СТАТЬЯ "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЦЕННОСТЯМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".
статья по теме

СИНЯЕВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА

В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, на привычки и поведения. Поэтому наиболее эффективным является приобщение  детей к ценностям Здорового Образа Жизни в процессе физического развития, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinyaeva-statya.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Синяева С.В.

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЦЕННОСТЯМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №22 «Золотая рыбка» Бугульминского муниципального района,       г. Бугульма

В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, на привычки и поведения. Поэтому наиболее эффективным является приобщение  детей к ценностям Здорового Образа Жизни в процессе физического развития, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получать удовольствие, наслаждение от участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия и общения, самоутверждение. На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

По мнению ведущих отечественных психологов (Л.И. Божович, А.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и других), именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознательного постижения окружающего мира, для развития, как интеллектуальных способностей, так и практических умений и навыков.

Однако следует особо подчеркнуть: формирование у дошкольников знаний, умений и навыков здорового образа жизни должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Только тогда программа, разработанная взрослыми становится для ребенка «его собственной».

Такой деятельностью являются непосредственно организованные взрослым занятия физической культурой занятия, направленные, прежде всего на формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценностное отношение проявляется в оценке значимости, важности определенного вида деятельности не только на уровне сознания, но и в реальных действиях и поступках.

Следует заметить: формы поведения, которым подражает ребенок, определяются влиянием взрослых. Поэтому роль образовательной среды и педагога, обеспечивающих целенаправленное формирование ответственности за собственное здоровье и здоровье будущих поколений, является определяющей.

Поэтому в нашем муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида №22 «Золотая рыбка» Бугульминского муниципального района РТ огромную роль в физическом развитии детей мы отводим плаванью, как одному из самых сильных форм воздействия на развивающийся организм, сочетания воды, воздуха, температуры и двигательной активности ребенка.

Плавание:

  • закаляет организм, совершенствует механизм терморегуляции, повышает иммунологические свойства, улучшает адаптацию к разнообразным условиям внешней среды;
  • совершенствует органы кровообращения и дыхания, улучшает сердечную деятельность, подвижность грудной клетки, ритм дыхания, увеличивает жизненную емкость легких;
  • укрепляет опорно-двигательный аппарат, правильно формирует позвоночник, вырабатывает хорошую осанку, предупреждает развитие плоскостопия;
  • увеличивает работоспособность и силу мышц;
  • гармонично развивает силу, быстроту, ловкость, гибкость, координацию движений, выносливость; совершенствует движения;
  • повышает общий тонус организма, укрепляет нервную систему, крепче становится сон, улучшается аппетит.

      Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Умение плавать является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

Так же мы считаем, что не маловажную роль в укреплении здоровья детей играют походы, экскурсии. При организации туристических походов намечается маршрут, определяется его протяженность, место отдыха, подбирается инвентарь, физические упражнения, игры, которые будут выполнять дети.

Можно организовать и провести непосредственно образовательную деятельность в соответствии с сезонно – климатическими особенностями и связанными с ними проблемами в состоянии здоровья людей.

Например, выполненный нами проект по теме «Осенние неприятности» включал в себя комплекс мероприятий профилактического характера, который позволил сохранить здоровье в условиях смены сезонов, тем самым снизил показатель заболеваемости детей в ДОУ. Данный проект включал в себя:

  • Традиционные средства;
  • Специфические средства.

К «традиционным» мы отнесли  упражнения, составляющие базовое содержание основной общеобразовательной программы по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи разностороннего развития ребенка, повышения уровня его физической подготовленности, коррекции психомоторного развития. Активно использовали также элементы спортивной деятельности: теннис, футбол, катание на самокате, велосипеде.

Специфические средства это специальные игры и игровые упражнения используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности: эстафеты и специальные игровые задания, например, «собери человека». Детям раздают силуэты человечков и силуэты частей скелета. Их нужно правильно расположить. После этого педагог рассказывает детям, для чего нужна грудная клетка, черепная пробка, кости тела. Если мышцы спины слабые, позвоночник начинает    искривляться, не выдерживает больших нагрузок. Поэтому, чтобы вырасти здоровыми и сильными, необходимо заниматься физкультурой каждый день.

Знания о здоровом образе жизни следует давать в легкой для запоминания форме. При организации разнообразной совместной деятельности воспитателя с детьми необходимо использовать положительную оценку, похвалу, поощрении.

Следовательно, физкультурно – оздоровительные проекты, направленные на формирование представлений о здоровом образе жизни и развитие двигательных качеств, дают возможность использования упражнений различной направленности, позволяющих разносторонне воздействовать на организм и одновременно решать оздоровительные, воспитательные задачи (развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную  активность, формировать навыки здорового образа жизни).

Совместная работа дошкольного образовательного учреждения и родителей дает значительный эффект приобщения к ценностям здорового образа жизни. С этой целью следует проводить совместные физкультурные праздники, спортивные соревнования с участием родителей, совместные походы, поездки за город в выходные дни и т.д.

Таким образом, здоровый образ жизни невозможно представить без занятий физической культурой.

Здоровый образ жизни является доступным каждому универсальным способом оптимизации деятельности физических систем организма, сохранения здоровья.

Здоровый образ жизни – это эффективный способ сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, но основы здорового образа жизни закладываются уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются положительные привычки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни: формирование психического здоровья.

В разработке представлены игры для детей 5 - 7 лет по формированию психического здоровья....

Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни на основе ознакомления со спортивными традициями Кулундинского района"

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать уже в дошкольном возрасте, закладывая нравственные основы, любовь в своей семье, к малой Родине, традициям своего народа....

Формирование у детей, старшего дошкольного возраста, привычки к здоровому образу жизни, посредством сотрудничества ДОО в социуме

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД НА 2017 2021 ГОДЫ...

сборник дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни

в сборник входят дидактические игры, которые разделены по разделам: ребенок и здоровье, полезные продукты,личная гигиена, тело человека, ребенок на улицах города, врачи-наши помощники, опасные предмет...

Квест - игра в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Мы за здоровый образ жизни»

Данную методическую разработку могут применять в своей работе инструктора по ФК, воспитатели, педагоги дополнительного образования....

Квест – игра (развлечение)для детей старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни «В поисках сокровищ острова Здоровья».

Итоговый квест-игра, по закреплению у детей страшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Именно с детства мы начинаем формировать привычки правильного питания, пользе закаливания и за...