«Идите, дети, в мир большой дорогами добра!» (Развитие эмпатии детей дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.)
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Евгения Петровна Климовская

На фоне  прогрессивных изменений требований современного общества, где главное внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка, а главным критерием является объем усвоенных им знаний,  развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Актуальным направлением образовательно-воспитательного процесса современной школы является социализация детей, их приобщение к общечеловеческим гражданским и культурным ценностям, правилам жизни в обществе.  В данной методической разработке развитие эмпатии, рассматривается в качестве одной из наиболее приоритетных задач эмоционального воспитания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Идите, дети, в мир большой дорогами добра!»

(Развитие эмпатии детей дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.)

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения... (Платон)

Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. (Бертольд Ауэрбах)

Развитие нравственных чувств детей дошкольного и раннего школьного возраста происходит внутри учебно-игровой деятельности. Так, осваивая новые знания, общаясь со сверстниками, воспитателем или учителем, созерцая явления природы, знакомясь с художественными и музыкальными произведениями ребёнок учится эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру -пониманию своих эмоций, чувств, а также сопереживанию другому. Механизмом возникновения сопереживания является эмпатия.

Эмпатия - это восприятие внутреннего мира другого человека как своего собственного и постоянная «открытость» к изменениям в переживаниях другого.

Нельзя недооценивать эмоциональное развитие ребенка, ведь именно оно является одним из существенных условий успешного воспитания и обучения. Тенденция развития современного общества диктует свои правила и нормы, в которых общение детей зачастую сводится к использованию компьютеризованных технологий.

Наблюдая за дошкольниками в игре, повседневной жизни, можно прийти к выводу, что дети часто не умеют выражать свои эмоции, а также правильно оценивать и трактовать эмоции других детей. Это является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Известно, что одним из важнейших аспектов формирования эмоциональной сферы ребенка, является развитие эмпатии - через нее происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей. По мере психического развития ребенка и структурирования его личности эмпатия становится ещё и

В целях эффективного развития эмпатии у детей среднего дошкольного возраста мы разработали систему работы, цель которой – развить представление ребенка о сложном мире человеческих эмоций; научить проживать различные эмоциональные состояния; научить ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах других людей. Вся работа предполагает деятельность по 3 направлениям:

I непосредственная работа с детьми через совместную деятельность в рамках кружковой работы 1 раз в неделю во второй половине дня;

II взаимодействие со специалистами ДОУ;

III работа с семьями воспитанников.

Работу с детьми можно разделить на 3 блока, каждый из которых решает определенные задачи по формированию механизма эмпатии.

1. «Нам без музыки нельзя- мы ведь с музыкой друзья».

Блок представляет собой серию занятий, целью которых является обогащение понятия ребенка о своих чувствах и чувствах которые испытывают окружающие.

2. «О чем же играет шарманка?»

Тоже представляет собой цикл занятий, целью которых – развивать умение детей определять эмоциональное состояние других людей по средствам мимики, жестов, интонации. Развивать способность переживать свои чувства по поводу эмоционального состояния другого.

3. «Музыкальный театр»

Здесь цикл занятий основан на музыкально-ритмической деятельности, сюжетно-образных инсценировках, инсценировках музыкальных произведений. Этот блок решал задачи формирования поведенческого компонента эмпатии, умения осознавать свои действия, вызывающие эмоциональную реакцию у другого ребенка (или взрослого).

Для работы с детьми мы отобрали действенные и эффективные формы работы, которые вызывают у детей наибольший интерес к предложенной им деятельности:

- Изготовление детских музыкальных инструментов из бросового и природного.

Например, ударные инструменты – из скорлупы грецких орехов, крышек от пластиковых контейнеров и карандашей, шумовые из контейнеров с разными наполнителями из круп и др.

- Свободное музицирование.

Для этого использовали всевозможные предметы, находящиеся в пределах группового пространства и изготовленные своими руками музыкальные инструменты.

- Слушание музыкальных произведений и зарисовки настроения этих произведений с использованием любых художественных средств: красок, карандашей, фломастеров, мелков;

- Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств;

- Постановка пластических этюдов: произвольных движений под музыку, как чувствуем, так и двигаемся;

- Использование релаксационных упражнений для снятия мышечного напряжения и эмоционального;

- Постановка небольших инсценировок под музыку, отрезки из любимых сказок;

- Создание выставок детских работ отражающих различные эмоции при прослушивании музыки;

- Игра;

Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Крупный теоретик музыкознания Б.В. Асафьев, подчёркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в музыке, как и в речи, всегда содержится определённый тонус звучания, который он называл «речью чувства», «состоянием тонового напряжения». Поэтому, развивая у детей способность различать эмоциональную окраску, выразительность музыкальных интонаций, полезно сравнивать их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д.

Чтобы определить «палитру» эмоций, которые может испытать ребёнок, слушающий музыку, воспользуемся классификацией типов эмоций, предложенной В.Н. Холоповой, которая выделяет: эмоции как фактор саморегуляции личности; эмоции как чувство жизни; эмоции восхищения мастерством искусства; изображаемые в музыки эмоции; природные эмоции музыки.

Во-первых, процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.

Во-вторых, процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребёнка, а педагог помогает ему установить такую связь, это существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника. Отметим, что в данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность педагога и психолога детского сада. Только знание и понимание ребёнка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.

Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребёнок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своём эмоциональном состоянии. Если настроение у него не весёлое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш.

В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью.

В-четвёртых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделён определённым эмоциональным состоянием. Если педагог хочет представить детям с помощью музыки тот или иной образ, то лучше это сделать на примере программных произведений. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» – произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева, Р. Шумана и др.

Эмоциональное состояние отражают и непрограммные пьесы. Широта использования данных музыкальных произведений зависит от музыкальной культуры и вкуса самого педагога. Так, например, музыке композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) свойственна передача нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.

В-пятых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает природные эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера. Поэтому движения успешно используются для осознания детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства можно моделировать (моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.

Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.

Метод уподобления характеру звучания музыки, о котором упоминалось выше, предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание эмоционально-образного содержания музыки. Уподобление музыке способствует своеобразной подстройке к звучанию, нахождению «эмоционального унисона» и является способом выявления и выражения смысла музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. Для применения данного метода необходима творческая распознавательная установка на восприятие и выражение эмоций – характера звучания и развития музыкального образа.

Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность

Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность...

Развитие детей раннего возраста через музыкально игровую деятельность

Развитие детей раннего возраста через музыкально игровую деятельность            ...

Развитие детей раннего возраста через музыкально - игровую деятельность»

Ранний возраст это важный период в жизни каждого ребёнка, когда закладываются основные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.Период  раннего возраста- один из самых сложных для р...

Статья "Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность"

Ранний возраст это важный период в жизни каждого ребёнка, когда закладываются основные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.Период  раннего возраста- один из самых сложных для р...

«Выражение песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Использование в работе музыкального руководителя ДОУ вокальных импровизаций на основе игровых и творческих заданий»

Проблема процесса  развития  ребенка в творчестве  музыкального  воспитания  имеет обширный спектр научно-практических решений, так как процесс творчества связан с переживания...