« Валеологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, через формирование здорового образа жизни»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Истомина Татьяна_Александровна

Предварительный просмотр:

 Детский сад посещают дети из разных социальных слоев, часть детей не владеет элементарными культурно-гигиеническими навыками поэтому мы поставили себе первоочередную задачу: большое внимание уделять валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни. Мы работаем по программе «Детство» под редакцией З.А. Михайловой, используя региональные, парциональные программы: «Система» Л.М.Пустынниковой, «Азбука здоровья» Т.Э.Токаевой, «Росточки» Н.Ю. Баландиной и Л.А.Меньшиковой. Все программы предусматривают не только аспекты физического здоровья, знания анатомии, гигиены и физиологии, но и решают  вопросы духовного развития, что очень важно в настоящее время, а так же позволяют осуществлять преемственность между детским садом и начальной школой.

Чтобы проводить валеологическую работу в системе, необходимо было продумать ее содержательный компонент: перспективный план, конспекты занятий, иллюстративный материал, дидактические игры и т.п. Перед тем, как составить перспективный план была проведена диагностика, охватывающая все вопросы по разделу здорового образа жизни:

-Личная гигиена;

-Оптимальный двигательный режим;

-Рациональное питание;

-Закаливание;

-Отрицательное отношение к вредным привычкам;

-Положительные эмоции.

После проведения диагностики остро обозначились проблемы, с учетом этих проблем был составлен перспективный план, в котором отразились разные виды деятельности.

Через НОД, игры, через образовательную область «Чтение художественной литературы» дети учились быть чистыми, опрятными, заботиться о своем здоровье, поддерживать чистоту и порядок в группе, на участке; усвоили самые первые правила: «Хочешь ты здоровым быть, надо руки с мылом мыть», «От воды и мыла у микробов тают силы», «Где много грязи-раздолье заразе», «Болезнь др

ужит с грязью»

Интересно отметить, первоначально на вопрос: «Для чего моют руки и как часто?»,- дети отвечали: «Когда грязные». Однако лишний раз помыть руки не хотели, либо показывали руки и говорили, что они чистые, либо быстро ополаскивали их, не используя мыло. Чтобы детям привить культурно-гигиенические навык, были проведены занятия: «Что такое микроб и как он попадает в рот, а затем в живот?», «Урок Мойдодыра», «Забочусь об окружающей среде, а значит о самом себе».Читали с детьми много художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А.Барто «Девочка чумазая» и др. Разыгрывали театрализованное представление «Антошка против микробов». Разучили много пословиц и поговорок о здоровом образе жизни, которые используются не только во время НОД, а сопровождают их в повседневной жизни.

Дети четко усвоили культурно-гигиенические навыки и старались применить их в играх, в режимных моментах, во время НОД. В сюжетно-ролевых играх «Дом», «Дочки-матери» дети напоминали своим куклам, что обязательно нужно мыть руки перед едой, после прогулки. Купали кукол и стирали кукольное белье, причесывали их и себя. После прогулки старались аккуратно сложить вещи в шкаф, запомнив правило: «Каждой  вещи-свое место».

Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений - это одно из направлений воспитания потребности в здоровом образе жизни. По мнению В.Ф.Бизарнрго, «…недостаток движения  ведет к задержке телесного и физического развития…» .Воспитанию потребности в ежедневных физических упражнениях способствуют ежедневный оздоровительный бег, утренняя зарядка, физкультурные досуги, прогулки .Дети,  которые раньше не посещали ДОУ, даже не знали, что такое утренняя зарядка, не хотели ею заниматься, специально приходили в детский сад позднее. После индивидуальных бесед с детьми и родителями, через рассматривание иллюстраций о физкультуре и спорте, через настольные игры «Путешествие в Спортзалию», «Гол»,через дидактические игры «Если хочешь быть здоров», «Узнай вид спорта», «Оживи человека» у воспитанников не только появился интерес к зарядке, но и обогатился словарный запас.

Во время проведения утренней зарядки обращалось внимание на правильность выполнения упражнений, чтобы дети испытывали ценное чувство - «мышечную радость» (И.П.Павлов).

Также использовались упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, что позволило не только существенно повысить оздоровительный эффект занятий, но  и реализовать образовательный компонент физического воспитания. Выполняя физические упражнения с детьми, выучили такие правила: «Каждый день зарядку делай, будешь сильный, будешь смелый», «здоровье в порядке - спасибо зарядке» и т.п.

Чтобы еще больше заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься спортом и физкультурой, в группе был создан центр движения, где много стандартного и нестандартного оборудования. Были собраны интересные иллюстрации для папки «Физкультура и спорт», совместно с родителями были изготовлены дидактические игры «Сильные и ловкие», «Что такое хорошо и что такое плохо», а также игры на развитие дыхания: «Подумай и узнаешь отгадку», «Веселые перышки», «У кого дальше улетит перышко».

Организуя двигательную деятельность, нужно обеспечивать необходимый ее объемв соответствии с возрастом и индивидуальными потребностями детей. Необходимо использовать естественные препятствия, например детям младшего возраста можно предложить перешагнуть маленький ручеек, а детям старшего возраста перепрыгнуть через него или пройти по бревну или доске, пройти по узкой дорожке, подняться на горку и сбежать с нее. Также важно обращать внимание на одежду ребенка, так как его активность во многом определяется ее целесообразностью в зависимости от конкретных погодных условий. В родительском уголке были размещены правила о слойности одежды, чтобы родители правильно одевали детей, так как переохлаждение и особенно перегревание ослабляют защитные функции организма. Несомненно, надо учитывать погодные условия и постараться не допускать ни перегрева, ни переохлаждения играющих детей. Нужно быть внимательным к ребенку, занятому физическими упражнениями, чтобы он не превысил свои реальные возможности, что часто бывает в увлекательных играх и соревнованиях. Покрасневшее лицо, частое и шумное дыхание, возбуждение, нарушение координации движения-признаки чрезмерной нагрузки. В это время необходимо тактично переключить дошкольника на менее подвижную деятельность, чтобы он «остыл».

Расти здоровыми нашим детям помогает система закаливания, но закаливание оказалось проблемой в ДОУ  и была создана инициативная группа по разработке комплекса закаливающих процедур и алгоритма проведения  для разных возрастных групп. Очень важно вызвать у детей положительные эмоции, интерес к закаливанию, как средству укрепления своего организма! Все этапы закаливания сопровождались потешками, прибаутками и приятной музыкой.

Чтобы научить детей есть вкусную, здоровую, богатую витаминами пищу , сформировать навыки культуры питания, мы рассматривали альбом «Овощи и фрукты – полезные продукты», проводились занятия по теме «Приятного аппетита», разговаривали о культуре еды, о культуре поведения за столом, учились правильно сервировать стол. Эти знания закрепляют во время приема пищи и сюжетно-ролевых играх «Дом», «Семья», «Дочки-матери».

Развитие представлений о строении собственного тела, назначение органов, обучение по уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи – это тоже одно из направлений по формированию здорового образа жизни и валеологических представлений у детей дошкольного возраста. На закрепление у детей знаний  строении своего тела вместе с детьми выкладывали веселых человечков из геометрических фигур, счетных палочек, мозаики, попутно упражнялись в назывании геометрических фигур, в ориентировке в пространстве:  голова вверху, руки по бокам, ноги внизу. Работа по формированию валеологических знаний и представлений о здоровом образе жизни строится так, чтобы красной нитью проходило половое воспитание детей. При рассматривании картинок с изображением девочек  мальчиков ищем отличия во внешнем виде, одежде, любимых игрушках. С этой целью были изготовлены альбомы «Я - девочка», «Я – мальчик», «От мальчика до  дедушки», «От девочки до бабушки». Во время рассказов о том, что нужно беречь свое здоровье, заботиться о нем, обращается внимание на то , что девочки – это будущие мамы, чтобы родить здорового и крепкого ребенка, сама мама должна быть здорова; а мальчики – это будущие папы, будущие солдаты, которые должны быть сильными издоровыми, чтобы защищать слабых.

Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни невозможно без помощи родителей. Родители помогают в организации валеологического воспитания не только приобретением книг, игр, также с их помощью был оформлен «экран настроения». Для родителей была разработана специальная программа, включая в себя тематические собрания, консультации, «здоровые гостиные».

Систематически организованная работа с детьми и родителями дала положительные результаты: заболеваемость снизилась, повысился уровень овладения детьми культурно – гигиеническими навыками (таблица).

В начале своей работы столкнулась с проблемой недостатка практического и диагностического материалов .Результатом работы стало следующее:

1. Был разработан перспективный план по всем возрастным группам;

2. Созданы конспекты игр – занятий;

3. Обогатился наглядный материал;

4. Была создана картотека дидактических игр и упражнений;

5. Была создана картотека словесного материала;

6. Появилась подборка консультаций для родителей и воспитателей.

Данный опыт помог по – новому  взглянуть на проблему формирования валеологических знаний и представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, рассмотреть эту работу в системе, увидеть ее влияние на здоровье, на формирование личности ребенка в целом.



Предварительный просмотр:

 Детский сад посещают дети из разных социальных слоев, часть детей не владеет элементарными культурно-гигиеническими навыками поэтому мы поставили себе первоочередную задачу: большое внимание уделять валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни. Мы работаем по программе «Детство» под редакцией З.А. Михайловой, используя региональные, парциональные программы: «Система» Л.М.Пустынниковой, «Азбука здоровья» Т.Э.Токаевой, «Росточки» Н.Ю. Баландиной и Л.А.Меньшиковой. Все программы предусматривают не только аспекты физического здоровья, знания анатомии, гигиены и физиологии, но и решают  вопросы духовного развития, что очень важно в настоящее время, а так же позволяют осуществлять преемственность между детским садом и начальной школой.

Чтобы проводить валеологическую работу в системе, необходимо было продумать ее содержательный компонент: перспективный план, конспекты занятий, иллюстративный материал, дидактические игры и т.п. Перед тем, как составить перспективный план была проведена диагностика, охватывающая все вопросы по разделу здорового образа жизни:

-Личная гигиена;

-Оптимальный двигательный режим;

-Рациональное питание;

-Закаливание;

-Отрицательное отношение к вредным привычкам;

-Положительные эмоции.

После проведения диагностики остро обозначились проблемы, с учетом этих проблем был составлен перспективный план, в котором отразились разные виды деятельности.

Через НОД, игры, через образовательную область «Чтение художественной литературы» дети учились быть чистыми, опрятными, заботиться о своем здоровье, поддерживать чистоту и порядок в группе, на участке; усвоили самые первые правила: «Хочешь ты здоровым быть, надо руки с мылом мыть», «От воды и мыла у микробов тают силы», «Где много грязи-раздолье заразе», «Болезнь др

ужит с грязью»

Интересно отметить, первоначально на вопрос: «Для чего моют руки и как часто?»,- дети отвечали: «Когда грязные». Однако лишний раз помыть руки не хотели, либо показывали руки и говорили, что они чистые, либо быстро ополаскивали их, не используя мыло. Чтобы детям привить культурно-гигиенические навык, были проведены занятия: «Что такое микроб и как он попадает в рот, а затем в живот?», «Урок Мойдодыра», «Забочусь об окружающей среде, а значит о самом себе».Читали с детьми много художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А.Барто «Девочка чумазая» и др. Разыгрывали театрализованное представление «Антошка против микробов». Разучили много пословиц и поговорок о здоровом образе жизни, которые используются не только во время НОД, а сопровождают их в повседневной жизни.

Дети четко усвоили культурно-гигиенические навыки и старались применить их в играх, в режимных моментах, во время НОД. В сюжетно-ролевых играх «Дом», «Дочки-матери» дети напоминали своим куклам, что обязательно нужно мыть руки перед едой, после прогулки. Купали кукол и стирали кукольное белье, причесывали их и себя. После прогулки старались аккуратно сложить вещи в шкаф, запомнив правило: «Каждой  вещи-свое место».

Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений - это одно из направлений воспитания потребности в здоровом образе жизни. По мнению В.Ф.Бизарнрго, «…недостаток движения  ведет к задержке телесного и физического развития…» .Воспитанию потребности в ежедневных физических упражнениях способствуют ежедневный оздоровительный бег, утренняя зарядка, физкультурные досуги, прогулки .Дети,  которые раньше не посещали ДОУ, даже не знали, что такое утренняя зарядка, не хотели ею заниматься, специально приходили в детский сад позднее. После индивидуальных бесед с детьми и родителями, через рассматривание иллюстраций о физкультуре и спорте, через настольные игры «Путешествие в Спортзалию», «Гол»,через дидактические игры «Если хочешь быть здоров», «Узнай вид спорта», «Оживи человека» у воспитанников не только появился интерес к зарядке, но и обогатился словарный запас.

Во время проведения утренней зарядки обращалось внимание на правильность выполнения упражнений, чтобы дети испытывали ценное чувство - «мышечную радость» (И.П.Павлов).

Также использовались упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, что позволило не только существенно повысить оздоровительный эффект занятий, но  и реализовать образовательный компонент физического воспитания. Выполняя физические упражнения с детьми, выучили такие правила: «Каждый день зарядку делай, будешь сильный, будешь смелый», «здоровье в порядке - спасибо зарядке» и т.п.

Чтобы еще больше заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься спортом и физкультурой, в группе был создан центр движения, где много стандартного и нестандартного оборудования. Были собраны интересные иллюстрации для папки «Физкультура и спорт», совместно с родителями были изготовлены дидактические игры «Сильные и ловкие», «Что такое хорошо и что такое плохо», а также игры на развитие дыхания: «Подумай и узнаешь отгадку», «Веселые перышки», «У кого дальше улетит перышко».

Организуя двигательную деятельность, нужно обеспечивать необходимый ее объемв соответствии с возрастом и индивидуальными потребностями детей. Необходимо использовать естественные препятствия, например детям младшего возраста можно предложить перешагнуть маленький ручеек, а детям старшего возраста перепрыгнуть через него или пройти по бревну или доске, пройти по узкой дорожке, подняться на горку и сбежать с нее. Также важно обращать внимание на одежду ребенка, так как его активность во многом определяется ее целесообразностью в зависимости от конкретных погодных условий. В родительском уголке были размещены правила о слойности одежды, чтобы родители правильно одевали детей, так как переохлаждение и особенно перегревание ослабляют защитные функции организма. Несомненно, надо учитывать погодные условия и постараться не допускать ни перегрева, ни переохлаждения играющих детей. Нужно быть внимательным к ребенку, занятому физическими упражнениями, чтобы он не превысил свои реальные возможности, что часто бывает в увлекательных играх и соревнованиях. Покрасневшее лицо, частое и шумное дыхание, возбуждение, нарушение координации движения-признаки чрезмерной нагрузки. В это время необходимо тактично переключить дошкольника на менее подвижную деятельность, чтобы он «остыл».

Расти здоровыми нашим детям помогает система закаливания, но закаливание оказалось проблемой в ДОУ  и была создана инициативная группа по разработке комплекса закаливающих процедур и алгоритма проведения  для разных возрастных групп. Очень важно вызвать у детей положительные эмоции, интерес к закаливанию, как средству укрепления своего организма! Все этапы закаливания сопровождались потешками, прибаутками и приятной музыкой.

Чтобы научить детей есть вкусную, здоровую, богатую витаминами пищу , сформировать навыки культуры питания, мы рассматривали альбом «Овощи и фрукты – полезные продукты», проводились занятия по теме «Приятного аппетита», разговаривали о культуре еды, о культуре поведения за столом, учились правильно сервировать стол. Эти знания закрепляют во время приема пищи и сюжетно-ролевых играх «Дом», «Семья», «Дочки-матери».

Развитие представлений о строении собственного тела, назначение органов, обучение по уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи – это тоже одно из направлений по формированию здорового образа жизни и валеологических представлений у детей дошкольного возраста. На закрепление у детей знаний  строении своего тела вместе с детьми выкладывали веселых человечков из геометрических фигур, счетных палочек, мозаики, попутно упражнялись в назывании геометрических фигур, в ориентировке в пространстве:  голова вверху, руки по бокам, ноги внизу. Работа по формированию валеологических знаний и представлений о здоровом образе жизни строится так, чтобы красной нитью проходило половое воспитание детей. При рассматривании картинок с изображением девочек  мальчиков ищем отличия во внешнем виде, одежде, любимых игрушках. С этой целью были изготовлены альбомы «Я - девочка», «Я – мальчик», «От мальчика до  дедушки», «От девочки до бабушки». Во время рассказов о том, что нужно беречь свое здоровье, заботиться о нем, обращается внимание на то , что девочки – это будущие мамы, чтобы родить здорового и крепкого ребенка, сама мама должна быть здорова; а мальчики – это будущие папы, будущие солдаты, которые должны быть сильными издоровыми, чтобы защищать слабых.

Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни невозможно без помощи родителей. Родители помогают в организации валеологического воспитания не только приобретением книг, игр, также с их помощью был оформлен «экран настроения». Для родителей была разработана специальная программа, включая в себя тематические собрания, консультации, «здоровые гостиные».

Систематически организованная работа с детьми и родителями дала положительные результаты: заболеваемость снизилась, повысился уровень овладения детьми культурно – гигиеническими навыками (таблица).

В начале своей работы столкнулась с проблемой недостатка практического и диагностического материалов .Результатом работы стало следующее:

1. Был разработан перспективный план по всем возрастным группам;

2. Созданы конспекты игр – занятий;

3. Обогатился наглядный материал;

4. Была создана картотека дидактических игр и упражнений;

5. Была создана картотека словесного материала;

6. Появилась подборка консультаций для родителей и воспитателей.

Данный опыт помог по – новому  взглянуть на проблему формирования валеологических знаний и представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, рассмотреть эту работу в системе, увидеть ее влияние на здоровье, на формирование личности ребенка в целом.