Моделирование письма и графическая практика программы "ПРОДЕТЕЙ" в работе с детьми дошкольноговозраста
консультация (старшая группа)

Байтищева Мелихан Хусиновна

Представлен опыт работы по использованию техноллогй МОДЕЛЬ ПИСЬМА и ГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА по речевому развитию детей и подготовки руки к письму.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Моделирование письма и графическая практика из программы «ПРОдетей» в работе с детьми дошкольного возраста

Воспитатель: Байтищева М.Х.

 

 

На современном этапе развития дошкольного образования активно транслируется идея о необходимости введения новых педагогических технологий в работу. Данная тенденция прослеживается во всех образовательных областях, и особое внимание хочется обратить на речевое развитие дошкольников.   Модель письма и графические практики и - это педагогические технологии, представленные в программе «ПРОдетей».  

Модель письма.

  Сама модель представляет собой символическую запись текста, где за каждым символом-линией стоит слово. То есть, если в предложении «Я рисую дом » есть три слова, то в модели письма будет три линии. Деление речи на слова, необходимое для записи текста, не всегда хорошо наблюдается в устной речи: паузы обычно делают не между всеми словами, а только в местах, которые говорящий выделяет смысловыми акцентами. Но  модель письма поможет «увидеть» эти слова, разделенные пробелами. Кроме того, длина линий также будет разной, что приводит нас к ещё одной закономерности перевода устного сообщения в письменный: размер слов в письменном сообщении соответствует размеру слов в устном сообщении, т.е. длинные слова занимают больше места на строке. Так в нашем предложении слова «я» будет гораздо меньше слова «рисую» или слова «дом».

Другое правило письменной речи - запись слов в сообщении производить в определенном направлении: слева направо – также хорошо демонстрируется на модели письма. Когда строка закончится, следующее слово нужно писать в начале новой строки. При этом мы всегда обозначаем границы предложения – вертикальная линия у слов с заглавной буквой (начало предложения) и точка в конце.

Что же нужно для реализации этой технологии? Соответствующее оборудование и алгоритм проведения.

Оборудование и процедура проведения.

В качестве оборудования понадобиться маркерная доска или индивидуальные маркерные дощечки (которые можно заменить файлом с листком белого картона), маркеры стираемые – светлый для линий и темный для написания слов, и губка. Также пригодиться алфавит с картинками. При этом авторы программы указывают, что в таблице алфавита должны быть представлены как строчные, так и прописные буквы; картинки хорошо узнаваемы детьми; а название картинки точно представляло конкретную букву.

Алгоритм использования модели письма следующий:

  • Педагог заранее планирует, какое сообщение будет написано. Содержание сообщения определяется тем, чем будут заниматься дети, а также конкретной педагогической задачей. Для младших детей предложение должно состоять из трех - четырех слов и начинаться одинаково каждый раз (например, «Мы будем…»). Со старшими детьми следует писать длинные предложения и даже сообщения, состоящие из двух предложений. При этом не обязательно, чтобы предложения начинались одинаковыми словами.
  • Педагог рисует на доске картинку, символически отображающую содержание будущего сообщения. Например, если сообщение будет о музыкальном занятии, можно нарисовать несколько человечков и знак .
  • Педагог спрашивает: «Что мы будем сегодня делать?» Дети отвечают хором, или ребенок поворачивается к соседу и делится с ним своей идеей по поводу сегодняшних планов.
  • Педагог повторяет несколько вариантов сообщений, предложенных детьми: «Я услышала, что вы сказали: „Мы будем петь“, „Мы будем петь песни“, „Мы будем петь песню про елочку“» и выбирает 1 вариант.
  •  Педагог повторяет выбранное сообщение вместе с детьми: «Мы будем петь».
  • Педагог вместе с детьми повторяет предложение, делая паузы между словами. Во время произнесения каждого слова Педагог рисует на доске линию.
  • Педагог вместе с детьми «читает» линии. Педагог показывает на линию и вместе с детьми произносит соответствующее ей слово.
  • Педагог записывает слова на линиях под диктовку детей. На этом этапе можно поработать над предпосылками к обучению грамоте. Старшие дети, частично знакомые с буквами, могут начать подсказывать педагогу, какую букву следует писать. В этом случае педагог или подтверждает, что дети правильно подсказали букву, или объясняет, какую букву нужно написать. Если в задачу входит ознакомление детей с буквами и соответствующими им звуками, педагог может остановиться на одном из слов и спросить детей, с какой буквы это слово начинается (или какой буквой заканчивается). При этом он использует большую таблицу с алфавитом, объясняя детям, как найти картинку, соответствующую нужному звуку и букве. Желательно это делать только для одного-двух слов в предложении.
  • Педагог и дети еще раз читают предложение, показывая на все слова.

Где же можно применить данную технологию?  Авторы программы рекомендуют проводить занятие во время утреннего сбора (утреннего круга), и оно не должно превышать 5 минут.  

Графические практики.

Ещё одна технология в программе «ПРОДЕТЕЙ» называется графические практики.   

 «Так что же такое Графическая практика?» Особенностью данной технологии является то, что в ней совмещаются три любимых занятия детей – это музыка, рисование, слушание историй. Именно в этой технологии дошкольники изображают какой-то сюжет графическими элементами, с использованием музыки.  Своей основной задачей Графическая Практика имеет - это подготовка руки к письму. В числе других задач – это развитие символической функции, развитие воображения, развитие произвольности.

Что же необходимо для проведения Графической практики? Для графической практики можно использовать различные поверхности (бумагу, меловые или маркерные доски) и соответствующие пишущие инструменты (маркеры, карандаши, мел и т. д.), магнитофон или портативная колонка. Когда мы начинали эту практику, мы изготовили сами планшеты из картона, которые заламинировали. В дальнейшем были приобретены маркерные доски и фломастеры на водной основе.  Тряпочки, губки для стирания

Графическая практика не должна быть долгой (не более 10 минут). Старшие дети за это время успевают зарисовать 4-5 изображений. Интерес не пропадет, и усталости не будет! Это важно! Если дети пишут на гладких поверхностях, можно попросить стереть нарисованные на строке символы и записать снова.

Графическая практика это не урок рисования. Здесь важен ритм и символы, повторяющиеся в одной строке. И так как это графическая практика, то нет надобности использовать за одно упражнения разные цвета. Также не стоит предлагать рисовать детям ОДИН предмет с множеством элементов. К примеру, нарисовали одно солнышко с лучиками, парой глаз, одной дугой-улыбкой. Происходит ли в этом случае отработка движений, присутствует ли замещение предмета?

Однозначно нет (во-первых, это сложно и дети быстро теряют интерес, переключаясь на рисование). Педагог рассказывает детям короткую историю и предлагает ее зарисовать. Педагог демонстрирует рисунок на своей доске и объясняет, как рисуется данный элемент, как он расположен относительно других элементов.

 

Перед тем, как начать графические практики, мы с ребятами четко проговариваем правила:

  • пишем, пока звучит музыка;
  • музыка заканчивается – поднимаем руку вверх;
  • пишем слева направо;
  • во время написания символов проговариваем слово, которое записываем.

  Также перед началом работы можно провести пальчиковую гимнастику.  

Сюжеты к Графической практике в первую очередь должны быть основаны на интересах детей. Для изображения  используют не больше 4-5 элементов. Для младшего возраста вообще лучше не больше 1-2 элементов.

Музыка, которую авторы предлагают использовать в данной методике создают не только атмосферу, эмоциональный настрой истории, но и помогает ребёнку рисовать в определенном ритме, делать паузы, начинать и заканчивать работу. Поэтому выбор музыки тоже важен, в основном используется музыка без слов, минусовки детских песен или классические произведения.

В конце, мы с ребятами обсуждаем написанный текст, пересказываем его по нашим записям. Таким образом, данная методика позволяет не только делать акцент на развитии мелкой моторики и подготавливать руку к письму, но и развивать память, воображение и речь. А также способность регулировать свои движения, самому руководить процессом создания изображений, контролировать свои действия, записывать историю.


 Список литературы:

1.     ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. – М. Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. – 136 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...

Кружковая работа как форма культурной практики в работе с детьми дошкольного возраста (3-7 лет). Тема «Посуда»

Целевые ориентиры:·        Осуществление индивидуально – личностного подхода в обучении детей.·        Развитие мелкой и крупной м...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

Яковлева О.А. КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ....

Песенно-игровые формы фольклора на практике при работе с детьми в МБДОУ «Детский сад № 29»

Песенно-игровые формы фольклора на практике при работе с детьми среднего возраста. Сценарий фольклорного праздника-развлечения "Масленица"....