух, отчего литература  становится для него поистине родной.

  Исходя  из особенностей восприятия и понимания произведений литературы  ребенком 2 - 4 лет можно выделить, ведущие задачи ознакомления с книгой на этом возрастном этапе:

- формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные  произведения;

-  обогащать, жизненный опыт малышей знаниями  и  впечатлениями, необходимыми для понимания  книг;

-  учитывать при отборе книг для детей   тяготение   ребёнка  фольклорным и поэтическим  произведениям;

- помогать детям устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении;

 - помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;

- помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.), учить рассматривать иллюстрации.

Детская  литература  -  это  искусство.  Как  искусство  ей  свойственно  выражение  обобщённых  идей  в  яркой,  художественной  форме -  в  конкретных  образах.  Лучшие  литературные  произведения,  созданные  для  детей,  без  лишнего  дидактизма  формируют  у  ребёнка  нравственное  отношение  к  деятельности,  несут  целую  программу  позитивных  форм  поведения,  в  которых  это отношение  проявляется   и  выражается.

1.3. Фольклор  как  средство  эмоционального  развития  детей  раннего  возраста.

    «Народное искусство (фольклор) создается всеми, для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ -  единые  представления  о  красоте.   Здесь  нет  разноречий.  Единство  представлений о красоте создавало единство стиля,  и  то  и  другое,  как броней,  защищало народное искусство   от  безвкусицы» ( Д.С. Лихачёв.  Экология  культуры .М., 1979,№ 7, стр 68) 

  Устное  народное  творчество,  включающее  в  себя  большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки потешки, частушки, колыбельные песни и т.д., — это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Его значение, по мнению Д.С. Лихачева, определяется прежде всего тем, какая в него заложена память. ( Экология  культуры. М., 1979, №7, стр.67) Через   устное   народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.( Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это, по мнению В.П. Силина, делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей». Поэтому многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е.Н. Водовозова, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флёрина и другие).

Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир

   Произведения  народного творчества .

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки,  ребёнок  испытывает те     или иные чувства, переживания. Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка, как показано в работе  Д.М.  Арановской  -  Дубовис,  как  средство  воздействия  на  ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами.

  Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые, как отмечает Д.М. Арановская - Дубовис, недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, «которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок».

Сказка, по мнению А.В. Запорожца, «выполняет важнейшую роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в  период дошкольного обучения, ни любая творческая деятельность  взрослого» (  Психология  восприятия  сказки  ребёнком – дошкольником. Д/ в. 1948,  №9, стр.34 -41)

   При правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное  воспитательное воздействие на ребенка.

  Значительный нравственный, эстетический потенциал  заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочней и лаконичной форме. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности и представление о своем месте на земле, его ценностные ориентации.

  К.Д. Ушинский очень высоко  ценил  воспитательные  возможности пословиц. Он писал: «По форме это животрепещущие проявления народного слова, вылетевшие прямо из его живого, глубокого источника — вечно юной, вечно развивающейся души народа. По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняв им значение народных пословиц». ( руководство  к  преподаванию «Родного  слова». Собр. соч., т.6)

Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу: «Мал золотник, да дорог», «Волков бояться - в лес не ходить»,  и др.

  Пословицы широко бытуют в русском языке и в настоящее время. Недаром в народе говорят: «Пословица век не сломится». Поскольку пословицы и поговорки, как впрочем и другие произведения устного народного творчества, обладают  эмоциональной насыщенностью, без чего невозможно  себе представить ни одно произведение устного народного творчества и его восприятие, то работа над ними предполагает одновременно интенсивную работу разума и чувства, и определенные усилия над собой в постижении смысла сказанного, что является весьма важным в нравственно - эстетическом воспитании. Причем, нравственным является то, что имеет эстетическую ценность не внешнюю, а внутреннюю, что особо значимо для духовного развития человека. Недаром в народе говорят: по одежке встречают, а по уму провожают. Это очень хорошо видно на примере пословиц о пользе знаний, учения, о разуме: «Коротко да ясно, от того и прекрасно» или «Не красна книга письмом, а красна умом».

Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Они посвящены тому, как и чему учить и воспитывать: «Не учи безделью, а учи рукоделию», "Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает» и т.п.; показывают особенности труда и быта, прежде всего крестьянского: «Пашню пашут - там руками не машут», «Делу обучиться - всегда пригодится», «Всякое умение трудом дается». Целый пласт пословиц посвящен семье, материнской любви. С глубоким уважением пословица говорит: «Нет такого дружка, как родима матушка».

Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания. Многие из них посвящены труду: «Делу - время, потехе – час», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», а также различным сторонам трудовой деятельности. Они выражают уважительное отношение к ней и к людям труда, в них дается высокая оценка трудового умения и в то же время сурово осуждается лень: «Труд человека кормит, а лень портит»; пословицы и поговорки подсмеиваются  над ленивыми.

 Колоссальное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения,  потому что большое их количество с чувством глубочайшей любви говорит о Родине.  Пословицы и поговорки обращают внимание на важность физического воспитания детей, прежде всего, формирования активного, здорового образа жизни детей через тот нравственно-эстетический потенциал, который в них заложен так как многие из них пропагандируют здоровый образ жизни: «Береги платье снову, а здоровье с молоду» , « Здоровье всему голова, всего дороже", «Живи с разумом, так и лекарок не надо" и т.п.

  Пословицы и поговорки могут оказать огромное влияние на развитие ума. Как правило, в них, помимо хорошо видимого, существует и скрытый, незаметный при первом знакомстве с ними, внутренний смысл, чтобы понять который  необходимо поразмыслить, привлечь весь свои опыт и знания. "И сила уму уступает". "Глупый киснет, а умный всё промыслит". («Пословицы русского  народа. Сборник  В.  Даля в  двух  томах». – М.1984).

 Поскольку, как отмечают В.П. Аникин, Ю.Г. Kpyглов, пословицы основаны на использовании необычного переносного значения слов или сочетания прямого значения одного слова с переносным значением другого, и в меняющихся условиях жизни они обретают новый смысл, применяясь по сходству ко всем новым событиям, людям. Все это дает основание говорить о громадном влиянии пословиц  поговорок на развитие ума детей, образного мышления.

  Значительное воздействие на развитие воображения у детей может оказать отгадывание и придумывание загадок. Загадка —  одна из  малых форм  устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений, непосредственно окружающих человека в быту, в природе, отличающие его от других, и по которым необходимо его правильно найти через сравнения их с отдаленно сходными. «Без рук, без ног, а рисовать умеет». (Мороз). «По горам, по долам ходит шуба да кафтан». (Овца). Причем, нужно сконцентрировать все свои знания, выделить в них самое главное и точно определить предмет, описываемый в загадке. Как отмечают исследователи устного народного творчества (В.П. Аникин, Ю.Г. Круглое, С.Г. Лазутин, В.И. Чичеров и другие), загадка — жанр, в котором вещи воспроизводятся  иносказательно, через сравнения их с отдаленно сходными. Они отмечают, что загадки используются для того, чтобы испытать память, догадку, сообразительность. И в то же время они "создают художественный эффект необычного в обычном, повседневном", как отмечают В.П. Аникин и Ю.Г. Круглое. Мысль в загадке выражается не открыто и прямо, а переносно. И чтобы дойти до смысла, заложенного в загадке, важно быть очень сообразительным, способным преодолеть немалые, специально создаваемые загадкой трудности логического порядка и обладать, по мнению С.Г. Лазутина, довольно развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением.  «Ни окошек,  ни дверей, полна горница людей». (Огурец). Отгадать загадку - значит найти решение логической задачи, произвести довольно сложную мыслительную операцию. Поэтому-то загадка занимает особое место в работе по развитию детского мышления. Она, по выражению К.Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение» (Родное  слово.  Собр. соч. М., 1949, т.6, стр. 229) . Отгадывание загадок требует внимательного наблюдения предметов и явлений, четких представлений, понятий о всем том, что непосредственно окружает человека в быту. А это в свою очередь связано с умением сравнивать, сопоставлять те или иные объекты окружающей жизни, выделять в них общее, типическое и в то же время специфическое, характерное лишь для одного предмета или явления. Загадки способствуют развитию умственной активности. Ю.Г. Илларионова так определяет значение загадки в развитии детского ума: «Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения».( Учите  детей  отгадывать  загадки. М., 1985,  стр. 21)

  Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания и загадывания загадок, формируют у ребенка познавательный интерес к миру вещей и явлений, самостоятельным выводам .  Цель загадки, по выражению С.Г. Лазутина, удивить человека: намекнуть на какие-то необычайные, из ряда вон выходящие,  практически невозможные явления. Это,  на наш  взгляд, уже способствует возбуждению интереса к ней, как объекту, на который будет направлена деятельность ребенка.  Это способствует развитию образного мышления, воображения, умения четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления.

  В результате исследований установлено влияние загадок на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, воспитание  эстетических чувств, на развитие личности ребенка в целом (ОН. Сомкова, Г. Гучене и другие).

  Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности способствует формированию образности речи детей дошкольного возраста.  Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

  Ценность загадки в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста неоспорима.

  Колыбельная песня, по мнению народа, — спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира. В ней особым образом, специфическими средствами выразительности передается дух эпохи, преломленный через духовные мир создателя и исполнителя колыбельной. В колыбельные песнях преобладают ласкательные мотивы. С древнейших времен матери "убаюкивали детей песнями, утешали, ласкали, внушали". Абу Али Ибн Сина так определил значение колыбельных: «Чтобы благотворно влиять на нрав детей, необходимо использование двух вещей. Первое - тихо качать ребенка, второе  петь привычную для него колыбельную. Именно бодрящее качество этих песен способствует как физическому воспитанию плоти, так и пробуждению души к музыке».(Канон  медицины. Книга 1. Ташкент, 1959, стр.293)     Исследования современных ученых показывают, что колыбельные песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воспитательном воздействии произведений устного народного творчества. Этому способствует прежде всего то, что успокаивающее действие, положительный эмоциональный фон создается благодаря тому, что исполняются они спокойным, ровным, тихим голосом, напевно и протяжно.

Колыбельные играют громадную роль в ознакомлении ребенка дошкольного возраста с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа. Поскольку так же, как и другие жанры народной поэзии, содержат в себе веками отобранный и проверенный материал. Образы, создаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения (это котенька-коток, собачка, заинька, гуленьки и т.п.). В них в художественных образах отражаются взгляды на жизнь, они несут в себе пожелание добра и благополучия своему ребенку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив.

Колыбельные песни, так же, как и потешки, пестушки и другие формы устного народного творчества, обеспечивают, по выражению Л.Н. Павловой, системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и его виды труда, жизнедеятельности. (  Фольклор  для  маленьких. Д/в., 1990, №12, с. 42-48)

 В процессе ознакомления с колыбельной дети дошкольного возраста знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, в частности, с местом, где дети спали, с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребенка на сон и т.п., то есть приобщаются к культуре собственного народа. Недаром В.Н. Сорока - Росинский наряду со сказками, созданными народом, определяет их как один из воспитательных факторов. Он пишет: «Песня и сказка выводят ребенка за узкие пределы его семьи и знакомят в поэтической форме, воздействуя на его чувства и фантазию, с жизнью племен или родного народа, а также с окружающей

природой.

   Слушая с колыбели родную песню, ребенок воспитывается в направлении к этим глубоким сторонам души». ( Педагогические  сочинения. М., 1991, с. 84)

  Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа: "люли-люли-люленьки", "баю-баю-баеньки" и т.п., напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию,   использованию   приема   уменьшения)   способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств дошкольников. Через выражение любви к ребенку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать "доброе" и "злое", закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. А помогает этому используемый,  как и в потешках,  эмоциональный прием обращения к ребенку по имени, что делает его как бы соучастником действия, происходящего в колыбельной, и утверждает в мысли о том, что он интересен взрослому и нужен; и сравнение ребенка с наиболее значимыми в жизни взрослого человека объектами, явлениями окружающей действительности.

  Знания, усвоенные на эмоционально-чувственной основе в процессе соприкосновения с художественными образами колыбельных песен, постепенно переходят в образный план, что способствует интенсивному развитию воображения. К тому же в этих песнях создаются также образы, которые в реальной жизни не существуют (Угомон, Дрема и т.п.) и которые требуют большего осмысления содержания произведения и привлечения всего своего опыта, извлечения из него нужного материала и создания на его основе определенного образа.

Колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества народа заключают в себе могучую силу,  позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, заинька.

  Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причем, это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

  Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит и себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

  Таким образом, колыбельные песни возможно и необходимо широко использовать и в семье, и в педагогическом процессе детского сада.

  Не меньшую роль в воспитательно-образовательном процессе детского сада могут сыграть русские народные песенки, пестушки, потешки, которые развлекают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности.

  Величайшую роль в развитии личности ребенка играют   такие жанры фольклора, которые специально созданы для детей: народные песенки, пестушки, потешки, колыбельные песни и являются средствами народной педагогики. С ними ребенок встречается с первых дней своей жизни: мать, легкими движениями прикасаясь к малышу, приговаривает: "Потягунушки — подрастунушки! В ручки — хватунушки, в| ножки — ходунушки, в роток — говорок, а в головку — ра-зумок"; тихо, ласково напевает, укладывая ребенка спать: "Баю-баю, спать пора, гости едут со двора, со двора едут домой на лошадке вороной". В них содержится веками отобранный и практически проверенный материал, который несет в себе высшие гуманистические ценности и прежде всего мысль о том, что ребенок является для взрослого самым крупным богатством на земле; они насквозь пронизаны красотой и любовью. Недаром их называют народной дидактикой, школой материнства.

«В потешках, песенках, - справедливо замечает Л.Н. Павлова, - отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки - без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения — это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание... ожидание добра, добра и только добра. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека». (  Фольклор  для  маленьких. Д./в., 1990,№4, с. 43-49)

Исследования психологов (Л.Н. Павловой, Н.Н. Палагиной и других) показывают, что народные песенки, потешки, пестушки оказывают на ребенка раннего возраста активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью малых фольклорных форм происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений. Надо отметить, что такое влияние небольших по объему произведений устного народного творчества характерно и дня дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего особенностями изобразительно-выразительных средств, используемых в песенках, потешках, пестушках, и заключенным в них содержанием.

Они созданы на материале, который хорошо известен детям с первых дней их жизни, близок их миропониманию и конкретен, отражают действия ребенка, приобретенные через опыт. Поэтому небольшие стихи, созданные народом для маленьких, читаются им по нескольку раз и сочетаются с определенной ситуацией, что позволяет соотносить хорошо знакомые сочетания слов с конкретной действительностью. В этом, по выражению Л.Н. Павловой, заключается влияние народной поэзии на умственное и познавательное развитие ребенка.

Ненавязчиво, без   грубого   дидактизма   народные   песенки, потешки, пестушки

учат ребенка тому, что от него ожидают: «На кота потягушки, на дитя подрастушки. Вот такая расти, ко мне в гости ходи, вот такая расти, да не пакости» или  « Расти коса до пояса, не вырони ни волоса. Расти коса не путайся, дочка маму слушайся». В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций и которыми пользуется в собственной жизни.

  Ценность фольклорных произведений, особенно для раннего возраста обуславливается, как отмечает Л.Н. Павлова, их высокой интонационной выразительностью. Поскольку именно интонация проявляет смысл высказывание и имеет первостепенное значение в формировании мысли; Влияние на ребенка оказывают также и другие изобразительно-выразительные средства потешек, пестушек, песенок.

 Активизирующее воздействие на ребенка не только раннего возраста, но и дошкольного оказывает наличие в них повторяющихся звукосочетаний и слов, например, "чики-чики, чикалочки" или "ладушки-ладушки"; простая рифма, восклицания и эмоциональные обращения.

 Использование народных песенок, потешек и пестушек в процессе детской жизнедеятельности, включение их в разнообразные режимные моменты благотворно влияет на общение взрослого с ребенком. Поскольку они создают положительный эмоциональный фон.

Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который возможно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, такую потешку:

Заинька, войди в сад, Серенький, войди в сад. Зайка, зайка, войди в сад, Серый, серый, войди в сад! и т.п.

С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий ("ай, ля-ля-ля").

Особое значение имеет для большего осмысления содержания малых фольклорных произведений такой эмоциональный прием, как обращение к ребенку по имени. Это позволяет ребенку стать как бы соучастником действия и через это прийти к пониманию фольклорного произведения. Вместе с тем такой прием показывает внимание взрослого к  ребёнку, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости  его личности, высшей ценности ее, которая, по  выражению известного педагога-гуманиста Я. А. Коменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра.

Народные песенки, потешки, пестушки способствуют и эстетическому развитию ребенка. Особые интонации, ритмичность, которая создается за счет использования в этих произведениях простых рифм, звукосочетаний-наигрышей и сочетаний слов, напевность отдельных двустиший или четверостиший позволяют ребенку вначале почувствовать, а затем и осознать красоту родного языка, его лаконичность приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей.

  Использование в народных песенках, потешках, пестушках уменьшительно-ласкательных суффиксов (-еньк, -ечк, -очк, -иньк, -ичк и т.п.) благотворно влияет на формирование эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста. Ласковый тон, который создается их помощью, находит отклик в сердце ребенка.

   Так,  произведения  русского  фольклора,  начиная  с  колыбельных  песенок,  потешек  и  кончая  сказками,  пословицами, дают  детям  уроки   на   всю  жизнь :  уроки  физической  и  нравственной  чистоплотности  (потешки « Водичка, водичка…»,  сказки  « Царевна - лягушка», « Сестрица Алёнушка  и  братец  Иванушка» и  др.), дружбы, теплоты  в  отношениях, взаимопомощи  ( «Репка»,  «Лиса  и  заяц» и т.д.)  Душевной  теплотой  и  любовью  пронизаны  все  колыбельные  песенки,  пестушки,  потешки.

  К.Д  Ушинский  подчёркивал,  что  литература,  с  которой  впервые  встречается  ребёнок,  должна  вести  его  «в  мир народной  мысли,  народного  чувства,  народной  жизни,  в  область  народного  духа» (  Собр.  Соч. – Т.5. – стр. 345).

  Первые  литературные  произведения,  с  которыми  каждый  ребёнок  знакомится    буквально  с  колыбели,-  это  произведения  фольклора:  потешки,  пестушки,  колыбельные  песенки,  перевёртыши,  словесные  игры  сказки  и т.д. Что  обеспечивает  этим  внешне  незамысловатым,  элементарным  произведениям    надёжное  многовековое  существование  в  народной  поэзии,  педагогике?

  Народные  песенки,  прибаутки,  словесные  игры  радуют  малышей  своим  удивительным  благозвучием,  мелодичностью,  содержанием,  близким  быту  и  интересам  ребёнка.  Важнейшая  общая  характерная  черта   разнообразных  форм  детского  фольклора  заключается  в  том,  что  они  создают  особый  вид  общения  взрослого  и  ребёнка,  во  время  которого  возникает  ситуация  интимности  и  тепла,  недаром  эти  произведения  устного  народного  творчества  называют  материнскими  песенками.  Будучи  весёлыми,  смешными,  занимательными ,  игровыми,  произведения  материнского  фольклора  незаметно  для  малыша  открывают  ему  и  настойчиво  внедряют   в  его  сознание   важнейшие  и  вечные  духовные  ценности -   любовь  к  окружающим,  доброжелательность,  доброту,,  трудолюбие  и   многое другое.

  Малые  формы  фольклора  должны  войти   в  быт  ребёнка  и  сопровождать  все  моменты  его  жизни:  умывание,  кормление,   сон,  игру.

  Ребёнок  раннего  возраста   чутко  откликается  на  потешки,  приговорки,  попевки.  Их  роль  трудно  переоценить  в  жизни  малыша:    вслушиваясь  в  слова  потешки,  в  их  ритм,  музыкальность,  он  делает  ладушки,  притопывает,  приплясывает,  двигается  в  такт  произносимому  тексту. Попевки,  приговорки  с  давних  времён  создавались  в  народе  на  потеху  детям.  Они  разнообразны  по  содержанию:  колыбельные – успокаивают,  весёлые – радуют,  в них  звучит  любовь  к  ребёнку  и  забота  о  нём.  Знакомство  с  народными  потешками  расширяет  кругозор  детей,  обогащает  их  чувства  и  речь,  формирует  отношение  к  окружающему  миру.

  Особую  значимость  фольклорный  жанр  представляет  в  первые  дни   жизни  малыша  в  детском  учреждении.  Маленький  ребёнок  в  период  адаптации  скучает  по  дому,  маме,  не  способен  к  общению  с  другими  детьми  и  потому  находится  в  угнетённом  состоянии.  Потешка  помогает  устанавливать  первоначальный  контакт  воспитателя  с  малышом.  Правильно  подобранная  потешка  помогает  погасить  в  малыше  отрицательные  эмоции,  побудить  чувства  симпатии  к  пока  ещё  чужому  для  него  человеку. В  общем  отвлечься  и  успокоиться .  Маленькие  фольклорные  шедевры,  полные  мелодичности  и  лиризма,  помогают  наладить  эмоциональный  контакт  между  ребёнком  и  взрослым.  Словарный  запас  детей  этого  возраста  ещё  не  велик,  реальный  мир  воспринимается  ими  своеобразно,  поэтому  потешки,  пестушки, приговорки,  должны  соответствовать  уровню  развития  детей.

Вслушиваясь  в  напевность,  ритмичность  и  образность  народного  языка,  ребёнок  не  только  овладевает  речью,  но  и  приобщается  к  красоте  и  самобытности  русского  слова.

   Задачи  которые  можно  решать  с  помощью  русского  народного  фольклора:

 -  обеспечить  эмоционально -  положительное общение  с  каждым  ребёнком,  видя  в  этом  средства  сокращения  периода  адаптации;

-  воспитывать  положительное   отношение  к  режимным моментам:  умыванию,  одеванию,  приему  пищи и т.д.;

-   создавать  в  группе  настроения  мажора,  ведь  это  одно  из  условий  полноценного  развития  детей.  

   Произведения  фольклора  своими  содержанием  и  формой  наилучшим  образом  отвечают  задачам  воспитания  и  развития  ребёнка,  приспособлены  к  детским  потребностям.  Исподволь ,  незаметно   они  вводят  малыша  в  стихию  народного  слова,  раскрывают  его  богатство  и  красоту.  Фольклор  формирует  у  ребёнка  чувство  принадлежности  к   своему  народу,  его  культуре,  чувство  родного  языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА

Доклад был подготовлен для методического объединения по физической культуре. В нем рассказываются этапы обучения игровым упражнениям. Приводятся примеры игровых упражнений....

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию...

диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....

Мастер класс " Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей дошкольноговозраста"

Мастер класс "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики дошкольников "...

Познавательная дидактическая ига для детей старшего дошкольноговозраста

Предлагаю вашему вниманию познавательную дидактическую игру «Космос».Игра для детей старшего дошкольного возраста.Цели:-Расширение знаний детей о космосе , продолжать знакомить детей с про...

Моделирование письма и графическая практика программы "ПРОДЕТЕЙ" в работе с детьми дошкольноговозраста

Представлен опыт работы по использованию техноллогй МОДЕЛЬ ПИСЬМА и ГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА по речевому развитию детей и подготовки руки к письму....