Главные вкладки

    статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"
    статья (младшая группа) по теме

    Гейне Вера Сергеевна

     

    Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.

    Гейне Вера Сергеевна

    Учитель-логопед

    КБОУ кафедры     дефектологии
     Педагогической академии последипломного образования, г.Москва.

    ya.gejne@yandex.ru

     

    Аннотация: Целью статьи является описание здоровьесберегающих технологий, используемых в работе учителя-логопеда с детьми  дошкольного возраста с  речевыми нарушениями. В статье изложено применение следующих здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста:

    1. Технологии воздействия цветом

    2. Развитие мелкой моторики, ручного праксиса  и тактильной чувствительности.

    3. Гимнастика для глаз

    4. Дыхательная гимнастика.

    5. Технологии музыкального воздействия

    6. Динамические паузы.

    7. Создание оптимальных, сохраняющих здоровье,  условий для занятий.

    8. Использование элементов театрализации.

     

    Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, коррекционно-развивающая работа, дети дошкольного возраста.

     

     «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

     …гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности».

    « … адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников»

    (ст.51, п.1) «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников…» [1]

     

    ___________________________________________________________

     

     

    [1]  Закон РФ "Об образовании" (ст. 2; п.1, п.3) (последняя редакция 2011г.)

     

    Список литературы:

     

    1.  Нищева Н.В. «Программа коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической  группе детского сада» - Санкт – Петербург, 2007.

    2. Нищева Н.В. «Организация коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» - Санкт – Петербург, 2007.

    3. Поцелуева В.А.  «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

    (выступление на педсовете от 28.01.2011г.) -  МДОУ № 8 «Родничок» г. Грязи, Липецкой обл.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_dlya_publikacii.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

    Гейне Вера Сергеевна

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №737

    Московской области. Учитель – логопед.

    Данная тема очень актуальна, так как известно, что дошкольный возраст является решающим звеном в формировании основы физического и психического здоровья ребенка. В этом возрасте идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Среди дошкольников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а, часто, и мышления. Следовательно, возникает необходимость в проведении комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми. Она включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), динамические паузы, упражнения для профилактики нарушений зрения.

         В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; п.1, п.3) (последняя редакция 2011г.) «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

     …гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности».

    «…адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников»

    (ст.51, п.1) «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников…»

         Усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, должны быть направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, воспитание здорового образа жизни.   В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Главный признак здоровьесберегающих технологий  – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

        Учитель-логопед, работающий с детьми с речевыми нарушениями, конечно же, должен использовать эти технологии в своей практике.

       Здоровьесберегающие технологии можно   разделить на три подгруппы:

     ● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

    ● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

     ● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

        Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

        Современные здоровьесберегающие технологии весьма разнообразны:

    1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья

    1. Стретчинг.
    2. Ритмопластика.
    3. Динамические паузы.
    4. Подвижные и спортивные игры.
    5. Релаксация.
    6. Технологии эстетической направленности.
    7. Гимнастика пальчиковая.
    8. Гимнастика для глаз.
    9. Гимнастика бодрящая.        
    10. Гимнастика корригирующая.        
    11. Гимнастика ортопедическая.        

    2. Технологии обучения здоровому образу жизни

    1. Физкультурное занятие.
    2. Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия).
    3. Коммуникативные игры.
    4. Самомассаж.
    5. Точечный самомассаж.
    6. Биологическая обратная связь (БОС)

    3. Коррекционные технологии

    1. Арттерапия.
    2. Технологии музыкального воздействия.
    3. Сказкотерапия.
    4. Технологии воздействия цветом.
    5. Технологии коррекции поведения.
    6. Психогимнастика.
    7. Фонетическая ритмика.

           В своей работе логопедом я руководствуюсь «Программой коррекционно - развивающей работы в младшей логопедической  группе детского сада», разработанной Н.В. Нищевой. Программа рассчитана на детей, у которых наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы (фонетико - фонематической стороны речи, лексического состава языка, грамматического строя речи) при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Жукова Н.С., Чиркина Г.В., Филичева Т.Б.)

    В составе группы   60% детей с задержкой речевого развития.

    А также   40%   детей с задержкой психо-речевого развития, ОНР II уровня.

    У 60% детей отмечаются заболевания опорно-двигательной системы, общая соматическая ослабленность организма.

           В своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

    1. Технологии воздействия цветом

       В оформлении кабинета используются мягкие пастельные цвета, отдается предпочтение нежно- зеленому цвету стен, с учетом того, что окна расположены на восточной стороне здания ГОУ.  Поверхности столов и стулья цвета «бук». Такие цвета снимают напряжение, стимулируют умственную деятельность и повышают эмоциональный настрой ребенка.

    Правильно организованная предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете, создает возможности для успешного устранения речевого дефекта,  способствует преодолению отставания в речевом развитии, снижает вероятность зрительного утомления, позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности,  стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. В кабинете логопеда уютно, радостно и  светло. Острые углы и кромки мебели закруглены, что обеспечивает безопасность детей во время занятий.

    2. Пальчиковая гимнастика.

       Она позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение, скоординировать движение и речь. Пальчиковая гимнастика проводится с детьми в начале и в конце каждого занятия (индивидуального и подгруппового). В начале занятия – для активизации речевой деятельности, а в его конце – для закрепления лексической темы недели. (К каждому занятию подобрана пальчиковая гимнастика, соответствующая лексической теме, например, для лексической темы «Семья» -  игра «Пальчики здороваются» и т.п.)

    Для развития мелкой моторики, ручного праксиса и тактильной чувствительности используются:

    - сухой бассейн (с различными наполнителями: горох, орехи каштана, рисовая крупа, манная крупа, стеклянные шарики «Марблз»);

    - самомассаж рук орехом каштана, массажным ковриком «Травка»;

    - контрастные ванночки с водой разной температуры;

    - упражнения с шестигранным карандашом («Утюжок», «Добывание огня», «Горка»), с бусами («Бусы и шкатулочка», «Вертушка», «Рисуем бусами»);

    - игрушки с поверхностью различной текстуры и температуры (гладкая, шершавая, теплая, холодная, мягкая, пушистая).

    3. Гимнастика для глаз

       Ежедневно по 1-2 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. А так же во время подгрупповых логопедических занятий («Следи за игрушкой», «Близко – далеко», «Солнечные зайчики», «Бегающий огонек»).  Эти упражнения помогают снять напряжение и расслабить мышцы глаз.

    4. Дыхательная гимнастика.

        Необходимо отметить, что физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке.  Объем легких у них ниже возрастной нормы. Также отмечается недостаточный объем выдыхаемого воздуха перед началом речи, укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Работа по формированию правильного дыхания проводится в следующей последовательности:

    * Развитие груднобрюшного дыхания.

    * Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.

    * Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность.

    В процессе занятий решаются следующие цели:

    - профилактика заболеваний верхних дыхательных путей;

    - активизация мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани («Дышим попеременно», «Послушаем свое дыхание», «Подыши одной ноздрей»);

    - укрепление мышц брюшной полости («Воздушный шар», «Ветер на море»);

    - осуществление вентиляции легких для подготовки голосового аппарата к фонации («Снежинки», «Греем ручки», «Катание с горки», «Сосульки звенят», «Капель стучит по крыше», «Дождик», «Осенний ветерок»);

    - упражнение в умении длительно или многократно произносить звук на одном выдохе («Листопад», «Чей одуванчик дальше улетит?», «Лети, бабочка», «Рыбки», «Ветерок» и т.д.);

    - на одном выдохе произносить 3-4 слога («Эхо», «Дождик», «Гром»);

    - развитие силы голоса («Звонок», «Лошадки скачут», «Многоэтажный дом»)

    -развитие интонационной выразительности речи и дыхания («У бабушки в деревне»).

    5. Технологии музыкального воздействия

       Используются в качестве вспомогательного средства, как часть подгрупповых занятий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, закрепления лексической темы недели, развития слухового внимания (прослушивание аудиозаписей шума дождя и льющейся воды, пения птиц, жужжания насекомых, голосов животных, фрагментов классической музыки, спокойной инструментальной музыки).

    «Посидим, послушаем», «Звуки леса».

    6. Динамические паузы.

       Во время индивидуальных и подгрупповых занятий, каждая длительностью 2-5 мин., по мере утомляемости детей в качестве профилактики утомления.

    7. Создание оптимальных, сохраняющих здоровье, условий для занятий.

       Это обеспечивается чередованием различных видов деятельности, соблюдением временных рамок занятий в соответствии с возрастом детей, сменой поз во время занятия: сидя, стоя, лежа на ковре, соблюдением температурного режима и режима проветривания.

    8. Использование элементов театрализации.

       Они применяются для создания позитивного настроения у детей, преодоления стеснительности, профилактики утомляемости, решения логопедических задач (Куклы Бибабо, пальчиковые куклы, настольный театр, куклы - варежки, палочки). Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в работе логопеда и стимулирует речь детей.

    Упражнение «Скачите, палочки» (развитие темпо - ритмической стороны речи).

    Упражнение «Ай-яй-яй», «Иди сюда» (развитие подвижности пальцев, интонационной выразительности речи)

    Использование настольного театра для развития памяти, внимания и речи.

    («Шагают игрушки», «Веселые зверушки»)

        Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е. организация образовательного процесса на всех его уровнях, обеспечивает   качественное обучение, развитие и воспитание детей  без ущерба их здоровью,  способствует  его укреплению.

    Используемая литература:

    1.  Нищева Н.В. «Программа коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической  группе детского сада» - Санкт – Петербург, 2007.

    2. Нищева Н.В. «Организация коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» - Санкт – Петербург, 2007.

    3. Поцелуева В.А.  «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

    (выступление на педсовете от 28.01.2011г.) -  МДОУ № 8 «Родничок» г. Грязи, Липецкой обл.

    4. Пятница Т.В., Солоухина – Башинская Т.В. «Справочник дошкольного логопеда»- Ростов – на – дону, 2011.

    5. Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия» - Санкт – Петербург, 2008.

    6. Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет» - Москва, 2011.

    7. Князева Л.Н.  статья  «Организация предметно - развивающей среды в ДОУ» -   МБДОУ Холм - Жирковский ДС «Теремок» Смоленской обл.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    отчёт о летней оздоровительной работе с детьми в средней группе детского сада

    материал о  летней оздоровительной работе с детьми и родителями в летний период....

    Развитие самостоятельной речи детей младшей логопедической группы детского сада.

    Развитие речи детей в играх (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), труде и изодеятельности....

    Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

    Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

    Отчёт работы с детьми в средней группе детского сада.

    Воспитательно - образовательная работа в группе строилась на основе создания специальной предметно - развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задач...

    Консультация "Технологии создания музыкальной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды в логопедических группах детского сада"

    Консультация "Технологии создания музыкальной  коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды  в логопедических группах детского сада"...

    Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.

    Методические рекомендации по закреплению употребления предлоговдетьми с тяжелыми нарушениями речиИз опыта работы воспитателя логопедической группы  детского сада компенсирующего вида № 465 г...

    Перспективный план использования развивающих игр В.В.Воскобовича в работе с детьми 2 младшей группы детского сада.

    Перспективный план использования развивающих игр В.В.Воскобовича в работе с детьми 2 младшей группы детского сада....