Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
презентация по теме
«Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
Скачать:
Подписи к слайдам:
«Использование арт – технологии « Мандала » в работе с детьми с ТНР»
Актуальность В нашем ДОУ 5 групп комбинированного вида, в которых есть дети с тяжелыми нарушениями речи. У этих детей имеется сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Это выражается испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний т рудности в общении со сверстниками т ревожность, агрессивность г иперактивность , импульсивность в бедности эмоциональных проявлений
Первооткрывателем метода « Мандала » стал Карл Густав Юнг. Эта технология – безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения. Мандала – рисунок в круге, по восточным верованиям обладающий целительными свойствами. Мандала - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления- ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложно геометрической композиции мандалы , можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники.
Концептуальная основа технологии Использование этой технологии дает ребёнку возможность перенести свои внутренние состояния, эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Рисуя мандалу , волны эмоций, которые бушуют ребёнка внутри, трансформируются в материальную частицу через цвет, форму и линию. Это удивительная возможность увидеть цвет и форму того, что ребёнок переживает на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.
В работе с такими детьми я использую один из методов арт-терапии - технологию « Мандала ». Цель технологии – гармонизация эмоциональной сферы детей с ТНР, посредством рисования мандал . Технология способст-вует с нятию нервного напряжения, страхов, тревожного состояния и зменению агрессивного поведения п реодолению импульсивности п овышению самооценки р азвитию произвольности п реодолению сложной адаптации к новым условиям Мне эта технология помогает увидеть состояние эмоционально-волевой сферы дошкольника и корригировать негативные её проявления.
Работа с мандалой включает в себя: р аскрашивание мандал - расскрасок создание собственных мандал С детьми с ТНР эту работу я провожу как индивидуально, так и с подгруппой. Занятия по работе с мандалами включены в цикл коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-волевой сферы детей, и охватывает детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят 2 раза в неделю в период с сентября по апрель.
В работе с детьми, имеющими: Повышенный уровень тревожности, использую п ростые мандалы с крупными деталями э то позволяет им сделать свой рисунок аккуратным, справиться с «непослушными» штрихами
И мпульсивным Агрессивным детям п редлагаю более сложные мандалы с мелкими деталями э то способствует развитию усидчивости, снятию внутреннего напряжения, нормализации психологического состояния и развитию произвольности
Работу выстраиваю в 2 этапа. Во время раскрашивания мандал включаю детям спокойную музыку. I Этап. Раскрашивание готовых мандал – раскрасок. 1. Детям предлагаю самостоятельно выбрать раскраску мандалу из предложенных. 2. Дети самостоятельно выбирают материалы для раскрашивания: цветные карандаши; фломастеры; краски. 3. Дети самостоятельно выбирают цветовую гамму, при этом я как педагог осуществляю принцип невмешательства в работу детей. 4. Работы детей не оцениваю. 5. В конце работы по желанию ребенка можно: придумать ей название, подобрать для нее фон, вырезать мандалу и повесить ее на стену. 6. Дети дают описание своей работе, рассказывают о своих чувствах, эмоциях, которые возникли при выполнении работы.
Раскрашивание готовых мандал – раскрасок.
II этап. Дети создают собственные мандалы из цветного песка, пуговиц, мозаики. На одном занятии ребенку предлагаю только одну мандалу , время работы 20-60 минут. Если ребенок устал, я даю ему возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз. И она почти никогда не повторится. При работе с цветным песком использую набор из нескольких цветов. При работе с пуговицами детям предлагаю ассортимент различных пуговиц по цвету и размеру, для ориентира предлагаю нарисованный на бумаге круг.
Создание собственных мандал
Моноторинг эффективности Эффективность коррекционных воздействий отслеживаю: после повторной диагностики эмоционально-волевой сферы детей, а так же по наблюдениям и обратной связи с педагогами и родителями. Из 18 детей с ТНР было сформировано 3 группы – агрессивные дети, тревожные и гиперактивные . У 88% (16) детей из 18 отмечаю значительное снижение уровня напряжения и тревожности, снижение проявления агрессивного поведения, повышение самооценки. В поведении и деятельности этих детей проявляется саморегуляция , исчезают барьеры в общении со сверстниками. Сравнивая работы детей (цветовые предпочтения, характер штрихов, расположение орнамента в рисунке) в начале и в процессе работы, отмечаю насыщение мандал-рисунков позитивными яркими цветами, аккуратность в исполнении.
Динамика в цвете
Создаём «волшебные круги»
Я как педагог- осуществляю принцип невмешательства в работу детей работы детей не оцениваю знакомлю детей с искусством мандалы поддерживаю желание рассказать, обыграть созданные детьми круги индивидуально обсуждаю настроение, чувства, эмоции ребёнка, которые возникли в процессе рисования после окончания работа предлагаю детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе
Результат Ознакомление детей с искусством мандалы , организация увлекательной игры с ребёнком способствует обретению спокойствия и согласия с миром и с самим собой, возникновению желания у детей снова поиграть с «магическим кругом», который преображает и вдохновляет. Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки Работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на эмоционально - личностную сферу детей с ТНР, а еще и позволяет почувствовать им эмоциональную поддержку со стороны взрослого, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения. Развитие внимательности, эмоционально-чувственного мира, воображения, фантазии ребёнка, способствует снятию психофизического и внутреннего напряжения. Всё это помогает ребёнку поверить в себя, раскрепоститься, стать уверенней, радостней.
Перспектива В перспективе, когда дети освоят все этапы рисования и составления мандал , планирую использовать эту технологию для совместной работы дети-родители, т.к. эта технология имеет положительное влияние на эмоционально – личностное развитие и может стать хорошей семейной традицией.
Предварительный просмотр:
«Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
В нашем ДОУ 5 групп комбинированного вида, в которых есть дети с тяжелыми нарушениями речи. У этих детей имеется сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы.
Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у этих детей я часто наблюдаю трудности в общении со сверстниками, многие из них тревожны, гиперактивны, агрессивны, импульсивны.
В работе с такими детьми я использую один из методов арт-терапии - технологию «Мандала».
Первооткрывателем метода «Мандала» стал Карл Густав Юнг. Эта технология - безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения. Мандала – рисунок в круге, по восточным верованиям обладающий целительными свойствами. Мандала - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления- ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложно геометрической композиции мандалы, можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники.
Использование этой технологии дает ребёнку возможность перенести свои внутренние состояния, эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Рисуя мандалу, волны эмоций, которые бушуют у ребёнка внутри, трансформируются в материальную частицу через цвет, форму и линию. Это возможность увидеть цвет и форму того, что ребёнок переживает на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.
Цель использования данной технологии - гармонизация эмоциональной сферы детей с ТНР, посредством рисования мандал.
Эта технология способствует:
- снятию нервного напряжения, страхов, тревожного состояния;
- изменению агрессивного поведения;
- преодолению импульсивности;
- повышению самооценки;
- развитию произвольности;
- преодолению сложной адаптации к новым условиям.
Мне эта технология помогает увидеть состояние эмоционально-волевой сферы дошкольника и корригировать негативные её проявления.
Работа с мандалой включает в себя: раскрашивание мандал – раскрасок и создание собственных мандал.
С детьми с ТНР эту работу я провожу как индивидуально, так и с подгруппой. Занятия по работе с мандалами включены в цикл коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-волевой сферы детей, и охватывает детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят 2 раза в неделю в период с сентября по апрель.
В работе с детьми, имеющими повышенный уровень тревожности, использую простые мандалы с крупными деталями, что позволяет им сделать свой рисунок аккуратным, справиться с «непослушными» штрихами. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания. Импульсивным и агрессивным детям предлагаю более сложные мандалы с мелким деталями, это способствует развитию усидчивости, снятию внутреннего напряжения, нормализации психологического состояния и развитию произвольности.
Работу выстраиваю в 2 этапа.
Во время раскрашивания мандал включаю детям спокойную музыку.
I Этап. Раскрашивание готовых мандал – раскрасок.
1. Детям предлагаю самостоятельно выбрать раскраску мандалу из предложенных.
2. Дети самостоятельно выбирают материалы для раскрашивания:
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- краски.
3. Дети самостоятельно выбирают цветовую гамму.
4. В конце работы по желанию ребёнка можно: придумать ей название, подобрать для нее фон, вырезать мандалу и повесить её на стену.
5. Дети дают описание своей работе, рассказывают о своих чувствах, эмоциях, которые возникли при выполнении работы.
II этап. Дети создают собственные мандалы из цветного песка, пуговиц, мозаики.
На одном занятии ребенку предлагаю только одну мандалу, время работы 20-60 минут. Если ребенок устал, я даю ему возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз. И она почти никогда не повторится. При работе с цветным песком использую набор из нескольких цветов. При работе с пуговицами детям предлагаю ассортимент различных пуговиц по цвету и размеру, для ориентира предлагаю нарисованный на бумаге круг.
Эффективность коррекционных воздействий отслеживаю после повторной диагностики эмоционально-волевой сферы детей, а так же по наблюдениям и обратной связи с педагогами и родителями. Из 18 детей с ТНР было сформировано 3 группы – агрессивные дети, тревожные и гиперактивные. У 88% (16) детей из 18 отмечаю значительное снижение уровня напряжения и тревожности, снижение проявления агрессивного поведения, повышение самооценки. В поведении и деятельности этих детей проявляется саморегуляция, исчезают барьеры в общении со сверстниками.
Сравнивая работы детей (цветовые предпочтения, характер штрихов, расположение орнамента в рисунке) в начале и в процессе работы, отмечаю насыщение мандал-рисунков позитивными яркими цветами, аккуратность в исполнении.
Я как педагог:
- осуществляю принцип невмешательства в работу детей;
- работы детей не оцениваю;
- знакомлю детей с искусством мандалы;
- поддерживаю желание рассказать, обыграть созданные детьми круги;
- индивидуально обсуждаю настроение, чувства, эмоции ребёнка, которые возникли в процессе рисования;
- после окончания работы предлагаю детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе.
Результат:
- ознакомление детей с искусством мандалы, организация увлекательной игры с ребёнком способствует обретению спокойствия и согласия с миром и с самим собой, возникновению желания у детей снова поиграть с «магическим кругом», который преображает и вдохновляет;
- создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки;
- работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на эмоционально - личностную сферу детей с ТНР, а еще и позволяет почувствовать им эмоциональную поддержку со стороны взрослого, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения.
Всё это помогает ребёнку поверить в себя, раскрепоститься, стать уверенней, радостней.
Данное сопровождение помогает ребёнку возвратиться в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащённую.
В перспективе, когда дети освоят все этапы рисования и составления мандал, планирую использовать эту технологию для совместной работы дети-родители, т.к. эта технология имеет положительное влияние на эмоционально - личностное развитие и может стать хорошей семейной традицией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт "Использование современных оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотр...
Доклад из опыта работы: "Использование коррекционных технологий в индивидуальной работе с детьми"
Доклад из опыта работы...
Стендовый доклад "Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В связи с введением ФГОС в дошкольное образование появилась необходимость применения инновационных методов, способов, приёмов обучения, направленных на достижение позитивного результата. Одной из новы...
Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством "Театра в чемоданчике»
Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством &q...
Педагогический практикум : «Использование элементов технологии эйдетика в работе с детьми среднего дошкольного возраста»
Задачи:Формировать представление о том, что такое эйдетика.Познакомить с вариантами игр, основанных на методе эйдетики, для развития...
Инновационный педагогический опыт "Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи"
Представленный опыт работы формировался на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида №55 «Веснушка» г. Южно-Сахалинска в течение трех лет с детьми, имеющими общее недоразвитие реч...