Развитие эмоциональности детей дошкольного возраста через метод "Песочная терапия"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

 

«Песочная терапия»- это игровой метод, который позволяет ребенку рассказать свои проблемы, показать свои страхи, избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая естественная и любимая деятельность. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Песок – необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Смешанный с водой, песок становиться более темным и приобретает качество земли. Песок становиться устойчивым и ему можно придать форму. Можно сказать, что ребенку на полчаса предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_teropiya_emocii.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональности детей дошкольного возраста через метод

Развитие эмоциональной сферы дошкольников способствует формированию ключевых компетентностей (социальной, коммуникативной, деятельности,  информационной,  здоровье сберегающей) – что является оценкой результативности и качества дошкольного образования.

Я считаю, что каждому воспитателю нужно быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы актуальна и важна.

Цель работы: Развитие эмоциональности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Научить свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания и чувства через песочную терапию.
  2. Развивать коммуникативные способности.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

В группе мы со своими детьми для раскрепощения эмоциональной сферы, лучшему усвоению языка эмоций проводим развивающие занятия с элементами йоги и дыхательной гимнастики (снятие стресса), этюды, рассматриваем рисунки и фотографии, сочиняем истории, рисуем, слушаем музыку, играем в игры-пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем», а также играем с песком.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций мне на занятиях помогает «песочная терапия» (игры с песком).

Принцип «терапии песком» был впервые предложен Карлом Густавом Юнг швейцарским психологом и философом. Его ученица Дора Калфф создала метод «песочная терапия». Игра с песком, как консультативная методика была описана педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году.

«Песочная терапия» - это игровой метод, который позволяет ребенку рассказать свои проблемы, показать свои страхи, избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая естественная и любимая деятельность. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото.

Песок – необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Смешанный с водой, песок становиться более темным и приобретает качество земли. Песок становиться устойчивым и ему можно придать форму. Можно сказать, что ребенку на полчаса предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.

Для организации процесса песочной терапии на участке и в группе должна быть песочница, вода и коллекция миниатюрных фигур. Набор игрушек может быть самым разнообразным: животные, люди, деревья, здания, мосты, транспорт и многое другое. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Мы постепенно накапливаем и расширяем свою коллекцию игрушек.

Организуя игры в песочнице, я стремлюсь соблюдать важные принципы:

  1. Безопасность
  2. Самостоятельность и инициативность
  3. Активность ведущего взрослого
  4. Предупреждение открытых конфликтов между детьми
  5. Результативность.

Как происходит организация игрового процесса:

  1. Демонстрация песочницы.

Показать голубое дно песочницы – оно символизирует воду, а голубые борта – небо. Рассказать детям, что можно построить любой ландшафт.

  1. Демонстрация коллекции фигурок.

Предложить детям рассмотреть, подержать в руках фигурки. Рассказать детям, что они могут использовать разные фигурки для создания своего мира.

  1. Знакомство детей с правилами игры на песке.

Чтобы не допускать конфликтов (бросания песком друг в друга, разрушения построек) необходимо научить дошкольников бережному отношению к песку и друг другу с помощью ритуала. Детям рассказывается, что в песочнице живет властелин песка – Песочный человечек. Он очень веселый, забавный и знает много игр. Песочный человечек редко показывается людям, но если соблюдать правила поведения, то можно его увидеть. Раскрыть свои секреты он сможет только тем, кто готов соблюдать его законы, которые он приготовил в виде карточек-моделей. Дети вместе с воспитателем повторяют правила работы с песком (в песочнице нельзя драться, кусаться, песком кидаться). Соблюдение правил игры отслеживается при помощи этого забавного персонажа.

  1. Формирование темы занятия, инструкций к играм, содержание занятия.

Сказочный герой (Песочный человечек, а также Буратино, Волшебник, Листовички и др.) задают тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ и введение ребенка в проблему и ее разрешения. Он ведет игровой процесс, анализирует результаты творческих работ, подбадривает каждого ребенка.

5.Завершение занятия, ритуал выхода.

Ребята разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа, разравнивают песок и говорят слова благодарности песку, за то, что стали мудрее, добрее, затем прощаются с персонажем.

- Песочная психотерапия очень полезна и интересна как для деток, так и для взрослых, Как только мы видим, что ребенок сердится, вступает в конфликтные ситуации с ровесниками или просто шалит, мы предлагаем поиграть в песочнице. Дети с удовольствием играют в песке, строят горки, рисуют, то есть создают свой собственный мир. И уже через несколько минут их настроение улучшается.

. Психотерапевты не рекомендуют долго играть в одном и том же песке, потому что он впитывает негативную энергетику и таким образом загрязняется. Поэтому мы его периодически заменяем и очищаем.

Кроме того, может проводиться работа с песком на расстеленной клеёнке прямоугольной формы, образующей пространство без фиксированных границ. Детям необходимо ощущение бесконечности, безграничности. Кроме того, в данном случае ребёнок сам находится в пространстве игры, той вымышленной реальности, которую он сам создаёт: сидит на клеёнке, ходит о ней.

Проводить занятие в детском саду можно индивидуально или в группах. Оптимальный вариант для групповых занятий - 3 человека. При увеличении количества детей, в целях обеспечения безопасности малышей необходимо увеличить количество взрослых (помощников). Место проведения терапии должно быть тщательно подготовлено к занятию, чтобы во время игры с песком ребёнка ничего не отвлекало, рядом не было мягких игрушек и большого количества мебели. Ребёнку необходимо предоставить ощущение свободного пространства. Лучше всего расположиться на полу.

Что можно делать с песком?

 1) Рисовать на песке дыханием через трубочку для коктейля

 2) Рисовать на мокром песке тонким предметом

 3) Осуществлять работу с помощью рук (посыпание, пересыпание из руки в руку или из ёмкости в ёмкость)

 4) Искать игрушки, спрятанные в песке

 5) Создавать на песке композиции, используя различные игрушки, иллюстрировать свои истории, разыгрывать уже известные сказки, менять сюжет в соответствии со своим настроением или актуальной проблемой

Взрослый должен уделять внимание каждому ребёнку. Проявлять доброжелательность, принимать малыша таким, какой он есть, не навязывая ребёнку своих форм поведения. Взрослый человек должен быть человеком, очень корректно стимулирующим игру. Его задача - знакомить малыша с материалом, вовремя задавать уточняющие вопросы и помогать в ситуации, когда у ребёнка возникают трудности или паузы в игре, подключая новых персонажей, игрушки, включая музыку. Новые стимулы могут оживить в ребёнке новые желания, чувства, иначе развить сказочную линию и пустить игру в новое русло...

 Когда ребёнок освоится, то сам решит каким образом продолжить взаимодействие с песком и окружающим его миром. Ребёнок может работать молча, не обращая особого внимания на взрослого или только смотреть на игру взрослого. Это не должно смущать, так как ребёнок имеет полное право вести себя так, как считает нужным. На следующих занятиях малыш включится в игру.

 Ребёнок является автором идеи игры в песок, сам контролируя ход игры. Подобная самостоятельность - отличный способ повысить самооценку ребёнка, развивает его воображение. В случае, когда ребёнок проявляет агрессию, взрослый может активно включиться в игру, также став разрушителем и злодеем. Необходимо стараться, чтобы при сочинении песочной истории, её финал нёс в себе позитивные моменты, вселяющие в ребёнка уверенность в своих силах. Если малыш хочет плохого конца сказки, настаивает на разрушении, необходимо позволить ему побыть в этом негативе. Но на следующих занятиях плавно подводить к позитивному финалу. При этом необходимо задуматься о причинах подобного развития сюжета. В процессе песочных манипуляций ребёнок не только стимулирует тактильную сферу, развивает воображение, но и отыгрывает переживания и страхи, переносит свои чувства на песочную картину. Это должно быть явным звоночком для родителей.

Мы в своей группе используем песок круглый год. Дети очень любят игры в песке. В течение всех летних месяцев они неустанно «трудятся» в песочнице: строят башни, замки, дворцы, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить взаимопонимание. Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи.

 С наступлением зимы, мы не прощаемся с играми в песке до весны. Мы у себя в группе изготовили «минипесочницу». Это деревянный ящик, длина и ширина которого, составляет приблизительно 70 или 80 сантиметров, а высота около 20. Наша песочница помещается в, специально отведённом для неё,  месте, но, при необходимости, возможно, её перемещение в другое место. Наша «минипесочница» имеет широкий объём применения. Мы её используем как на занятиях, в совместной деятельности с детьми, так и для самостоятельных игр и деятельности детей.

Использование песка на занятиях.

      На речевых занятиях мы используем следующие методы и приёмы работы:

1. Беседа «Правила игры с песком в помещении», во время которой осуждаем то, что можно делать с песком в группе и чего нельзя (рассыпать песок, кидать его, переносить в другие места и так далее).

 2. Рассказывание из собственного опыта детей «Что я чувствую, играя с песком». Дети рассказывают о своих чувствах, ассоциациях, фантазиях, которые возникают у них во время игр с песком.

 3. Игра «Песок: хорошо – плохо». Дети могут назвать все полезные и вредные свойства песка.

 4. Наблюдение за сыплющимся песком (песочные часы) «Мои ощущения». Дети способны очень долго наблюдать за сыплющимся песком, несколько раз подряд переворачивая песочные часы. Это зрелище их завораживает. Затем они рассказывают о своих ощущениях.

  На занятиях по математике мы используем такие упражнения, как:

1. «Измерь и сосчитай». Дети ложками пересыпают песок из одной ёмкости в другую и считают их количество.

2. «Измерь разными мерками». Одно и то же количество песка измеряется разными мерными ложками и сравнивается их количество.

По изобразительной деятельности проводим следующие занятия:

 1. «Учимся рисовать песком». Такое занятие проводим на начальной стадии работы с каждым ребёнком индивидуально. Рисуем или переводим через копировальную бумагу какой-либо предмет. Берём кисточку с тонким кончиком, наносим ей по контуру рисунка клей ПВА, посыпаем это место песком и через1-2 минуты стряхиваем лишний песок обратно в ёмкость.

 2. «Рисуем картинку песком». Для занятия используется песок разных природных оттенков, а так же и песок, окрашенный нами гуашью в разные цвета и высушенный. Поверхность картинки постепенно покрывается клеем и засыпается одним цветом песка. Только после того, когда стряхивается лишний песок, работа может быть продолжена песком другого цвета. И так до тех пор, пока картинка не будет готова.

 3. Лепка из мокрого песка «Колобок и другие угощения для кукол».

После того, как дети овладели способом «рисования» песком на простых рисунках, мы вместе с ними создаём разнообразные сюжетные картины из песка. Используя в работе разноцветный, крашеный песок, дети поучают возможность создавать яркие, красивые поделки.. Эта работа помогает детям развивать мелкую моторику, а, следовательно, и мыслительную деятельность, развивает творчество, фантазию, стремление доводить до конца начатое дело, увидеть результат своего труда и получить от этого удовольствие и удовлетворение, что способствует возникновению положительных эмоций и снижению агрессивности.

Игры с песком.

Холодными зимними днями, когда нельзя гулять, или когда у нас каникулы, мы с детьми придумываем разные игры и развлечения. В этих мероприятиях мы тоже используем игры-развлечения с песком.

 1. Игра «Чей след?». На столе выставляется некоторое количество предметов. Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки. Один из детей отворачивается, а другой делает отпечаток на песке одним из предметов. Первый ребёнок, открыв

 глаза, должен отгадать предмет, которым был сделан отпечаток.

 2.Игра-эстафета «Передай другому». Дети становятся в колонну. Последнему из них воспитатель «рисует» на спине любую букву или цифру, если дети их уже знают. В противном случае можно нарисовать геометрическую фигуру или что-то другое. Ребёнок  «рисует» это же изображение впередистоящему. Этот ребёнок – следующему. Самый первый должен изобразить этот рисунок на песке. Затем сравнивается с тем, который был задуман. Если дети встанут в две колонны и получат задание на скорость, то это будет уже эстафета.

 3. Самостоятельные игры. В свободное время наши дети с удовольствием играют самостоятельно в «минипесочнице». Для этого у нас создана большая коллекция мелких игрушек: машинки, животные, камешки, ракушки, солдатики, бусинки, деревья, домики и многое другое. Детьми создаются разные панорамы для игр. Это и улицы с домами, деревьями, дорогами, с движущимся по ним, транспортом. Это зоопарк с животными и насекомыми. Это шахта, военный пост, морское дно или что-то другое. Эта песочница позволяет детям разыгрывать настоящие спектакли, что способствует развитию их речи, коммуникативных способностей, развивает фантазию, содействует обеспечению эмоционального комфорта, психического благополучия, что делает детей более добрыми и терпимыми, помогает корректировать их поведение.

 

Эффективность метода «Песочная терапия» позитивно влияют на эмоциональное самочувствие всех детей группы. В процесс «песочной терапии» были вовлечены и родители. Таким образом, у родителей появился интерес к общению с детьми, и проникаются всеми детскими проблемами. Они стали принимают активное участие в жизни группы и детского сада.

Когда ребенок находится в гармоничном равновесии с самим собой, его внутреннее состояние окрашено положительными эмоциями, и он знает, что справиться с любой ситуацией внутри себя – это придает ему уверенность. Таким образом, была решена  проблема в развитии эмоциональной сферы ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети поз...

Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром с использованием современных технологий

В даной статье изложена основная задача  воспитателя  по  ознакомлению  детей  с  предметным  миром - это помочь  дошкольнику  свободно  и...

Развитие эмоциональности детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором

Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путём нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Мой опыт убеждает возможности использовать фольклор во в...

Инновационный опыт воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Инновационный опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»Целью   педагогической идеи является  овладение детьми речью как средством общения и культуры при...

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Театрализация играет особую роль в жизни ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром, выполняют различные игровые задания, которые способствуют интеллектуальному развитию. Ребенок сочувствуе...

Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)

Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....