Главные вкладки

    Влияние стиля воспитания матери на развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
    статья по теме

    Гаврилова Анна Алексеевна
    Личностное развитие ребёнка, как известно, начинается от рождения и заканчивается после окончания школы приобритением социально - психологической самостоятельности и независимости. Самостоятельность - важнейшее качество личности и истоки её зарождаются в раннем возрасте. Особая роль в воспитании и в развитии ребёнка принадлежит матери. В первую очередь она является источником биологических и социальных потребностей ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл .Информация для родителей40.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    СТАТЬЯ – Влияние стиля воспитания матери на развитие самостоятельности детей  младшего дошкольного возраста.

                 Автор составитель: Гаврилова А.А.- педагог ГБДОУ-102 Калининского р-она СПб.                    

    В условиях современной жизни – увеличения объёма информации, научно- технического прогресса, ускорения темпа жизни – добиться успеха, само реализоваться могут люди, способные неординарно мыслить, принимать нестандартные решения, настойчиво добиваться цели, действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке. Все эти особенности включает в себя понятие “самостоятельность”. Самостоятельность – серьёзное приобретение человеком. Истоки её зарождаются в раннем возрасте. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных умений, постоянно умножающих в игре, в восприятии окружающего и в общение. С помощью взрослого самостоятельные умения ребёнка закрепляются, проявляются в разнообразной деятельности, постепенно приобретая статус  свойства личности. Современные психологические знания свидетельствуют, что гармоническое взаимоотношения между детьми и взрослыми - важнейший фактор развития успешного развития ребёнка. Особая роль  в воспитание и развитие детей отводиться матери, которая по своей природе теснее связана с ребёнком (ещё в утробе), чем другие. По своей природе женщина более эмоциональна и чувствительна, более способна к эмпатии и к самораскрытию и именно её стиль общения в большей степени влияет на формирование качеств личности.          

    Глава 1.Роль матери в развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

    Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценного прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психологического личностного развития в тот период позволяет ребёнку в кротчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека,  владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идет по тому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находится взрослый. Ценности, к которым стремится человек, в значительной мере определяются группой, где он учился общению, где сформировалась его личность, где он вырабатывал свои воззрения, и по нормам которой в дальнейшем оценивает свою деятельность. Первой и наиболее значимой такой группой для человека является семья  [6,  стр.7]

    Именно в семье при взаимодействии с родственниками ребенок впервые овладевает разными формами общения, и это свидетельствует об успешной адаптации в широкой социальной сфере в дальнейшем.

    Общение – сложный  многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями деятельности и включающий в себя объём информаций, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.[5, стр.213.]  

    Правильное взаимоотношение между детьми и взрослыми - важнейший фактор развития ребёнка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к  различным  поступкам.

    Современные психологические знания свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребёнка. (В.И. Гарбузов, А.И Захаров, М.И. Лисина, М.И. Буянов, Д.Б. Эльконин, В. Леви, Г.Т.  Хоментауска). В общем, признано, что для полноценного развития ребёнка необходимо, чтобы он был окружён заботой, вниманием, лаской, чтобы на него – ещё мало дифференцированные органы чувств действовало соответствующее количество нужных организму раздражителей, чтобы по мере усложнения детской психике усложнялся и нарастал объём информаций. [1 ,стр.16]

    Однако опыт педагогов, психологов показывает, что - к сожалению, встречаются такие родители, которые по разным причинам не дают ребёнку нужного количества эмоциональной информации или на оборот через мерно ласкают ребёнка, помещают его в «оранжерейные» условия, лишают малышей самостоятельности, превращают сына или дочь в инфантильное существо.        

    В семье родители для ребёнка должны являться источником эмоционального  тепла  и поддержки,  разумными  распорядителями, образцами для подражания,  друзьями и  советчиками. Это  зависит  от  многих  факторов:  от отношения  родителей  к  ребёнку, от их представлений о ребёнке, от характера обращения с ним. В зависимости  от   отношения  и  от  их представлений  о  ребёнке  родители  выбирают  способ  воздействия на  него – поощрение, наказание, контроль  и  другие.

    Существуют исследования, посвящённые  взаимоотношениям не родителей как целого и  ребёнка, а  отношениям  матери  и  ребёнка. Мать по своей  природе  теснее  связана  с  ребёнком (ещё в утробе), чем  другие, в  первую очередь  она  является  источником  удовлетворения главных биологических и социальных потребностей ребёнка. Дошкольник  чаще  всего  общается именно  с  матерью. Доказано, чем  больше девочка  принимает  мать, тем  она  более  послушна. Если  мальчик  принимает  мать, то  у  него  развито  чувство собственного  достоинства  и  ответственности. Материнский  инстинкт  врождён, а  чувство  отцовства  зарождается  после  рождения  ребёнка  с  первыми  робкими  прикосновениями  к  нему. Мать  формирует  облик – мужа – отца. Благодаря  природным  данным  женщина  более  эмоциональна   и  чувствительна, более  способна к эмпатии, к самораскрытию. И первым взрослым, с  которым  ребёнок вступает  в  общение,  является  именно  мать.

     Именно её взаимоотношения с ребёнком влияют на развитие самостоятельности, как важнейшего  качества  личности. Эти  взаимоотношения  матери  и  ребёнка  изменяются  по  мере взросления  дошкольника. Представляется  важным  учёт  возраста ребёнка и его индивидуальных  особенностей со стороны матери.

    «Генетическая программа развития ребёнка от рождения до зрелости обеспечивает  гармоническое, в свои сроки  развитие психических  и  физических  функций, и не следует  торопить или тормозить предусмотренное природой». [2 ,стр.3]Ребёнок рождается  с  инстинктом  свободы. Патологическое развитие инстинкта свободы  порождает  людей  «перекати  поле», преступающих  законы, эгоистов  и  гордецов. Но подавление этого инстинкта  -  катастрофа  для  формирующей  личности. К  сожалению, испытывая  страх «перед  мужской  судьбой»  матери зачастую как раз подавляют свободу у мальчиков, и, надеясь на природную рассудочность   девочек,  дают  им  свободу, способствуют  тем  самым развитию  с  «перехлёстом»  инстинкта  свободы  у  дочерей. Ребёнок  с  минуты  рождения стремится к автономии, он способен делать  то, что  за  него не  сможет  сделать  мать  (криком  и  плачем зовёт  на  помощь, чихает, чтоб  очистить  нос, обезопасить  себя от неприемлемой  пищи и  т. д.). Всё  остальное в  руках  матери. И целью воспитания,   должно  быть – подготовить  ребёнка  к  самостоятельности – к  жизни не в матери, а рядом с ней, затем  без неё. Развитие активной позиции у ребёнка в современном обществе.

         

     

     Глава 2.  Особенности  самостоятельности  у  детей  младшего дошкольного  возраста  и  стиля  воспитания.       

    Самостоятельность – важнейшее качество личности Успешность её формирования  на  самых  ранних  этапах  развития  во  многом определяет  направленность  личности. Самостоятельность в раннем возрасте может иметь  непривычную на  первый  взгляд  характеристику. Один из первых и главных её признаков – безудержная  инициативность в намерениях, т.е. возникновение  способности  самостоятельно  планировать  свои действия. Эта  черта  возникает  первой  в  процессе становления  детской   самостоятельности  и  носит  характер устойчивой  тенденции, постепенно распространяющейся  на  всё  большее  число  предметных  действий  малыша. Инициатива  ребёнка во многом  опережает его  возможности её реализовать, т.к. его действия могут не иметь необходимого  навыка и могут  быть  просто опасны.  В этот момент мать  должна  осуществлять  корректную поддержку без акцента на беспомощность, без унижения  достоинства. Если поддержка незаметна и своевременна, то  в структуре  личности  закрепляется первый элемент самостоятельности – потребность в  целесообразных, нормативных   действиях, имеющих  на  выходе  практический  результат, обладающий  общественной  значимостью, культурным  смыслом. Одновременно  правильное взаимоотношение  матери  с  ребёнком постепенно  формирует  настойчивое  желание  получить  не  любой, а  именно  задуманный   результат – второй  элемент самостоятельности.

    С  2,5 лет  ребёнок  оказывается  способным  к  поиску  и  открытию разнообразных   способов  исполнения  практических  задач, иногда  и  довольно  сложных. Он  учится  мысленно  и  на  практике  перебирать решения  конкретных  практических  заданий, исходящих  от  матери; умеет   отказываться  от  действий, которые  не  достигают  цели  и  заменять  их  другими. Мать  должна  быть  очень  внимательной  к  действиям  ребёнка, оказывать  минимальную  помощь, щадящую  самолюбие  ребёнка, сохраняющую

    впечатление  её  не значимости  по  сравнению  с  собственными  усилиями.

    На  3 г. жизни  малыш  осознаёт  своё  место  среди  других, постигает, кто он и  кто  есть  другие. Только  через  осознание  границ  возможности  своего  «Я»  придёт  к  адекватной  самооценки – это третий  признак проявления  самостоятельности. У  детей,  начиная  с трёх  летнего  возраста,  отчётливо  проявляется стремление к самостоятельности. Правда  и  раньше  прослеживалась  эта  тенденция  самостоятельности, но она для самого ребёнка  носила  ещё  неосознанный   характер  и  не  так  резко  бросалась  в  глаза  взрослым, как  теперь, что  закономерно  для развивающего  детского  организма  и  психики.

    С  ростом  уровня  умелости  растёт  желание  быть  независимым  от матери. Трёхлетний  заявляет  «Я  сам»  и  пусть  сделает  сам, если  не сможет – обратится  за  помощью. Мать  должна  понимать, что  с  каждым разом   объём  самостоятельных  действий  ребёнка  должен  увеличиваться, а  помощь   взрослого   сокращаться.

    Самостоятельность – это  ключ  к  внутренней  свободе, к свободе выбора действий, поступков, суждений. В  ней  истоки  ответственности, уверенности в собственные  силы, истоки  творчества,  чувства  собственного достоинства.

    Последовательные  шаги  реализации  этого  жизненно  важного  стремления  таковы:

       физическая   независимость – отделение  ребёнка  от  организма  матери;

       физиологическая  независимость – появление  способности  самостоятельно      

                                               удовлетворять свои органические потребности;                                          

       психологическая  независимость – свобода, понимаемая  как  способность

                                             человека  думать и  поступать  вполне  самостоятельно внутренне принятым  принципам  собственной  автономной морали.

    Воспитывать  самостоятельность  в  ребёнке  младшего дошкольного возраста -  это  значит  своевременная  и  строго  дозированная  помощь матери. И  без  правильного  отношения  к  нему  не  может  быть  полноценного  развития  личности.

    В  исследованиях  по  интересующей  нас  проблеме  выделено  множество  типологий   взаимоотношений  «мать – ребёнок», т.е. стилей воспитания, которые  влияют  на  формирование  личности. [ С. Броди, А.И. Захаров,  Л.Ковар,  М.И.  Буянов,  Е. А. Личко, Е.Т. Соколова, Е.Г. Эйдемиллер  и  др.]

    Стиль, - я: м. [франц. style] …….9. Индивидуальная манера поведения  какой – либо  деятельности, работы, проявления личных качеств  в  разговоре, поведение, одежде  и  т.п.

    Рассмотрим  три  направления  исследований  стилей  воспитания: отношений   «мать – ребёнок».

    Первый вариант предложен. Броди С.

    1.Поддерживающий, разрешающий  стиль  поведения  матери.

     К  примеру -  мать не стремиться  приучать  ребёнка  к туалету, а  ждёт” пока он созреет”  сам. При  этом  стиле  воспитания  у  ребёнка формируется  чувство  уверенности.

    2.Приспособление  к  потребностям  ребёнка. Мать  чаще  доминирует в  общение, не  уступает  ребёнку – авторитарная позиция  взрослого. В этом случае развитие

    самостоятельности не возможно.

    3.Чувство   долга   и  отсутствие  интереса  к  ребёнку. При  таком  типе отношений   нет  теплоты  и эмоциональной   близости. Часто  матери осуществляют жёсткий контроль  над навыками  опрятности.

    4. Непоследовательное поведение. Мать ведёт себя неадекватно возрасту и потребностям   ребёнка, совершает  часто  ошибки  и плохо его понимает.  Такой  стиль  формирует  в  ребёнке чувство не уверенности.

    Л. Ковар   выводит  отношения  «мать – ребёнок»  из  общей  модели   се – семейных   отношений. Типология  отношений  зависит  от  того, как  родители  оценивают  и  относятся  к  ребёнку,  и   как  он  само утверждается.

    1.Часто  ребёнок  бывает  обузой, мешающей  социальному  продвижению  матери. Мать  уходит  от  него  и  больше  не “возвращается”. В  таком случае   ребёнок  на  всю  жизнь  становится  инфантильным  на  всю  жизнь, с  несформированной  «Я – концепцией».

    2.Мать  может полностью  посветить  себя  ребёнку  и  воспроизвести отношения  «хозяин  раб». Мать  готова  исполнить   любое  желание ребёнка. Поскольку  она  всё  делает  за  ребёнка  -  ребёнок  зависит от  капризов  матери, а  мать  от  капризов  ребёнка. Она не даёт проявлять  самостоятельность и формирует в ребёнке  безответственность  и  беспомощность.

    Л. Ковар  считает идеальной  для  ребёнка  среду, когда  все  его непосредственные  проявления  оцениваются  как  значимые   и  приемлемые  для  взрослого, когда родители  развивают  у  него  личностную   автономию и  чувство  защищённости. Выводы  Ковара  сделаны на  материале  изучения  детей  из социально и  экономически неблагополучных  семей, попавших  в  клинику  неврозов. [4 ,стр.24 – 26].

    Работа  Е. Т. Соколовой  так  же  посвящена  проблемам  стилей отношений  «мать – ребёнок». Рассматриваются  2  варианта:

    1.Доминирующая  мать – она  отклоняет  предложения  ребёнка, а ребёнок  поддерживает  предложения  матери, демонстрируя покорность.

     2. Доминирующий  ребёнок – мать  соглашается  с  ребёнком, чтобы обосновать  его  слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию «жертва». При  таких  взаимоотношениях  матери  и  ребёнка  развитие  самостоятельности   затруднено  или  вообще  становится  не  возможным.

    Наиболее   интересной  классификацией  стилей  воспитания, точнее, аномалией стилей  воспитания, предложена классификация  Е.Г.  Эйдемиллером:

         -  степень  гиперпротекции

         -  удовлетворённость  потребностей

         -  требования,   предъявляемые  к  ребёнку

         -  санкции, накладываемые  на  него

         -  воспитательная  неуверенность  родителей.

    На   основе  этих  характеристик  даётся  формальное  описание  стилей воспитания:

    1.Потворствующая  гиперпротекция  - «кумир  семьи».

        Родители  стремятся  освободить  ребёнка  от  малейших  трудностей

        И  потакают  его  желаниям, чрезмерно  обожают  и  покровительствуют, восхищаются  его  минимальными  успехами  и  требуют  такого  же восхищения  от  других.  Результат   такого  воспитания  проявляется  в высоком  уровне   претензий, стремление  к  лидерству  при  недостаточном  упорстве  и  опоре  на  свои  силы.

    2.Доминирующая  гиперпротекция.

        Проявляется  в  повышенном,  обострённом  внимание  и  заботе  к  ребёнку, в  чрезмерной  опеке  и  мелочном  контроле  поведения, слежке, запретах  и  ограничениях. Ребёнка  не   приучают  к  самостоятельности  и  ответственности. Это  приводит  к  реакции  эмансипации; либо без инициативности,  неумению  постоять  за  себя.

    3.Эмоциональное  отвержение «обуза  семьи»

    Ребёнком  тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать  реальное  отношение к ребёнку  повышенной  заботой и вниманием  к  нему. Этот  стиль воспитания  оказывает  наиболее  отрицательное  воздействие  на  развитие ребёнка.

    4. Повышенная моральная  ответственность.

         От  ребёнка  требуют  честности, порядочности, чувства  долга   несоответственно   его   возрасту. Игнорируя  интересы  и  возможности   подростка, возлагают  на  него  ответственность  за благополучие  семьи.  Родители   надеются   на  особое  будущее  своего  ребёнка, а  ребёнок боится   их  разочаровывать

    5.Гипопротекция.

        Характеризуется   недостатком  опеки  и  контроля. Ребёнок  остаётся без  надзора. При   гипопртекции   контроль  и  забота  носят формальный  характер, родители  не  включаются  в жизнь  ребёнка. Не  включаемость  ребёнка  в  жизнь  семьи  приводит  к  асоциальному  поведению  из-за  неудовлетворённости  потребности и любви и привязанности.

    Помимо этого выделяются также следующие отношения в стиле родительского воспитания:                      

       -  предпочтение  женских  либо  мужских   качеств  у  ребёнка

       - предпочтение  детских  качеств

       - расширение  сферы  родительских  чувств

       - страх потери  ребёнка

       -неразвитость  родительских  чувств

       - проекция  собственных  качеств  к  ребёнку

       - внесение  конфликтов  между  супругами   в  сферу  воспитания.  

    Влияние  стиля   взаимодействия  родителей, особенно  матери, с детьми  имеет  далёкие  последствия  на   развитие  ребёнка  и определяет  его  жизненный  путь. То, что запечатлевается  в  детстве, запечатлевается  навсегда.    

     

     ВЫВОДЫ   К  СТАТЬЕ:1.Исследователи  данной  проблемы  считают, что  самостоятельность есть  постоянно  развивающееся  качество, изменяющееся  в процессе воспитания.

    2. Становление  и  развитие  самостоятельности  детей  происходит в активной   деятельности.

    3. Деятельность,  которая  типична  для  дошкольного  возраста, т.е.  игра,  рисование, конструирование   и  т.д., не возникает  и  не сформируется  в полном  объёме: если  ребёнок  не  имеет опыта самостоятельных   действий   – от  замысла  через исполнение  к  оценке  своего  труда  и  самого  себя и если не  имеет возможности  реализовать  свой  творческий  потенциал.

    4. Становление  самостоятельности  и  предметной  деятельности – своевременное  и  полноценное – обеспечивает  успешное психическое   развитие  ребёнка.

    5. Роль  взрослого  является   определяющей  в процессе  развития детской  самостоятельности. Мать  по  своей  природе  теснее  « связана» с ребёнком – наиболее  значимый фактор  психологического и личностного  развития  младшего  дошкольника.

         

                                               

    Библиография:

    1. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра; Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение,1988.- 207 с.
    2. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. М.1967.
    3. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. Г- 20 Размышление врача о развитии и воспитании ребёнка. – Л: Интерн полиграф, 1991- 188с.
    4. Дружинин В.Н. Психология семьи – М.: “КСП”, 1996, 160с.
    5. Краткий психологический словарь/ состав. Л.А. Карпенко; Под общ. Редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М: Политиздат, 1985 – 431с.
    6. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений.- М.Педагогика,1987.
    7. Развитие у детей самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. Сборник научных трудов РГПУ им. Герцена. – СПб: из-во Акциндент.1996.      

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    самообразование : «Влияние устного народного творчества, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

    Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устно...

    Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

    Развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, н...

    План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

    Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

    Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

    Использование устного народного творчества  наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребёнка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей....

    "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".

        Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу...

    Отчёт по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

    Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и являясь средством выраженя мыслей, становится основным механизмом...


     

    Комментарии

    Гаврилова Анна Алексеевна

    Просветительная форма работы педагогов с родителями.

    Гаврилова Анна Алексеевна

    Просветительная форма работы педагогов с родителями.

    Гаврилова Анна Алексеевна

    Просветительная форма работы педагогов с родителями.