Инновационный педагогический опыт "Использование современных оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка по теме

ЦЫПОВСКАЯ СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

     В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nalichie_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт.

Тема:  Использование современных оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития.

Актуальность и перспективность опыта.

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей.  Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Актуальность опыта состоит в решении проблемы  сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование инновационных оздоровительных технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Концептуальность.

Новизна опыта заключается в комбинировании элементов традиционных и современных оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, а так же в реализации инновационных здоровьесберегающих  технологий  в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ.

Наличие теоретической базы опыта.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.Реализация важнейших положений Закона РФ «Об образовании», связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.

Большую работу в этом направлении провели такие, известные в сфере дошкольного образования, ученые как Л.Н. Волошина, Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, В.Г. Алямовская, М.Н. Кузнецова и многие другие. Благодаря их исследованиям, а также обобщению опыта практической деятельности регионов Управлением дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации, создано программно-методическое обеспечение для дошкольных учреждений, реализующих оздоровительные программы.

Воспитательно-образовательная деятельность реализуется по «Общеобразовательной программе МДОУ «Детский сад №69», разработанной на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования:«Детство», авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др., «Примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», авторы: О.В.  Бурляева и др. Кроме этого используются программы и методики: Л. И. Пензулаевой «Физическое воспитание детей дошкольного возраста», Н. В. Козлова «Я — человек»,М.Ю. Картушина «Зеленый огонёк здоровья»,В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова «Развивающая педагогика оздоровления», И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева и др. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе»,Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина«Безопасность»,направляющие педагога на формирование у ребёнка навыков безопасного существования и ответственности к себе и своему личному здоровью.

     Актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.

Ведущая педагогическая идея.

Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои воспитательно-образовательные задачи, определять свою стратегию сохранения здоровья, выбирать

инновационные технологии. Поэтому, ведущей педагогической идеей моего опыта является повышение эффективности оздоровительной деятельности, посредством использования здоровьесберегающих технологий, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование валеологической культуры поведения.

Оптимальность и эффективность средств:

В группе для изучения данной проблемы созданы необходимые условия:

-усовершенствованная предметно-развивающая среда;

-групповой физкультурный уголок;

-традиционное оборудование для развития двигательной активности детей;

-нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия;

-корзины для забрасывания мячей, мишени для метания в цель, способствующие  повышению двигательной активности детей;

-мячи, кегли, гимнастические палки, массажные коврики и дорожки;

-наборы масок для подвижных игр.

    На территории детского сада оборудована спортивная площадка, где находится футбольное и волейбольное поля, имеется гимнастическое оборудование, полоса препятствий, беговая дорожка, яма для прыжков.

Для организации физкультурных занятий и осуществления самостоятельной двигательной деятельности детей в детском саду физкультурный зал оборудован необходимым спортивным инвентарем: беговая дорожка, велотренажер, тренажер для  мышц спины, батут, обручи, массажная дорожка, скакалки, мячи, атрибуты для проведения утренней гимнастики. Комплексы утренней гимнастики, физкультурных занятий, бодрящая гимнастика после дневного сна, физкультурные паузы содержат упражнения, направленные на укрепление мышц спины, свода стопы, шеи и т.п. Для тренировки дыхания используем комплексы физических упражнений, дыхательные гимнастики. Картотеки подвижных игр, игр-упражнений на развитие быстроты движения, корригирующих упражнений составлены с учетом физиологических особенностей детей и ежедневно применяются в организации двигательной деятельности детей.

Для тренировки защитных сил детского организма в детском саду предусмотрены как традиционные, так и нетрадиционные методы закаливания: соблюдение сезонной одежды на прогулке, полоскание горла настоем трав, обширное умывание, хождение по массажным коврикам, солнечные ванны во время летних прогулок. С детьми в период  после болезни работа ведется по щадящему режиму.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мы проводим: родительские собрания, круглые столы, индивидуальные и коллективные  консультации, дни здоровья, спортивные праздники, дни открытых дверей, беседы, фотоконкурсы на тему здоровья, выставки папок - передвижек, открытые показы.

Информационно-просветительская деятельность знакомит родителей с инновационными оздоровительными технологиями, различными формами работы по физическому воспитанию детей в дошкольном учреждении, а так же способствует формированию у родителей ценностного отношения к здоровью в целом. Информирование о состоянии здоровья, физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности ребёнка, привлекает  родителей к участию в различных формах совместной деятельности, способствует повышению их грамотности в вопросах использования современных оздоровительных средств в домашних условиях.

Результативность опыта.

Работа по данному направлению позволяет отслеживать результативность деятельности детей на любом из этапов и вносить необходимые корректировки.  На этапе опытно - экспериментальной апробации очень важным моментом стало выстраивание алгоритмов деятельности и вовлечение педагогического коллектива и  родителей в оздоровительный процесс. Такой подход позволил  совершенствовать физические навыки детей, способствовал снижению уровня заболеваемости, и повышению валеологической грамотности родителей. Дети, совместно с родителями активно участвовали в физкультурно-оздоровительных мероприятиях таких как «За здоровьем в сказку»,«Малые Олимпийские игры» и др. Воспитанники с радостью участвуют в  подвижных играх, играх-упражнениях на развитие быстроты движения, с интересом выполняют дыхательную гимнастику, корригирующие упражнения, комплексы массажных упражнений(хождение по массажных коврикам, массаж ладоней мячами с ребристой поверхностью).

Можно отметить тот факт, что повысился процент компетентности родителей в вопросах валеологии, а также профессионализма и творческого потенциала педагогов по оздоровлению воспитанников за счет открытых показов продуктивной деятельности, консультаций, круглых столов.

Уровень здоровья и физического развития детей за два года значительно повысился.

Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития, повысилось на 13 % (2011-2012г.- 22%; 2012-2013г.- 35 %); имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 32% (2011-2012г.- 22%; 2012-2013г.- 54 %). Уровень заболеваемости снизился на 0,9 %, значительно снизилось количество пропусков по болезни.

Возможность тиражирования.

    Опыт представлен:

1.  МГПИ им М.Е. ЕвсевьеванаIX Международной научно - практической конференции - Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения»в форме доклада «Здоровьесберегающие технологии в современной системе образования в условиях дошкольной образовательной организации», с последующей печатью в сборнике.

2.  ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО»на Республиканской научно - практической конференции «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития» в форме доклада «Инновационный подход к проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольников в ДОУ»с последующей печатью в сборнике на сайте МРИО.

    Наличие приложений, иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками:

1. «Особенности строения органов дыхания у детей и влияние на них физических упражнений» - беседа с родителями

2. Бодрящая гимнастика после сна с элементами самомассажа - открытый показ для воспитателей с детьми подготовительной  группы.

3. «Закаливание детей старшего дошкольного возраста»- выступление на «Круглом столе» в МРИО г. Саранска.

4. «Веселые старты»- открытое физкультурно-оздоровительное мероприятие с родителями

5. «Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей»- консультация для воспитателей МДОУ № 69 .

6. «СДГВ или что такое гиперактивность ребенка»- выступление на родительском собрании МДОУ № 69.

7. «Защита проекта «Здоровячок» - выступление на педсовете для воспитателей МДОУ № 69.

8.«Нетрадиционные формы работы педагога с семьями воспитанников по формированию основ безопасности жизнедеятельности и валеологической  культуры»- доклад на конференции для воспитателей МДОУ, МАДОУ «Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей в воспитании здорового ребенка, в формировании основ безопасности жизни и валеологической  культуры взрослых и детей», МАДОУ «Детский сад №41»

10. «Динамическая пауза в непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах» доклад на педагогическом совете

11. Открытый показ бодрящей гимнастики после сна с детьми подготовительной  группы для воспитателей МДОУ № 69

12. «Здоровьесберегающие технологии в современной системе образования в условиях дошкольной образовательной организации»- участие в IX Международной научно - практической конференции - Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения».

13. «Инновационный подход к проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольников в ДОУ»- выступление на Республиканской научно - практической конференции «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития».

14.«Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения в ДОУ» - консультация для родителей.

15. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»- консультация для воспитателей .

16. «Здоровые дети - в здоровой семье»- спортивный досуг для детей и родителей средней группы.

17.«В поисках лучиков солнца» - открытая непосредственная образовательная деятельность в рамках проекта «Здоровячок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Использование современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности – это основная задача педагогов ДОУ.Совр...

Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ....

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье раскрывается сущность метода проектов как инновационной педагогической технологии, а также возможности его использования в работе с детьми дошкольного возраста....

Современные игровые технологии в работе с детьми дошкоСовременные игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста.льного возраста.

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Учитывая, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, мы...

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Как я понимаю качественное образование для каждого?Это значит создать в детском саду условия, реализующие право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающие равные стартовые...

Консультация "Применение современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Крнсультация "Применение образовательных технологий в работе с детьи дошкольного возраста"...