Песенно-игровые формы фольклора на практике при работе с детьми в МБДОУ «Детский сад № 29»
методическая разработка (средняя группа)

Гордеева Галина Анатольевна

Песенно-игровые формы фольклора на практике при работе с детьми среднего возраста. Сценарий фольклорного праздника-развлечения "Масленица".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

Песенно-игровые формы фольклора на практике при работе с детьми в

МБДОУ «Детский сад № 29»

«Утрата народом своего искусства,

 своих художественных ценностей –

это национальная трагедия и угроза самому существованию нации…»

М.П. Мусоргский

Знание народных традиций, составлявших культурное поле наших предков, необходимо как для знания своей национальной культуры, так и для понимания культуры другого народа. Чем раньше мы начнем приобщать ребенка к традиционной национальной культуре, тем большего эффекта мы можем добиться в постижении того, что наработал веками народ, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, но сейчас теряется, утрачивается, не будучи востребованным.

Наш детский сад № 29 г. Рязань в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставит перед собой  цель – знакомство с музыкальным фольклором. Достижение этой цели осуществляем как на музыкальных, так и на других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми и их родителями.

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек всё равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.

Так уже стало традицией проведение «Калядок», «Масленицы», «Пасхальные перезвоны», «Посиделки» и др. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы. Задорные мелодии данных произведений радуют своим весельем, жизнерадостным характером. Они очень просты по своему построению, отличаются чётким ритмом.

Активное участие педагогов, детей и их родителей в подготовке к празднику включает в себя: традиционные игры и хороводы, украшение зала, подготовка подарков.
Эмоциональная и духовно-нравственная атмосфера праздника создаётся общим настроением и активностью всех участников. Это атмосфера общности, духовного единения и хлебосольства. Родители вовлекаются во все дела и игры, а не являются гостями на чужом пиру, скромно сидящими в стороне. Приобретая опыт и совместные переживания детей и взрослых, становятся базой для поддерживания народных традиций в семье и детском саду.

В национальных праздниках предстает красота родной природы и любовь к земле, чувство справедливости и совестливости, творчество, задушевность и хлебосольство. Традиционные праздники могут стать основой духовно-нравственного становления личности, основой культуры здоровья, жизненным стержнем современного родителя-горожанина, возвращающегося к истокам русской христианской культуры.

Сценарий фольклорного праздника «Масленица» в средней группе «Непоседы»

Под русскую народную песню дети входят в музыкальный зал. Дети идут змейкой за ведущие, одетой в русский народный костюм. Останавливаются и встают полукругом.

Ведущий 1. Что за славный денёк! Собирайся, народ

Будем петь, да шутить

Да весну веселить!

Ведущий 2. Народ собирается,

Праздник начинается!

А какой сегодня праздник? Подскажите!

Дети: МАСЛЕНИЦА!

Ведущий  1. Верно, Масленица!

Не английский, не французский,

Масленица – праздник русский!

Будем петь мы и плясать,

В игры русские играть!

Вместе будем мы гулять

Масленицу провожать!

Ведущая 1. Какое недавно закончилось время года?

Дети: Зима!

Ведущая1. А зимние загадки отгадаете, ребятки?

1. Бел, да не сахар,

Нет ног, а идёт (Снег.)

2. Без рук, без ног,

А рисовать умеет (Мороз.)

3. Тётушка крутая, белая да седая,

В мешке стужу трясёт, сугробы наметает,

Ковром землю устилает (Зима.)

4. Заря-заряница, Красная девица

Травку выпускает, росу расстилает.

Идёт стороной – с сохой, бороной

С ключевой водой (Весна.)

Ведущий 2: Становитесь, в круг ребята, будем мы в игру играть, да  Весну-Красну в гости ждать. Вы знаете, что в старину зазывали Весну закличками, что бы быстрее тепло пришло. 
Давайте и мы так сделаем, заклички прокричим.

Заклички: хором повторяем
В
есна! Весна красна! 
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!

***
Солнышко-ядрышко, 
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают, 
С крыши капели,
Кулики прилетели!

Выход Весны. Приветствие.

Здравствуйте, мои друзья

К вам пришла на праздник – я,

Ваши песни услыхала,

Но туда ли я попала?

Здесь ли все поют, играют

И меня- Весну встречают?

Игра – хоровод «Весна-красна идет и песенку поет»

Весна: - А теперь я хотела бы у вас уточнить. Что на Масленицу пекут? Правильно, блины! Давайте встанем в хоровод про блиночки споем! (дети и Весна водят хоровод)

Песня: «Мы давно блинов не ели»

Весна. –Ребята, я к вам не одна пришла, а со своими помощниками: Постучалась к вам дождем – тук-тук-тук, (дети стучат ножками), ручейком в канавке – жур-жур-жур, ветерком в поле – шшш-шшш-шшш, птичками на ветке – чив-чив-чив. Вот сколько у меня помощников!

 Ведущая 1. Вот и масленица пришла к нам в середине марта, вместе с весной. Её празднуют в течение недели. Народ шумно, разгульно и весело провожает зиму и встречает…

Дети: … весну!

Ведущая 1. Правильно. Присаживайтесь, мы с вами сейчас всю масленичную неделю вспомним!

Под музыку дети проходят и садятся на стульчики.

Ведущая: В народе каждый день масленицы имел своё название. Начинается она в понедельник, который называется «встреча».

Ведущая 2: В этот день встречают масленицу. Начинают печь блины.

Следом вторник – «заигрыши».

Приходите в гости к нам

Ко горячим, ко блинам.

Масленка, масленка,

Широкая масленка!

Ведущая: С утра начинали кататься с гор, строили снежные крепости, скоморохи пели свои частушки.

Далее шла среда – «лакомка».

В среду зятья – ваши папы – приходили на блины к тёщам – маминым мамам.

 Ой, ты лакомка-среда!

Масляна сковорода!

По законам старины –

Едем к тёще на блины!

Ведущая 2. Вот четверг уж наступил – «разгул», самый весёлый день масленицы.

Народ вовсю веселится и забавляется: люди катаются с ледяных гор, устраивают шуточные кулачные бои, шумные пиршества.

Ведущая 2. Собрались мы позабавиться да потешиться, а что – то грустно у вас? Не пора ли поиграть, повеселиться? Какая Масленица без катания на санках?  А сейчас предлагаю немного покататься, на санках, кто быстрее?(дети по парам, имитируя санки, катаются под музыку)

Широкая масленица,

Мы тобою хвалимся,

На санях катаемся,

Блинами объедаемся!

Ведущая 1. Скажите, а на что похож блин? (На солнце)

Чем блин похож на солнышко? (круглый, жёлтый, горячий)

С чем едят блины? (со сметаной, маслом, творогом, вареньем, икрой)

Молодцы, много вы знаете про блины!

Ведущая3. А у нас уж пятница настала – «тёщины вечёрки», теперь уже зять тёщу к себе приглашал, блинами угощал.

Ведущая 2. Пусть весна набирает силу, пусть растут светлые дни, а мы им в этом поможем. Хоровод заведём, дружно все запоём.

Игра – хоровод «Во кузнице»

Ведущая 1. В субботу окончательно прощаются с зимой. Суббота – «золовкины посиделки».

 А в субботу не безделки –

Золовкины посиделки!

Красны девицы, вставайте –

Дорогих гостей встречайте!

Ведущая 2. Вот и наступил последний день масленицы прощёное воскресенье – или проводы масленицы.

Заканчивались гулянья, на горах разводили костры – растапливали лёд, чтобы холод прогнать. Делали добрые дела и обязательно просили друг у друга прощения. Ребята, а как вы думаете, зачем просили прощения? (чтобы не обижаться друг на друга, жить в согласии).

Ведущая. Как хорошо мы встретили весну, поиграли. Вот и пришла пора с Весной прощаться.

Весна - Вам дарю свое тепло, Чтобы все кругом цвело,

Чтоб листочки распускались, Птицы с юга возвращались. (Дарит солнышко)

Вы добром меня встречали, песней, пляской привечали.

Угощю я вас блинами…

И попрощаюсь на год с вами! (Угощает блинами и уходит, а дети возвращаются в группу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Система работы с детьми в детском саду по приобщению к восприятию художественной литературы и фольклора

Ракрываются цели, задачи, формы работы по приобщению детей к чтению. Как проходят занятия в разных возрастных группах. А также работа с родителями....

Кружковая работа как форма культурной практики в работе с детьми дошкольного возраста (3-7 лет). Тема «Посуда»

Целевые ориентиры:·        Осуществление индивидуально – личностного подхода в обучении детей.·        Развитие мелкой и крупной м...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

Яковлева О.А. КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ....

Консультация для родителей: «Использование ИКТ — технологий в практике работы с детьми в детском саду».

laquo;Использование ИКТ — технологий в практике   работы с детьми в детском саду»....