Создание условий для развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в режимные моменты.
консультация (младшая группа) по теме

Дроздова Татьяна Евгеньевна

Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей. Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со взрослым способствует тому, что ребёнок по собственной инициативе переносит освоенные способы действий на другие предметы, учится самостоятельно действовать в новых для него условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samostoyatelnosti.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

       В Конституции Российской Федерации,  в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Формирование общей культуры личности, инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста, является одной из задач ФГОС. Самостоятельность – это способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Она обеспечивает познавательное и личностное развитие.

Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей. Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со взрослым способствует тому, что ребёнок по собственной инициативе переносит освоенные способы действий на другие предметы, учится самостоятельно действовать в новых для него условиях.

Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Но прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, необходимо создать

условия для проявления этой самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи, закрепить эти навыки в самостоятельной детской деятельности: игровой, двигательной, самообслуживании, познавательной, изобразительной.

Создавая  условия для развития самостоятельности мы стремимся  вызывать у ребенка положительные эмоции:

- например, в процессе умывания ребенок с большим удовольствием будет мыть руки, если из крана течет теплая вода приятной температуры,

- лучше будет намыливать руки, если ему предложить мыло необычной формы, цвета, с приятным запахом;

- старательнее будет вытирать руки, если ему дать красивое полотенце;

-  во время умывания мы с детьми  читаем потешки о воде  («ах вода, вода, вода», «водичка-водичка», «кран откройся» и т.д.),  показываем сказочному персонажу или кукле как надо правильно мыть руки.

Дети с удовольствие слушают сказки К.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»,   А.Барто «Девочка чумазая».

Формируя навыки самообслуживания (надеть и снять кофту, завязать шарф, правильно держать ложку и т. д.) сначала  я  наглядно показываю  детям способы  их выполнения.

 Дети наблюдают  за показом этих действий сначала в замедленном темпе. Если у ребенка  не получается сразу следовать образцу, я ему показываю  как сделать лучше, пытаюсь  объяснить рациональность действий (например, чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в гармошку).

Все обучающие действия очень важно сопровождать вопросами, направляющими внимание ребенка на их необходимость и способ выполнения: почему пуговки нужно застегивать, а шнурки завязывать и т.д. В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой («Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку», «Кукла Катя обедает», «Принимайся за обед», «Кто поможет»)  мы  закрепляем   знания  о последовательности в одевании, раздевании, умывании.

Также мы использовали  специальные дидактические упражнения  с пособиями (шнуровки, застёжки, пуговицы);  упражнения «Что за чем?» (связанные с закреплением знаний детей об алгоритме умывания, одевания); упражнения: «Что изменилось» (с дидактическими картинами).

Развивая самостоятельность, я стараюсь   как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опираюсь   на поощрения и похвалу. Психологи, отмечают, что  чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости,  поэтому по отношению к детям я чаще применяю положительную оценку.

Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.

Oчень  важно поддерживать все попытки детей к самостоятельным действиям. Если  малыш говорит: «Я сам» - и пытается снять развязанные ботинки,  надо подбадривать  ребенка, незаметно помогая стянуть ботинок с ноги. Дети стараются из-за всех сил: приятно самим что-то сделать, приятно услышать слова одобрения, увидеть свои возможности, почувствовать умелость.

Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Наши оценки важны для ребенка, именно потому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, добиваться результата.

Закрепление полученных умений и навыков происходит в разных видах детской деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, элементарном бытовом труде, самообслуживании и др. И здесь уже нет руководства воспитателя, а есть похвала, оценка, решение проблемных вопросов и ситуаций.

В развитии самостоятельности у детей в процессе формирования КГН очень важно единство требований воспитателей и родителей.

   В сентябре  было проведено родительское собрание на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста», которое имело положительный отзыв у родителей. Родителям я раздала  памятки о развитии самостоятельности в младшем возрасте.

В результате большинство детей овладели навыками самообслуживания; стремятся проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении, научились проявлять заботу о близких, бережно относиться к игрушкам, помогать друг другу.  Но не все дети стремятся делать всё самостоятельно, многие ленятся, привыкшие к тому, что дома за них многое делают родители. Для решения этой проблемы мы советуем родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой, поручать детям, в домашних условиях, оказывать посильную помощь. В родительском уголке  мы знакомим родителей с новой информацией , проводим консультации на темы: «Я сам», «Особенности формирования КГН у детей», «Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности», «О здоровье всерьез».

Итак, самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, основы которого закладываются в дошкольном возрасте.

В заключении хочется сказать: «Все, что ребенок умеет делать сам, он должен делать сам!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах

Важно с самого начала дня дать детям позитивный настрой, включить в интересную подвижную игру, отвлечь от грустного расставания с мамой....

Создание условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста.

Создание и выполнение данных условий помогает не только успешно пройти адаптацию к детскому саду, но и дает возможность детям самостоятельно достигать желаемых результатов доступными средствами, то ес...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах.

Речевое развитие дошкольника является определяющим фактором успешного обучения чтению....

Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни, через приобретение детьми культурно-гигиенических навыков

Гигиеническая культура важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает ...

Презентация " Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах"

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающих своевременное психическое развитие детей....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах

Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребёнок в проце...

«Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах».

laquo;Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах»....