Главные вкладки

    «Использование малых форм фольклора в физкультурно – оздоровительной работе с детьми младшего возраста »
    статья по физкультуре на тему

    Сигалева Светлана Владимировна

    Опыт работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_sigaleva.docx19.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Использование малых форм фольклора в физкультурно – оздоровительной работе с детьми младшего возраста »

    Сигалева С.В.

                                                        воспитатель  МБДОУ детский сад №17

                                                          Ленинского района г. Нижнего Новгорода

            На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и естественного улучшения у дошкольников физического развития. Наряду с поиском современных методов воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровище русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического развития путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.

            Включение фольклора в процесс занятий физической культурой требует выполнения определенных условий:

    1. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения, а также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни.

    2.Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.

    3.Большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений.

    4.Педагог должен учитывать , с одной стороны, развивающий характер учебного  материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала.

    5. Моторная плотность занятий физической культурой и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом может достигать 80%.

    Основной формой  обучения физическим упражнениям в дошкольном учреждении является организованная образовательная деятельность.  Мотивы выполнения активных действий в организованной образовательной деятельности разнообразны. У детей дошкольного возраста преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Благодаря упражнению с названием (например,  «Колобок») дети  представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ помогает также качественно выполнять основные движения («лиса - всему краса» - ходьба с гордой осанкой).

    Физические упражнения в сочетании  с фольклором в структуре организованной образовательной деятельности  располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить организованную образовательную деятельность таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.

    В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы  организованной образовательной деятельности на  фольклорном материале:

    1. Двигательно-творческая организованная образовательная деятельность, основанная на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении физических упражнений можно использовать 10 – 15 потешек или загадок двигательного характера или можно задействовать сюжет одной или двух сказок, дополняя их потешками или загадками.

    2. Сюжетные занятия физической культурой с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора. Эта организованная образовательная деятельность проводится в форме «двигательного» рассказа или сказки.

    3. Театрализованная организованная образовательная деятельность  с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций. Дети выполняют различные роли, подражая или копируя действия человека, изображая животных и птиц.

    4. Музыкально-ритмические занятия физической культурой,  основанные на  русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских народных песен и мелодий.

    5. Игровые занятия физической культурой  на основе русских народных подвижных играх.

    6. Познавательная организованная образовательная деятельность с использованием элементов фольклора. Включение фольклора как элемента организованной образовательной деятельности оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста.

    7. Интегрированная организованная образовательная деятельность с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического развития детей.

            Помимо перечисленных форм работы необходимо включать фольклор и в физкультурно-оздоровительную работу и в активный отдых детей:

    • утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором,
    • ритмическая гимнастика в русском народном стиле,
    • физкультурные минутки на основе фольклора,
    • русские народные подвижные игры,  игры-забавы, игры-аттракционы.

            Фольклор – эмоционально-образное средство влияния на детей, он поддерживает их  интерес к физической культуре посредством национальных традиций.  Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Районный семинар "Нетрадиционные формы и метода физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

    В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако, любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет с...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Одной из актуальных проблем в современном обществе является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. ФГОС ДО рассматривает создание развивающей образовательной среды как систе...

    Презентация «Использование квест- техологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста»

    Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.  В настоя...

    Презентация «Использование квест- техологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста»

    Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.  В настоя...