Психологические и педагогические особенности развития самостоятельности у младших дошкольников.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Психологические и педагогические особенности развития самостоятельности у младших дошкольников.

Важное значение,  в жизни человека имеет труд, причем, труд добросовестный, в котором нет места лени, нерадению и неаккуратности. Трудовое воспитание начинается с самого раннего детства. И первое, чему учиться ребенок – это обслуживать себя.

 

 

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические и педагогические особенности развития самостоятельности у младших дошкольников.

Важное значение,  в жизни человека имеет труд, причем, труд добросовестный, в котором нет места лени, нерадению и неаккуратности. Трудовое воспитание начинается с самого раннего детства. И первое, чему учиться ребенок – это обслуживать себя.

Самообслуживание  - это самостоятельное выполнение необходимых обязанностей по отношению к самому себе (одевание, самостоятельный прием пищи, купание, умывание, уборка постели и комнаты и т.д.).

Формирование навыков самообслуживания не происходит само по себе. Оно требует строгой организации. Воспитательные результаты такой работы зависят от правильного руководства.

В детских учреждениях обучение самообслуживанию составляет целое направление работы специалистов. С детьми, не посещающими детские сады, занимаются родители. На последнем варианте остановимся более подробно. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним.

Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и постепенно проявляет заботу о своих близких.

Приучение детей одеваться, есть, умываться, убирать за собой игрушки, воспитывает в них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям, обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость и координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с младшего дошкольного возраста начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет основную роль в становлении у ребенка самостоятельности.

Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то они легче адаптируются к жизни в современном обществе.

Самообслуживание связано с овладением простыми операциями, которые необходимы при выполнении действий по умыванию, одеванию, приёму пищи. От того насколько ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, опрятно есть, аккуратно пользоваться туалетом, во многом зависит его положение в детском саду, в школе, в семье, отношения со сверстниками и со взрослыми.

Для детей младшего дошкольного возраста характерна подражательность, поэтому обучение двигательному действию начиналось с показа и подробного объяснения. При показе давался правильный образец выполнения упражнения.

В настоящее время сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. 

      Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому, очень важный момент - это взаимодействие сотрудников дошкольного учреждения с родителями в данном вопросе. Исследования современных ученых  А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн. доказывают, что именно в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

Младший дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста. «Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду ». Ребёнок начинает верить в свои возможности. Уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остаётся неустойчивым, он всё так же быстро отвлекается, утомляется. Особый интерес ребёнок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу.

В программе  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, второй младшей группы говорится, что нужно продолжать формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать! Необходимо продумать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей.

В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование.

Самостоятельность - свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценки и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

  Самостоятельность -  одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

 В каком возрасте можно учить ребенка одеваться и раздеваться самому?

Наверное, каждый видел первоклассников или слышал про таких, которые шагу не могут ступить без мамы и даже нуждаются в помощи при одевании и раздевании.

В каком возрасте надо начинать учить ребенка самостоятельному одеванию-раздеванию, чтобы избежать подобных проблем? Психологи Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимова, и др. говорят о возрастных периодах, которые наиболее благоприятны для научения определенным навыкам. Одним из таких периодов является кризис трех лет.

Психолог Л.С Выготский  обращает внимание на "кризис 3-х лет", когда малыш, ещё недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своём требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что взаимоотношения ребенка и взрослого должны измениться в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и обогащении его деятельности новым содержанием. Если же этого не происходит, то в поведении ребенка появляются капризы, упрямство, строптивость, своеволие. Умные, грамотные родители позволяют своему малышу самостоятельно действовать, не критикуя его, не торопя по времени, а наоборот, похвалят, отметят: "Какой молодец, совсем большой стал". В это время родители и воспитатели должны работать в тесном контакте, предъявлять единые требования в воспитании самостоятельности. Тогда ребятишки более успешно осваивают умения самообслуживания, культурно - гигиенические навыки, новые предметные и игровые действия.

У каждого ребенка имеется врожденная склонность к порядку. До года у ребенка есть склонность складывать и снова высыпать различные предметы из любых емкостей — коробок, корзин, ведерок. Он может очень долго играть в эту игру. Чуть позже игрушкой номер один становятся матрешки и стаканчики-вкладыши, которые несут в себе некий предустановленный порядок. Спустя какое-то время  можно заметить, что ребенок бурно протестует, если вы ставите игрушки не на их привычное место, кладете ложку не с той стороны от тарелки или пытаетесь внести какие-то другие, незначительные, на ваш взгляд, изменения в быт и игры крохи. Все это проявления врожденной склонности к порядку. Если мы не будем мешать этой потребности, а будем всячески ее поддерживать, она естественным образом перейдет в уже зрелую привычку, в стремление самому создавать и поддерживать порядок в своих вещах и игрушках.

     В то же время при формировании самостоятельности у детей младшего возраста  не рекомендуется требовать от ребенка невозможного, то есть того, что ему не под силу по причине недостаточного развития моторных навыков, усидчивости и т.д. Ну не может ребенок почистить яйцо, не может разложить красиво и ровно сыр на бутерброды в 10 месяцев, просто потому, что он не может этого сделать! Но к 1,5-2-м годам после регулярных тренировок это уже будет ему доступно. Не может ребенок чисто, качественно почистить ботинки в 1,5 года и т.д. И мы не вправе от него этого ожидать, а тем более требовать. Но он может начать это делать. Развитие самостоятельности детей – процесс планомерный, и вам нужно хорошо представлять, что доступно для ребенка в том или ином возрасте. Для развития самостоятельности у детей, младшего и среднего дошкольного возраста рекомендация «не торопить» перекликается с необходимостью постепенной передачи инициативы.

В тот момент, когда вы ребенку отдаете инициативу самостоятельного выполнения какого-либо дела, очень важно отстраниться и постоянно напоминать себе, что это может занять достаточно много времени. Надевает ли малыш колготки, вытирает ли пыль или вы его попросили помочь выгрузить белье из стиральной машинки — безусловно, вы бы сделали все это в разы быстрее, и наверняка кроха что-нибудь забудет в этой машинке или отвлечется от своей миссии и начнет заниматься чем-то посторонним, придумает какую-нибудь игру. Но если вы будете стоять и подгонять ребенка: «Давай быстрее! Ну что ты возишься! Ты не можешь побыстрее одеваться? Мы сейчас опоздаем!..», то подобные комментарии отобьют охоту к самостоятельным действиям у ребенка, и в следующий раз вам будет сложнее привлечь его к этому или к какому-нибудь другому делу. Ребенок интерпретирует подобные понукания так: в прошлый раз я помогал маме, мама была недовольна, ей не понравилось. «Я не справился», «я плохой» и так далее.

 Не менее пагубно влияет на развитие самостоятельности родительский смех, даже если мы смеемся по-хорошему, по-доброму, как нам кажется. Или позволяем себе комментарии типа: «Ну вот, ты все опять разлил. Мы же говорили, что ты не донесешь, я так и знала, что ты уронишь». Такие комментарии тормозят развитие самостоятельности, понижая самооценку ребенка. Контролировать эти высказывания довольно сложно, особенно если вы нередко практикуете такой способ общения с взрослыми. Если это так, то и в общении с ребенком у вас будут постоянно вылетать такие фразы и наносить вред развитию его личности и становлению самостоятельности. Также во время воспитания самостоятельности у детей раннего возраста не нужно скупиться на похвалу. Известно, что для нормального роста и развития ребенку необходимо получать 8 объятий в день от близких людей (мамы, папы). Мы думаем, что и хвалить ребенка нужно тоже не менее 8 раз в день — и для развития самостоятельности, и для развития личности в целом.

Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках);  в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное, негативное влияние на развитие личности ребенка. Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильное руководство действиями, необходимыми в процессе умывания, приёма пищи и др. моменты, и обязательное поощрение за малейшее проявление самостоятельности.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

С сообщением на тему "Особенности развития связной речи младших дошкольниов  в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...

Особенности развития и воспитания младшего дошкольника

Особенности возраста и развития речи у младшего дошкольника...

Особенности развитие мелкой моторики младших дошкольников

laquo;Истоки способностей и дарований детейнаходятся на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые,  питают источник творческой мысли»В.А. Сухомлинский....

"Развитие самостоятельности у младших дошкольников"

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому, очень важный момент - это взаимодействие сотрудников дошкольного учрежд...

Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Каждый ребёнок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Поэтому сформированность навыков связной речи является услови...

Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей.Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытае...

Особенности развития и воспитания младшего дошкольника (2-3 года)

Возрастной период от 2 до 4 лет называют младшим дошкольным возрастом или началом дошкольного детства. Трехлетние малыши делают заметный шаг вперед в своем развитии. От младенчества и полной зависимос...