Главные вкладки

    Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
    презентация по теме

    Туренко Ольга Алексеевна

    «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Туренко Ольга Алексеевна педагог – психолог I категории МБДОУ д /с № 13 «Звездочка» г. Зеленогорск

    Слайд 2

    «Использование арт – технологии « Мандала » в работе с детьми с ТНР»

    Слайд 3

    Актуальность В нашем ДОУ 5 групп комбинированного вида, в которых есть дети с тяжелыми нарушениями речи. У этих детей имеется сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Это выражается испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний т рудности в общении со сверстниками т ревожность, агрессивность г иперактивность , импульсивность в бедности эмоциональных проявлений

    Слайд 4

    Первооткрывателем метода « Мандала » стал Карл Густав Юнг. Эта технология – безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения. Мандала – рисунок в круге, по восточным верованиям обладающий целительными свойствами. Мандала - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления- ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложно геометрической композиции мандалы , можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники.

    Слайд 5

    Концептуальная основа технологии Использование этой технологии дает ребёнку возможность перенести свои внутренние состояния, эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Рисуя мандалу , волны эмоций, которые бушуют ребёнка внутри, трансформируются в материальную частицу через цвет, форму и линию. Это удивительная возможность увидеть цвет и форму того, что ребёнок переживает на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.

    Слайд 6

    В работе с такими детьми я использую один из методов арт-терапии - технологию « Мандала ». Цель технологии – гармонизация эмоциональной сферы детей с ТНР, посредством рисования мандал . Технология способст-вует с нятию нервного напряжения, страхов, тревожного состояния и зменению агрессивного поведения п реодолению импульсивности п овышению самооценки р азвитию произвольности п реодолению сложной адаптации к новым условиям Мне эта технология помогает увидеть состояние эмоционально-волевой сферы дошкольника и корригировать негативные её проявления.

    Слайд 7

    Работа с мандалой включает в себя: р аскрашивание мандал - расскрасок создание собственных мандал С детьми с ТНР эту работу я провожу как индивидуально, так и с подгруппой. Занятия по работе с мандалами включены в цикл коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-волевой сферы детей, и охватывает детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят 2 раза в неделю в период с сентября по апрель.

    Слайд 8

    В работе с детьми, имеющими: Повышенный уровень тревожности, использую п ростые мандалы с крупными деталями э то позволяет им сделать свой рисунок аккуратным, справиться с «непослушными» штрихами

    Слайд 9

    И мпульсивным Агрессивным детям п редлагаю более сложные мандалы с мелкими деталями э то способствует развитию усидчивости, снятию внутреннего напряжения, нормализации психологического состояния и развитию произвольности

    Слайд 10

    Работу выстраиваю в 2 этапа. Во время раскрашивания мандал включаю детям спокойную музыку. I Этап. Раскрашивание готовых мандал – раскрасок. 1. Детям предлагаю самостоятельно выбрать раскраску мандалу из предложенных. 2. Дети самостоятельно выбирают материалы для раскрашивания: цветные карандаши; фломастеры; краски. 3. Дети самостоятельно выбирают цветовую гамму, при этом я как педагог осуществляю принцип невмешательства в работу детей. 4. Работы детей не оцениваю. 5. В конце работы по желанию ребенка можно: придумать ей название, подобрать для нее фон, вырезать мандалу и повесить ее на стену. 6. Дети дают описание своей работе, рассказывают о своих чувствах, эмоциях, которые возникли при выполнении работы.

    Слайд 11

    Раскрашивание готовых мандал – раскрасок.

    Слайд 12

    II этап. Дети создают собственные мандалы из цветного песка, пуговиц, мозаики. На одном занятии ребенку предлагаю только одну мандалу , время работы 20-60 минут. Если ребенок устал, я даю ему возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз. И она почти никогда не повторится. При работе с цветным песком использую набор из нескольких цветов. При работе с пуговицами детям предлагаю ассортимент различных пуговиц по цвету и размеру, для ориентира предлагаю нарисованный на бумаге круг.

    Слайд 13

    Создание собственных мандал

    Слайд 14

    Моноторинг эффективности Эффективность коррекционных воздействий отслеживаю: после повторной диагностики эмоционально-волевой сферы детей, а так же по наблюдениям и обратной связи с педагогами и родителями. Из 18 детей с ТНР было сформировано 3 группы – агрессивные дети, тревожные и гиперактивные . У 88% (16) детей из 18 отмечаю значительное снижение уровня напряжения и тревожности, снижение проявления агрессивного поведения, повышение самооценки. В поведении и деятельности этих детей проявляется саморегуляция , исчезают барьеры в общении со сверстниками. Сравнивая работы детей (цветовые предпочтения, характер штрихов, расположение орнамента в рисунке) в начале и в процессе работы, отмечаю насыщение мандал-рисунков позитивными яркими цветами, аккуратность в исполнении.

    Слайд 15

    Динамика в цвете

    Слайд 19

    Создаём «волшебные круги»

    Слайд 21

    Я как педагог- осуществляю принцип невмешательства в работу детей работы детей не оцениваю знакомлю детей с искусством мандалы поддерживаю желание рассказать, обыграть созданные детьми круги индивидуально обсуждаю настроение, чувства, эмоции ребёнка, которые возникли в процессе рисования после окончания работа предлагаю детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе

    Слайд 22

    Результат Ознакомление детей с искусством мандалы , организация увлекательной игры с ребёнком способствует обретению спокойствия и согласия с миром и с самим собой, возникновению желания у детей снова поиграть с «магическим кругом», который преображает и вдохновляет. Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки Работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на эмоционально - личностную сферу детей с ТНР, а еще и позволяет почувствовать им эмоциональную поддержку со стороны взрослого, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения. Развитие внимательности, эмоционально-чувственного мира, воображения, фантазии ребёнка, способствует снятию психофизического и внутреннего напряжения. Всё это помогает ребёнку поверить в себя, раскрепоститься, стать уверенней, радостней.

    Слайд 23

    Перспектива В перспективе, когда дети освоят все этапы рисования и составления мандал , планирую использовать эту технологию для совместной работы дети-родители, т.к. эта технология имеет положительное влияние на эмоционально – личностное развитие и может стать хорошей семейной традицией.



    Предварительный просмотр:

    «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»

          В нашем ДОУ 5 групп комбинированного вида, в которых  есть дети с тяжелыми нарушениями речи. У этих детей имеется сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы.

         Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у этих детей я часто наблюдаю трудности в общении со сверстниками, многие из них тревожны, гиперактивны, агрессивны, импульсивны.

        В работе с такими детьми я использую один из  методов арт-терапии - технологию «Мандала».
         Первооткрывателем метода «Мандала» стал Карл Густав Юнг. Эта технология - безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения. Мандала – рисунок в круге, по восточным верованиям обладающий целительными свойствами. Мандала - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления- ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложно геометрической        композиции        мандалы,        можно встретить        самые        разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники.

         Использование этой технологии дает ребёнку возможность перенести свои внутренние состояния, эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Рисуя мандалу, волны эмоций, которые бушуют у ребёнка внутри, трансформируются в материальную частицу через цвет, форму и линию. Это возможность увидеть цвет и форму того, что ребёнок переживает на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.

     

          Цель использования данной технологии - гармонизация эмоциональной сферы детей с ТНР, посредством рисования мандал.

          Эта технология способствует:

    - снятию нервного напряжения, страхов, тревожного состояния;

    - изменению агрессивного поведения;

    - преодолению импульсивности;

    - повышению самооценки;

    - развитию произвольности;

    - преодолению сложной адаптации к новым условиям.

           Мне эта технология помогает увидеть состояние эмоционально-волевой сферы дошкольника и корригировать негативные её проявления. 

          Работа с мандалой включает в себя: раскрашивание мандал – раскрасок и создание собственных мандал.

          С детьми с ТНР эту работу я  провожу как индивидуально, так и с подгруппой. Занятия по работе с мандалами включены в цикл коррекционно-развивающих занятий  по развитию эмоционально-волевой сферы детей, и охватывает детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят 2 раза в неделю в период с сентября по апрель. 

     В работе с детьми, имеющими повышенный уровень тревожности, использую простые мандалы с крупными деталями, что позволяет им сделать свой рисунок аккуратным, справиться с «непослушными» штрихами. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания. Импульсивным  и агрессивным детям предлагаю более сложные мандалы с мелким деталями, это способствует развитию усидчивости, снятию внутреннего напряжения, нормализации психологического состояния и развитию произвольности.

           Работу выстраиваю в 2 этапа.

          Во время раскрашивания мандал включаю детям спокойную музыку.

    I Этап. Раскрашивание готовых мандал – раскрасок.

    1. Детям предлагаю самостоятельно выбрать раскраску мандалу из предложенных.

    2. Дети самостоятельно выбирают материалы для раскрашивания:

    - цветные карандаши;

    - фломастеры;

    - краски.

    3. Дети самостоятельно выбирают цветовую гамму.

    4. В конце работы по желанию ребёнка можно: придумать ей название, подобрать для нее фон, вырезать мандалу и повесить её на стену.

    5. Дети дают описание своей работе,  рассказывают о своих чувствах, эмоциях, которые возникли при выполнении работы.

    II этап. Дети  создают собственные  мандалы из цветного песка, пуговиц, мозаики.

    На одном занятии ребенку предлагаю только одну мандалу, время работы 20-60 минут. Если ребенок устал, я даю ему возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз. И она почти никогда не повторится. При работе с цветным песком использую набор из нескольких цветов. При работе с пуговицами детям предлагаю ассортимент различных пуговиц по цвету и размеру, для ориентира предлагаю нарисованный на бумаге круг.

    Эффективность коррекционных воздействий отслеживаю после повторной диагностики эмоционально-волевой сферы детей, а так же   по наблюдениям и обратной связи с педагогами и родителями. Из 18 детей с ТНР было сформировано 3 группы – агрессивные дети, тревожные и гиперактивные. У 88% (16) детей из  18 отмечаю значительное снижение уровня напряжения и тревожности, снижение проявления агрессивного поведения, повышение самооценки. В поведении и деятельности этих детей проявляется саморегуляция, исчезают барьеры в общении со сверстниками.  

           Сравнивая работы детей (цветовые предпочтения, характер штрихов, расположение орнамента в рисунке) в начале и в процессе работы, отмечаю насыщение мандал-рисунков позитивными яркими цветами, аккуратность в исполнении.

           Я как педагог:

    - осуществляю принцип невмешательства в работу детей;

    -  работы детей не оцениваю;

    - знакомлю детей с искусством мандалы;

    - поддерживаю желание рассказать, обыграть созданные детьми круги;

    - индивидуально обсуждаю настроение, чувства, эмоции ребёнка, которые возникли в процессе рисования;

    - после окончания работы предлагаю детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе.

         Результат:

    - ознакомление детей с искусством мандалы,  организация  увлекательной игры с ребёнком  способствует обретению спокойствия и согласия с миром и с самим собой, возникновению желания у детей снова поиграть с «магическим кругом», который преображает и вдохновляет;

    - создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки;

    - работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на эмоционально - личностную сферу детей с ТНР, а еще и позволяет почувствовать им эмоциональную поддержку со стороны взрослого, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения.

           Всё это помогает ребёнку поверить в себя, раскрепоститься, стать уверенней, радостней.

    Данное сопровождение помогает ребёнку возвратиться в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащённую.

       

         В перспективе, когда дети освоят все этапы рисования и составления мандал, планирую использовать эту технологию для совместной работы дети-родители, т.к. эта технология имеет положительное влияние на эмоционально - личностное развитие и может стать хорошей семейной традицией.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный педагогический опыт "Использование современных оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

    В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотр...

    Статья "Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса в рамках взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ТНР (ОНР)"

    В статье раскрыта система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя при проведении коррекционно-образовательной работы: определены основные задачи, раскрыты формы и методы взаимодейс...

    Доклад на тему: «ТРИЗ в работе с детьми с ОНР»

    Теоритическая и практическая часть по ТРИЗу....

    Использование метода БОС в работе с детьми с ТНР

    Предложенный материал раскрывает сущность метода БОС и его преимущества перед другими методиками в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Демонстрирует содержание работы воспитателя по зак...

    Использование здоровьезберегающих технологий в работе с детьми с ТНР

    Использование здоовьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР...

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР.

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР....

    Презентация "Использование ИКТ в работе с детьми с ТНР"

    Презентация "ИКТ в коррекционной работе"...