Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
консультация по развитию речи (младшая группа)

Шульгина Анна Олеговна
Каждый ребёнок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Поэтому сформированность навыков связной речи является условием формирования межличностных отношений ребёнка с окружающим социумом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare_1.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей.

Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Поэтому сформированность навыков связной речи является условием формирования межличностных отношений ребенка с окружающим социумом.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Анализ уровня речевого развития воспитанников нашего ДОУ сделал актуальным выбор задачи  систематизации  работы по формированию монологической речи воспитанников как одну из основных в деятельности ДОУ. Для реализации данной задачи путём интегративного подхода, через раскрытие внутреннего потенциала ребёнка с учётом его индивидуальности мы создаем условия для целостного речевого развития воспитанников, а именно:

  • развиваем речевые способности, эмоционально-чувственную сферу, наглядно-образное мышление ребёнка как основу развития речи;
  • создаем условия экстраполяции практического опыта коммуникации, полученного ребёнком на занятиях, в повседневную жизнь;
  • разрабатываем  цикл интегрированных занятий для каждой возрастной группы;
  • пополняем в группах центры коммуникации и литературные центры;
  • внедряем новые формы работы с родителями по речевому развитию дошкольников.

Работа по развитию речи в ДОУ носит обучающий характер, проводится регулярно и в системе. Реализуя задачи по развитию речи, педагоги учитывают возрастной и индивидуальный подход, соблюдают преемственность между возрастными группами, дошкольным учреждением и школой.

Наиболее сенситивным периодом для усвоения речи является младший  дошкольный возраст. В этот  период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

Усилия по развитию связной речи осуществляются посредством организации разных форм деятельности. Основные формы – это организация образовательных ситуаций, ситуаций общения, занятия. Воспитатели организуют образовательные ситуации – рассматривание картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью является обучение детей умению составлять рассказы, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию организуем  в любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Одну ситуацию повторяем  несколько раз с разными детьми. Ситуации общения чаще всего возникают спонтанно, при этом педагоги  видят и поддерживают  такие  ситуации. Стараются уловить смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побудить малыша к диалогу или более полному высказыванию.

Основной же формой работы по развитию связной речи являются занятия, где обобщаются и систематизируются знания по теме, где ребенка учат рассуждать и делать самостоятельные выводы. На занятиях по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу уже со 2 младшей группы на занятиях педагоги активно используют различные игровые методы и приемы, дидактические упражнения:

При рассматривании картины используем игровые приемы, которые помогают выделять объект, внимательно рассматривать его:

«ОКОШКИ»

Пособие. Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. Картины, схожие по сюжету.

1 вариант.  Одно окошко (любой формы).

2 вариант. Число окошек по количеству объектов.

Ход игры

  • Кого (что) мы видим в окошках?
  • Какая картина спряталась?

«ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА»

Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.

Ход игры

Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов.

Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.

«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ?»

Цели. Учить выделять объект на «зашумленном» фоне.

Пособие. Картина, реальные изображения объектов картины.

Ход игры

  • Назови, кого ты видишь на картине.
  • По ходу называния объектов задаются уточняющие вопросы на уточнение цвета, пространственного расположения, принадлежности и т.п.)
  •  «ПОЧЕМУ?»
  • Цель: развивать логическое мышление, устанавливать связи между объектами, строить предложения несложной конструкции.
  • «ЧТО НУЖНО?»
  • Цель: Развивать инициативность речи, активизировать и расширять словарный запас.

В средней группе уже  используем символы, знаки для составления графического плана как своеобразной зрительной опоры, отражающей последовательность рассказа.

Авансируя успех,  поощряем стремление и любую попытку ребенка выразить свою мысль, тактично и доброжелательно исправляем допущенные неточности.

В работе по развитию речи младших дошкольников воспитатели активно используют методы и приемы развивающего характера: интегративный метод, информационно-коммуникативный метод,  проблемные ситуации, поисково-деятельностный метод,  творческие задания.

В процессе работы по речевому развитию младших дошкольников эффективно использование принципа  интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Во время занятия используем разнообразные виды детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, произношение скороговорки и рисование того, о чем в ней говорится.         (У осы не усы, не усищи, а усики). Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

При использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников,  значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет»: «Все для детского сада»,  сайт «Первое сентября»,  http://bukvar.edu.ruи др. Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые в основном  предназначены  для увеличения словарного запаса детей; дидактические игры и упражнения, конспекты занятий,  разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

        В целях реализации задач по формированию компонентов устной речи педагоги активно используют метод проектов.

Творческой группой педагогов групп младшего дошкольного возраста  был разработан педагогический проект применения технологии сказкотерапии в развитии речи и коммуникативных навыков воспитанников. В ходе проекта, в целях развития устной речи дошкольников на занятиях по пересказу сказок, детям предлагалось рассматривание коллажа к сказке, затем работа с промежуточной (облегченной) мнемотаблицей по составлению пересказа, а далее- с мнемотаблицей с усложнениями.   В результате использования данной технологии дети не испытывают затруднения при пересказе произведений.     Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Последнему помогает организация в группах мини-музеев «В гостях у сказки». Реализация данного проекта способствует не только развитию устной речи воспитанников, но и положительному коммуникативному опыту взаимодействия со сверстниками.

Цель проекта «Развитие речи младших дошкольников через театрально-игровую деятельность» - развитие монологической речи в процессе театрально – игровой деятельности.

Задачи проекта:

  • создать, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность профилактики и развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрально – игровую деятельность;
  • создать комплексную педагогическую технологию, включающую формирование всей речевой системы на основе мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники – конкурсы;
  • организовать длительное воздействие ребенка с элементами театрально - игровой деятельности и методами развития речи;
  • использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность;
  • углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;

Данный проект способствовал повышению темпа развития речи воспитанников в целом, за счет включения детей младшего дошкольного возраста в творческую деятельность, позитивному взаимодействию детей в коллективе, речевому раскрепощению ребенка,  оказал целостное воздействие на речевую систему.

Организованный в ДОУ проект «Ребенок и книга» реализуется по 2 направлениям: повышение эффективности работы по приобщению детей к книге; взаимодействие с семьей, культурными и общественными организациями, способствующее воспитанию у детей интереса к художественной литературе и развитию связной речи дошкольников. В рамках проекта было проведено  анкетирование родителей «Как вы развиваете речь ребенка?», «Книга в жизни Вашего ребенка»; оформлен примерный список художественной литературы для домашнего чтения, летописи семьи (первые высказывания ребенка), проведен устный журнал «Роль книги в развитии связной речи дошкольников», развлечение «В гостях у старичка Речевичка», литературно-спортивный праздник, посещение городской детской библиотеки.

Большую роль в формировании компонентов устной речи детей  играет приобщение их к художественной литературе. С этой целью в учреждении проводятся «Книжкины недели». В эти дни наши воспитанники становятся активными участниками праздника. Их ждут интересные и увлекательные мероприятия: театрализованные представления, сказочные шоу, весёлые встречи со сказочными героями.

В группах проводятся тематические выставки «Творчество писателей – детям», «Сказки в гостях у дошколят», тематические беседы и интегрированные занятия по сказкам, малым фольклорным формам, произведениям детских писателей, конкурсы «Сочиняем сказки сами», мини-проекты «Книги своими руками». Пополняются литературные центры в соответствии с тематикой недели и возрастом детей. В рамках «Книжкиной недели» проводится акция  «Подари книгу детскому саду». Обычно почти каждый воспитанник приносит в подарок детскому саду  книгу и детская библиотека групп пополняется  новыми книгами, произведениями русских и зарубежных писателей и поэтов.

Завершают «Книжкину неделю» литературно-музыкальные развлечения: «По следам  любимых книг»,  «Сказочная страна», кукольные спектакли «Колобок на новый лад» и др., фоторепортажи о проведении творческих проектов, выставки книг в литературных  уголках, тематические занятия.

Важная составляющая в развитии устной речи младших дошкольников – создание предметно-развивающей речевой среды. Педагоги проводят работу  по созданию условий для речевого развития детей в соответствии с рекомендациями реализуемой в учреждении программы дошкольного образования. Благодаря творческому подходу в группах появились грамотно оформленные речевые центры с многофункциональными пособиями для развития речи: чудо-деревья,  дидактические домики, речевой аквариум, пособия «В мире слов», «Учимся говорить правильно»; копилки слов, картотеки загадок, скороговорок, чистоговорок, потешек, комплексы артикуляционных и пальчиковых игр и упражнений  и др.

Родители – активные участники мероприятий по речевому развитию воспитанников, проводимых в ДОУ. Это открытые занятия, выставки «Моя любимая книга», конкурсы литературно-художественного творчества на различную тематику, и другие. Привлекают внимание родителей и вызывают большой интерес информационные буклеты, задания, выполняя которые они видят проблемы в речи своего ребенка и осознанно ему помогают. Педагоги практикуют и такую форму работы с родителями, как совместное сочинение рассказов и сказок дома и последующее чтение их в группе. Значительное внимание уделяется консультативно-просветительской работе с семьями. Примером эффективного взаимодействия педагогов и родителей являются следующие мероприятия:

  • проведение обучающих семинаров, мастер-классов  и практикумов «Как выполнять артикуляционную гимнастику дома», «Сложные слова: как научить ребенка произносить их»;
  • оформление информационных бюллетеней «Артикуляционная гимнастика как способ преодоления нарушений звукопроизношения», «Речь и психологическое здоровье детей»;
  • оформление тематических выставок: «Учимся правильно дышать» - выставка дидактического материала; «Почитай мне, мама» - выставка художественной литературы для детей и дидактического материала;
  • просмотр видеозаписей разнообразных форм работы по развитию речи  «Система артикуляционных и основных дыхательных упражнений», «Пальчиковые игры и упражнения для развития речи», «Использование малых фольклорных форм в развитии устной речи дошкольников», «Уровень развития связной речи детей 3-5 лет» - консультация с показом видеозаписи занятия;
  • участие родителей в педагогических советах: «Совместная деятельность  детского сада и семьи для успешного речевого развития ребенка», «Формирование монологической речи дошкольников как средство активизации их речевой деятельности»;
  • проведение родительских собраний «Речедвигательные игры в развитии монологической речи дошкольников», «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»;
  • проведение Дня открытых дверей: занятия по образовательным областям «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы»;
  • проведение деловой игры для родителей «Влияние уровня развития речи ребенка на его мышление»;
  • реализация проектов «Ребенок и книга» и других.

Тесное сотрудничество с семьей, условия, которые созданы в ДОУ для речевого развития детей, способствуют  успешному формированию устной речи воспитанников. Однако, увеличение числа воспитанников с речевыми нарушениями, требует приложить совместные усилия  педагогов и родителей в работе по развитию речи воспитанников уже с младшего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Консультация для педагогов ДОУ:   «Введение в действие Федеральных государственных требованийк структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования». Что такое ФГТ,...

«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

С сообщением на тему "Особенности развития связной речи младших дошкольниов  в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...

Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей.Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытае...