Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни, через приобретение детьми культурно-гигиенических навыков
проект (младшая группа) на тему

Андреева Ольга Михайловна

Гигиеническая культура важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oformlenie_proekta.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Приморского района  Санкт – Петербурга.

« Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни, через приобретение детьми культурно-гигиенических навыков»

Вид проекта:

По доминирующей деятельности:  практико-ориентированный

По составу участников: групповой

Характер контактов: дети и родители II –ой младшей группы, воспитатели,  музыкальный руководитель, социокультурные организации.

По продолжительности: краткосрочный

Авторы проекта: Андреева Ольга Михайловна – воспитатель

                              Рыбинкина Марина Георгиевна - воспитатель

                              Кутузова Екатерина Геннадьевна – муз. руководитель

2017 год

Актуальность.

Гигиеническая культура важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Проблема

Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья, число здоровых дошкольников за пару десятилетий уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 процентов от числа детей, поступающих в школу. Не следует также забывать, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Работая с детьми с детьми младшей группы детского сада, мы заметили, что у детей,  отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.

Цель: Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни, через приобретение детьми культурно-гигиенических навыков

Задачи:

  1. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком
  2. Формировать навыки  поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом
  3. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия
  4. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни
  5. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
  6. Обогатить предметно-развивающую среду группы.

Предполагаемый результат для детей:

• самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого);

• при помощи взрослых правильно надевать и снимать одежду, обувь, застежки на липучках;

• самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держать их в правой руке;

• самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами - носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, унитазом;

• усваивать порядок одевания и раздевания;

• аккуратно складывать снятую одежду и обувь.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

• Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

• Укрепление связей между детским садом и семьёй.

• Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Краткий план реализации проекта (содержание этапов проектирования)

Этапы  работы

Мероприятия

Тема, материалы

Сроки выполнения

Ответственные

Подготовительный

1.Координационное совещание педагогов

1.Выбор темы, направлений, распределение работы

2.Составление плана    

3.Подбор материала по теме (литература, атрибуты, игры).
4.Определение форм и способов мониторинга

В течение 1-ой недели 2-а совещания

Воспитатели и музыкальный руководитель

2.Родительское собрание  "Формирование культурно-гигиенических навыков»

Информирование о теме и задачах проекта

В начале первой недели.

Воспитатели

Основной

Направления, выбранные для работы

1.Работа в совместной деятельности и НОД

1.«Личная гигиена»

2.«Опрятная еда»

3.«Одевание и раздевание»

4. «Зарядка и прогулка»

5. «Сон»

На протяжении проекта

Воспитатели и музыкальный руководитель

2. Экскурсии, целевые прогулки

Интерактивное занятие «Непослушная подушка» (Сказкин Дом»)

Конец 2-ой  недели. Выходной день

Педагоги и родители

3. Оснащение среды

Игры (разных видов), книги, презентации, иллюстрации и.т.д.

По мере необходимости

Воспитатели и музыкальный руководитель

4.Консультация на сайте

"Любимые потешки"

Конец 1-ой недели

Воспитатели

"Научите меня одеваться"

2-я неделя

Заключительный

1.Обобщение результатов работы

1.»Ушастый Нянь».

2.Оформление картотеки, схем «Моем руки», «Одеваемся на прогулку», атрибутов для сюжетно-ролевой игры, дидактической игры «Фея чистоты»

3. Мониторинг

Конец 3-ей недели

Воспитатели и музыкальный руководитель

Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта:

Область

Задачи

1.Социально-коммуникативное развитие

1)Развитие игровой деятельности

2) Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (здороваться, называть по имени и отчеству)

3) Совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук, при не значительном участии взрослого. Элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом. Развивать умение одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям.

4) Обогащать представления о процессах  умывания, одевания, еды, уборки помещений, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, доступном ребёнку предметном мире, назначении предметов, правил их безопасного использования.

5)Поддерживать положительный настрой на выполнение элементарных гигиенический процессов, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, я-молодец)

6)Развитие потребности ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, развитие умений самостоятельно использовать физкультурный инвентарь.

7) Обогащать знания о предметах верхней одежды, назначения предметов одежды, правил одевания, об аккуратном бережном пользовании, просушивания после прогулки, использовании алгоритма одевания.

8) Развивать умение эмоционально-положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать свое поведение;

2.Познавательное развитие

1)Развитие сенсорной культуры

2)Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

3)Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте путем приложения и выражать результат сравнения словами. Упражнять в ориентировке частей  суток, различать и называть: утро, день, вечер, ночь. Закрепить знание геометрический фигур. Закреплять понятия один, много. Упражнять в различении названий геометрических фигур: круг, квадрат.

4) Формировать первичные представления об основных источниках опасности в быту (горячая вода, несъедобные предметы)

5)Закреплять знания о частях тела.

3.Речевое развитие

1)Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.

2)Побуждать в играх и в повседневной жизни самостоятельно или по указанию взрослого воспроизводить несложные образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений)

3)Развивать нравственно-ценный словарь («хорошо-плохо», «нехорошо», «некрасиво», «добрый-злой»).

4)Развивать все компоненты устной речи детей, создавать проблемные ситуации.

5)Упражнять в произношении звуков Е,Ю,В,Я.

4.Художественно – эстетическое развитие (изо, музо, худ. литература)

1) Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании): прямые линии, закрашивание, круглая форма

2)Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в лепке: скатывание колбасок, кругов.

3)Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации: чередование по цвету, приклеивание.

5.Физическое развитие

1) Развитие мотивации к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании

2)Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений

3) Развитие физических качеств

4) Овладение подвижными играми с правилами;

5)Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

       

Методы использованные педагогами:

Словесные (рассказы, беседы, слушание, обсуждения)

Практические (создание картотек – упражнений, схем,  для самостоятельной деятельности)

Наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, слайдов и пр.)

Интерактивные (интерактивное занятие).

Виды детской деятельности задействованные в ходе работы:

Коммуникативная (отгадывание загадок, ситуативные разговоры, словесные игры)

Восприятие художественной литературы и фольклора (слушание потешек)

Двигательная (музыкальная зарядка, игры с музыкальным сопровождением)

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

Музыкальная (пение, танец, )

Конструирование (различные виды конструкторов и материалов)

Самообслуживание и элементарный  бытовой труд  (ручной труд)

Игровая (музыкальные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры)

Познавательно-исследовательская (опыты и эксперименты, проблемные ситуации, образовательные ситуации)

Мониторинг

Определить уровень  знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста можно  через наблюдения, беседы.

 Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы.

Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

-Мыть лицо, руки;

-Закатать рукава;

- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;

- Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;

-Пользоваться расческой;

-Пользоваться носовым платком.

2.Навыки опрятной еды включают умение:

-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;

-Не крошить хлеб;

- Пережевывать пищу с закрытым ртом;

- Не разговаривать с полным ртом;

-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

- Благодарить.

 3. Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение:

-Расстегнуть пуговицы, замок;

-Снять платье (рубашку, шорты);

-Аккуратно повесить;

-Снять обувь;

-Надеть в обратной последовательности.

Если ребенок правильно выполняет все действия входящие в навык, то за:

правильно выполненное действие ребенок получает - «3»;

действие выполненное с небольшими неточностями - «2»;

неумение выполнять действие - «1».

Рефлексия проекта (выводы):

В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения с взрослым и сверстниками, радость от чтения художественных произведений, желание проговаривать слова вместе с педагогом, выполнять действия в соответствии с текстом. Дети стали более самостоятельными в процессах питания, умывания, одевания, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу. Играют в сюжетно-ролевые игры.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни  будет более эффективным, если образовательный процесс будет обеспечен комплексом  условий, которые включают в себя:

- четкое планирование и  распределение всех  материалов.

- обеспечение предметно-развивающей среды;

- полноправное участие семьи в педагогическом процессе.

Результаты контрольного  исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми группы проектной темы  и умение использовать полученные навыки на практике и в самостоятельной  деятельности.

Родители в результате опытной работы дошкольного учреждения поняли необходимость взаимодействия, целесообразность консультирования со специалистами, оценили важность данной темы в процессе воспитания детей.

 Продукты проекта: картотека потешек, схемы мытья рук и одевания, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, дидактическая игра «Фея чистоты»

 Презентация проекта: Презентация проекта проходила в рамках вечера досуга «Ушастый нянь» в ходе, которого  дети смогли продемонстрировать полученные знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее.

Дальнейшее развитие проекта

 В средней группе продолжать работу по формированию культурно-гигиенических навыков.  Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.   Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.

Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:

Кадровые ресурсы:  воспитатели, помощники воспитателя, медсестра.

Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты.

Учебно методические ресурсы: литература, пособия, дидактический материал, картотека потешек, алгоритмы действий.

Технические и информационные ресурсы: магнитофон, телевизор, компьютер, выход в интернет.

Список литературы:

Комплект литературы программы Детство

Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез»,  2006

Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..

Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г

Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни: формирование психического здоровья.

В разработке представлены игры для детей 5 - 7 лет по формированию психического здоровья....

СТАТЬЯ "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЦЕННОСТЯМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".

В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, на привычки и поведения. Поэтому наиб...

Рабочая тетрадь по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с основами здорового образа жизни

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск Республики БашкортостанРабочая тетрадьпо ознакомлению детей мла...

"Формирование привычки к здоровому образу жизни через привитие стойких культурно - гигиенических навыков"

В процессе гигиенического воспитания и обучения я рассказываю детям о правилах личной гигиены и значении их повседневного проведения для охраны здоровья; формирую у них представления о пользе утренней...

Использование метода проектов в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни (из личного опыта)

Ни для кого не секрет, что здоровье - это самое главное в жизни человека! Очень часто бывает, что понимать эту истину осмысленно мы начинаем только тогда, когда бывает уже поздно. Представления о здор...