Развитие самостоятельной речи детей младшей логопедической группы детского сада.
статья по логопедии (младшая группа)

Мирхайдарова Эльмира Фаутовна

 Развитие речи детей в играх (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), труде и изодеятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc28.09 КБ

Предварительный просмотр:

  Развитие самостоятельной речи

детей младшей логопедической группы  детского сада.

1.     Развитие речи в игре

Детей нужно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования ини циативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению слова ря, формированию грамматического строя языка и т.д.

Большое влияние на развитие речи имеют игры-драматизации. Хоро водные игры, игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Это способствует запоминанию текстов и движений.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на разви тие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорить за себя, за нее, т.е. развивается речевая активность детей. Они комменти руют свои действия. Важно играть с дидактической игрушкой. Играя с иг рушкой, ребенок запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая как надо играть, следует все действия обозначать словом.

Руководя сюжетно-ролевыми играми, логопед дает качественную оценку действию («Я легко глажу волосы», «Кукла прыгает высоко»), обра щает внимание на порядок выполнения («Развязываю пояс на платье, рас стегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»). Когда ребенок на блюдает разнообразные действия, и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.

Когда речевой сюжет «проигран», можно повторить с участием детей, побуждая к выполнению игровых действий: «Погладь Катю! Пожалей... Скажи: не плачь, Катя!».

Таким образом, логопед демонстрирует образцы и речевого и игрового поведения.                                                           

                                                                 1

                                                  2.   Дидактические игры

Особое место в группах для детей с общим недоразвитием речи зани мают дидактические игры, т.к. учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия. Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе и к речи, наблюдательность, память, сообразительность.

В начале первого года обучения целесообразно проводить дидактиче ские игры на различение (называние) цвета (красный, синий, желтый, зеле ный), формы и величины предметов; на формирование числовых представле ний (много, мало; больше, меньше); на различение не речевых звуков.

Дидактические игры проводятся вместо фронтального занятия, с под группой и индивидуально. В таких играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом» дети знакомятся с окру жающим миром, переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.

Дидактические игры «Узнай кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы синего (желтого, красного) цвета», «Скажи, что звучит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто как кричит» направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т.д.

Большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальцами («Ладушки», «Сорока-ворона», «Гули-гуленьки», «Пальчики-мальчики»). В такие игры обычно играют два ребенка. Нужно обучать игре в лото и разрезные картинки.

Дидактические игры должны быть направлены на овладение предмет ными действиями. После таких игр дети переносят полученные навыки в сюжетно-ролевую игру. Поэтому с куклой можно провести целую серию игр, воспроизведя в них сюжеты из реальной жизни: «Оденем куклу на прогул ку», «Уложим куклу спать», «Напоим куклу чаем».

2


3.   Подвижные игры

Развивают основные движения, формируют такие навыки как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.

Наличие правил воспитывают у детей волевые качества. Дети закреп ляют пространственные понятия (вверх-вниз, далеко-близко и т.д.). Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями.

Дети с общим недоразвитием речи на первом году обучения осваивают основные движения, необходимые для проведения подвижных игр. Игры должны проводится эмоционально, живо, непринужденно (например, в играх можно прибегать к сравнениям типа: «Побежим тихо-тихо как мыши, что бы кот не проснулся»).

В коррекционных целях можно проводить игры со звукоподражания ми, например: «Воробушки и автомобиль». Важно учитывать тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Напри мер, при знакомстве с собакой, проводится игра «Лохматый пес», с медведем - «У медведя в бору». Дети узнают о повадках дикого животного и подража ют его движениям, звукам. Подвижные игры логопед организует в помеще нии, воспитатель - во время прогулки. Детям следует давать задания, кото рые соответствуют уровню их развития. Применение адекватных методов обучения ведет к лучшему пониманию правил игры.

К числу игр, проводимых в младшей группе, относятся игры с пением, в которых дети выполняют движения под пение взрослого («Пальчики и руч ки», «Пузырь», «Каравай», «Где наш Ваня?» и т.д.)

Игры с пением развивают у детей внимание, так как они должны вы полнять те действия, которые соответствуют инструкции взрослого. В начале обучения целесообразно с произнесением слов показывать соответствующие им движения.

 3


В игре «Пальчики и ручки» логопед поет песенку: Все захлопали в ладошки Вместе, веселее,

                                Ножкой, ножкой постучали

                                 Дружно и бодрее.

По коленочкам ударим Тише, тише, тише.

  Ручки кверху поднимаем         Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились,

    Покружились, покружились и

             Остановились.

Даже, если дети понимают не все слова песенки, они ориентируются на движения взрослого, копируют их. Слова «тише, тише, тише» учат детей прислушиваться, т.е. способствуют формированию произвольной деятельно сти, они тянут руки вверх, приподнимаются на носочки.

Начиная с первого года обучения, проводятся игры-драматизации «Ку рочка-ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д. Часть текста произносится детьми, часть - взрослым. Дети проговаривают часто повторяющиеся слова сказок, например: «тянут-потянут» (сказка «Репка»), песенку колобка, «тук-тук», «кто там» (сказка «Теремок»).

  1. 4. Труд и развитие речи.

  Труд детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи связан с игрой: поиг рал - убери и т.д. Поощряются игры, в которых дети подражают деятельно сти взрослых: мама варит обед, папа мастерит и т.д., так как у детей воспи тывается умение ценить труд взрослых. Дети усваивают знания о предметах, которые вовлекаются в их трудовую деятельность. Специальные поручения следует давать детям в определенной дозировке и правильной последовательности. Положительные примеры содействуют активизации речи у всех детей.

4


5.Изобразительная деятельность

Выступает, как средство познания действительности и связано с разви тием речи. Для усвоения слов - названий большой значение имеют действия самих детей с предметами. Приставочные глаголы дети усваивают раньше, если логопед часто употребляет их, говоря о том, что делает ребенок: режет бумагу, отрезает уголок, вырезает круг, надрезает по сгибу и т.д.

Действия детей, оречевленные в изобразительной деятельности, стано вятся все более совершенными, осмысленными, целенаправленными, рит мичными, регулярными. Ускоряется процесс усвоения изобразительных на выков. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Дети придают нарисованному предмету движение (машина едет), на основе пред метного рисунка с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречев-ляют предметы, передавая словами и звукоподражаниями их диалог.

Выполняя повторяющиеся движения в рисовании (штрихи, мазки, ли нии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ-топ-топ (следы), кап-кап-кап (дождик идет) и т.д.; «оживляют» свои выполнен ный работы. Это следует использовать для развития разных сторон речи.

Учитывая стремление детей рисовать играя, следует использовать изо бразительную деятельность для того, чтобы уточнить представления о пред метах и возможных связях между ними. Дети рисуют заборчик, а я говорю: «У меня есть петушок, он любит сидеть на заборчике». Дети наклеивают узор для коврика, а я говорю: «Собачка будет спать на коврике». Чтобы де ти научились представлять общий вид предмета, его строение, следует под креплять их знания систематическими наблюдениями, развивая при этом конкретно-образное мышление и зрительное восприятие параллельно с речью.

На занятиях по изобразительной деятельности решаются коррекцион-ные задачи: развитие восприятия речи детьми, речевых средств и речевой коммуникации. В конце занятия дети слушают, что они сделали. Содержани-

 

5


ем рассказа может быть изложение последовательности выполнения дейст вий. Развиваются коммуникативные навыки, подготавливается появление связной речи и т.д.

В процессе конструирования дети получают конкретные представления о различной объемной форме, величине предметов; учатся понимать слова, обозначающие положение в пространстве: вверху, внизу, слева, справа; учат ся выполнять словесные инструкции: положи, убери, принеси, разбери, по ставь.

Дети в этом возрасте возводят следующие постройки: широкая -узкая дорожка, предметы мебели, заборчик, загородки для зверей, ворота, домик для. собачки, лесенка, башня.

Важно создавать среди детей атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Это вызывает у ребенка желание общаться посредством речи, подражать ре чи логопеда.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние стиля воспитания матери на развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

Личностное развитие ребёнка, как известно, начинается от рождения и заканчивается после окончания школы приобритением социально - психологической самостоятельности и независимости. Самостоятельность -...

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

рекомендации как развить самостоятельность детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей: "О развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста".

В материале говорится о том, как любые способности или конкретные умения маленьких детей развиваются только в процессе интересной для них игровой деятельности....

Создание условий для развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в режимные моменты.

Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей. Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со ...

Психологические и педагогические особенности развития самостоятельности у младших дошкольников.

Психологические и педагогические особенности развития самостоятельности у младших дошкольников.Важное значение,  в жизни человека имеет труд, причем, труд добросовестный, в котором нет места лени...

Развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста

В большинстве случаев поступление ребенка в ДОО сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. В целом проблема дезадаптации пр...

"Развитие самостоятельности у младших дошкольников"

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому, очень важный момент - это взаимодействие сотрудников дошкольного учрежд...