Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах
материал по развитию речи (младшая группа)

Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_v_rezhimnyh_momentah.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи  

Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Для полноценного развития речи дошкольников, педагоги должны постоянно с ними говорить. Одним из таких приёмов являются речевые игры в режимные моменты.  Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучают организм ребёнка к определённому ритму, обеспечивают смену деятельности, тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребёнка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер. Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения, они непосредственно связаны с какими – то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. Взрослые должны говорить спокойно, без раздражения, комментируя действия детей, чётко формулируя вопросы, выдерживать паузы между своими вопросами и ответом ребёнка. Каждый односложный ответ ребёнка следует повторить в развёрнутой форме.

Одним из таких приёмов являются речевые игры и включение художественного слова в режимные моменты. Но постоянно говорить стихами это тоже не вариант, поэтому ребёнок должен слышать разнообразную речь.

Во все режимные моменты стараюсь включать дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические и грамматические упражнен

   1.   Во время утреннего приёма можно поговорить о настроении ребёнка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о времени года, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И всё это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между воспитателем и ребёнком.

       2. В ходе проведения утренней гимнастики дети закрепляют  понятия вверх, вниз, далеко, близко, быстро, медленно, учатся ориентироваться в пространстве.

     3.В детском саду мы должны воспитывать у детей уважение к труду и желание помогать взрослым. Утром, ухаживая за комнатными растениями, педагог  может сказать:

Про цветочки не забуду,

Поливать, рыхлить их буду.

Тем самым привлечёт ребят к помощи взрослому по уходу за комнатными растениями.

Для того, чтобы дети запоминали название комнатных растений, их внешний вид, можно в процесс включать речевые игры:

«Кто больше назовёт названий цветов»;

«Четвёртый лишний»;

«Узнай по описанию».

      4.Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, которую расставляют на стол, рассматривают её форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество её на столе. Дети называют необходимую для сервировки стола посуду,  говорят, как правильно её расставить.

Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомят с новыми словами.

    5.  Дети знают, что перед каждым приёмом пищи, нужно помыть руки. И им будет интереснее, если этот процесс сопровождаться какими – то потешками, поговорками. Во время  умывания можно поговорить о том, что дети моют – лицо, руки, уши.

Чем моют? – водой, мылом.

Вода какая? – тёплая, холодная, горячая.

Какое мыло? – душистое, скользкое, ароматное, белое.

Чем вытираемся, какое полотенце?  - голубое, пушистое, глаженное, мягкое, сухое.

     6. . Непосредственно, когда дети садятся за стол, можно спросить: суп какой? – гороховый, вкусный; каша из пшена? -  пшённая, сытная, аппетитная, сладкая.

 Во время приёма пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно отказываются от еды. Часто такое происходит с детьми в младших группах. Шутливые стишки и потешки помогут их отвлечь, и дадут возможность спокойно  поесть.

Часто бывает так, что дети во время еды начинают разговаривать. Вот здесь и будет уместно включать пословицы и поговорки, для того чтобы успокоить детей и настроить на приём пищи.

Или с помощью тех же пословиц и поговорок, можно рассказать детям о пользе еды.

Как известно, внимание детей короткое. Они устают даже в то время, когда самостоятельно играют. Это приводит к тому, что дети начинают баловаться и бегать по группе. Поэтому и нужно отвлекать и дать им возможность расслабиться.

7. Для этого с детьми можно провести динамическую паузу или пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением, после чего дети могут спокойно продолжить играть в свои игры. Дети проговаривают слова вместе с педагогом, и сопровождают всё это движениями ног, рук и пальчиков. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи кроме того, народная потешка является прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалоах.

    8. После того как дети поиграли, они начинают наводить порядок в групповой комнате. И как правило для большинства детей это занятие, им не по душе. В этот процесс также можно включить речевое сопровождение:?

      Беседа с детьми в процессе режимных моментов обеспечивает прочность знаний, хорошее запоминание слов и новых, и ранее пройденных на занятиях.

    9. Подготовка к прогулкам даёт возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым.  Обращается внимание на порядок  в шкафчике ( что висит на вешалке, что лежит на полке, где стоят сапоги).

Прогулка для детей – самый любимый режимный момент в детском саду. На прогулках дети отмечают всё, что они видят вокруг себя  и стараются выразить своё впечатление словами. Во время прогулки дети наблюдают за окружающим, воспитатель их спрашивает о том, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле. Также на прогулке очень весело для детей проводить подвижные игры с речевым сопровождением.

      Прогулка заканчивается, когда дети заходят в группу и начинают раздеваться, здесь можно также  этот процесс сопроводить словами.

     10.  Во время подготовки ко сну воспитатель привлекает внимание детей к одежде, отрабатыватся  последовательность выполняемых действий(что сначала снимаем, потом ..., где стоят туфли).Такое комментирование действий  позволяет многократно повторить речевой материал, совершенствовать внимание речи.

11.Сюжетно – ролевая  игра, как свободный вид совместной деятельности детей, объединяет их между собой по собственной инициативе, где они сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя игровые действия, а значит, учит и развивает их речь.

     Во время речевых игр у детей расширяется и обогащается словарный запас, повышается речевая активность, что в наше время для детей просто необходимо.

     Уже ни кому не секрет, что речь ребёнка формируется по образцу окружающих его взрослых людей. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок слышал грамотную, культурную, эмоционально – окрашенную речь взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах

Важно с самого начала дня дать детям позитивный настрой, включить в интересную подвижную игру, отвлечь от грустного расставания с мамой....

Создание условий для развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в режимные моменты.

Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей. Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со ...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах.

Речевое развитие дошкольника является определяющим фактором успешного обучения чтению....

Презентация " Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах"

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающих своевременное психическое развитие детей....

«Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах».

laquo;Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах»....