«Использование малых форм фольклора в физкультурно – оздоровительной работе с детьми младшего возраста »
статья по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
«Использование малых форм фольклора в физкультурно – оздоровительной работе с детьми младшего возраста »
воспитатель МБДОУ детский сад №17
Ленинского района г. Нижнего Новгорода
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и естественного улучшения у дошкольников физического развития. Наряду с поиском современных методов воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровище русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического развития путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.
Включение фольклора в процесс занятий физической культурой требует выполнения определенных условий:
1. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения, а также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни.
2.Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.
3.Большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений.
4.Педагог должен учитывать , с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала.
5. Моторная плотность занятий физической культурой и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом может достигать 80%.
Основной формой обучения физическим упражнениям в дошкольном учреждении является организованная образовательная деятельность. Мотивы выполнения активных действий в организованной образовательной деятельности разнообразны. У детей дошкольного возраста преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Благодаря упражнению с названием (например, «Колобок») дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ помогает также качественно выполнять основные движения («лиса - всему краса» - ходьба с гордой осанкой).
Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре организованной образовательной деятельности располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить организованную образовательную деятельность таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы организованной образовательной деятельности на фольклорном материале:
1. Двигательно-творческая организованная образовательная деятельность, основанная на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении физических упражнений можно использовать 10 – 15 потешек или загадок двигательного характера или можно задействовать сюжет одной или двух сказок, дополняя их потешками или загадками.
2. Сюжетные занятия физической культурой с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора. Эта организованная образовательная деятельность проводится в форме «двигательного» рассказа или сказки.
3. Театрализованная организованная образовательная деятельность с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций. Дети выполняют различные роли, подражая или копируя действия человека, изображая животных и птиц.
4. Музыкально-ритмические занятия физической культурой, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских народных песен и мелодий.
5. Игровые занятия физической культурой на основе русских народных подвижных играх.
6. Познавательная организованная образовательная деятельность с использованием элементов фольклора. Включение фольклора как элемента организованной образовательной деятельности оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста.
7. Интегрированная организованная образовательная деятельность с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического развития детей.
Помимо перечисленных форм работы необходимо включать фольклор и в физкультурно-оздоровительную работу и в активный отдых детей:
- утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором,
- ритмическая гимнастика в русском народном стиле,
- физкультурные минутки на основе фольклора,
- русские народные подвижные игры, игры-забавы, игры-аттракционы.
Фольклор – эмоционально-образное средство влияния на детей, он поддерживает их интерес к физической культуре посредством национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Районный семинар "Нетрадиционные формы и метода физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"
В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако, любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет с...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной из актуальных проблем в современном обществе является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. ФГОС ДО рассматривает создание развивающей образовательной среды как систе...
Презентация «Использование квест- техологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста»
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета. В настоя...
Презентация «Использование квест- техологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста»
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета. В настоя...
Статья Бурейшина О.М .«Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего возраста».
Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно- оздоровительной работе с детьми младшего возраста....
САМООБРАЗОВАНИЕ по теме «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно – оздоровительной работе с детьми младшего возраста»
Цель: Формировать представление ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.Задачи: . Сохр...
Использование массажного коврика в физкультурно - оздоровительной работе с детьми младшего возраста
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, пост...